Глава Союза мусульман Казахстана раскрыл специфику ислама в Казахстане
admin 29 Августа 2011 в 13:29:10
Интернет-Портал "Нур" опубликовал итоги онлайн-конференции с главой Союза мусульман Казахстана Муратом Телибековым.
- Какие предложения вы можете предоставить министерству образования по поводу предмета "религиоведение"?
- Сейчас во многих школах вводится этот предмет. Но, к сожалению, я хочу отметить, что возникает опасность формализации этого предмета. Очень важно, кто будет преподавать этот предмет. Несомненно, это должны быть светские люди, которые одинаково относятся ко всем религиям. Потому что если религиоведение будет преподавать мусульманин или христианин, то, несомненно, он будет трактовать тенденциозно. Это понятно. И что еще очень важно, я считаю, что при преподавании этого предмета, а это сегодня в условиях роста религиозного экстремизма очень важный предмет, должны быть встречи с людьми, с прогрессивными писателями, со священнослужителями. То есть люди должны получать информацию не только из уст учителя, но и от первоисточника. И, я считаю, что только в этом случае может появиться действительно здоровое восприятие и понимание религии.
- Боритесь вы до конца по делу Храпунова?
- Союз мусульман обращался к членам Европарламента с просьбой обратить внимание на эту проблему. Мы просили включить в резолюцию требование о том, чтобы заслушать на одном из заседаний Европарламента дело Храпунова. Дело в том, что возможности наши очень ограничены. У нас нет большого аппарата. Нет возможности проводить какие-то большие расследования. Вопрос не только в финансовых средствах, но и в том, что сейчас доступ к этой информации очень ограничен. Поэтому продвижение этого дела все еще оставляет желать лучшего.
- Есть ли у вас предложение по борьбе с экстремизмом?
- Прежде всего, причина экстремизма – это социальная, экономическая ситуация. Если мы устраним эти причины, то проблема исчезнет.
СМК - это, прежде всего, общественная организация. Многие люди симпатизируют этой организации, я хочу сказать, что у чиновников отношение к нам подозрительное, недоверчивое. Конечно, нам никто не позволит проводить проверки в мечетях или в образовательных учреждениях. Вы прекрасно знаете, что духовное управление враждебно относится к СМК. Поэтому, в этой ситуации нам приходится действовать очень деликатно, не проявляя грубости. Я уже говорил, самое главное - мы должны предложить обществу иную, альтернативную модель ислама.
Я считаю, что в Казахстане необходимо (и Союз мусульман может взять на себя эту миссию) создать специальные мусульманские органы правопорядка. Я считаю, что такие органы могли бы не только бороться активно с религиозным экстремизмом, они могли бы стать серьезной помехой на пути организованной преступности, наркотрафика. Я считаю, что с мусульманами, в первую очередь, должны разбираться сами мусульмане. Мы лучше поймем друг друга, мы найдем общий язык, и, я думаю, мы могли бы прийти к какому-то единому, общему мнению. Если бы государство поддержало эту инициативу, это был бы огромный позитивный шаг.
- Правильно ли по национальности человека утверждать принадлежность его к какой-либо вере?
- Здесь, по видимому, идет речь о концепции "одна нация – одна религия". Почему один человек принимает решение за всю нацию? Ни с кем не посоветовавшись он выходит на трибуну и говорит: "Все, у нас одна нация и поэтому будет одна религия". Извини меня, кто ты такой? Вы знаете, у меня даже чисто рефлекторно возникает ощущение протеста. Никто не имеет права, я сам, как человек, должен, исходы из своих убеждений, выбрать свою религию и, в конце концов, свою этническую принадлежность. Поэтому, я считаю, что подобное утверждение некорректно. Да, я считаю, что каждая нация имеет какую-то определенную предрасположенность к той или иной религии, когда то или иное вероисповедание очень легко приживается в той или иной культурной среде.
Я думаю, что было бы абсолютно невозможным насадить православие где-нибудь в Тибете, где многие придерживаются буддизма. Или в Индии активно проповедовать католицизм. То есть, любая нация имеет свою предрасположенность к той или иной вере. И я считаю, что это необходимо признать как существующий факт.
- Правильно ли суждение, что вера должна быть в сердце. Обязательно ли демонстрировать свою религиозную принадлежность одеянием (хиджабы и короткие штанишки) и внешним видом (бородки)?
- Многие считают, что если человек носит какую-то религиозную одежду, то это и есть своеобразная форма агрессии, это есть демонстрация, "реклама". Если девушка в мини-юбке, это вовсе не обязательно, что она рекламирует и проповедует проституцию. То же самое можно сказать о хиджабе, о мусульманских аксессуарах. Человеку просто нравится - это его внутренняя потребность и не более того, поверьте. Чаще всего дело обстоит именно так.
- Какие политические цели вы преследуете?
- Цель Союза мусульман, я уже говорил об этом, построение справедливого и гуманного государства. Наша последняя инициатива – бесплатное образование. Я считаю, что государство, в котором мы сегодня живем, может позволить себе бесплатное образование, здравоохранение, справедливое распределение национальных богатств, национальных доходов, противостояние коррупции. Если все это можно назвать политикой, тогда это и есть наша политика.
- Планирует ли СМК создать оппозицию действующей власти?
- Я эту тему хотел бы немного шире рассмотреть. У многих людей есть некий стереотип – если это власть, то это монстры; а если это оппозиция, то это абсолютно люди чистые и безгрешные. Поверьте мне, что и во власти есть много, да, мошенников, непорядочных людей, но ведь там есть много и честных людей, глубоко заинтересованных и обеспокоенных судьбой нации и народа. И в той же оппозиции есть много порядочных людей, но есть и много проходимцев, спекулянтов, аферистов. Поэтому, когда власть делает очень неправильные шаги, мы оппонируем ей, мы говорим, что это неправильно, мы разоблачаем ее. Но когда власть делает позитивные шаги… в качестве примера я могу вам привести вот такой эпизод: буквально месяц назад министр внутренних дел г-н Касымов снял с должности, причем очень оперативно, руководителя дорожной полиции по Карагандинской области, вернее одного из первых руководителей, после ряда публикаций. Это было очень смелое, быстрое, оперативное решение. И мы в печати выразили благодарность, мы сочли это прекрасным жестом, мы его поддерживаем.
То есть, когда власть действительно заслуживает того, мы аплодируем ей, когда же она заслуживает обратного, мы воздаем ей по заслугам.
- Какой ислам характерен для казахов?
- Прежде всего, я согласен, что каждый этнос, каждая культура имеет свою специфику ислама. Ислам в Казахстане отличается от малазийского, от саудовского, от иранского ислама. Ислам в Казахстане, прежде всего, характерен своим, я бы так сказал, либерализмом, своей терпимостью. Ну, тем, что в природе казахов.
У нас не такого фанатизма, жестокого фанатизма, какой наблюдается у узбеков. У нас либерализм, терпимость, лояльность. Есть у казахов в "казахском" исламе и преклонение перед могилами святых, что обычно приводит в ярость ваххабитов, считающих, что это есть настоящее богохульство. У нас все это мирно уживается. То есть, те отголоски прежних религий – тенгрианства, язычества, которые были в истории казахов - они и сегодня присутствуют. Они как бы вкраплены в ислам и очень прекрасно с ним сочетаются.
Сейчас наши богословы едут в Саудовскую Аравию, они там слушают арабских миссионеров, как будто это истина в последней инстанции, слушают, как маленькие дети, заведомо ставят себя в положение учеников, Извините, я считаю, что отнюдь не в Саудовской Аравии проповедуется истинный ислам. Истинный ислам может проповедоваться именно здесь, в Казахстане, с его терпимостью и благородством. И я считаю, что в некоторых вопросах Казахстан мог бы сам преподнести урок ислама многим мусульманским странам, включая и Саудовскую Аравию.
- Как наш народ принял ислам? В истории сказано, что тюркские каганты, существовавшие на нашей земле, дабы укрепить свою власть заставляли жителей принять ислам.
- Я хочу сказать, что в распространении любой религии всегда имели место элементы насилия. Я опять-таки возвращаюсь к тому, что говорил о насилии в системе воспитания ребенка. Вы знаете, в принципе ведь воспитывают не только детей, воспитывают общество. Приведите мне хотя бы одно государство, в котором бы не было элементам насилия. В любой самой благополучной стране есть тюрьмы, есть судьи, есть полиция, есть спецназ. То есть насилие заложено в самой природе человеческой цивилизации, человеческой натуры. Иногда элементы вот такого принуждения несомненно присутствовали.
Но все-таки я считаю, что большую роль здесь сыграла притягательность вероучения, гораздо большую роль сыграли миссионеры, которые несли эту религию. Потому что, если мы посмотрим - любая идеология, которая насаждалась силой, была недолговечной. Самый большой и важный критерий, самый большой экзаменатор – это время. Ислам существует уже более тысячи лет. Более двух тысяч лет существует христианство. Они прошли испытание временем. И, я думаю, это ответ на многие вопросы.
- Как сделать так чтобы верующие других конфессий не лезли в обсуждение ислама? Не трогали Коран, не осуждали желающих носить религиозные одежды?
- Вы знаете, а я за то, чтобы люди обсуждали ислам. Я за то, чтобы люди лезли в Коран, чтобы они копались в нем, чтобы задавали неудобные вопросы. Я считаю, что в этом нет ничего плохого. Более того, я рад, когда у людей возникает любопытство и интерес к исламу.
- Почему СМК вмешивается в политическую жизнь страны? Есть много громких заявлений про демократию, коррупцию и т.п. Какие реальные шаги предпринимает СМК?
- Сейчас нас упрекают: мол, вы много говорите, а что конкретно вы делаете? Я хочу сказать, что такие упреки были бы оправданы, если бы СМК получал деньги из бюджета, если бы мы сидели на шее у налогоплательщиков. Но мы не находимся на содержании. Мы делаем это в свободное от работы время. Мы делаем то, что мы можем делать. А возможности наши весьма ограничены, принимая во внимание тот антагонизм со стороны властных структур, правоохранительных органов, которым не всегда нравится, что мы высказываем свою позицию по очень острым вопросам. Поэтому приходится очень нелегко.
- Куда уходят деньги от пожертвований в мечетях? Ведется ли отчетность или записи (оформленные по принципу бухгалтерской достоверности и проверяемости), каким именно нуждающимся уходят деньги из пожертвований в мечети?
- Это для нашего духовенства самый неприятный вопрос. Несколько раз мы затрагивали этот вопрос, требовали, чтобы финансовая деятельность мечетей была прозрачной, чтобы выставлялся бюджет мечетей с печатью, чтобы знали, сколько получают имамы, куда идут деньги. Я думаю, что это, конечно же, не повышает авторитет духовенства.
- Вы держите пятиразовый намаз?
- Не всегда это получается. Вы же понимаете, что все мы работаем в светских организациях, где недопустимо демонстративно прерывать какое-то мероприятие и показывать всем, что сейчас часы намаза. Я должен буду отвлечься, прервать важное заседание, собрание людей, производственный процесс, Ислам это не поощряет, я считаю. Я считаю, что в этом нет ничего плохого, потому что в это время я занят вполне важными, богоугодными делами, в конце концов.
- Мой родственник посещал мечеть по пятницам, через какое-то время стал полностью посвящать себя религии. Почти всю зарплату отдает на нужды мечети и пожертвования. В то же время вырастившая его безработная сестра с ребенком от него не получает ни копейки. Мечеть официальная. Как вы относитесь к такому пониманию веры моего родственника и к той мечети?
- Я бы хотел, чтобы этот человек назвал эту мечеть. Я считаю, что настоящий мусульманин должен, прежде всего, обеспечить своих детей, свою семью. И если после этого у него останутся средства, он может отправить их на благотворительность. Но поощрять такое тотальное пожертвование просто преступление против ислама.
Еще вопрос о моем родственнике. Я скачал себе с исламских сайтов три перевода Корана. Один - утвержденный перевод Прохоровой. Читал. Когда спрашиваю родственника по Корану, он почти ничего не может ответить. Он только знает места из Корана о джихаде и наказании неверным. Если я укажу эту мечеть, какие будут и будут ли действия в ее отношении?
- К нам однажды обратились люди, которые жаловались на поведение имамов. Это было обнародовано в печати, и мы были инициаторами того, что некоторых имамов, слава Аллаху, сняли с должности. И я считаю, если факты подтвердятся, этот имам будет снят со своей должности.
- Бывший аким Алматы В.В.Храпунов в более чем зрелом возрасте принял ислам. Что Вы думаете по этому поводу?
Есть масса людей, которые спокойно входят в ислам или христианство, потом из него выходят, потом снова заходят. Если человек принимает ислам, это еще не является гарантией того, что он станет образцом хорошего поведения, образцом чести, примером для подражания.
- Права ли я, считая, что истинная вера в сердце человека, и доказывать ее остальным посредством хиджаба я не обязана. Порядочная и верующая девушка никогда не будет ходить полуголой, но и не обязательно носить хиджаб!!!
- Да, я абсолютно с этим согласен. Я считаю, что у нас довольно свободное общество, каждый сам вправе выбирать. Более того, я хочу сказать, что есть люди, которые никогда не читали намаз, например, врачи, которые спасли немало человеческих жизней, я считаю, что они в большей степени достойны именоваться благородными мусульманами, чем люди, которые в жизни своей не сделали ничего хорошего и ограничиваются только молитвами. Самое главное – это, прежде всего, добрые дела, которые совершает человек.
- Почему в центральной мечети Алматы так громко настроены звукоизвещатели?
- Вопрос, я считаю, очень важный. Имамы, в первую очередь, своим поведением должны показывать людям пример этики. Если громкоговорители мешают окружающим, их громкость необходимо уменьшить. Но, к сожалению, среди наших имамов часто присутствует такая, знаете, бесцеремонность, такое грубое неуважение к мнению других людей. Я считаю, тем самым они просто роняют авторитет этой мечети. Если бы имам спокойно подошел бы к людям и поинтересовался бы (а он должен был это сделать), не мешают ли звуки этого призыва. Если бы большинство людей сказало бы, что мешает, он должен был не только уменьшить, он должен был вообще выключить. Он должен был показать своим примером, каким деликатным, каким культурным, вежливым должен быть мусульманин. А вот такое грубое попирание, навязывание ислама, я считаю просто дискредитирует его.
- Если казахи считают ислам своей религией, то почему же 90% населения берет кредиты на что-либо? Ведь ислам запрещает брать в долг под проценты и давать в долг под проценты. Ислам запрещает ростовщичество в любом проявлении, это большой грех.
- Да, это очень важный вопрос. На него сложно ответить. В исламе неоднократно говорится, что человек слаб, человек подвержен порокам, человек не может иногда идти по той действительно трудной дороге высокой нравственности, которой прописывает Коран. Мы живем в реальных условиях и, к сожалению, иногда вынуждены в банке брать кредиты. Да, это порочная практика, но тем не менее она существует, также как и существуют в наших городах игорные дома, существует и проституция, и наркотики. К сожалению, мы все это принимаем как нечто само собой разумеющееся. Но здесь, я думаю, нужно немного снисходительнее относиться к людям. Если человек взял кредит в банке от безысходности, нельзя считать, что он теперь является не мусульманином, что совершил великий грех.
Великий грех стоит за тем, кто наживается на его беде. Я привел бы пример, говорящий о милосердии ислама. Вы знаете, что в исламе запрещена свинина. Но в то же время говорится, что если человек вынужден в силу каких-то крайних обстоятельств употребить в пищу или даже не зная об этом, то в этом нет большого греха. То есть, прежде всего, во главе стоит человеческая жизнь. Категоричность иногда неуместна и надо уметь прощать человеческие слабости.
- Я согласна с тем, что в человеке должна быть вера в высшие силы, но не могу понять, зачем эту мысль навязывают, человек сам должен к этому прийти, если посчитает необходимым.
- Я хочу сказать, что есть определенная политическая спекуляция, когда не только ислам, но религия в целом, используется в политических целях. Испокон веков религия всегда была инструментом в руках политиков. Цели эти были не всегда благородными и чистыми. И сегодня мы наблюдаем такую же картину, когда иногда под прикрытием ислама довольно откровенно распространяются определенные политические идеи. В частности, хотелось бы привести в пример работу партии Хизб-ут-Тахрир. Меня очень удивило их утверждение, что во главе любой мусульманской организации должен стоять араб. Почему? Потому что ислам зародился в арабских странах. Я говорю: "Но ведь в Коране не написано, что араб должен доминировать". Они говорят, что есть ученый, который о том, что арабы – это исключительная нация, что они как никто другой понимают ислам.
Почему мы, казахи, не можем перевести коран на казахский язык и адекватно проводить чтение сур и хадисов на казахском, так как большинству в принципе сложно понять смысл того, что говорится в молитвах?
- Я обратил внимание, что в некоторых наших мечетях порой идет проповедь на арабском языке. Я согласен, что суры Корана нужно читать на арабском языке, но проповеди – ни в коем случае. Потому что они теряют смысл. Если люди не понимают содержания проповеди - тогда сама проповедь становится совершенно бесполезной.
Много раз ставился вопрос о том, чтобы переводить суры на язык той страны, где проповедуется ислам. Но сегодня преобладающее большинство мусульманского сообщества пришло к мнению, что Коран все-таки необходимо читать на арабском языке. Это очень важно.
- Как вы относитесь к тому, что Катар участвует в антиливийской коалиции?
- На мой взгляд и исходя из информации в СМИ, руководство Ливии ведет политику, отнюдь не соответствующую канонам ислама, как и вообще принципам гуманности. Даже не вникая в тонкости политики, когда ты видишь, что человек не хочет покидать власть, что он цепляется последними силами... В определенных случаях мусульманская страна может оказывать содействие агрессии против мусульманской страны, если эта страна отошла от принципов ислама.
- Как вы считаете, если направить 60 млн долларов, на которые строится новая мечеть, на лечение больных детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, будет ли это более важным шагом?
- Конечно, я считаю, что в первую очередь необходимо делать то, что важно для людей, спасать человеческие жизни, избавлять их от страданий, от бедности и болезней. Вот именно это является самым лучшим поклонением Всевышнему Аллаху.
- Если завтра примут скандальный закон о недопущении дискриминации геев и введут соответствующие поправки в законодательство о браке, какая будет ваша гражданская позиция (с точки зрения прав и свобод человека)?
- Если общество в преобладающем большинстве хочет однополых браков, то такие законы должны приниматься. Но если преобладающее большинство людей в обществе не приемлет распространение гомосексуальной культуры, если власть идет наперекор большинству населения этой страны, я считаю, что такую власть нужно устранять или менять.
Вы знаете, даже в такой ярой мусульманской стране, как Иран, есть имамы-транссексуалы. И надо признать, что в некоторых странах есть муллы-гомосексуалисты. Вопрос, сложный, конечно. Я знаю, что в исламе порицается гомосексуализм. Но в исламе не говорится о нетерпимости к таким людям. Нет такой мысли, что мусульманин должен уничтожать, преследовать таких людей. Мы должны противостоять этому на уровне идеологии.
Гомосексуалист имеет право на свой образ жизни, образ мыслей. Но в то же время я считаю, что он не имеет права навязывать обществу свой образ жизни и свои ценности.
Источник: nur.kz
- Какие предложения вы можете предоставить министерству образования по поводу предмета "религиоведение"?
- Сейчас во многих школах вводится этот предмет. Но, к сожалению, я хочу отметить, что возникает опасность формализации этого предмета. Очень важно, кто будет преподавать этот предмет. Несомненно, это должны быть светские люди, которые одинаково относятся ко всем религиям. Потому что если религиоведение будет преподавать мусульманин или христианин, то, несомненно, он будет трактовать тенденциозно. Это понятно. И что еще очень важно, я считаю, что при преподавании этого предмета, а это сегодня в условиях роста религиозного экстремизма очень важный предмет, должны быть встречи с людьми, с прогрессивными писателями, со священнослужителями. То есть люди должны получать информацию не только из уст учителя, но и от первоисточника. И, я считаю, что только в этом случае может появиться действительно здоровое восприятие и понимание религии.
- Боритесь вы до конца по делу Храпунова?
- Союз мусульман обращался к членам Европарламента с просьбой обратить внимание на эту проблему. Мы просили включить в резолюцию требование о том, чтобы заслушать на одном из заседаний Европарламента дело Храпунова. Дело в том, что возможности наши очень ограничены. У нас нет большого аппарата. Нет возможности проводить какие-то большие расследования. Вопрос не только в финансовых средствах, но и в том, что сейчас доступ к этой информации очень ограничен. Поэтому продвижение этого дела все еще оставляет желать лучшего.
- Есть ли у вас предложение по борьбе с экстремизмом?
- Прежде всего, причина экстремизма – это социальная, экономическая ситуация. Если мы устраним эти причины, то проблема исчезнет.
СМК - это, прежде всего, общественная организация. Многие люди симпатизируют этой организации, я хочу сказать, что у чиновников отношение к нам подозрительное, недоверчивое. Конечно, нам никто не позволит проводить проверки в мечетях или в образовательных учреждениях. Вы прекрасно знаете, что духовное управление враждебно относится к СМК. Поэтому, в этой ситуации нам приходится действовать очень деликатно, не проявляя грубости. Я уже говорил, самое главное - мы должны предложить обществу иную, альтернативную модель ислама.
Я считаю, что в Казахстане необходимо (и Союз мусульман может взять на себя эту миссию) создать специальные мусульманские органы правопорядка. Я считаю, что такие органы могли бы не только бороться активно с религиозным экстремизмом, они могли бы стать серьезной помехой на пути организованной преступности, наркотрафика. Я считаю, что с мусульманами, в первую очередь, должны разбираться сами мусульмане. Мы лучше поймем друг друга, мы найдем общий язык, и, я думаю, мы могли бы прийти к какому-то единому, общему мнению. Если бы государство поддержало эту инициативу, это был бы огромный позитивный шаг.
- Правильно ли по национальности человека утверждать принадлежность его к какой-либо вере?
- Здесь, по видимому, идет речь о концепции "одна нация – одна религия". Почему один человек принимает решение за всю нацию? Ни с кем не посоветовавшись он выходит на трибуну и говорит: "Все, у нас одна нация и поэтому будет одна религия". Извини меня, кто ты такой? Вы знаете, у меня даже чисто рефлекторно возникает ощущение протеста. Никто не имеет права, я сам, как человек, должен, исходы из своих убеждений, выбрать свою религию и, в конце концов, свою этническую принадлежность. Поэтому, я считаю, что подобное утверждение некорректно. Да, я считаю, что каждая нация имеет какую-то определенную предрасположенность к той или иной религии, когда то или иное вероисповедание очень легко приживается в той или иной культурной среде.
Я думаю, что было бы абсолютно невозможным насадить православие где-нибудь в Тибете, где многие придерживаются буддизма. Или в Индии активно проповедовать католицизм. То есть, любая нация имеет свою предрасположенность к той или иной вере. И я считаю, что это необходимо признать как существующий факт.
- Правильно ли суждение, что вера должна быть в сердце. Обязательно ли демонстрировать свою религиозную принадлежность одеянием (хиджабы и короткие штанишки) и внешним видом (бородки)?
- Многие считают, что если человек носит какую-то религиозную одежду, то это и есть своеобразная форма агрессии, это есть демонстрация, "реклама". Если девушка в мини-юбке, это вовсе не обязательно, что она рекламирует и проповедует проституцию. То же самое можно сказать о хиджабе, о мусульманских аксессуарах. Человеку просто нравится - это его внутренняя потребность и не более того, поверьте. Чаще всего дело обстоит именно так.
- Какие политические цели вы преследуете?
- Цель Союза мусульман, я уже говорил об этом, построение справедливого и гуманного государства. Наша последняя инициатива – бесплатное образование. Я считаю, что государство, в котором мы сегодня живем, может позволить себе бесплатное образование, здравоохранение, справедливое распределение национальных богатств, национальных доходов, противостояние коррупции. Если все это можно назвать политикой, тогда это и есть наша политика.
- Планирует ли СМК создать оппозицию действующей власти?
- Я эту тему хотел бы немного шире рассмотреть. У многих людей есть некий стереотип – если это власть, то это монстры; а если это оппозиция, то это абсолютно люди чистые и безгрешные. Поверьте мне, что и во власти есть много, да, мошенников, непорядочных людей, но ведь там есть много и честных людей, глубоко заинтересованных и обеспокоенных судьбой нации и народа. И в той же оппозиции есть много порядочных людей, но есть и много проходимцев, спекулянтов, аферистов. Поэтому, когда власть делает очень неправильные шаги, мы оппонируем ей, мы говорим, что это неправильно, мы разоблачаем ее. Но когда власть делает позитивные шаги… в качестве примера я могу вам привести вот такой эпизод: буквально месяц назад министр внутренних дел г-н Касымов снял с должности, причем очень оперативно, руководителя дорожной полиции по Карагандинской области, вернее одного из первых руководителей, после ряда публикаций. Это было очень смелое, быстрое, оперативное решение. И мы в печати выразили благодарность, мы сочли это прекрасным жестом, мы его поддерживаем.
То есть, когда власть действительно заслуживает того, мы аплодируем ей, когда же она заслуживает обратного, мы воздаем ей по заслугам.
- Какой ислам характерен для казахов?
- Прежде всего, я согласен, что каждый этнос, каждая культура имеет свою специфику ислама. Ислам в Казахстане отличается от малазийского, от саудовского, от иранского ислама. Ислам в Казахстане, прежде всего, характерен своим, я бы так сказал, либерализмом, своей терпимостью. Ну, тем, что в природе казахов.
У нас не такого фанатизма, жестокого фанатизма, какой наблюдается у узбеков. У нас либерализм, терпимость, лояльность. Есть у казахов в "казахском" исламе и преклонение перед могилами святых, что обычно приводит в ярость ваххабитов, считающих, что это есть настоящее богохульство. У нас все это мирно уживается. То есть, те отголоски прежних религий – тенгрианства, язычества, которые были в истории казахов - они и сегодня присутствуют. Они как бы вкраплены в ислам и очень прекрасно с ним сочетаются.
Сейчас наши богословы едут в Саудовскую Аравию, они там слушают арабских миссионеров, как будто это истина в последней инстанции, слушают, как маленькие дети, заведомо ставят себя в положение учеников, Извините, я считаю, что отнюдь не в Саудовской Аравии проповедуется истинный ислам. Истинный ислам может проповедоваться именно здесь, в Казахстане, с его терпимостью и благородством. И я считаю, что в некоторых вопросах Казахстан мог бы сам преподнести урок ислама многим мусульманским странам, включая и Саудовскую Аравию.
- Как наш народ принял ислам? В истории сказано, что тюркские каганты, существовавшие на нашей земле, дабы укрепить свою власть заставляли жителей принять ислам.
- Я хочу сказать, что в распространении любой религии всегда имели место элементы насилия. Я опять-таки возвращаюсь к тому, что говорил о насилии в системе воспитания ребенка. Вы знаете, в принципе ведь воспитывают не только детей, воспитывают общество. Приведите мне хотя бы одно государство, в котором бы не было элементам насилия. В любой самой благополучной стране есть тюрьмы, есть судьи, есть полиция, есть спецназ. То есть насилие заложено в самой природе человеческой цивилизации, человеческой натуры. Иногда элементы вот такого принуждения несомненно присутствовали.
Но все-таки я считаю, что большую роль здесь сыграла притягательность вероучения, гораздо большую роль сыграли миссионеры, которые несли эту религию. Потому что, если мы посмотрим - любая идеология, которая насаждалась силой, была недолговечной. Самый большой и важный критерий, самый большой экзаменатор – это время. Ислам существует уже более тысячи лет. Более двух тысяч лет существует христианство. Они прошли испытание временем. И, я думаю, это ответ на многие вопросы.
- Как сделать так чтобы верующие других конфессий не лезли в обсуждение ислама? Не трогали Коран, не осуждали желающих носить религиозные одежды?
- Вы знаете, а я за то, чтобы люди обсуждали ислам. Я за то, чтобы люди лезли в Коран, чтобы они копались в нем, чтобы задавали неудобные вопросы. Я считаю, что в этом нет ничего плохого. Более того, я рад, когда у людей возникает любопытство и интерес к исламу.
- Почему СМК вмешивается в политическую жизнь страны? Есть много громких заявлений про демократию, коррупцию и т.п. Какие реальные шаги предпринимает СМК?
- Сейчас нас упрекают: мол, вы много говорите, а что конкретно вы делаете? Я хочу сказать, что такие упреки были бы оправданы, если бы СМК получал деньги из бюджета, если бы мы сидели на шее у налогоплательщиков. Но мы не находимся на содержании. Мы делаем это в свободное от работы время. Мы делаем то, что мы можем делать. А возможности наши весьма ограничены, принимая во внимание тот антагонизм со стороны властных структур, правоохранительных органов, которым не всегда нравится, что мы высказываем свою позицию по очень острым вопросам. Поэтому приходится очень нелегко.
- Куда уходят деньги от пожертвований в мечетях? Ведется ли отчетность или записи (оформленные по принципу бухгалтерской достоверности и проверяемости), каким именно нуждающимся уходят деньги из пожертвований в мечети?
- Это для нашего духовенства самый неприятный вопрос. Несколько раз мы затрагивали этот вопрос, требовали, чтобы финансовая деятельность мечетей была прозрачной, чтобы выставлялся бюджет мечетей с печатью, чтобы знали, сколько получают имамы, куда идут деньги. Я думаю, что это, конечно же, не повышает авторитет духовенства.
- Вы держите пятиразовый намаз?
- Не всегда это получается. Вы же понимаете, что все мы работаем в светских организациях, где недопустимо демонстративно прерывать какое-то мероприятие и показывать всем, что сейчас часы намаза. Я должен буду отвлечься, прервать важное заседание, собрание людей, производственный процесс, Ислам это не поощряет, я считаю. Я считаю, что в этом нет ничего плохого, потому что в это время я занят вполне важными, богоугодными делами, в конце концов.
- Мой родственник посещал мечеть по пятницам, через какое-то время стал полностью посвящать себя религии. Почти всю зарплату отдает на нужды мечети и пожертвования. В то же время вырастившая его безработная сестра с ребенком от него не получает ни копейки. Мечеть официальная. Как вы относитесь к такому пониманию веры моего родственника и к той мечети?
- Я бы хотел, чтобы этот человек назвал эту мечеть. Я считаю, что настоящий мусульманин должен, прежде всего, обеспечить своих детей, свою семью. И если после этого у него останутся средства, он может отправить их на благотворительность. Но поощрять такое тотальное пожертвование просто преступление против ислама.
Еще вопрос о моем родственнике. Я скачал себе с исламских сайтов три перевода Корана. Один - утвержденный перевод Прохоровой. Читал. Когда спрашиваю родственника по Корану, он почти ничего не может ответить. Он только знает места из Корана о джихаде и наказании неверным. Если я укажу эту мечеть, какие будут и будут ли действия в ее отношении?
- К нам однажды обратились люди, которые жаловались на поведение имамов. Это было обнародовано в печати, и мы были инициаторами того, что некоторых имамов, слава Аллаху, сняли с должности. И я считаю, если факты подтвердятся, этот имам будет снят со своей должности.
- Бывший аким Алматы В.В.Храпунов в более чем зрелом возрасте принял ислам. Что Вы думаете по этому поводу?
Есть масса людей, которые спокойно входят в ислам или христианство, потом из него выходят, потом снова заходят. Если человек принимает ислам, это еще не является гарантией того, что он станет образцом хорошего поведения, образцом чести, примером для подражания.
- Права ли я, считая, что истинная вера в сердце человека, и доказывать ее остальным посредством хиджаба я не обязана. Порядочная и верующая девушка никогда не будет ходить полуголой, но и не обязательно носить хиджаб!!!
- Да, я абсолютно с этим согласен. Я считаю, что у нас довольно свободное общество, каждый сам вправе выбирать. Более того, я хочу сказать, что есть люди, которые никогда не читали намаз, например, врачи, которые спасли немало человеческих жизней, я считаю, что они в большей степени достойны именоваться благородными мусульманами, чем люди, которые в жизни своей не сделали ничего хорошего и ограничиваются только молитвами. Самое главное – это, прежде всего, добрые дела, которые совершает человек.
- Почему в центральной мечети Алматы так громко настроены звукоизвещатели?
- Вопрос, я считаю, очень важный. Имамы, в первую очередь, своим поведением должны показывать людям пример этики. Если громкоговорители мешают окружающим, их громкость необходимо уменьшить. Но, к сожалению, среди наших имамов часто присутствует такая, знаете, бесцеремонность, такое грубое неуважение к мнению других людей. Я считаю, тем самым они просто роняют авторитет этой мечети. Если бы имам спокойно подошел бы к людям и поинтересовался бы (а он должен был это сделать), не мешают ли звуки этого призыва. Если бы большинство людей сказало бы, что мешает, он должен был не только уменьшить, он должен был вообще выключить. Он должен был показать своим примером, каким деликатным, каким культурным, вежливым должен быть мусульманин. А вот такое грубое попирание, навязывание ислама, я считаю просто дискредитирует его.
- Если казахи считают ислам своей религией, то почему же 90% населения берет кредиты на что-либо? Ведь ислам запрещает брать в долг под проценты и давать в долг под проценты. Ислам запрещает ростовщичество в любом проявлении, это большой грех.
- Да, это очень важный вопрос. На него сложно ответить. В исламе неоднократно говорится, что человек слаб, человек подвержен порокам, человек не может иногда идти по той действительно трудной дороге высокой нравственности, которой прописывает Коран. Мы живем в реальных условиях и, к сожалению, иногда вынуждены в банке брать кредиты. Да, это порочная практика, но тем не менее она существует, также как и существуют в наших городах игорные дома, существует и проституция, и наркотики. К сожалению, мы все это принимаем как нечто само собой разумеющееся. Но здесь, я думаю, нужно немного снисходительнее относиться к людям. Если человек взял кредит в банке от безысходности, нельзя считать, что он теперь является не мусульманином, что совершил великий грех.
Великий грех стоит за тем, кто наживается на его беде. Я привел бы пример, говорящий о милосердии ислама. Вы знаете, что в исламе запрещена свинина. Но в то же время говорится, что если человек вынужден в силу каких-то крайних обстоятельств употребить в пищу или даже не зная об этом, то в этом нет большого греха. То есть, прежде всего, во главе стоит человеческая жизнь. Категоричность иногда неуместна и надо уметь прощать человеческие слабости.
- Я согласна с тем, что в человеке должна быть вера в высшие силы, но не могу понять, зачем эту мысль навязывают, человек сам должен к этому прийти, если посчитает необходимым.
- Я хочу сказать, что есть определенная политическая спекуляция, когда не только ислам, но религия в целом, используется в политических целях. Испокон веков религия всегда была инструментом в руках политиков. Цели эти были не всегда благородными и чистыми. И сегодня мы наблюдаем такую же картину, когда иногда под прикрытием ислама довольно откровенно распространяются определенные политические идеи. В частности, хотелось бы привести в пример работу партии Хизб-ут-Тахрир. Меня очень удивило их утверждение, что во главе любой мусульманской организации должен стоять араб. Почему? Потому что ислам зародился в арабских странах. Я говорю: "Но ведь в Коране не написано, что араб должен доминировать". Они говорят, что есть ученый, который о том, что арабы – это исключительная нация, что они как никто другой понимают ислам.
Почему мы, казахи, не можем перевести коран на казахский язык и адекватно проводить чтение сур и хадисов на казахском, так как большинству в принципе сложно понять смысл того, что говорится в молитвах?
- Я обратил внимание, что в некоторых наших мечетях порой идет проповедь на арабском языке. Я согласен, что суры Корана нужно читать на арабском языке, но проповеди – ни в коем случае. Потому что они теряют смысл. Если люди не понимают содержания проповеди - тогда сама проповедь становится совершенно бесполезной.
Много раз ставился вопрос о том, чтобы переводить суры на язык той страны, где проповедуется ислам. Но сегодня преобладающее большинство мусульманского сообщества пришло к мнению, что Коран все-таки необходимо читать на арабском языке. Это очень важно.
- Как вы относитесь к тому, что Катар участвует в антиливийской коалиции?
- На мой взгляд и исходя из информации в СМИ, руководство Ливии ведет политику, отнюдь не соответствующую канонам ислама, как и вообще принципам гуманности. Даже не вникая в тонкости политики, когда ты видишь, что человек не хочет покидать власть, что он цепляется последними силами... В определенных случаях мусульманская страна может оказывать содействие агрессии против мусульманской страны, если эта страна отошла от принципов ислама.
- Как вы считаете, если направить 60 млн долларов, на которые строится новая мечеть, на лечение больных детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, будет ли это более важным шагом?
- Конечно, я считаю, что в первую очередь необходимо делать то, что важно для людей, спасать человеческие жизни, избавлять их от страданий, от бедности и болезней. Вот именно это является самым лучшим поклонением Всевышнему Аллаху.
- Если завтра примут скандальный закон о недопущении дискриминации геев и введут соответствующие поправки в законодательство о браке, какая будет ваша гражданская позиция (с точки зрения прав и свобод человека)?
- Если общество в преобладающем большинстве хочет однополых браков, то такие законы должны приниматься. Но если преобладающее большинство людей в обществе не приемлет распространение гомосексуальной культуры, если власть идет наперекор большинству населения этой страны, я считаю, что такую власть нужно устранять или менять.
Вы знаете, даже в такой ярой мусульманской стране, как Иран, есть имамы-транссексуалы. И надо признать, что в некоторых странах есть муллы-гомосексуалисты. Вопрос, сложный, конечно. Я знаю, что в исламе порицается гомосексуализм. Но в исламе не говорится о нетерпимости к таким людям. Нет такой мысли, что мусульманин должен уничтожать, преследовать таких людей. Мы должны противостоять этому на уровне идеологии.
Гомосексуалист имеет право на свой образ жизни, образ мыслей. Но в то же время я считаю, что он не имеет права навязывать обществу свой образ жизни и свои ценности.
Источник: nur.kz
|