Индустриальный Казахстан
admin 27 Января 2011 в 11:02:26
Командировка в Казахстан началась с 13-ти часовой задержки вылета рейса из Домодедово, выполняемого авиакомпанией Трансаэро. Хочется особенно отметить, как представители авиакомпании вместо того, чтобы заранее объявить о реальном времени задержки, мучали пассажиров в течение всей ночи и половины дня.
Сейчас я в Астане. С понедельника по воскресенье пройдут визиты на промышленные объекты Казахстана. Список огромный, более 20 объектов. Нам обещали показать все самое самое интересное.
Постараюсь вечером каждого дня делать небольшой отчет, если мы сможем выдерживать по 4-5 съемок в день с перерывом на сон и трансфер. По остальным отчетам небольшой тайм-аут, начну публиковать по возвращению.
***************
Астана поразила еще вчера. Самый натуральный SimCity отстроенный с нуля на ровном месте. Но все эти небоскребы, которые вы можете видеть на заднем плане меркнут перед светодиодной подсветкой пешеходных переходов на дорогах. Я реально поражен тем, что увидел. Лампы в плоских прозрачных корпусах с рассеивающими линзами автоматически включаются в темное время суток. Приближение пешеходов к переходу фиксируют фотоэлементы, которые дают команду на включение мерцающего режима. Вся эта конструкция полностью автономна и питается от солнечных батарей установленных на столбе со знаком «Пешеходный переход». Гениально.
Еще сегодня были на выставке лучший товар Казахстана, в национальном центре биотехнологии, канцелярии премьер-министра и лазили по крышам (очень замерзли — на улице минус 25 и ураганный ветер). Завтра локомотивосборочный завод и остальные промышленные объекты.
Вчерашний ночной вид с крыши «Зажигалки» на Астану. А сегодня у нас по программе было еще два промышленных объекта — Локомотивостроительный завод и предприятие по производству стеклопластиковых труб.
Производство стеклопластиковых труб — очень захватывающее зрелище, как из обычного стекловолокна и клея получается труба.
На локомотивостроительном заводе по лицензии General Electric производят магистральные тепловозы ТЭ33А Evolution.
Подробные фоторепортажи с описанием технологических процессов, традиционно по возвращению. Нам уже пора идти спать (время +3 часа к Московскому), завтра в 6 утра выезжаем в Кокшетау.
Маршрутка в Алматинском метро
Вчера катались на «Газели» в Алматинском метро. Фантастические ощущения. Проехали 4 станции, а затем прошли пешком еще 3. Итого, посетили всю линию первой очереди метро и тщательно все сфотографировали
Алматы, Чимбулак, Кок-Тюбе и телебашня
Вид со второй очереди подъемника горнолыжного курорта Чимбулак, с высоты 2630 метров над уровнем моря. Чуть ниже, за горами — самый высокогорный каток Медеу. Далее немного Алматы и степь до горизонта. Здесь превосходно!
Тем временем мы всё еще сидим в аэропорту Алматы в ожидании следующего переноса нашего рейса. Что-то мне подсказывает, что сегодня домой мы не улетим. Кстати, аэропорт по-казахски называют әуезжай
Дороги Казахстана
Вот на таких Toyota Hiace мы передвигались в конце декабря по Казахастану. Всего в разных Хайсах (из было, кажется 5 штук) мы проехали порядка 1500 километров. Дороги в Казахстане по большей части похожи на стиральную доску, к чему высокоскоростные японские микроавтобусы совершенно не приспособлены. На волнах мы то и дело доставали головой до потолка. Впрочем, есть в Казахстане и образцовые трассы. Из-за резкоконтинентального климата зимой в степи гуляет сильнейший ветер, в пургу видимость на дорогах нулевая, зато загородные дороги не нужно чистить — снег на них просто не задерживается.
Кстати, в позапрошлом году в ПДД РК вступили изменения, которые установили скорость движения на дорогах вне населенных пунктов 110 км/ч (!), а также 140 км/ч на автомагистралях. Если честно, то я немного шокирован, ну о каких 110 км/ч может быть речь на дорогах без физического разделителя встречных потоков? Хотя понятно, что в Казахстане в целом автомобилей не так много, а еще очень суровые ГАИшники — за любое нарушение по их ПДД полагается изъятие водительского удостоверения до оплаты штрафа.
На фото: Дорога к ГРЭС-2 в Экибастузе. На горизонте — ГРЭС-1 с двумя 330-ти метровыми трубами. Рассказывают, что их выхлоп (также, как и у 420-ти метровой трубы ГРЭС-2) долетает аж до Китая. Морозы помешали подняться на эти трубы зимой, поэтому мы вернемся сюда летом.
Добро пожаловать в АД!
Если все-таки на земле существует ад, то выглядит он примерно вот так. Это цех Павлодарского сталелитейного завода. Когда открывают крышку чана для добавки «специй», в цеху случается небольшой локальный апокалипсис. Зрелище фантастическое. На видео выглядит еще круче. Спасибо рабочим, которые предупредили, что сейчас может произойти «небольшой взрыв», типа не пугайтесь — это в норме вещей.
Я бы вообще остался в этом цеху на весь день, но у нас в этот день было еще два завода для съемок. Подробный репортаж с этого завода — на следующей неделе.
Астана — столица Казахстана
Во время тура «Индустриальный Казахстан» мы больше были увлечены съемкой заводов, и времени посмотреть города практически не оставалось. Но несколько кадров все-таки удалось сделать.
Город Астана — столица Республики Казахстан (с 1997 года). Население города около 700 тысяч человек. Является вторым в стране по численности населения после Алматы. Расположен в северном Казахстане на берегу реки Ишим, на месте её наибольшего сближения с рекой Нурой. Это самая холодная столица планеты после Улан-Батора (Монголия).
На фото: круглая площадь и здание «КазМунайГаз». Сквозь арку проглядывает развлекательный комплекс «Хан Шатыры».
Водно-Зеленый бульвар (пешеходная эспланада). По центру виден монумент «Байтерек» (высота 97 метров, наверху есть смотровая площадка). Высотное здание слева — «Темiр Жолы» (Управление железной дороги Республики Казахстан). Высотки справа — ЖК «Северное сияние» (высота 32, 37 и 42 этажа).
Резиденция Президента «Ак-Орда». Высота здания вместе со шпилем составляет 80 м. Справа на горизонте — Дворец мира и согласия.
Левое крыло Дома Министерств (золотая башня). По центру — Парламентский комплекс. Это мы снимали с верхних этажей здания Парламента.
А это мы уже попали на верхние этажи в административно-технологический комплекс «Транспорт Тауэр», здание известное в народе как «Зажигалка» (горело уже три раза). Конечно, снимать ночью через стекло совсем не вариант. На фото можно увидеть те же здания, что и на заглавной фотографии.
Мечеть «Нур Астана». За горизонт уходит дорога в аэропорт (сам аэропорт слева вдали на горизонте).
После этого мы полезли на крышу, чтобы попытаться сделать нормальные кадры. Проспект Кабанбай Батыра. На горизонте ЖК «Триумф Астаны» — клон московского «Триуф Паласа».
Температура на улице — минус двадцать пять градусов и сильный ветер.
Вид на Водно-Зеленый бульвар. Обязательно приедем в Астану летом и поснимаем больше видов города с высоты. А то понастроили тут понимаешь крутых небоскребов, а фотографий красивых нет.
Производство металлургического кремния
Сегодня мы с вами отправляемся на завод Silicium Kazakhstan, который производит металлический кремний карботермическим способом с использованием специальных рудотермических печей. Это один из крупнейших заводов в стране и единственный кремниевый завод в Казахстане. Завод был запущен осенью 2010 года.
По распространенности в земной коре кремний занимает второе место после кислорода, встречается главным образом в виде кислородных соединений (кварц, силикаты и.т.д.). Кремний высокой чистоты используется в полупроводниковой технике, а технической чистоты (96–99% Si) – в черной и цветной металлургии для получения сплавов на нежелезной основе (силумина и др.), легирования (кремнистые стали и сплавы, применяемые в электрооборудовании) и раскисления стали и сплавов (удаления кислорода), производства силицидов и.т.д.
В процессе производства на заводе получают два вида продукции:
- металлический кремний (с чистотой не менее 98,5%, применяемый в алюминиевой и химической отраслях)
- кремниевую пыль (ультрадисперсный материал, получаемый в процессе газоочистки печей, он применяется в производстве особопрочных сухих строительных смесей)
В промышленности кремний технической чистоты получают, восстанавливая расплав SiO2 коксом при температуре около 1800 градусов цельсия в руднотермических печах шахтного типа. Чистота полученного таким образом кремния может достигать 99,9 % (основные примеси — углерод, металлы).
Основным агрегатом для выплавки технического кремния является дуговая рудотермическая одно-трехфазная электропечь мощностью от 8 до 25 МВА. Печь представляет собой круглый стальной кожух с днищем, футерованные огнеупорной кладкой. Подина (днище) и часть высоты стен футеруются графитовыми блоками, следующий слой магнезитовым кирпичом и внешний слой – шамотом (пористый кирпич из специальной огнеупорной глины).
Подача энергии в рабочее пространство печи осуществляется с помощью электрода, выполненного из графита. Самоспекающиеся электроды в технологии кремния не применяются по причине возможного загрязнения продукта компонентами кожуха электрода и электродной массы (железо, кальций, алюминий). Электрические параметры восстановительного процесса обеспечиваются с помощью печного трансформатора, соединенного с электродом высокоамперной короткой сетью, в которой сила тока составляет 40-80 кА. По мере торцевого расхода электрода они периодически удлиняется с помощью механизмов перепуска. Регулировка заданной силы тока в электроде осуществляется путем перещения электрода по вертикальной оси.
Выпуск кремния осуществляется практически непрерывно через лётку (отверстие в футеровке) в стальную футерованную изложницу.
В печи с шунтированной дугой происходит восстановление кремния из кремнезёма кварцита углеродом восстановителя. Теоретическая температура начала процесса 1670 градусов цельсия. К основным типам восстановителей относятся: древесный уголь (берёзовый, сосновый), нефтекокс, каменный уголь.
Из рудотермической печи, расплавленный кремний попадает в ковш из которого он переливается по формам.
Сейчас на заводе работает одна печь, в ближайшее время будет пущена вторая, и тогда производственная мощность завода составит 30 тыс. тонн металлургического кремния в год. Кроме этого, выпускаемая продукция в дальнейшем будет поступать на завод поликристаллического кремния: его строительство в Омске начинается в этом году. Сейчас же готовая продукция экспортируется в Евросоюз.
Кстати, рыночная цена металлического кремния — 2500 евро за тонну.
Завод потребяет огромное количество электроэнергии для поддержания температуры в печи. Производство работает круглосуточно. А при первом запуске печи на ее разогрев до рабочей температуры потребовалось около двух недель.
На заводе в качестве сырья для производства металлургического кремния применяется жильный кварц из Улытаутского района.
В формах металлический кремний охлаждается и застывает.
Металлический кремний является основой для высокотехнологичной промышленности. Кремний — это и фотоэлементы для солнечных батарей, и полупроводники для компьютеров, и многое, многое другое.
Кстати, производство металлургического кремния абсолютно безотходно. Над печью стоят воздуховоды, и вся пыль уходит в газоочистку, где улавливаются микрочастицы. Эта кремниевая пыль является полезным продуктом в другой части производства. Например, раньше в Европе кварц переплавляли только для того, чтобы его потом размолоть и добавить в бетон, в растворы, которые обладают очень большим укрепляющим свойством. Кварцевая кристаллическая решетка очень прочная. И 900-ю марку бетона можно получить только с помощью кремния. А есть еще гидроизоляционные замазки, ударопрочные полы, эта продукция используется для укрепления тоннелей метро.
После остывания кремний дробят на мелкие куски гидромолотом.
Затем готовая продукция упаковывается в бигбэги — пластиковые мешки, вмещающие 1000 килограмм металлургического кремния и отправляется заказчикам.
Что можно сделать с техническим кремнием? Технологическая цепочка в производстве кремния продолжается: металлургический кремний — поликремний — монокристаллический кремний — кремниевые пластины. Для дальнейшей очистки металлургический кремний перегоняют, превращая в экологически вредные соединения хлора: дихлорсилан или трихлорсилан. После очистки последних в больших ректификационных колоннах и процессов осаждения получается поликремний, где концентрация примесей не превышает десятитысячной доли процента. После этого его переплавляют в монокристаллический материал, а монокристаллы режут на пластины. Так получают до 80% монокристаллического кремния, используемого в электронике.
Особенно рекомендую посмотреть видео, в котором отображены практически все этапы производства технического кремния
«Индустриальный Казахстан 2010» завершен
Наша недельная командировка в Республику Казахстан завершена. Из неприятностей — 13-ти часовая задержка рейса из Москвы в Астану, и 15-ти часовая задержка обратного рейса из Алматы в Москву. В пределах страны передвигались преимущественно на микроавтобусах Toyota Hiace, иногда на легковых машинах и один раз на самолете (Астана - Алматы). По дорогам наездили почти 2000 километров. Казахстан впечатлил резкоконтинентальным климатом с сильнейшими ветрами при тридцатиградусном морозе (я даже успел заболеть). Мы посетили около 20 промышленных объектов, полностью ознакомились с циклом производства и отсняли огромное количество фотографий.
Где мы побывали
Локомотивостроительный завод General Electric (Астана)
Производство стеклопластиковых труб (Астана)
Золотоизвлекательная фабрика Васильковский ГОК (Кокшетау)
Кокшетауские Минеральные Воды (Кокшетау)
Производство керамического кирпича ENKI (Кокшетау)
ГРЭС-1 и ГРЭС-2 (Экибастуз)
Угольный разрез «Богатырь» (Экибастуз)
Вагоностроительный завод (Экибастуз)
Казахстанский электролизный завод (Павлодар)
Сталепрокатный цех и производство бесшовных труб (Павлодар)
Производство технического кремния (Караганда)
Предприятие КазБезАЗ (Караганда)
Горный курорт «Медеу - Чимбулак» (Алматы)
Строительство метрополитена (Алматы)
http://victorprofessor.livejournal.com
Сейчас я в Астане. С понедельника по воскресенье пройдут визиты на промышленные объекты Казахстана. Список огромный, более 20 объектов. Нам обещали показать все самое самое интересное.
Постараюсь вечером каждого дня делать небольшой отчет, если мы сможем выдерживать по 4-5 съемок в день с перерывом на сон и трансфер. По остальным отчетам небольшой тайм-аут, начну публиковать по возвращению.
***************
Астана поразила еще вчера. Самый натуральный SimCity отстроенный с нуля на ровном месте. Но все эти небоскребы, которые вы можете видеть на заднем плане меркнут перед светодиодной подсветкой пешеходных переходов на дорогах. Я реально поражен тем, что увидел. Лампы в плоских прозрачных корпусах с рассеивающими линзами автоматически включаются в темное время суток. Приближение пешеходов к переходу фиксируют фотоэлементы, которые дают команду на включение мерцающего режима. Вся эта конструкция полностью автономна и питается от солнечных батарей установленных на столбе со знаком «Пешеходный переход». Гениально.
Еще сегодня были на выставке лучший товар Казахстана, в национальном центре биотехнологии, канцелярии премьер-министра и лазили по крышам (очень замерзли — на улице минус 25 и ураганный ветер). Завтра локомотивосборочный завод и остальные промышленные объекты.
Вчерашний ночной вид с крыши «Зажигалки» на Астану. А сегодня у нас по программе было еще два промышленных объекта — Локомотивостроительный завод и предприятие по производству стеклопластиковых труб.
Производство стеклопластиковых труб — очень захватывающее зрелище, как из обычного стекловолокна и клея получается труба.
На локомотивостроительном заводе по лицензии General Electric производят магистральные тепловозы ТЭ33А Evolution.
Подробные фоторепортажи с описанием технологических процессов, традиционно по возвращению. Нам уже пора идти спать (время +3 часа к Московскому), завтра в 6 утра выезжаем в Кокшетау.
Маршрутка в Алматинском метро
Вчера катались на «Газели» в Алматинском метро. Фантастические ощущения. Проехали 4 станции, а затем прошли пешком еще 3. Итого, посетили всю линию первой очереди метро и тщательно все сфотографировали
Алматы, Чимбулак, Кок-Тюбе и телебашня
Вид со второй очереди подъемника горнолыжного курорта Чимбулак, с высоты 2630 метров над уровнем моря. Чуть ниже, за горами — самый высокогорный каток Медеу. Далее немного Алматы и степь до горизонта. Здесь превосходно!
Тем временем мы всё еще сидим в аэропорту Алматы в ожидании следующего переноса нашего рейса. Что-то мне подсказывает, что сегодня домой мы не улетим. Кстати, аэропорт по-казахски называют әуезжай
Дороги Казахстана
Вот на таких Toyota Hiace мы передвигались в конце декабря по Казахастану. Всего в разных Хайсах (из было, кажется 5 штук) мы проехали порядка 1500 километров. Дороги в Казахстане по большей части похожи на стиральную доску, к чему высокоскоростные японские микроавтобусы совершенно не приспособлены. На волнах мы то и дело доставали головой до потолка. Впрочем, есть в Казахстане и образцовые трассы. Из-за резкоконтинентального климата зимой в степи гуляет сильнейший ветер, в пургу видимость на дорогах нулевая, зато загородные дороги не нужно чистить — снег на них просто не задерживается.
Кстати, в позапрошлом году в ПДД РК вступили изменения, которые установили скорость движения на дорогах вне населенных пунктов 110 км/ч (!), а также 140 км/ч на автомагистралях. Если честно, то я немного шокирован, ну о каких 110 км/ч может быть речь на дорогах без физического разделителя встречных потоков? Хотя понятно, что в Казахстане в целом автомобилей не так много, а еще очень суровые ГАИшники — за любое нарушение по их ПДД полагается изъятие водительского удостоверения до оплаты штрафа.
На фото: Дорога к ГРЭС-2 в Экибастузе. На горизонте — ГРЭС-1 с двумя 330-ти метровыми трубами. Рассказывают, что их выхлоп (также, как и у 420-ти метровой трубы ГРЭС-2) долетает аж до Китая. Морозы помешали подняться на эти трубы зимой, поэтому мы вернемся сюда летом.
Добро пожаловать в АД!
Если все-таки на земле существует ад, то выглядит он примерно вот так. Это цех Павлодарского сталелитейного завода. Когда открывают крышку чана для добавки «специй», в цеху случается небольшой локальный апокалипсис. Зрелище фантастическое. На видео выглядит еще круче. Спасибо рабочим, которые предупредили, что сейчас может произойти «небольшой взрыв», типа не пугайтесь — это в норме вещей.
Я бы вообще остался в этом цеху на весь день, но у нас в этот день было еще два завода для съемок. Подробный репортаж с этого завода — на следующей неделе.
Астана — столица Казахстана
Во время тура «Индустриальный Казахстан» мы больше были увлечены съемкой заводов, и времени посмотреть города практически не оставалось. Но несколько кадров все-таки удалось сделать.
Город Астана — столица Республики Казахстан (с 1997 года). Население города около 700 тысяч человек. Является вторым в стране по численности населения после Алматы. Расположен в северном Казахстане на берегу реки Ишим, на месте её наибольшего сближения с рекой Нурой. Это самая холодная столица планеты после Улан-Батора (Монголия).
На фото: круглая площадь и здание «КазМунайГаз». Сквозь арку проглядывает развлекательный комплекс «Хан Шатыры».
Водно-Зеленый бульвар (пешеходная эспланада). По центру виден монумент «Байтерек» (высота 97 метров, наверху есть смотровая площадка). Высотное здание слева — «Темiр Жолы» (Управление железной дороги Республики Казахстан). Высотки справа — ЖК «Северное сияние» (высота 32, 37 и 42 этажа).
Резиденция Президента «Ак-Орда». Высота здания вместе со шпилем составляет 80 м. Справа на горизонте — Дворец мира и согласия.
Левое крыло Дома Министерств (золотая башня). По центру — Парламентский комплекс. Это мы снимали с верхних этажей здания Парламента.
А это мы уже попали на верхние этажи в административно-технологический комплекс «Транспорт Тауэр», здание известное в народе как «Зажигалка» (горело уже три раза). Конечно, снимать ночью через стекло совсем не вариант. На фото можно увидеть те же здания, что и на заглавной фотографии.
Мечеть «Нур Астана». За горизонт уходит дорога в аэропорт (сам аэропорт слева вдали на горизонте).
После этого мы полезли на крышу, чтобы попытаться сделать нормальные кадры. Проспект Кабанбай Батыра. На горизонте ЖК «Триумф Астаны» — клон московского «Триуф Паласа».
Температура на улице — минус двадцать пять градусов и сильный ветер.
Вид на Водно-Зеленый бульвар. Обязательно приедем в Астану летом и поснимаем больше видов города с высоты. А то понастроили тут понимаешь крутых небоскребов, а фотографий красивых нет.
Производство металлургического кремния
Сегодня мы с вами отправляемся на завод Silicium Kazakhstan, который производит металлический кремний карботермическим способом с использованием специальных рудотермических печей. Это один из крупнейших заводов в стране и единственный кремниевый завод в Казахстане. Завод был запущен осенью 2010 года.
По распространенности в земной коре кремний занимает второе место после кислорода, встречается главным образом в виде кислородных соединений (кварц, силикаты и.т.д.). Кремний высокой чистоты используется в полупроводниковой технике, а технической чистоты (96–99% Si) – в черной и цветной металлургии для получения сплавов на нежелезной основе (силумина и др.), легирования (кремнистые стали и сплавы, применяемые в электрооборудовании) и раскисления стали и сплавов (удаления кислорода), производства силицидов и.т.д.
В процессе производства на заводе получают два вида продукции:
- металлический кремний (с чистотой не менее 98,5%, применяемый в алюминиевой и химической отраслях)
- кремниевую пыль (ультрадисперсный материал, получаемый в процессе газоочистки печей, он применяется в производстве особопрочных сухих строительных смесей)
В промышленности кремний технической чистоты получают, восстанавливая расплав SiO2 коксом при температуре около 1800 градусов цельсия в руднотермических печах шахтного типа. Чистота полученного таким образом кремния может достигать 99,9 % (основные примеси — углерод, металлы).
Основным агрегатом для выплавки технического кремния является дуговая рудотермическая одно-трехфазная электропечь мощностью от 8 до 25 МВА. Печь представляет собой круглый стальной кожух с днищем, футерованные огнеупорной кладкой. Подина (днище) и часть высоты стен футеруются графитовыми блоками, следующий слой магнезитовым кирпичом и внешний слой – шамотом (пористый кирпич из специальной огнеупорной глины).
Подача энергии в рабочее пространство печи осуществляется с помощью электрода, выполненного из графита. Самоспекающиеся электроды в технологии кремния не применяются по причине возможного загрязнения продукта компонентами кожуха электрода и электродной массы (железо, кальций, алюминий). Электрические параметры восстановительного процесса обеспечиваются с помощью печного трансформатора, соединенного с электродом высокоамперной короткой сетью, в которой сила тока составляет 40-80 кА. По мере торцевого расхода электрода они периодически удлиняется с помощью механизмов перепуска. Регулировка заданной силы тока в электроде осуществляется путем перещения электрода по вертикальной оси.
Выпуск кремния осуществляется практически непрерывно через лётку (отверстие в футеровке) в стальную футерованную изложницу.
В печи с шунтированной дугой происходит восстановление кремния из кремнезёма кварцита углеродом восстановителя. Теоретическая температура начала процесса 1670 градусов цельсия. К основным типам восстановителей относятся: древесный уголь (берёзовый, сосновый), нефтекокс, каменный уголь.
Из рудотермической печи, расплавленный кремний попадает в ковш из которого он переливается по формам.
Сейчас на заводе работает одна печь, в ближайшее время будет пущена вторая, и тогда производственная мощность завода составит 30 тыс. тонн металлургического кремния в год. Кроме этого, выпускаемая продукция в дальнейшем будет поступать на завод поликристаллического кремния: его строительство в Омске начинается в этом году. Сейчас же готовая продукция экспортируется в Евросоюз.
Кстати, рыночная цена металлического кремния — 2500 евро за тонну.
Завод потребяет огромное количество электроэнергии для поддержания температуры в печи. Производство работает круглосуточно. А при первом запуске печи на ее разогрев до рабочей температуры потребовалось около двух недель.
На заводе в качестве сырья для производства металлургического кремния применяется жильный кварц из Улытаутского района.
В формах металлический кремний охлаждается и застывает.
Металлический кремний является основой для высокотехнологичной промышленности. Кремний — это и фотоэлементы для солнечных батарей, и полупроводники для компьютеров, и многое, многое другое.
Кстати, производство металлургического кремния абсолютно безотходно. Над печью стоят воздуховоды, и вся пыль уходит в газоочистку, где улавливаются микрочастицы. Эта кремниевая пыль является полезным продуктом в другой части производства. Например, раньше в Европе кварц переплавляли только для того, чтобы его потом размолоть и добавить в бетон, в растворы, которые обладают очень большим укрепляющим свойством. Кварцевая кристаллическая решетка очень прочная. И 900-ю марку бетона можно получить только с помощью кремния. А есть еще гидроизоляционные замазки, ударопрочные полы, эта продукция используется для укрепления тоннелей метро.
После остывания кремний дробят на мелкие куски гидромолотом.
Затем готовая продукция упаковывается в бигбэги — пластиковые мешки, вмещающие 1000 килограмм металлургического кремния и отправляется заказчикам.
Что можно сделать с техническим кремнием? Технологическая цепочка в производстве кремния продолжается: металлургический кремний — поликремний — монокристаллический кремний — кремниевые пластины. Для дальнейшей очистки металлургический кремний перегоняют, превращая в экологически вредные соединения хлора: дихлорсилан или трихлорсилан. После очистки последних в больших ректификационных колоннах и процессов осаждения получается поликремний, где концентрация примесей не превышает десятитысячной доли процента. После этого его переплавляют в монокристаллический материал, а монокристаллы режут на пластины. Так получают до 80% монокристаллического кремния, используемого в электронике.
Особенно рекомендую посмотреть видео, в котором отображены практически все этапы производства технического кремния
«Индустриальный Казахстан 2010» завершен
Наша недельная командировка в Республику Казахстан завершена. Из неприятностей — 13-ти часовая задержка рейса из Москвы в Астану, и 15-ти часовая задержка обратного рейса из Алматы в Москву. В пределах страны передвигались преимущественно на микроавтобусах Toyota Hiace, иногда на легковых машинах и один раз на самолете (Астана - Алматы). По дорогам наездили почти 2000 километров. Казахстан впечатлил резкоконтинентальным климатом с сильнейшими ветрами при тридцатиградусном морозе (я даже успел заболеть). Мы посетили около 20 промышленных объектов, полностью ознакомились с циклом производства и отсняли огромное количество фотографий.
Где мы побывали
Локомотивостроительный завод General Electric (Астана)
Производство стеклопластиковых труб (Астана)
Золотоизвлекательная фабрика Васильковский ГОК (Кокшетау)
Кокшетауские Минеральные Воды (Кокшетау)
Производство керамического кирпича ENKI (Кокшетау)
ГРЭС-1 и ГРЭС-2 (Экибастуз)
Угольный разрез «Богатырь» (Экибастуз)
Вагоностроительный завод (Экибастуз)
Казахстанский электролизный завод (Павлодар)
Сталепрокатный цех и производство бесшовных труб (Павлодар)
Производство технического кремния (Караганда)
Предприятие КазБезАЗ (Караганда)
Горный курорт «Медеу - Чимбулак» (Алматы)
Строительство метрополитена (Алматы)
http://victorprofessor.livejournal.com
|