Барнаульский Кулибин
admin 22 Июня 2007 в 18:47:38
Барнаульский инженер-электронщик Андрей Кузнецов служил срочную в космических войсках – подбирал в казахстанской степи спускаемые модули разведспутников типа «Зенит». Еще тогда Кузнецов заметил, как по-разному ведут себя однотипные вертолеты: один «борт» трясет умеренно, а в другом каждый внутренний орган отдельно чувствуешь. Не зря про вертолетчиков шутят, что они даже дома не могут полную рюмку до рта донести.
Оказалось, все дело в установке лопастей несущего винта. Когда лопасти на одной высоте ходят, машину трясет гораздо меньше и подъемная сила возрастает не так чтобы очень, но все равно ощутимо. «Настраивают» лопасти во время регламентных работ. Это упражнение называется «отбивкой конуса»: торец каждой лопасти намазывается краской своего цвета, винт раскручивают до нужных оборотов, и механик прикладывает к законцовкам шест с рулоном плотной бумаги. По следам краски смотрят, какая лопасть провисает или задирается, и тут же регулируют ее. В идеале на рулоне должно оставаться пятно равномерного серо-бурого цвета.
Даже летом эту работу приятной не назовешь, а каково стоять под гигантским вентилятором в двадцатиградусный мороз? Стоит механику чихнуть или просто зазеваться, и дорогостоящие лопасти можно будет списывать. Кузнецов предложил другой способ – оптико-электронный. Его прибор «Оптикон» устанавливается в открытом иллюминаторе всего за пять минут, на одну из лопастей наклеивается квадратик блестящей пленки - вот и вся подготовка. Работает «Оптикон» от розетки в грузовом отсеке или от автономного источника питания, информация выдается на небольшом дисплее. Контролировать положение лопастей можно и в полете.
Новосибирский авиаремонтный завод провел серию сравнительных испытаний на вертолете Ми-8. Они убедительно доказали преимущество кузнецовского прибора перед рутинным способом – вредным для здоровья и не особенно точным. Прикинули и экономический эффект – он оказался весьма неплохой.
Барнаульцы к производству готовы, были бы заказы. При мелкосерийном производстве комплект обойдется раз в десять дешевле зарубежных аналогов. Но даже зная об «Оптиконе», некоторые российские вертолетостроители склоняются к покупке импортных приборов.
Оказалось, все дело в установке лопастей несущего винта. Когда лопасти на одной высоте ходят, машину трясет гораздо меньше и подъемная сила возрастает не так чтобы очень, но все равно ощутимо. «Настраивают» лопасти во время регламентных работ. Это упражнение называется «отбивкой конуса»: торец каждой лопасти намазывается краской своего цвета, винт раскручивают до нужных оборотов, и механик прикладывает к законцовкам шест с рулоном плотной бумаги. По следам краски смотрят, какая лопасть провисает или задирается, и тут же регулируют ее. В идеале на рулоне должно оставаться пятно равномерного серо-бурого цвета.
Даже летом эту работу приятной не назовешь, а каково стоять под гигантским вентилятором в двадцатиградусный мороз? Стоит механику чихнуть или просто зазеваться, и дорогостоящие лопасти можно будет списывать. Кузнецов предложил другой способ – оптико-электронный. Его прибор «Оптикон» устанавливается в открытом иллюминаторе всего за пять минут, на одну из лопастей наклеивается квадратик блестящей пленки - вот и вся подготовка. Работает «Оптикон» от розетки в грузовом отсеке или от автономного источника питания, информация выдается на небольшом дисплее. Контролировать положение лопастей можно и в полете.
Новосибирский авиаремонтный завод провел серию сравнительных испытаний на вертолете Ми-8. Они убедительно доказали преимущество кузнецовского прибора перед рутинным способом – вредным для здоровья и не особенно точным. Прикинули и экономический эффект – он оказался весьма неплохой.
Барнаульцы к производству готовы, были бы заказы. При мелкосерийном производстве комплект обойдется раз в десять дешевле зарубежных аналогов. Но даже зная об «Оптиконе», некоторые российские вертолетостроители склоняются к покупке импортных приборов.
|