Казахстан глазами русского. Бизнес и полиция
admin 12 Апреля 2013 в 16:07:29
Казахстан глазами русского. Люди и города (Актобе)
Деньги и бизнес
Заработки в Казахстане невысоки – цены тоже, что делает жизнь в целом сносной. Правда, говорят, что теперь, с началом полноценной работы Таможенного союза ситуация изменилась в худшую сторону. Главным образом -- за счёт введения пошлин на китайские товары. Пару же лет назад здесь легко можно было купить себе джинсы за 200-300 рублей, в то время как в нашем городе, на границе с Казахстаном, точно такие же стоили 1200-1500 руб. Такая же история с автомобилями. Отмеченное нами выше обилие подержанных немецких машин объяснялось лёгкостью их ввоза на территорию республики. Теперь же и эта лавочка закрылась. Впрочем, немало жалоб на прущий из Казахстана поток дешёвых овощей мне приходилось слышать и от наших оренбургских предпринимателей. Поэтому вопрос о том, как реально поменяется благосостояние граждан после введения ТС, оставим на тот момент, когда будут достигнуты результаты, ради которых он вводится (эти результаты -- как раз "импортозамещение", благодаря которому должны пожухнуть торговцы-посредники и подняться производители).
Поговорим о бизнесе. Казахи, как и все азиаты, страсть как любят торговать. Отношение к предпринимательству здесь в целом более терпимое, чем у нас, и торговля в массовом сознании не считается чем-то заведомо порочным. Правда, если приходится выбирать, то казахи предпочитают чиновничье кресло месту в торговой палатке, но это уже, наверное, издержки кризиса.
В Казахстане огромное значение имеют связи. Гораздо большее, чем деньги. Вы можете привезти сколь угодно выгодное предложение, правильно его презентовать и вас встретят с распростёртыми объятиями, так что вы на 100% будете уверены в успехе предстоящей сделки. Но пройдёт день, два, три и окажется, что казахские партнёры забыли про вас, едва вы вышли из их кабинета. Всё потому что «за вас не попросили заранее».
Другое дело, если за вас поручился кто-то из уважаемых вашими партнёрами людей. Это может быть местный бизнесмен, чиновник или просто родственник. Тогда с высокой долей вероятности сделка состоится.
И ещё одна особенность – с казахстанскими бизнесменами советую работать только по предоплате. Не подумайте, что я хочу обвинить их в нечистоплотности, -- это, скорее тоже особенность менталитета, которую нужно знать обязательно. И это не только моё, основанное на личном опыте мнение – это мнение всех бизнесменов нашего города, ведущих дела с соседями.
Казахские торговцы умеют пустить пыль в глаза – тут им нет равных. Новички, впервые попав к ним на достархан, перед заключением контракта часто теряют бдительность. Как можно не поверить таким радушным людям? И начинается: «давай ты нам товар поставишь, а мы через неделю всё оплатим?». Однако как только казахи получают товар в своё распоряжение, они моментально забывают про свои слова. Лица их бронзовеют, голос леденеет и вообще складывается впечатление, что неделю назад вы братались вовсе не с этими людьми.
Ещё раз – это не упрёк. Это реальность, которую нужно знать. Лично мне показалось, что в корне такого отношения лежит вовсе не желание навариться за ваш счёт, а какая-то подсознательная тяга к торговому плутовству. Это что-то вроде спорта и проверки нового партнёра на стойкость. А ещё это лишнее напоминание – не подстраховавшись местными связями, сюда лучше не соваться.
Зато, если вы смогли устоять перед обольстительными чарами и продавить работу на ваших условиях (то есть по 100% предоплате), то никаких серьёзных проблем у вас уже не возникнет – с казахами можно вести многолетний, стабильный бизнес.
Дороги и полицейские
Помню, как нас стращали перед первой поездкой лютыми казахскими полицейскими и гигантскими штрафами. Действительно, наказания на дороге здесь куда суровее российских – даже за трещину на лобовом стекле вам придётся серьёзно раскошелиться.
…Первый раз нас остановили на трассе уже на выезде из Актобе. С машиной и документами всё было в порядке, но вспоминая рассказы знакомых, мы слегка волновались – всё-таки чужая страна и чужие законы. «Гаишник» (здесь их называют «Жол полициясы» -- дорожная полиция) был совсем молодой и полный паренёк, похожий на Кунг-фу панду. Лучезарно улыбаясь, он первым делом протянул мне руку поздороваться. Как старому знакомому. У меня даже мелькнула мысль, что может быть мы и правда где-то виделись, но как потом нам рассказали, это нормально – так здороваться с полицейскими. Документы он просмотрел мельком и сразу отпустил. Вот такие вот суровые казахские полицейские.
Потом было ещё множество встреч с ними и первое радужное впечатление несколько изменилось. Здесь также сидят в засадах с радарами, также ловят под малозаметными за листвой дорожными знаками. Здесь и правда, норовят покарать за каждую мелочь. Но, как и у нас, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Даже в большей степени, чем у нас. Поясню на примере.
Останавливает нас как-то полицейский за что-то серьёзное, вроде проезда под запрещающий знак (не нарочно нарушили) и очень строго отчитывает, готовясь выписывать протокол. И тут наши казахские сопровождающие начинают рассказывать ему о том, сколько мы уже проехали и как мы устали и что виноваты и больше так не будем (всё это правда). Я думал, они ему сейчас взятку предложат, но нет. Полицейский подумав, убирает протокол, отдаёт документы и прощается. И так почти всегда. Честное слово, более человечных полицейских, я в жизни не видел.
Но вот, пожалуй, самый характерный пример, на котором я и закрою тему.
От города Уральск до города Атырау через степь проходит идеально ровная и прямая как стрела трасса – итальянцы строили. Особенность местности такова, что на протяжении 500 километров вокруг почти нет населённых пунктов – одна заснеженная степь и редкие АЗС. Такой тошнотворной трассы я ещё не видел, особенно ночью, когда вообще становится непонятно – едешь ты или уже 2 часа стоишь на месте.
На этой трассе среди ночи в лютую пургу с нами случилась беда – развалился сальник коленвала и незаметно вытекло всё моторное масло. Это значит, что двигаться дальше мы не могли. И просто завести мотор, чтобы погреться -- тоже.
Ночью в степи на ураганном ветре в минус 30 градусов машина полностью остывает минуты за полторы. Потом приходит наша очередь. Ситуация усугубляется тем, что сотовая связь здесь не действует, а машины проезжают крайне редко. Короче – беда.
Ничего кроме как ждать попутку, надеясь не окоченеть за это время, нам не оставалось. Когда мы уже говорить не могли от холода, стали появляться машины, но они не останавливались на наши просьбы, а проносились мимо. Один единственный автомобилист, который остановился, отказался брать нас на буксир даже за деньги и умчался прочь.
Когда мы уже готовы были встать на колени и молить о помощи, на горизонте показался полицейский автомобиль – старенькая баклажановая вазовская пятёрка. Даже не дорожная, а просто полицейская. Экипаж остановился, оценил наше бедственное положение и без лишних разговоров взял на трос. А ехать до ближайшего сервиса в Уральске нам предстояло очень прилично. Иногда нам попадались подъёмы, на которых пятёрка не могла затащить нас своими силами. Тогда полицейские останавливали мимо проезжающую машину помощнее и просили затащить нас наверх. Никто теперь не отказывал.
В итоге ребята доставили нас до сервиса, за что мы дали им немного денег и распрощались. В определённом смысле суровые казахские полицейские, которыми так пугали нас на Родине, спасли нам жизнь.
Заключение
Конечно, в двух статьях я не мог осветить все аспекты жизни наших соседей – я написал лишь про то, что мне особенно запомнилось. Главное, что я хотел донести – казахи очень близки нам по духу, но обладают своими особенностями, которые мы должны учитывать, коли хотим дружить и развиваться вместе.
Я намерен в скором времени вновь посетить эту страну, чтобы выяснить, как повлиял Таможенный союз на жизнь казахов, чем увлекается и о чём думает современная казахская молодёжь и как местные жители расценивают перспективы евразийской интеграции. Как узнаю – сразу же вам расскажу.
Деньги и бизнес
Заработки в Казахстане невысоки – цены тоже, что делает жизнь в целом сносной. Правда, говорят, что теперь, с началом полноценной работы Таможенного союза ситуация изменилась в худшую сторону. Главным образом -- за счёт введения пошлин на китайские товары. Пару же лет назад здесь легко можно было купить себе джинсы за 200-300 рублей, в то время как в нашем городе, на границе с Казахстаном, точно такие же стоили 1200-1500 руб. Такая же история с автомобилями. Отмеченное нами выше обилие подержанных немецких машин объяснялось лёгкостью их ввоза на территорию республики. Теперь же и эта лавочка закрылась. Впрочем, немало жалоб на прущий из Казахстана поток дешёвых овощей мне приходилось слышать и от наших оренбургских предпринимателей. Поэтому вопрос о том, как реально поменяется благосостояние граждан после введения ТС, оставим на тот момент, когда будут достигнуты результаты, ради которых он вводится (эти результаты -- как раз "импортозамещение", благодаря которому должны пожухнуть торговцы-посредники и подняться производители).
Поговорим о бизнесе. Казахи, как и все азиаты, страсть как любят торговать. Отношение к предпринимательству здесь в целом более терпимое, чем у нас, и торговля в массовом сознании не считается чем-то заведомо порочным. Правда, если приходится выбирать, то казахи предпочитают чиновничье кресло месту в торговой палатке, но это уже, наверное, издержки кризиса.
В Казахстане огромное значение имеют связи. Гораздо большее, чем деньги. Вы можете привезти сколь угодно выгодное предложение, правильно его презентовать и вас встретят с распростёртыми объятиями, так что вы на 100% будете уверены в успехе предстоящей сделки. Но пройдёт день, два, три и окажется, что казахские партнёры забыли про вас, едва вы вышли из их кабинета. Всё потому что «за вас не попросили заранее».
Другое дело, если за вас поручился кто-то из уважаемых вашими партнёрами людей. Это может быть местный бизнесмен, чиновник или просто родственник. Тогда с высокой долей вероятности сделка состоится.
И ещё одна особенность – с казахстанскими бизнесменами советую работать только по предоплате. Не подумайте, что я хочу обвинить их в нечистоплотности, -- это, скорее тоже особенность менталитета, которую нужно знать обязательно. И это не только моё, основанное на личном опыте мнение – это мнение всех бизнесменов нашего города, ведущих дела с соседями.
Казахские торговцы умеют пустить пыль в глаза – тут им нет равных. Новички, впервые попав к ним на достархан, перед заключением контракта часто теряют бдительность. Как можно не поверить таким радушным людям? И начинается: «давай ты нам товар поставишь, а мы через неделю всё оплатим?». Однако как только казахи получают товар в своё распоряжение, они моментально забывают про свои слова. Лица их бронзовеют, голос леденеет и вообще складывается впечатление, что неделю назад вы братались вовсе не с этими людьми.
Ещё раз – это не упрёк. Это реальность, которую нужно знать. Лично мне показалось, что в корне такого отношения лежит вовсе не желание навариться за ваш счёт, а какая-то подсознательная тяга к торговому плутовству. Это что-то вроде спорта и проверки нового партнёра на стойкость. А ещё это лишнее напоминание – не подстраховавшись местными связями, сюда лучше не соваться.
Зато, если вы смогли устоять перед обольстительными чарами и продавить работу на ваших условиях (то есть по 100% предоплате), то никаких серьёзных проблем у вас уже не возникнет – с казахами можно вести многолетний, стабильный бизнес.
Дороги и полицейские
Помню, как нас стращали перед первой поездкой лютыми казахскими полицейскими и гигантскими штрафами. Действительно, наказания на дороге здесь куда суровее российских – даже за трещину на лобовом стекле вам придётся серьёзно раскошелиться.
…Первый раз нас остановили на трассе уже на выезде из Актобе. С машиной и документами всё было в порядке, но вспоминая рассказы знакомых, мы слегка волновались – всё-таки чужая страна и чужие законы. «Гаишник» (здесь их называют «Жол полициясы» -- дорожная полиция) был совсем молодой и полный паренёк, похожий на Кунг-фу панду. Лучезарно улыбаясь, он первым делом протянул мне руку поздороваться. Как старому знакомому. У меня даже мелькнула мысль, что может быть мы и правда где-то виделись, но как потом нам рассказали, это нормально – так здороваться с полицейскими. Документы он просмотрел мельком и сразу отпустил. Вот такие вот суровые казахские полицейские.
Потом было ещё множество встреч с ними и первое радужное впечатление несколько изменилось. Здесь также сидят в засадах с радарами, также ловят под малозаметными за листвой дорожными знаками. Здесь и правда, норовят покарать за каждую мелочь. Но, как и у нас, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Даже в большей степени, чем у нас. Поясню на примере.
Останавливает нас как-то полицейский за что-то серьёзное, вроде проезда под запрещающий знак (не нарочно нарушили) и очень строго отчитывает, готовясь выписывать протокол. И тут наши казахские сопровождающие начинают рассказывать ему о том, сколько мы уже проехали и как мы устали и что виноваты и больше так не будем (всё это правда). Я думал, они ему сейчас взятку предложат, но нет. Полицейский подумав, убирает протокол, отдаёт документы и прощается. И так почти всегда. Честное слово, более человечных полицейских, я в жизни не видел.
Но вот, пожалуй, самый характерный пример, на котором я и закрою тему.
От города Уральск до города Атырау через степь проходит идеально ровная и прямая как стрела трасса – итальянцы строили. Особенность местности такова, что на протяжении 500 километров вокруг почти нет населённых пунктов – одна заснеженная степь и редкие АЗС. Такой тошнотворной трассы я ещё не видел, особенно ночью, когда вообще становится непонятно – едешь ты или уже 2 часа стоишь на месте.
На этой трассе среди ночи в лютую пургу с нами случилась беда – развалился сальник коленвала и незаметно вытекло всё моторное масло. Это значит, что двигаться дальше мы не могли. И просто завести мотор, чтобы погреться -- тоже.
Ночью в степи на ураганном ветре в минус 30 градусов машина полностью остывает минуты за полторы. Потом приходит наша очередь. Ситуация усугубляется тем, что сотовая связь здесь не действует, а машины проезжают крайне редко. Короче – беда.
Ничего кроме как ждать попутку, надеясь не окоченеть за это время, нам не оставалось. Когда мы уже говорить не могли от холода, стали появляться машины, но они не останавливались на наши просьбы, а проносились мимо. Один единственный автомобилист, который остановился, отказался брать нас на буксир даже за деньги и умчался прочь.
Когда мы уже готовы были встать на колени и молить о помощи, на горизонте показался полицейский автомобиль – старенькая баклажановая вазовская пятёрка. Даже не дорожная, а просто полицейская. Экипаж остановился, оценил наше бедственное положение и без лишних разговоров взял на трос. А ехать до ближайшего сервиса в Уральске нам предстояло очень прилично. Иногда нам попадались подъёмы, на которых пятёрка не могла затащить нас своими силами. Тогда полицейские останавливали мимо проезжающую машину помощнее и просили затащить нас наверх. Никто теперь не отказывал.
В итоге ребята доставили нас до сервиса, за что мы дали им немного денег и распрощались. В определённом смысле суровые казахские полицейские, которыми так пугали нас на Родине, спасли нам жизнь.
Заключение
Конечно, в двух статьях я не мог осветить все аспекты жизни наших соседей – я написал лишь про то, что мне особенно запомнилось. Главное, что я хотел донести – казахи очень близки нам по духу, но обладают своими особенностями, которые мы должны учитывать, коли хотим дружить и развиваться вместе.
Я намерен в скором времени вновь посетить эту страну, чтобы выяснить, как повлиял Таможенный союз на жизнь казахов, чем увлекается и о чём думает современная казахская молодёжь и как местные жители расценивают перспективы евразийской интеграции. Как узнаю – сразу же вам расскажу.
|