Петер Шидер: 'Быть председателем ОБСЕ - это очень большая честь для любой страны'
admin 21 Мая 2009 в 10:10:09
Впервые в истории ОБСЕ председателем этой авторитетной организации вскоре станет государство с постсоветского пространства. В 2010 г. почетное кресло займет Казахстан. Тем самым эта страна сегодня выходит на качественно новый уровень международного признания.
Как отмечают западные эксперты, особое значение для ЕС и ОБСЕ имеет факт разработки руководством Казахстана специальной программы 'Путь в Европу'. Этот документ, в частности, предусматривает развитие экономического сотрудничества с ЕС, технологический подъем в стране, расширение обмена опытом с ЕС в области управления, совершенствование казахстанских законов и выработку конкретного плана действий и стратегических воззрений накануне председательства РК в ОБСЕ.
С вопросами о проблематике ОБСЕ и Казахстана корреспондент 'РГ/РБ' Владимир Гущин обратился к почетному председателю Парламентской ассамблеи Совета Европы, многолетнему депутату австрийского парламента Петеру Шидеру.
- Г-н Шидер, насколько принципиальным является решение о председательстве Казахстана?
- В первую очередь, очень важным положительным моментом является тот факт, что внимание мировой общественности направляется теперь на Казахстан и на весь Центрально-Азиатский регион. Ведь не секрет, что до недавнего времени эту страну не баловали особым вниманием на Западе. Нельзя также не упомянуть, что данное решение утверждает очень важное желание Казахстана быть ближе к Европе не только с географической, но и с общественно-политической точки зрения.
- Некоторые критики говорят о случаях нарушения основных демократических свобод в Казахстане...
- Конечно, в Казахстане существуют определенные проблемы. Хочу подчеркнуть, что вопрос о выполнении стандартов ОБСЕ никто не снимал с повестки дня. Такие проблемы, как свобода СМИ и права человека, остаются в центре внимания. Но эта наша критика никак не связана с вопросом о председательстве в ОБСЕ. Эти требования относятся ко всем государствам без исключения.
- Изначально председательство Казахстана планировалось на 2009 г., но потом все же было отодвинуто на более поздний срок...
- Действительно, этот так. Однако это был вопрос внутренней позиции ОБСЕ, а вовсе не вопрос международной политики. Напомню, что все решения в ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, поэтому важно было найти общую точку зрения, которая устраивала бы всех членов этой авторитетной организации. В каком бы году это ни случилось, все равно: быть председателем в ОБСЕ - это очень большая честь для любой страны.
Думаю, что другие государства, входящие в так называемую 'тройку' ОБСЕ обязательно будут помогать официальной Астане.
Внешнеполитическая служба Казахстана находится на хорошем уровне, до сих пор не было никаких претензий к тем международным форумам, которые проводились и организовывались в РК. Из моего личного опыта могу сказать, что казахстанские дипломаты и чиновники подготовлены очень профессионально. Впрочем, это общая отличительная черта для стран постсоветского пространства в Центральной Азии или на Кавказе.
- Можно ли говорить о некой специфике общественно-политической жизни Казахстана, о том, что ее отличает от западных аналогов?
- Конечно, Казахстан - страна многонациональная, там живут различные народности. И что очень важно - живут мирно. Казахстан - это государство, которое является стабильным в этническом и религиозном отношении.
Если же брать политику, то мы внимательно отслеживаем, например, ту информацию, которую поставляют нам в Брюссель и Страсбург казахстанские и западные НПО, занимающиеся проблематикой Центральной Азии. Например, НПО из Бонна Eurasian Transition Group, руководителем которой является Михаэль Лаубш (Michael Laubsch). Такие неправительственные организации выполняют очень важную работу, проводя, например, мониторинг законодательства или ситуации вокруг казахстанских средств массовой информации, выделяют местную специфику.
- Насколько важны для такого мониторинга проблемы, переживаемые казахстанской оппозицией или ситуация вокруг экс-зятя президента РК Рахата Алиева, вынужденного скрываться в Австрии?
- Заявления и общая активность оппозиционных партий, действующих в Казахстане, очень важны для понимания всей полноты политической картины страны. Что касается так называемого 'дела Алиева', то, безусловно, оно явно преувеличено. Это чисто юридическое дело, которое не имеет политической окраски.
- Казахстан выказывает свой интерес и к такой организации, как Совет Европы...
- Действительно, официальная Астана намерена получить статус наблюдателя в СЕ. Думаю, что это правильный и оправданный шаг, который тем не менее накладывает на государство дополнительные обязательства в политической и гуманитарной сфере. Сейчас нам надо дождаться итогового доклада депутата польского Сейма Тадеуша Ивинского, который в ПАСЕ является докладчиком по Казахстану, а потом уже принимать окончательное решение. Но уже сейчас могу сказать, не называя конкретных сроков, что шансы Астаны очень неплохие.
- Г-н Шидер, спасибо за беседу.
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 20 мая 2009, 15:17
Оригинал публикации: Русская Германия
Как отмечают западные эксперты, особое значение для ЕС и ОБСЕ имеет факт разработки руководством Казахстана специальной программы 'Путь в Европу'. Этот документ, в частности, предусматривает развитие экономического сотрудничества с ЕС, технологический подъем в стране, расширение обмена опытом с ЕС в области управления, совершенствование казахстанских законов и выработку конкретного плана действий и стратегических воззрений накануне председательства РК в ОБСЕ.
С вопросами о проблематике ОБСЕ и Казахстана корреспондент 'РГ/РБ' Владимир Гущин обратился к почетному председателю Парламентской ассамблеи Совета Европы, многолетнему депутату австрийского парламента Петеру Шидеру.
- Г-н Шидер, насколько принципиальным является решение о председательстве Казахстана?
- В первую очередь, очень важным положительным моментом является тот факт, что внимание мировой общественности направляется теперь на Казахстан и на весь Центрально-Азиатский регион. Ведь не секрет, что до недавнего времени эту страну не баловали особым вниманием на Западе. Нельзя также не упомянуть, что данное решение утверждает очень важное желание Казахстана быть ближе к Европе не только с географической, но и с общественно-политической точки зрения.
- Некоторые критики говорят о случаях нарушения основных демократических свобод в Казахстане...
- Конечно, в Казахстане существуют определенные проблемы. Хочу подчеркнуть, что вопрос о выполнении стандартов ОБСЕ никто не снимал с повестки дня. Такие проблемы, как свобода СМИ и права человека, остаются в центре внимания. Но эта наша критика никак не связана с вопросом о председательстве в ОБСЕ. Эти требования относятся ко всем государствам без исключения.
- Изначально председательство Казахстана планировалось на 2009 г., но потом все же было отодвинуто на более поздний срок...
- Действительно, этот так. Однако это был вопрос внутренней позиции ОБСЕ, а вовсе не вопрос международной политики. Напомню, что все решения в ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, поэтому важно было найти общую точку зрения, которая устраивала бы всех членов этой авторитетной организации. В каком бы году это ни случилось, все равно: быть председателем в ОБСЕ - это очень большая честь для любой страны.
Думаю, что другие государства, входящие в так называемую 'тройку' ОБСЕ обязательно будут помогать официальной Астане.
Внешнеполитическая служба Казахстана находится на хорошем уровне, до сих пор не было никаких претензий к тем международным форумам, которые проводились и организовывались в РК. Из моего личного опыта могу сказать, что казахстанские дипломаты и чиновники подготовлены очень профессионально. Впрочем, это общая отличительная черта для стран постсоветского пространства в Центральной Азии или на Кавказе.
- Можно ли говорить о некой специфике общественно-политической жизни Казахстана, о том, что ее отличает от западных аналогов?
- Конечно, Казахстан - страна многонациональная, там живут различные народности. И что очень важно - живут мирно. Казахстан - это государство, которое является стабильным в этническом и религиозном отношении.
Если же брать политику, то мы внимательно отслеживаем, например, ту информацию, которую поставляют нам в Брюссель и Страсбург казахстанские и западные НПО, занимающиеся проблематикой Центральной Азии. Например, НПО из Бонна Eurasian Transition Group, руководителем которой является Михаэль Лаубш (Michael Laubsch). Такие неправительственные организации выполняют очень важную работу, проводя, например, мониторинг законодательства или ситуации вокруг казахстанских средств массовой информации, выделяют местную специфику.
- Насколько важны для такого мониторинга проблемы, переживаемые казахстанской оппозицией или ситуация вокруг экс-зятя президента РК Рахата Алиева, вынужденного скрываться в Австрии?
- Заявления и общая активность оппозиционных партий, действующих в Казахстане, очень важны для понимания всей полноты политической картины страны. Что касается так называемого 'дела Алиева', то, безусловно, оно явно преувеличено. Это чисто юридическое дело, которое не имеет политической окраски.
- Казахстан выказывает свой интерес и к такой организации, как Совет Европы...
- Действительно, официальная Астана намерена получить статус наблюдателя в СЕ. Думаю, что это правильный и оправданный шаг, который тем не менее накладывает на государство дополнительные обязательства в политической и гуманитарной сфере. Сейчас нам надо дождаться итогового доклада депутата польского Сейма Тадеуша Ивинского, который в ПАСЕ является докладчиком по Казахстану, а потом уже принимать окончательное решение. Но уже сейчас могу сказать, не называя конкретных сроков, что шансы Астаны очень неплохие.
- Г-н Шидер, спасибо за беседу.
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 20 мая 2009, 15:17
Оригинал публикации: Русская Германия
|