Кто сглазил "Булаву"?
admin 21 Июля 2009 в 10:05:22
Расследование неудачных пусков новой ракеты поручили спецслужбам
15 июля состоялось очередные, одиннадцатые по счету испытания межконтинентальной баллистической ракеты "Булава". Ждали их с нетерпением, поскольку правительство, военные и разработчики почти семь месяцев всячески старались убедить общественность, что после многочисленных неудач перепроверят все "от и до" и в скором времени примут ракету на вооружение. В успех очередного пуска успели поверить даже закоренелые скептики. Но, увы, чуда не произошло. Запущенная с борта подводной лодки "Дмитрий Донской" "Булава" снова самоликвидировалась. По словам участников испытаний, это случилось из-за нештатного срабатывания первой ступени, хотя в неудачах "Булавы" уже успели обвинить диверсантов, к поиску которых подключились спецслужбы.
Сообщения об очередном пуске "Булавы" на этот раз появились на лентах информагентств лишь на следующий день после испытаний. Очевидно, что после столь тщательной подготовки, которая снова привела к нулевому результату, сообщить о нем было непросто. Напомним, что после провала 23 декабря 2008 года за злополучную ракету взялись основательно, по-видимому, решив действовать не нахрапом, а более продуманно и последовательно. Все это время не прекращались и попытки найти причину прежних неудачных испытаний. Версии выдвигались разные, в том числе — весьма экзотические.
В середине марта источник в Минобороны сообщил журналистам, что пуск ракеты 23 декабря завершился самоликвидацией из-за бракованного пиропатрона: "Причина последней неудачи с пуском "Булавы" — чисто техническая, один из смежников поставлял некондиционные пиропатроны, которые используются при отделении ступеней ракеты. Надо было проверить сто раз, а проверили всего пять. Отсюда результат, а точнее его отсутствие".
В конце апреля 2009 года замминистра обороны РФ генерал армии Владимир Поповкин заявил, что перед очередным пуском "Булава" пройдет дополнительную серию наземных стендовых испытаний. "Ничего страшного в последней аварии нет, — подчеркнул он. — Необходимо смоделировать ряд испытаний на земле".
Примерно в тоже время в средствах массовой информации появились слухи о том, что в неудачах новой российской ракеты виноваты вовсе не разработчики, а американцы, якобы использовавшие новейшие средства радиоэлектронной борьбы с баз на Аляске, в Северной Европе и Гренландии. Тем не менее, министр обороны РФ Анатолий Сердюков поспешил опровергнуть это сообщение.
"Принятие на вооружение любой ракеты — сложный и, к сожалению, не такой быстрый период, — констатировал министр. — "Булава" не исключение. Все остальные ракеты также проходили серьезные испытания, не избежав неудач и ошибок".
В начале июня с еще более странным заявлением выступил вице-премьер России Сергей Иванов, курирующий оборонно-промышленный комплекс. По его словам, это был "технологический брак", который не удавалось обнаружить ранее, поскольку в создании ракеты участвуют около 650 предприятий и проследить за качеством всех узлов невозможно.
Столь странное признание чиновника высокого ранга вызвало недоумение. Любое высокотехнологичное вооружение, что не секрет, создается при участии десятков, а то и сотен конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, заводов и прочих организаций, однако создатели стараются хоть как-то гарантировать результат своей работы. Получается, что в случае с "Булавой" российское правительство признало, что попросту не в состоянии проконтролировать разработчиков и производителей ракеты.
Время шло, сообщений об очередных испытаниях все не было и не было. Лишь 13 июля в России снова вспомнили про "Булаву", когда президент Дмитрий Медведев, награждая в Сочи участников операции по борьбе с пиратами в Аденском заливе, сообщил о проведенном ранее успешном испытании стратегической ракеты морского базирования. "Цель была достигнута, а падение частей ракеты произошло в запланированном месте", — отметил глава государства. Не уточнив, впрочем, о какой именно ракете идет речь.
Последнее обстоятельство не помешало многим средствам массовой информации сообщить о том, что в России состоялись долгожданные удачные испытания "Булавы". Но в тот же день источник в военном ведомстве опроверг эту информацию, уточнив, что президент имел в виду испытания баллистической ракеты "Синева". Они, судя по другому сообщению представителя Минобороны, проводились "по программе продления срока службы" старой ракеты.
На следующий же день, как сообщил начальник Генштаба российской армии Николай Макаров, военные провели еще одни испытания ракеты "Синева". По его словам, "все блоки пришли в назначенный район, пуск по всем параметрам проведен успешно". При этом, как подчеркнул начальник Генштаба, испытания проводились на максимальной и минимальной дальности, по навесной и баллистической траекториям.
Испытания "Булавы" последовали сразу же за двумя пусками "Синевы", которую, согласно планам военных, и должна сменить новая ракета. Но ситуация, увы, повторилась: старая-добрая "Синева" снова отработала "на все сто", а новая "Булава" подкачала.
Какую стратегию дальше намерены выбрать военные и создатели "Булавы", пока сказать сложно. Но, судя по всему, в ближайшие месяцы российское правительство займется не только поиском технических проблем, но и виноватых. Судя по последним сообщениям информагентств, теперь поиск "ахиллесовой пяты" ракеты поручат и российским спецслужбам.
По словам источника РИА Новости, в ракету могла попасть дефектная деталь "из-за отсутствия эффективного контроля за качеством со стороны либо завода-изготовителя, либо при непосредственной сборке ракеты". При этом, по словам неназванного представителя спецслужб, "учитывая государственную важность принятия на вооружение новой ракеты для морских стратегических ядерных сил России, и то, и другое будет расцениваться как факт диверсии".
Причиной попадания дефектных деталей в технологическую цепочку производства ракеты могла стать преступная халатность, считает собеседник агентства. По его словам, это тоже может быть расценено как диверсия.
Как сообщил "Интерфаксу " источник в военно-промышленном комплексе России, возможной причиной провала испытаний "Булавы" стал прогар в корпусе, из-за чего траектория полета изменилась и автоматика выдала команду на самоликвидацию. Собеседник агентства также заявил, что из-за неудачного пуска могут быть приняты организационные меры в отношении руководства программы.
Поиск виноватых все же вряд ли ускорит разработку ракеты и, скорее, еще больше сместит фокус с главных проблем на второстепенные. В неудачных пусках можно обвинить кого угодно и что угодно — хоть диверсантов, хоть сглаз, но ситуация от этого наверняка не особо изменится.
Впрочем, закрыть программу теперь будет также проблематично: специально под "Булаву" строится целая серия атомных подводных лодок проекта "Борей", одна из которых уже вышла на испытания. Если на "Булаве" поставят крест, придется кардинально менять дизайн субмарин, что также выльется в значительные временные и финансовые затраты.
Андрей Федоров, Lenta.ru
15 июля состоялось очередные, одиннадцатые по счету испытания межконтинентальной баллистической ракеты "Булава". Ждали их с нетерпением, поскольку правительство, военные и разработчики почти семь месяцев всячески старались убедить общественность, что после многочисленных неудач перепроверят все "от и до" и в скором времени примут ракету на вооружение. В успех очередного пуска успели поверить даже закоренелые скептики. Но, увы, чуда не произошло. Запущенная с борта подводной лодки "Дмитрий Донской" "Булава" снова самоликвидировалась. По словам участников испытаний, это случилось из-за нештатного срабатывания первой ступени, хотя в неудачах "Булавы" уже успели обвинить диверсантов, к поиску которых подключились спецслужбы.
Сообщения об очередном пуске "Булавы" на этот раз появились на лентах информагентств лишь на следующий день после испытаний. Очевидно, что после столь тщательной подготовки, которая снова привела к нулевому результату, сообщить о нем было непросто. Напомним, что после провала 23 декабря 2008 года за злополучную ракету взялись основательно, по-видимому, решив действовать не нахрапом, а более продуманно и последовательно. Все это время не прекращались и попытки найти причину прежних неудачных испытаний. Версии выдвигались разные, в том числе — весьма экзотические.
В середине марта источник в Минобороны сообщил журналистам, что пуск ракеты 23 декабря завершился самоликвидацией из-за бракованного пиропатрона: "Причина последней неудачи с пуском "Булавы" — чисто техническая, один из смежников поставлял некондиционные пиропатроны, которые используются при отделении ступеней ракеты. Надо было проверить сто раз, а проверили всего пять. Отсюда результат, а точнее его отсутствие".
В конце апреля 2009 года замминистра обороны РФ генерал армии Владимир Поповкин заявил, что перед очередным пуском "Булава" пройдет дополнительную серию наземных стендовых испытаний. "Ничего страшного в последней аварии нет, — подчеркнул он. — Необходимо смоделировать ряд испытаний на земле".
Примерно в тоже время в средствах массовой информации появились слухи о том, что в неудачах новой российской ракеты виноваты вовсе не разработчики, а американцы, якобы использовавшие новейшие средства радиоэлектронной борьбы с баз на Аляске, в Северной Европе и Гренландии. Тем не менее, министр обороны РФ Анатолий Сердюков поспешил опровергнуть это сообщение.
"Принятие на вооружение любой ракеты — сложный и, к сожалению, не такой быстрый период, — констатировал министр. — "Булава" не исключение. Все остальные ракеты также проходили серьезные испытания, не избежав неудач и ошибок".
В начале июня с еще более странным заявлением выступил вице-премьер России Сергей Иванов, курирующий оборонно-промышленный комплекс. По его словам, это был "технологический брак", который не удавалось обнаружить ранее, поскольку в создании ракеты участвуют около 650 предприятий и проследить за качеством всех узлов невозможно.
Столь странное признание чиновника высокого ранга вызвало недоумение. Любое высокотехнологичное вооружение, что не секрет, создается при участии десятков, а то и сотен конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, заводов и прочих организаций, однако создатели стараются хоть как-то гарантировать результат своей работы. Получается, что в случае с "Булавой" российское правительство признало, что попросту не в состоянии проконтролировать разработчиков и производителей ракеты.
Время шло, сообщений об очередных испытаниях все не было и не было. Лишь 13 июля в России снова вспомнили про "Булаву", когда президент Дмитрий Медведев, награждая в Сочи участников операции по борьбе с пиратами в Аденском заливе, сообщил о проведенном ранее успешном испытании стратегической ракеты морского базирования. "Цель была достигнута, а падение частей ракеты произошло в запланированном месте", — отметил глава государства. Не уточнив, впрочем, о какой именно ракете идет речь.
Последнее обстоятельство не помешало многим средствам массовой информации сообщить о том, что в России состоялись долгожданные удачные испытания "Булавы". Но в тот же день источник в военном ведомстве опроверг эту информацию, уточнив, что президент имел в виду испытания баллистической ракеты "Синева". Они, судя по другому сообщению представителя Минобороны, проводились "по программе продления срока службы" старой ракеты.
На следующий же день, как сообщил начальник Генштаба российской армии Николай Макаров, военные провели еще одни испытания ракеты "Синева". По его словам, "все блоки пришли в назначенный район, пуск по всем параметрам проведен успешно". При этом, как подчеркнул начальник Генштаба, испытания проводились на максимальной и минимальной дальности, по навесной и баллистической траекториям.
Испытания "Булавы" последовали сразу же за двумя пусками "Синевы", которую, согласно планам военных, и должна сменить новая ракета. Но ситуация, увы, повторилась: старая-добрая "Синева" снова отработала "на все сто", а новая "Булава" подкачала.
Какую стратегию дальше намерены выбрать военные и создатели "Булавы", пока сказать сложно. Но, судя по всему, в ближайшие месяцы российское правительство займется не только поиском технических проблем, но и виноватых. Судя по последним сообщениям информагентств, теперь поиск "ахиллесовой пяты" ракеты поручат и российским спецслужбам.
По словам источника РИА Новости, в ракету могла попасть дефектная деталь "из-за отсутствия эффективного контроля за качеством со стороны либо завода-изготовителя, либо при непосредственной сборке ракеты". При этом, по словам неназванного представителя спецслужб, "учитывая государственную важность принятия на вооружение новой ракеты для морских стратегических ядерных сил России, и то, и другое будет расцениваться как факт диверсии".
Причиной попадания дефектных деталей в технологическую цепочку производства ракеты могла стать преступная халатность, считает собеседник агентства. По его словам, это тоже может быть расценено как диверсия.
Как сообщил "Интерфаксу " источник в военно-промышленном комплексе России, возможной причиной провала испытаний "Булавы" стал прогар в корпусе, из-за чего траектория полета изменилась и автоматика выдала команду на самоликвидацию. Собеседник агентства также заявил, что из-за неудачного пуска могут быть приняты организационные меры в отношении руководства программы.
Поиск виноватых все же вряд ли ускорит разработку ракеты и, скорее, еще больше сместит фокус с главных проблем на второстепенные. В неудачных пусках можно обвинить кого угодно и что угодно — хоть диверсантов, хоть сглаз, но ситуация от этого наверняка не особо изменится.
Впрочем, закрыть программу теперь будет также проблематично: специально под "Булаву" строится целая серия атомных подводных лодок проекта "Борей", одна из которых уже вышла на испытания. Если на "Булаве" поставят крест, придется кардинально менять дизайн субмарин, что также выльется в значительные временные и финансовые затраты.
Андрей Федоров, Lenta.ru
|