ЦЕНА ЖИЗНИ ИЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ ЦЕНЫ
BUMER 25 Декабря 2013 в 12:40:48
Алматы. 25 декабря. КазТАГ. Тулкин Ташимов. На наших дорогах давно идет война машин и людей. Причем первые, судя по статистике, этот бой пока выигрывают всухую. Единственный выход потребовать у правительства или парламента принятия таких мер, чтобы денежная компенсация за гибель людей на дороге стала очень высокой. Других вариантов понять, в какую сумму наши жизни оценивают власти, просто нет.
Случаев, когда человека сбивает машина, становится все больше и больше. Но что странно, ни виновник ДТП, ни пострадавшая сторона не могут вести предметный разговор о денежной компенсации, так как в нашем законодательстве нет четкой и понятной методики ее расчета. Отсутствие такой методики – это наследие СССР, когда с высоких трибун чиновники любили говорить о бесценности человеческой жизни. Тогда же официальная пропаганда внушала населению мысль о том, что Запад, где такие методики имеются, прогнил, не гуманен, и даже жизнь человека там можно измерить деньгами.
Время прошло, Союз развалился, и на его руинах появились независимые государства, которые штамповали, штампуют и будут штамповать собственные законы.
Правда, они не думают пока на
законодательном уровне внедрять методику компенсации. Видимо, глубоко в душе многие из нас еще не готовы к тому, чтобы оценивать человеческую жизнь в денежном эквиваленте.
В том, что такая методика уже давно востребована, приходится убеждаться чуть ли не ежедневно. Аварий все больше, а проблем с компенсаций океан.
Так получилось, что родного брата моего сослуживца Кайрата Матрекова сбила машина. Насмерть. И к тому же «Мерседес» с кыргызскими госномерами. Как выяснилось в ходе еще ведущегося следствия, автомобиль выехал на встречную полосу движения и, не тормозя, совершил наезд на человека, который, как утверждают свидетели, даже не дошел до середины проезжей части. Также они убеждены, что погибший сознательно пропускал машину. В результате ДТП сиротами остались четверо
малышей: трое малолетних детей и ребенок, который вот-вот должен появиться на свет.
Эта история случилась уже более месяца назад, идет следствие, но меня не покидает ощущение какой-то безысходности. И чем круче закручивается интрига, тем в большей степени я убеждаюсь в том, что жизнь брата моего коллеги практически ничего не стоит.
Понятно, что родственники виновника ДТП делают и будут делать все от них зависящее, чтобы сидевшего за рулем молодого человека не посадили в тюрьму.
Их действия человеческой логикой объяснимы. Понятно и то, что родственники погибшего делают и будут делать все от них зависящее, чтобы обеспечить дальнейшее достойное существование семьи, оставшейся без единственного кормильца.
Понятно и то, что стороны должны прийти к компромиссу, чтобы, с одной стороны, жизнь молодому человеку не испортить, с другой стороны семью погибшего по миру не пустить.
Рассуждать легко, так как сам процесс рассуждения ни к чему не обязывает. Но как достичь компромисса в условиях, когда инструментов его достижения в законодательстве вообще нет? Вот и приходится выкручиваться.
Причем, все происходит наобум. Родственники пострадавшей стороны пытаются делать свои расчеты, главная цель которых материально обеспечить вдову. Она ведь просто обязана самостоятельно поднять детей и по мере возможностей дать им хорошее образование.
В свою очередь родственникам виновника ДТП приходится исходить из своих возможностей. Проблема в том, что расчеты родственников пострадавшей стороны никак не стыкуются с возможностями родственников виновника ДТП. И все потому, что в законодательстве нет методики расчета компенсации.
Могу с большой вероятностью утверждать, что зачастую пострадавшей стороне предлагаются мизерные суммы компенсации.
И пострадавшая сторона, подумав, взвесив все «за» и «против», часто соглашается на условия родственников виновника ДТП. По принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». В такой, практически безвыходной ситуации, оказался Кайрат Матреков.
Вместе тем на Западе человек намного реже в такие безвыходные ситуации попадает. Так, по немецким законам в случае наезда на пешехода виноватым на 100% будет водитель. В Германии даже просто напугать человека визгом тормозов ужасное нарушение. Причем европейские и американские суды относятся к жизни человека с уважением: в Европе компенсация за гибель пострадавшего составляет от 600 тыс. до 1,5 млн евро, в США как минимум 3 млн долларов. При этом в США методика расчета компенсации является довольно сложной и берет в расчет такие факторы, как возраст, образование, работу и годовой доход. А в Японии, к примеру, имеется институт обязательного страхования автогражданской ответственности. То есть, если водитель становится виновником ДТП, в котором пострадали другие люди, то страховщики оплатят лечение пострадавших или, в случае гибели, выплатят компенсацию родственникам.
Кстати, на Западе не только гражданин, но и власти весьма ответственны. Чтобы иметь полное понятие, о каких конкретно суммах компенсации может идти речь, достаточно привести в качестве примера случай, который произошел в США в 2011 году. Тогда американский суд принял решение, по которому правительство США обязано выплатить 17,8 млн долларов семье из Сан-Диего. В 2008 году на дом данного семейства упал военный истребитель. В
результате погибли четверо членов семьи. Также отметим, что правительство полностью признало свою вину. Сообщается, что причиной аварии и падения военного самолета США стали неполадки техники и
ошибка пилота.
Другой случай произошел в Японии. Там местный суд обязал сеть магазинов «Токю хэндс» выплатить жене и сыну одного из своих служащих 830 тыс. долларов. Служащий старательно трудился в отделе кухонных
принадлежностей, а потом взял и умер во сне в возрасте 30 лет. А его вдова смогла доказать, что ее муж погиб от переутомления на работе.
Теперь сравните. В результате катастрофы самолета авиакомпании Scat близ Алматы в конце января 2013 года погибли 5 членов экипажа и 16 пассажиров. Власти приняли решение об оказании материальной помощи со стороны государства в размере 1 млн тенге, а со стороны авиакомпании выплачена компенсация в размере 3 млн тенге. Итого 4 млн тенге. В России размер компенсации мало чем отличается от нашей, ее максимальный размер 1 млн рублей.
Но такие компенсации предусмотрены исключительно после авиакатастроф. Тогда как при ДТП суммы компенсаций ниже, причем в разы. Но если в воздухе еще есть определенный порядок, то на дорогах же творится откровенный беспредел. Знаю много случаев, когда отпрыски богатых казахстанцев давят на автомобилях простых соотечественников, а потом откупаются деньгами: часто суммой от 2 до 10 тыс. долларов. По самым скромным подсчетам, это от 2 до 10 средних зарплат жителя Алматы, или от 4 до 20 средних зарплат жителя регионов. Знаю случаи, когда богатые казахстанцы оставляют в крутом ресторане по 10 тыс. долларов США в один присест. Вот и считайте: за ужин в ресторане они могут задавить насмерть 5 человек, а если родственники слишком
упрямые 1 человека.
Часто родственники потерпевшего сталкиваются с банальной наглостью. Так, в 2010 году родственники 21-летней Жадыры Сармантаевой, которую сбила машина высокопоставленного полицейского, добились открытия уголовного дела только после того, как девушка скончалась в больнице. Тогда за рулем автомобиля
находился замначальника по следствию управления внутренних дел Бухар-Жырауского района Карагандинской области Булат Мукашев. Дядя Жадыры, Серик Жумабеков, тогда признался, что
сотрудники полиции опровергают информацию о том, что их коллега был пьян за рулем. Но очевидцы, по его словам, утверждают, что «водитель еле держался на ногах».
Статистика свидетельствует о том, что люди на дорогах стали своеобразной мишенью для машин. С начала текущего года в Уральске 4 из 10 ДТП наезд на пешехода. В общей сложности здесь произошло 341 ДТП, в которых погиб 61 человек и 421 получил ранения различных степеней тяжести. «Все это из-за несоблюдения правил дорожного движения», - сообщил СМИ инспектор отделения организационно-профилактической работы и контроля УДП ДВД ЗКО Нуртай Лезов.
Не лучше обстоят дела в столице и других регионах. Только за январь 2012 года в Астане 56,7% всех ДТП это наезды на пешеходов. А с начала 2013 года в Жамбылской области произошло 429 наездов на пешеходов, в которых 44 пешехода погибли и 407 получили различные травмы.
Война машин и людей идет в масштабах всего Казахстана. Так, в феврале 2013 года в ходе интернет-конференции тогда еще председатель комитета дорожной полиции МВД РК полковник Берик Бисенкулов привел страшные данные. По итогам 2012 года каждое второе ДТП было связано с наездами на пешеходов (44,3%), на долю которых пришлось 29,6% и 32,9% от общего числа погибших и раненых соответственно. Всего с участием пешеходов зарегистрировано 6276 ДТП, в которых 896 человек погибли и 5760 получили травмы.
В текущем году ситуация более чем усугубилась. Согласно сведениям банка данных учета ДТП и лиц, в них пострадавших, за 11 месяцев 2013 года по республике наблюдается увеличение на 60,9% числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель или ранение людей. В том, что война на дорогах идет нешуточная, свидетельствуют и такие цифры на дорогах страны
зарегистрировано 4179 ДТП, в которых погибли 1636 человек.
А между тем, согласно казахстанскому законодательству, практически любой наезд на пешехода со смертельным исходом приравнивается к деянию, повлекшему по неосторожности смерть человека, и наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет. Если не было умысла.
Следуя формальной логике, за это необходимо ужесточать наказание. Думаю, многим и так все понятно: чем больший срок будет грозить виновнику ДТП, тем большую сумму сможет получить потерпевшая сторона. Однако, принимая во внимание уровень коррумпированность общества, а
также большие проблемы с привлечением к ответственности лиц, приближенных к власти, от идеи ужесточения наказания лучше всего просто отказаться. Она априори неэффективна.
Значит, есть смысл пойти другим путем. Например, ввести в законодательство норму, в которой будет четко и ясно сформулирована методика расчета компенсаций. Как в США, при расчете компенсации брать в расчет такие факторы, как возраст, образование, работу и годовой доход погибшего. А также по японскому опыту ввести страховку, покрывающую весь ущерб, нанесенный виновником ДТП. Тогда, как мне представляется, прежде чем жать на педаль газа, водитель хотя бы призадумается, к чему может привести быстрая езда. Ну, и самое главное, мы тем самым избавим и потенциального виновника ДТП, и потенциальных родственников жертвы от долгих и мучительных переговоров, которые кроме разочарования и раздражения ничего не дают.
При таком раскладе жизнь каждого из нас для начала хотя бы оценят. И тогда станет понятно то, в какую конкретно сумму власти оценивают жизнь человека. Что, кстати, уже неплохо...
(c) МИА "КазТАГ" 2013.
Случаев, когда человека сбивает машина, становится все больше и больше. Но что странно, ни виновник ДТП, ни пострадавшая сторона не могут вести предметный разговор о денежной компенсации, так как в нашем законодательстве нет четкой и понятной методики ее расчета. Отсутствие такой методики – это наследие СССР, когда с высоких трибун чиновники любили говорить о бесценности человеческой жизни. Тогда же официальная пропаганда внушала населению мысль о том, что Запад, где такие методики имеются, прогнил, не гуманен, и даже жизнь человека там можно измерить деньгами.
Время прошло, Союз развалился, и на его руинах появились независимые государства, которые штамповали, штампуют и будут штамповать собственные законы.
Правда, они не думают пока на
законодательном уровне внедрять методику компенсации. Видимо, глубоко в душе многие из нас еще не готовы к тому, чтобы оценивать человеческую жизнь в денежном эквиваленте.
В том, что такая методика уже давно востребована, приходится убеждаться чуть ли не ежедневно. Аварий все больше, а проблем с компенсаций океан.
Так получилось, что родного брата моего сослуживца Кайрата Матрекова сбила машина. Насмерть. И к тому же «Мерседес» с кыргызскими госномерами. Как выяснилось в ходе еще ведущегося следствия, автомобиль выехал на встречную полосу движения и, не тормозя, совершил наезд на человека, который, как утверждают свидетели, даже не дошел до середины проезжей части. Также они убеждены, что погибший сознательно пропускал машину. В результате ДТП сиротами остались четверо
малышей: трое малолетних детей и ребенок, который вот-вот должен появиться на свет.
Эта история случилась уже более месяца назад, идет следствие, но меня не покидает ощущение какой-то безысходности. И чем круче закручивается интрига, тем в большей степени я убеждаюсь в том, что жизнь брата моего коллеги практически ничего не стоит.
Понятно, что родственники виновника ДТП делают и будут делать все от них зависящее, чтобы сидевшего за рулем молодого человека не посадили в тюрьму.
Их действия человеческой логикой объяснимы. Понятно и то, что родственники погибшего делают и будут делать все от них зависящее, чтобы обеспечить дальнейшее достойное существование семьи, оставшейся без единственного кормильца.
Понятно и то, что стороны должны прийти к компромиссу, чтобы, с одной стороны, жизнь молодому человеку не испортить, с другой стороны семью погибшего по миру не пустить.
Рассуждать легко, так как сам процесс рассуждения ни к чему не обязывает. Но как достичь компромисса в условиях, когда инструментов его достижения в законодательстве вообще нет? Вот и приходится выкручиваться.
Причем, все происходит наобум. Родственники пострадавшей стороны пытаются делать свои расчеты, главная цель которых материально обеспечить вдову. Она ведь просто обязана самостоятельно поднять детей и по мере возможностей дать им хорошее образование.
В свою очередь родственникам виновника ДТП приходится исходить из своих возможностей. Проблема в том, что расчеты родственников пострадавшей стороны никак не стыкуются с возможностями родственников виновника ДТП. И все потому, что в законодательстве нет методики расчета компенсации.
Могу с большой вероятностью утверждать, что зачастую пострадавшей стороне предлагаются мизерные суммы компенсации.
И пострадавшая сторона, подумав, взвесив все «за» и «против», часто соглашается на условия родственников виновника ДТП. По принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». В такой, практически безвыходной ситуации, оказался Кайрат Матреков.
Вместе тем на Западе человек намного реже в такие безвыходные ситуации попадает. Так, по немецким законам в случае наезда на пешехода виноватым на 100% будет водитель. В Германии даже просто напугать человека визгом тормозов ужасное нарушение. Причем европейские и американские суды относятся к жизни человека с уважением: в Европе компенсация за гибель пострадавшего составляет от 600 тыс. до 1,5 млн евро, в США как минимум 3 млн долларов. При этом в США методика расчета компенсации является довольно сложной и берет в расчет такие факторы, как возраст, образование, работу и годовой доход. А в Японии, к примеру, имеется институт обязательного страхования автогражданской ответственности. То есть, если водитель становится виновником ДТП, в котором пострадали другие люди, то страховщики оплатят лечение пострадавших или, в случае гибели, выплатят компенсацию родственникам.
Кстати, на Западе не только гражданин, но и власти весьма ответственны. Чтобы иметь полное понятие, о каких конкретно суммах компенсации может идти речь, достаточно привести в качестве примера случай, который произошел в США в 2011 году. Тогда американский суд принял решение, по которому правительство США обязано выплатить 17,8 млн долларов семье из Сан-Диего. В 2008 году на дом данного семейства упал военный истребитель. В
результате погибли четверо членов семьи. Также отметим, что правительство полностью признало свою вину. Сообщается, что причиной аварии и падения военного самолета США стали неполадки техники и
ошибка пилота.
Другой случай произошел в Японии. Там местный суд обязал сеть магазинов «Токю хэндс» выплатить жене и сыну одного из своих служащих 830 тыс. долларов. Служащий старательно трудился в отделе кухонных
принадлежностей, а потом взял и умер во сне в возрасте 30 лет. А его вдова смогла доказать, что ее муж погиб от переутомления на работе.
Теперь сравните. В результате катастрофы самолета авиакомпании Scat близ Алматы в конце января 2013 года погибли 5 членов экипажа и 16 пассажиров. Власти приняли решение об оказании материальной помощи со стороны государства в размере 1 млн тенге, а со стороны авиакомпании выплачена компенсация в размере 3 млн тенге. Итого 4 млн тенге. В России размер компенсации мало чем отличается от нашей, ее максимальный размер 1 млн рублей.
Но такие компенсации предусмотрены исключительно после авиакатастроф. Тогда как при ДТП суммы компенсаций ниже, причем в разы. Но если в воздухе еще есть определенный порядок, то на дорогах же творится откровенный беспредел. Знаю много случаев, когда отпрыски богатых казахстанцев давят на автомобилях простых соотечественников, а потом откупаются деньгами: часто суммой от 2 до 10 тыс. долларов. По самым скромным подсчетам, это от 2 до 10 средних зарплат жителя Алматы, или от 4 до 20 средних зарплат жителя регионов. Знаю случаи, когда богатые казахстанцы оставляют в крутом ресторане по 10 тыс. долларов США в один присест. Вот и считайте: за ужин в ресторане они могут задавить насмерть 5 человек, а если родственники слишком
упрямые 1 человека.
Часто родственники потерпевшего сталкиваются с банальной наглостью. Так, в 2010 году родственники 21-летней Жадыры Сармантаевой, которую сбила машина высокопоставленного полицейского, добились открытия уголовного дела только после того, как девушка скончалась в больнице. Тогда за рулем автомобиля
находился замначальника по следствию управления внутренних дел Бухар-Жырауского района Карагандинской области Булат Мукашев. Дядя Жадыры, Серик Жумабеков, тогда признался, что
сотрудники полиции опровергают информацию о том, что их коллега был пьян за рулем. Но очевидцы, по его словам, утверждают, что «водитель еле держался на ногах».
Статистика свидетельствует о том, что люди на дорогах стали своеобразной мишенью для машин. С начала текущего года в Уральске 4 из 10 ДТП наезд на пешехода. В общей сложности здесь произошло 341 ДТП, в которых погиб 61 человек и 421 получил ранения различных степеней тяжести. «Все это из-за несоблюдения правил дорожного движения», - сообщил СМИ инспектор отделения организационно-профилактической работы и контроля УДП ДВД ЗКО Нуртай Лезов.
Не лучше обстоят дела в столице и других регионах. Только за январь 2012 года в Астане 56,7% всех ДТП это наезды на пешеходов. А с начала 2013 года в Жамбылской области произошло 429 наездов на пешеходов, в которых 44 пешехода погибли и 407 получили различные травмы.
Война машин и людей идет в масштабах всего Казахстана. Так, в феврале 2013 года в ходе интернет-конференции тогда еще председатель комитета дорожной полиции МВД РК полковник Берик Бисенкулов привел страшные данные. По итогам 2012 года каждое второе ДТП было связано с наездами на пешеходов (44,3%), на долю которых пришлось 29,6% и 32,9% от общего числа погибших и раненых соответственно. Всего с участием пешеходов зарегистрировано 6276 ДТП, в которых 896 человек погибли и 5760 получили травмы.
В текущем году ситуация более чем усугубилась. Согласно сведениям банка данных учета ДТП и лиц, в них пострадавших, за 11 месяцев 2013 года по республике наблюдается увеличение на 60,9% числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель или ранение людей. В том, что война на дорогах идет нешуточная, свидетельствуют и такие цифры на дорогах страны
зарегистрировано 4179 ДТП, в которых погибли 1636 человек.
А между тем, согласно казахстанскому законодательству, практически любой наезд на пешехода со смертельным исходом приравнивается к деянию, повлекшему по неосторожности смерть человека, и наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет. Если не было умысла.
Следуя формальной логике, за это необходимо ужесточать наказание. Думаю, многим и так все понятно: чем больший срок будет грозить виновнику ДТП, тем большую сумму сможет получить потерпевшая сторона. Однако, принимая во внимание уровень коррумпированность общества, а
также большие проблемы с привлечением к ответственности лиц, приближенных к власти, от идеи ужесточения наказания лучше всего просто отказаться. Она априори неэффективна.
Значит, есть смысл пойти другим путем. Например, ввести в законодательство норму, в которой будет четко и ясно сформулирована методика расчета компенсаций. Как в США, при расчете компенсации брать в расчет такие факторы, как возраст, образование, работу и годовой доход погибшего. А также по японскому опыту ввести страховку, покрывающую весь ущерб, нанесенный виновником ДТП. Тогда, как мне представляется, прежде чем жать на педаль газа, водитель хотя бы призадумается, к чему может привести быстрая езда. Ну, и самое главное, мы тем самым избавим и потенциального виновника ДТП, и потенциальных родственников жертвы от долгих и мучительных переговоров, которые кроме разочарования и раздражения ничего не дают.
При таком раскладе жизнь каждого из нас для начала хотя бы оценят. И тогда станет понятно то, в какую конкретно сумму власти оценивают жизнь человека. Что, кстати, уже неплохо...
(c) МИА "КазТАГ" 2013.
|