В Центральной Азии назрела необходимость возродить большое кольцо
Гость 19 Апреля 2022 в 09:19:46
Былое могущество Советского Союза позволило вновь образованным государствам Центральной Азии какое-то время жить по инерции. Однако любая конструкция имеет запас прочности и постепенно ветшает. С одной стороны сказывались застарелые территориальные и социальные конфликты, с другой давили новые "друзья". Руководствуясь собственными интересами, они предлагали новшества без учета местной специфики.
25 января в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане произошло массовое отключение электроэнергии. Не сказать, что это было чем-то необычным, периодически небольшие аварии случались и ранее. Но январский блэкаут по масштабу произошедшего превзошел все опасения.
Узбекистан первым сообщил об энергетическом коллапсе. Ближе к полудню без электричества остались Ташкент, Самарканд, Бухара и другие крупные города республики. Вслед за электроэнергией в Узбекистане начались проблемы с водоснабжением и отоплением, работой канализации.
В Ташкенте повсеместно начались проблемы с транспортом. Метро в городе остановилось, из-за отключенных светофоров автомобили застряли в многокилометровых пробках. Городские власти призвали жителей по возможности не пользоваться личным транспортом. Досталось и аэропортам. Воздушные гавани перестали отправлять и принимать рейсы, некоторые самолеты разворачивали на полпути и возвращали в места отправки. Сохранить электроснабжение удалось только в аэропорту города Навои. Кроме того, встали две канатные дороги в Чимгане и Бельдерсае, из-за чего спасателям пришлось эвакуировать 80 человек.
В Кыргызстане перебои с подачей электроэнергии произошли в Бишкеке, Оше, областном центре Нарын и ряде населенных пунктов Чуйской области. В столице встали насосные станции, перестали работать банкоматы и терминалы для безналичной оплаты в магазинах. Из-за отсутствия Интернета банки приостановили денежные операции. К чести властей, ситуацию удалось быстро взять под контроль. Так, после отключения светофоров на дороги направили регулировщиков, аэропорт Манас в Бишкеке перевели на самостоятельное энергообеспечение, а больницы всей страны перешли на жидкий кислород.
Меньше всего пострадал Казахстан, но и здесь без света осталось несколько городов, в том числе Алматы. Оперативные действия позволили восстановить подачу электричества в бывшей столице на 50 процентов заполчаса. На отсутствие электричества жаловались жители Шымкента, Тараза и Туркестанской области. При этом городской аэропорт и метро продолжили работать в штатном режиме. Коллапс не коснулся западных регионов Казахстана, где сконцентрированы основные нефте- и газодобывающие предприятия страны.
Общий итог - в трех странах самой густонаселенной части региона без электричества остались миллионы человек. Причины аварии расследовала межправительственная комиссия. В Минэнерго Узбекистана заявили, что отключение электроэнергии произошло из-за аварии на территории Казахстана. В Национальной электрической сети Кыргызстана уточнили, что по всей энергосистеме Центральной Азии произошло системное погашение из-за сработанной автоматики. Посчитали, что авария стала возможной в результате большой перегрузки в сетях.
А теперь к предыстории случившегося. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан объединены в единое энергокольцо Центральной Азии. Проект единой энергосистемы был подготовлен в советское время, а интеграция какое-то время продолжилась и после распада СССР. В кольцо кроме названных стран входили Таджикистан и Туркменистан.
Ранее системой управлял Координационно-диспетчерский центр в Ташкенте. Он позволял регулировать сезонные колебания спроса на электроэнергию и потребности в воде в ирригационный период. В теплый период Таджикистан и Кыргызстан поставляли соседям электроэнергию, производимую в избыточном объеме, а в зимнее время, наоборот, накапливали воду в водохранилищах и получали электроэнергию из соседних республик. В 2003-м единую систему покинул Туркменистан, в 2009-м из энергокольца вышел Таджикистан. Постепенно система теряла функциональность. Сказывался усиливающийся спрос на электроэнергию, а также высокий износ генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры. Росла перегруженность энергосистемы в пиковые периоды. Так копились проблемы и напряженность, в результате которой произошла грандиозная авария.
Понимание необходимости модернизировать объединенную энергосистему в регионе было. Потребление электричества в разных странах региона ежегодно растёт на величину от пяти до восьми процентов. Советская инфраструктура современные уровни нагрузки не выдерживает. Дисбаланс растет по причине отсутствия планирования и взаимного учета роста потребностей в электроэнергии для вновь вводимых мощностей в социальной сфере и в экономике. Когда создавали единое энергокольцо подразумевали, что у всех стран участников будут достаточные мощности резервирования для внештатных ситуаций. Для этого предусматривались резервные станции выработки электроэнергии для подстраховки всех членов кольца. Но так было в едином государстве. Сегодня отдельные государства не желают, чтобы излишки электроэнергии перетекали к соседям. Одна из главных проблем -несогласованность экспортно-импортных тарифов перетока. Ещё одна проблема - возрастание внутреннего потребления без создания резервных мощностей. Без них система начинает работать на пределе своих возможностей и не может подстраховать соседей во время форс-мажорных обстоятельств. Критически важный объем спроса на электроэнергию истощил резервы мощностей производства электричества.
Власти Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана озаботились поиском новых источников энергии. В регионе разработаны планы развития ядерной энергетики. В Казахстане есть несколько вариантов расположения новых АСЭ. Выбор делают между поселком Улькен в Алматинской области или Балхашом. Подрядчиком строительства могут стать США, Франция, Россия или Китай. В Узбекистане свою первую АЭС хотят начать эксплуатировать не позднее 2028 года. Проект поколения 3+ мощностью двух с половиной гигаватт реализует "Росатом" в Джизагской области. Кыргызстан также заключил договор с "Росатомом" о строительстве у себя АЭС малой мощности.
Россия в энергосистеме Центральной Азии занимает особое место. Ей от Советского Союза досталась главная координационная роль. Россия, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан работают в параллельном режиме. Любое значимое технологическое нарушение в энергосистемах, входящих в единый проект, влияет на потребителей другого государства. Что, собственно, и произошло в январе, когда выход из строя большого объема генерации одного из государств привел к разделению северной и южной части Казахстана и отделению южной части Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана от единой энергосистемы Российской Федерации, и северной части Казахстана.
Авария показала, что необходимо более тесное взаимодействие всех участников энергетического кольца. Это не только планирование режимов работы электростанций и объектов энергетики, но и планы по развитию, как систем управления энергосистемами, так и отдельных её элементов.
В целом у системы есть перспективы дальнейшего развития и совершенствования. Страны входят в координационный совет Центральной Азии. И хотя Россия в нем пока имеет статус наблюдателя, рассматривается возможность его повышения до уровня полноправного члена. После этого ожидается начало работ по внедрению единых стандартов управления надежностью энергосистемы, разработки единых подходов к планированию режимов, а также организации взаимодействия участников энергетического кольца на более высоком уровне.
Но в системе единой энергетической безопасности региона есть нюанс, который необходимо учитывать. После распада СССР страны региона оформили работу единого энергетического кольца специальным соглашением. Однако время от времени из-за распределения водно-энергетических ресурсов, возникали проблемы. В основном конфликтовали Узбекистан с Таджикистаном и Кыргызстаном. Связано это со спорными территориальными вопросами, которых не было в рамках единого государства. В горах Таджикистана и Кыргызстана берут начало реки, воды которых питают сельское хозяйство Узбекистана. Водосброс по своему усмотрению без учета интересов соседей в нижнем течении рек больно бьет по сельскому хозяйству Узбекистана.
В 2009 году Узбекистан в одностороннем порядке покинул ОЭС, объяснив это "систематическим нарушением договоренностей и установленных правил со стороны Таджикистана". В результате энергосистема республики автоматически изолировалась от единого энергокольца. После смены политического руководства в Узбекистане были предприняты попытки восстановить параллельную работу стран региона с энергосистемой Таджикистана при финансовой помощи Азиатского банка развития. Таджикистан возобновил летнюю поставку своей электроэнергии в Узбекистан в апреле 2016 года. Однако приграничные районы, которые получают таджикскую энергию, остались изолированными от единой электроэнергетической системы Узбекистана. Этот дисбаланс не позволяет считать Таджикистан полноправным членом объединенной энергетической системы.
Вторым игроком на энергетическом рынке является Туркменистан, где энергию преимущественно производят тепловые и гидравлические станции. Летом 2003 года Туркменистан вышел из ОЭС ЦА и начал параллельную работу с энергосистемой Ирана. Кроме того, был налажен экспорт туркменской электроэнергия в Афганистан. Официальные данные относительно объемов производства электричества энергетические ведомства республики не афишируют, но недавние официальные отчеты власти декларируют ежегодную выработку свыше 20 миллиардов киловатт-час, из которых 6 миллиардов предназначены для экспорта. Согласно плану развития энергетической отрасли, к 2024 году производство электроэнергии в стране должно достигнуть 33 миллиардов киловатт-час. Два года назад из республики просочились сведения о возникновении перебоев в электроснабжении населения. О серьезности положения свидетельствует тот факт, что президент Гурбангулы Бердымухамедов по результатам разбора ситуации щедро раздал взыскания ряду чиновников, среди которых были министр энергетики Чарымырат Пурчеков, и его вице-премьер курирующий отрасль в правительстве Шамухаммет Дурдылыев.
Электроэнергию Туркменистан старается продать соседям. По отдельным контрактам он поставляет её в Узбекистан и Кыргызстан. Часть энергии идет в Иран. Кроме всего прочего, Аркадаг имеет далеко идущие планы по поставке электроэнергии в Афганистан и Пакистан. Что касается последних двух направлений, они заморожены политическим кризисом в соседнем Афганистане, где приход к власти талибов спутал карты главы республики и подвесил на неопределенный срок реализацию ещё нескольких проектов, среди которых попытка проложить ветку газопровода в Индию. Осенью прошлого года Туркменистан продлил договоры о поставке электроэнергии в Узбекистан и Кыргызстан.
Буквально накануне блэкаута у соседей, в ход поездки в Дашогузский велаят Бердымухамедов провёл совещание по вопросам развития электроэнергетики страны. На совещании вице-премьер Чарымырат Пурчеков доложил о строительстве ЛЭП Туркменистан-Афганистан-Пакистан, а также о планируемой прокладке линии от афганского города Мазари-Шариф до Кабула. Кроме того, президенту доложили о планах проложить ЛЭП от Марыйской ГЭС по направлению Герат-Фарах-Кандагар и построить ЛЭП мощностью 500 киловольт Мары-Мешхед, а также Мары-Серахс и Серахс-Мешхед мощностью 400 киловольт. Многие местные СМИ цитировали Бердымухамедова, повсеместно озвучивая желание Аркадага продавать электроэнергию через Узбекистан и Иран в третьи страны.
Через три дня после совещания в Ашхабаде, у соседей случился блэкаут, который показал, что просто поставить электроэнергию соседям -половина дела. Электроэнергию нужно потребить сразу после выработки и запастись ею впрок не получится. В этой связи Туркменистан мог бы вновь войти в единую энергосистему Центральной Азии. Говорить о такой вероятности можно после активизации содружества С5, к которому приглядываются многие страны мира. В увязке решения проблемы единой энергетической системы в Центральной Азии жизнедеятельной могла бы стать система С5+1 с Россией. Хотя, по большому счету здесь уже нужно говорить о программе Сб. Если удастся договориться, все страны участники проекта будут в нём равноправны.
25 января в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане произошло массовое отключение электроэнергии. Не сказать, что это было чем-то необычным, периодически небольшие аварии случались и ранее. Но январский блэкаут по масштабу произошедшего превзошел все опасения.
Узбекистан первым сообщил об энергетическом коллапсе. Ближе к полудню без электричества остались Ташкент, Самарканд, Бухара и другие крупные города республики. Вслед за электроэнергией в Узбекистане начались проблемы с водоснабжением и отоплением, работой канализации.
В Ташкенте повсеместно начались проблемы с транспортом. Метро в городе остановилось, из-за отключенных светофоров автомобили застряли в многокилометровых пробках. Городские власти призвали жителей по возможности не пользоваться личным транспортом. Досталось и аэропортам. Воздушные гавани перестали отправлять и принимать рейсы, некоторые самолеты разворачивали на полпути и возвращали в места отправки. Сохранить электроснабжение удалось только в аэропорту города Навои. Кроме того, встали две канатные дороги в Чимгане и Бельдерсае, из-за чего спасателям пришлось эвакуировать 80 человек.
В Кыргызстане перебои с подачей электроэнергии произошли в Бишкеке, Оше, областном центре Нарын и ряде населенных пунктов Чуйской области. В столице встали насосные станции, перестали работать банкоматы и терминалы для безналичной оплаты в магазинах. Из-за отсутствия Интернета банки приостановили денежные операции. К чести властей, ситуацию удалось быстро взять под контроль. Так, после отключения светофоров на дороги направили регулировщиков, аэропорт Манас в Бишкеке перевели на самостоятельное энергообеспечение, а больницы всей страны перешли на жидкий кислород.
Меньше всего пострадал Казахстан, но и здесь без света осталось несколько городов, в том числе Алматы. Оперативные действия позволили восстановить подачу электричества в бывшей столице на 50 процентов заполчаса. На отсутствие электричества жаловались жители Шымкента, Тараза и Туркестанской области. При этом городской аэропорт и метро продолжили работать в штатном режиме. Коллапс не коснулся западных регионов Казахстана, где сконцентрированы основные нефте- и газодобывающие предприятия страны.
Общий итог - в трех странах самой густонаселенной части региона без электричества остались миллионы человек. Причины аварии расследовала межправительственная комиссия. В Минэнерго Узбекистана заявили, что отключение электроэнергии произошло из-за аварии на территории Казахстана. В Национальной электрической сети Кыргызстана уточнили, что по всей энергосистеме Центральной Азии произошло системное погашение из-за сработанной автоматики. Посчитали, что авария стала возможной в результате большой перегрузки в сетях.
А теперь к предыстории случившегося. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан объединены в единое энергокольцо Центральной Азии. Проект единой энергосистемы был подготовлен в советское время, а интеграция какое-то время продолжилась и после распада СССР. В кольцо кроме названных стран входили Таджикистан и Туркменистан.
Ранее системой управлял Координационно-диспетчерский центр в Ташкенте. Он позволял регулировать сезонные колебания спроса на электроэнергию и потребности в воде в ирригационный период. В теплый период Таджикистан и Кыргызстан поставляли соседям электроэнергию, производимую в избыточном объеме, а в зимнее время, наоборот, накапливали воду в водохранилищах и получали электроэнергию из соседних республик. В 2003-м единую систему покинул Туркменистан, в 2009-м из энергокольца вышел Таджикистан. Постепенно система теряла функциональность. Сказывался усиливающийся спрос на электроэнергию, а также высокий износ генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры. Росла перегруженность энергосистемы в пиковые периоды. Так копились проблемы и напряженность, в результате которой произошла грандиозная авария.
Понимание необходимости модернизировать объединенную энергосистему в регионе было. Потребление электричества в разных странах региона ежегодно растёт на величину от пяти до восьми процентов. Советская инфраструктура современные уровни нагрузки не выдерживает. Дисбаланс растет по причине отсутствия планирования и взаимного учета роста потребностей в электроэнергии для вновь вводимых мощностей в социальной сфере и в экономике. Когда создавали единое энергокольцо подразумевали, что у всех стран участников будут достаточные мощности резервирования для внештатных ситуаций. Для этого предусматривались резервные станции выработки электроэнергии для подстраховки всех членов кольца. Но так было в едином государстве. Сегодня отдельные государства не желают, чтобы излишки электроэнергии перетекали к соседям. Одна из главных проблем -несогласованность экспортно-импортных тарифов перетока. Ещё одна проблема - возрастание внутреннего потребления без создания резервных мощностей. Без них система начинает работать на пределе своих возможностей и не может подстраховать соседей во время форс-мажорных обстоятельств. Критически важный объем спроса на электроэнергию истощил резервы мощностей производства электричества.
Власти Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана озаботились поиском новых источников энергии. В регионе разработаны планы развития ядерной энергетики. В Казахстане есть несколько вариантов расположения новых АСЭ. Выбор делают между поселком Улькен в Алматинской области или Балхашом. Подрядчиком строительства могут стать США, Франция, Россия или Китай. В Узбекистане свою первую АЭС хотят начать эксплуатировать не позднее 2028 года. Проект поколения 3+ мощностью двух с половиной гигаватт реализует "Росатом" в Джизагской области. Кыргызстан также заключил договор с "Росатомом" о строительстве у себя АЭС малой мощности.
Россия в энергосистеме Центральной Азии занимает особое место. Ей от Советского Союза досталась главная координационная роль. Россия, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан работают в параллельном режиме. Любое значимое технологическое нарушение в энергосистемах, входящих в единый проект, влияет на потребителей другого государства. Что, собственно, и произошло в январе, когда выход из строя большого объема генерации одного из государств привел к разделению северной и южной части Казахстана и отделению южной части Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана от единой энергосистемы Российской Федерации, и северной части Казахстана.
Авария показала, что необходимо более тесное взаимодействие всех участников энергетического кольца. Это не только планирование режимов работы электростанций и объектов энергетики, но и планы по развитию, как систем управления энергосистемами, так и отдельных её элементов.
В целом у системы есть перспективы дальнейшего развития и совершенствования. Страны входят в координационный совет Центральной Азии. И хотя Россия в нем пока имеет статус наблюдателя, рассматривается возможность его повышения до уровня полноправного члена. После этого ожидается начало работ по внедрению единых стандартов управления надежностью энергосистемы, разработки единых подходов к планированию режимов, а также организации взаимодействия участников энергетического кольца на более высоком уровне.
Но в системе единой энергетической безопасности региона есть нюанс, который необходимо учитывать. После распада СССР страны региона оформили работу единого энергетического кольца специальным соглашением. Однако время от времени из-за распределения водно-энергетических ресурсов, возникали проблемы. В основном конфликтовали Узбекистан с Таджикистаном и Кыргызстаном. Связано это со спорными территориальными вопросами, которых не было в рамках единого государства. В горах Таджикистана и Кыргызстана берут начало реки, воды которых питают сельское хозяйство Узбекистана. Водосброс по своему усмотрению без учета интересов соседей в нижнем течении рек больно бьет по сельскому хозяйству Узбекистана.
В 2009 году Узбекистан в одностороннем порядке покинул ОЭС, объяснив это "систематическим нарушением договоренностей и установленных правил со стороны Таджикистана". В результате энергосистема республики автоматически изолировалась от единого энергокольца. После смены политического руководства в Узбекистане были предприняты попытки восстановить параллельную работу стран региона с энергосистемой Таджикистана при финансовой помощи Азиатского банка развития. Таджикистан возобновил летнюю поставку своей электроэнергии в Узбекистан в апреле 2016 года. Однако приграничные районы, которые получают таджикскую энергию, остались изолированными от единой электроэнергетической системы Узбекистана. Этот дисбаланс не позволяет считать Таджикистан полноправным членом объединенной энергетической системы.
Вторым игроком на энергетическом рынке является Туркменистан, где энергию преимущественно производят тепловые и гидравлические станции. Летом 2003 года Туркменистан вышел из ОЭС ЦА и начал параллельную работу с энергосистемой Ирана. Кроме того, был налажен экспорт туркменской электроэнергия в Афганистан. Официальные данные относительно объемов производства электричества энергетические ведомства республики не афишируют, но недавние официальные отчеты власти декларируют ежегодную выработку свыше 20 миллиардов киловатт-час, из которых 6 миллиардов предназначены для экспорта. Согласно плану развития энергетической отрасли, к 2024 году производство электроэнергии в стране должно достигнуть 33 миллиардов киловатт-час. Два года назад из республики просочились сведения о возникновении перебоев в электроснабжении населения. О серьезности положения свидетельствует тот факт, что президент Гурбангулы Бердымухамедов по результатам разбора ситуации щедро раздал взыскания ряду чиновников, среди которых были министр энергетики Чарымырат Пурчеков, и его вице-премьер курирующий отрасль в правительстве Шамухаммет Дурдылыев.
Электроэнергию Туркменистан старается продать соседям. По отдельным контрактам он поставляет её в Узбекистан и Кыргызстан. Часть энергии идет в Иран. Кроме всего прочего, Аркадаг имеет далеко идущие планы по поставке электроэнергии в Афганистан и Пакистан. Что касается последних двух направлений, они заморожены политическим кризисом в соседнем Афганистане, где приход к власти талибов спутал карты главы республики и подвесил на неопределенный срок реализацию ещё нескольких проектов, среди которых попытка проложить ветку газопровода в Индию. Осенью прошлого года Туркменистан продлил договоры о поставке электроэнергии в Узбекистан и Кыргызстан.
Буквально накануне блэкаута у соседей, в ход поездки в Дашогузский велаят Бердымухамедов провёл совещание по вопросам развития электроэнергетики страны. На совещании вице-премьер Чарымырат Пурчеков доложил о строительстве ЛЭП Туркменистан-Афганистан-Пакистан, а также о планируемой прокладке линии от афганского города Мазари-Шариф до Кабула. Кроме того, президенту доложили о планах проложить ЛЭП от Марыйской ГЭС по направлению Герат-Фарах-Кандагар и построить ЛЭП мощностью 500 киловольт Мары-Мешхед, а также Мары-Серахс и Серахс-Мешхед мощностью 400 киловольт. Многие местные СМИ цитировали Бердымухамедова, повсеместно озвучивая желание Аркадага продавать электроэнергию через Узбекистан и Иран в третьи страны.
Через три дня после совещания в Ашхабаде, у соседей случился блэкаут, который показал, что просто поставить электроэнергию соседям -половина дела. Электроэнергию нужно потребить сразу после выработки и запастись ею впрок не получится. В этой связи Туркменистан мог бы вновь войти в единую энергосистему Центральной Азии. Говорить о такой вероятности можно после активизации содружества С5, к которому приглядываются многие страны мира. В увязке решения проблемы единой энергетической системы в Центральной Азии жизнедеятельной могла бы стать система С5+1 с Россией. Хотя, по большому счету здесь уже нужно говорить о программе Сб. Если удастся договориться, все страны участники проекта будут в нём равноправны.
|