От проекта до проекта
troll 09 Сентября 2012 в 10:10:07
Тревожная ситуация складывается в самом богатом ресурсами регионе страны – Атырауском, где идет завершение строительства объектов Северо-Кас- пийского консорциума. Куда смогут податься 5,2 тыс. человек с Карабатана и 7 тыс. с Кашаганских строек? Вопрос не случаен, поскольку реализация мероприятий по правительственной Карте занятости-2020 задерживается. Структуры госкомпании и без того уже переполнены, а отраслевое министерство пока не предлагает рабочим новых строек. Между тем крупные проекты с участием иностранных инвесторов освобождаются от выполнения требования по трудоустройству
казахстанцев.
Этой проблемой, собственно, власти были уже озабочены еще в прошлом году, когда началось массовое высвобождение рабочих в регионе, где за период с 2010-2011гг. в связи с завершением общестроительных работ с проекта строительства завода «Болашак» уже было высвобождено 20 тысяч человек. Поэтому в январском послании президента РК была поставлена задача начать в текущем году реализацию пяти крупных проектов.
Помимо объектов Северо-Каспийского проекта, где высвобождается около 12,2 тысячи казахстанских работников, половина которых из числа местных жителей, сокращение идет и на других объектах. Нефтедобывающие компании, которым достались старые месторождения, уже отрабатывают свой ресурс. На фоне снижения уровня добычи нефти из-за естественного истощения и отсутствия новых объектов разработки углеводородного сырья отечественным компаниям не до новых рабочих рук. Ситуация занятости усугубляется в связи с большим притоком соотечественников, возвращающихся из других стран. Среди высвобожденных большую часть представляют жители города Атырау, Индерского и Курмангазинского районов.
По идее, всех оставшихся без работы после сдачи объектов казахстанских рабочих предполагалось устроить на планируемое строительство газохимического комплекса, реконструкцию Аырауского НПЗ, а также проекта будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл». Кроме того местные власти рассчитывали на начало строительства железнодорожной ветки по проекту компании Аджип, которая обеспечит занятость 4 тысячи человек, главным образом неквалифицированных рабочих, т.е. людей без образования. Оставшихся переобучат, трудоустроят или научат азам предпринимательского дела по Программе занятости-2020.
Что касается крупных проектов, на которые в Атырауской области возлагают много надежд, то ситуация на данный момент сложилась неоднозначная. По газохимическому комплексу по сей день идут проектировочные работы, а на строительство инфраструктуры работников не набирают, поскольку подрядчики пришли со своими кадрами. ТШО тоже пока не спешит с заявленным проектом завода третьего поколения, разве что какую-то часть рабочих задействуют на текущем капитальном ремонте действующих объектов. Хотя еще в начале года местные власти рассчитывали передислоцировать высвобожденных с Северо-Каспийского проекта рабочих на строительство завода третьего поколения ТШО и возведение нефтехимического комплекса.
Пока продекларированные проекты находятся в стадии разработки ТЭО, сметной документации и согласований в различных ведомствах остается не ясным вопрос, когда именно начнется масштабное строительство и начнется ли в этом году. Хотя деньги из трансфертов Национального фонда на реализацию названных в президентском послании проектов были предусмотрены.
Словом, как это ни парадоксально, жизненные перспективы для населения, проживающего в богатом ресурсами регионе, выглядят не особенно радужными для тысяч простых безработных и их семей. Если не сказать, становятся достаточно напряженными. Об этом же на этой неделе напомнил и глава национальной нефтяной компании «Казмунайгаз» Ляззат Киинов в интервью СМИ, распространенном информагентствами. Нацкомпанией в текущем году уже было создано порядка 2000 новых рабочих мест, в том числе 1000 мест в Жанаозене. По его словам, в этом году планируется реализовать ряд проектов по ремонтно-сервисному обслуживанию Узеньского месторождения, которые позволят занять более 600 человек на этапе строительства объектов и более 2000 рабочих мест во время их эксплуатации.
С другой стороны, можно понять, что штатное расписание национальной компании, имеющей в этом регионе старейшие месторождения, тоже, как говорится, «не резиновое». Нацкомпания, как и другие игроки этого сектора, также должна добиваться высоких показателей производительности и эффективности.
Возможно, таких проблем местные власти смогли бы избежать, если бы новые проекты, реализуемые иностранными инвесторами, в частности кашаганский и тенгизский не получили бы освобождения от выполнения требований по казахстанскому содержанию в кадрах до 2015 года. Согласно официальным данным, в целом по области соотношение иностранных работников и казахстанских составляет 22% к 78% , а фактически иностранных рабочих гораздо больше. Тут уж приходится недоумевать: как так получается, что глава государства, выступая с трибун, говорит одно, а ведомства, выдающие разрешения на ввоз иностранной рабочей силы, делают совершенно обратное?
Если списывать все огрехи на «неопытность» чиновников в прошлом, то, как быть с настоящим, поскольку и новые проекты с участием, например, китайских компаний будут наполовину обеспечены китайской рабочей силой. Мало того, так еще ставится вопрос полностью освободить и эти проекты от казахстанского содержания по кадрам.
Таким образом, выдавая разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, чиновники в разных концах коридоров государственных ведомств не знают, что делает правая рука и чем промышляет левая.
Поэтому, наверное, чиновники представляют главе государства ситуацию так, будто бы казахстанцы не хотят следовать за работой в разные регионы страны. Хотя на тех же атырауских объектах почти половина высвобождающихся – жители других областей страны. Наверное, поэтому у главы государства складывается впечатление, что казахстанцы просто лодыри, не желающие работать. На самом деле чиновники таким образом оправдывают бездеятельность и коррумпированность, коль иностранные рабочие умудряются работать в Казахстане без регистрации и разрешений.
По логике самим предприятиям приглашать рабочих с других регионов невыгодно, поскольку приходится нести дополнительные затраты на обучение, проживание, транспортные расходы, а по факту получается иначе.
Еще одна проблема, на которую было обращено и внимание акима Атырауской области Бактыкожи Измухамбетова – это привлечение субподрядных организаций, множества посредников. Аким приказал выигравшим тендеры компаниям самим строить объекты. Это значит, что тендеры должны выигрывать сами строительные компании, а не таинственные фирмы, не имеющие ни оборудования, ни рабочих. Только примут ли посредники, аффилированные, по всей вероятности, с окружением того же властного олимпа, такое указание, время покажет.
По крайней мере, Атырауский НПЗ, где планируется начать завершающий этап реконструкции уже подавал заявку на включение проекта в категорию освобождаемых от требований по казахстанскому содержанию в кадрах. Министерством индустрии и новых технологий первая заявка было отклонена, но как все в итоге завершится – вопрос. Неясной в такой ситуации остается позиция отраслевого ведомства, поскольку министром Сауатом Мынбаевым не было высказано каких-либо предложений по трудоустройству нескольких тысяч граждан курируемой им отрасли. Наверное, в каждом крупном проекте, по которому компании получают согласие министерства, вопросы обеспечения занятости также должны учитываться.
Что же касается Министерства труда и социальной защиты, то, наверное, этому ведомству также придется решать вопросы трудоустройства граждан страны, а не только выплат социальных пособий. Разработанной в Атырауской области стратегией регулирования трудовых ресурсов до 2016 года предусматривается выделение 1 млрд. тенге по Программе занятости-2020 на строительство инфраструктуры на селе. Около 500 млн. тенге - на развитие предпринимательства на селе, 1,2 млрд. тенге – на микрокредитование малого и среднего бизнеса и строительство инфраструктуры по Дорожной карте бизнеса-2020 и 33,8 млрд. тенге – на строительство объектов образования, строительство и ремонт автодорог, газификацию и электроснабжение.
Что же касается нацкомпании, то на прошлой неделе генеральным директором РД КМГ Аликом Айдарбаевым было подписано соглашение между компанией и акиматом области о выделении 5,4 млрд. тенге на переселение около 2,5 тыс жителей поселков Байчунас и Ескене в Атырау. Согласно договору, Атырауский облакимат займется выкупом или строительством жилья. В целом компания обязалась профинансировать социальные программы на 6,6 млрд. тенге.
Улболсын КОЖАНТАЕВА
http://www.dn.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=665:2012-09-07-06-25-18&catid=5:2011-10-23-11-45-05&Itemid=6
казахстанцев.
Этой проблемой, собственно, власти были уже озабочены еще в прошлом году, когда началось массовое высвобождение рабочих в регионе, где за период с 2010-2011гг. в связи с завершением общестроительных работ с проекта строительства завода «Болашак» уже было высвобождено 20 тысяч человек. Поэтому в январском послании президента РК была поставлена задача начать в текущем году реализацию пяти крупных проектов.
Помимо объектов Северо-Каспийского проекта, где высвобождается около 12,2 тысячи казахстанских работников, половина которых из числа местных жителей, сокращение идет и на других объектах. Нефтедобывающие компании, которым достались старые месторождения, уже отрабатывают свой ресурс. На фоне снижения уровня добычи нефти из-за естественного истощения и отсутствия новых объектов разработки углеводородного сырья отечественным компаниям не до новых рабочих рук. Ситуация занятости усугубляется в связи с большим притоком соотечественников, возвращающихся из других стран. Среди высвобожденных большую часть представляют жители города Атырау, Индерского и Курмангазинского районов.
По идее, всех оставшихся без работы после сдачи объектов казахстанских рабочих предполагалось устроить на планируемое строительство газохимического комплекса, реконструкцию Аырауского НПЗ, а также проекта будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл». Кроме того местные власти рассчитывали на начало строительства железнодорожной ветки по проекту компании Аджип, которая обеспечит занятость 4 тысячи человек, главным образом неквалифицированных рабочих, т.е. людей без образования. Оставшихся переобучат, трудоустроят или научат азам предпринимательского дела по Программе занятости-2020.
Что касается крупных проектов, на которые в Атырауской области возлагают много надежд, то ситуация на данный момент сложилась неоднозначная. По газохимическому комплексу по сей день идут проектировочные работы, а на строительство инфраструктуры работников не набирают, поскольку подрядчики пришли со своими кадрами. ТШО тоже пока не спешит с заявленным проектом завода третьего поколения, разве что какую-то часть рабочих задействуют на текущем капитальном ремонте действующих объектов. Хотя еще в начале года местные власти рассчитывали передислоцировать высвобожденных с Северо-Каспийского проекта рабочих на строительство завода третьего поколения ТШО и возведение нефтехимического комплекса.
Пока продекларированные проекты находятся в стадии разработки ТЭО, сметной документации и согласований в различных ведомствах остается не ясным вопрос, когда именно начнется масштабное строительство и начнется ли в этом году. Хотя деньги из трансфертов Национального фонда на реализацию названных в президентском послании проектов были предусмотрены.
Словом, как это ни парадоксально, жизненные перспективы для населения, проживающего в богатом ресурсами регионе, выглядят не особенно радужными для тысяч простых безработных и их семей. Если не сказать, становятся достаточно напряженными. Об этом же на этой неделе напомнил и глава национальной нефтяной компании «Казмунайгаз» Ляззат Киинов в интервью СМИ, распространенном информагентствами. Нацкомпанией в текущем году уже было создано порядка 2000 новых рабочих мест, в том числе 1000 мест в Жанаозене. По его словам, в этом году планируется реализовать ряд проектов по ремонтно-сервисному обслуживанию Узеньского месторождения, которые позволят занять более 600 человек на этапе строительства объектов и более 2000 рабочих мест во время их эксплуатации.
С другой стороны, можно понять, что штатное расписание национальной компании, имеющей в этом регионе старейшие месторождения, тоже, как говорится, «не резиновое». Нацкомпания, как и другие игроки этого сектора, также должна добиваться высоких показателей производительности и эффективности.
Возможно, таких проблем местные власти смогли бы избежать, если бы новые проекты, реализуемые иностранными инвесторами, в частности кашаганский и тенгизский не получили бы освобождения от выполнения требований по казахстанскому содержанию в кадрах до 2015 года. Согласно официальным данным, в целом по области соотношение иностранных работников и казахстанских составляет 22% к 78% , а фактически иностранных рабочих гораздо больше. Тут уж приходится недоумевать: как так получается, что глава государства, выступая с трибун, говорит одно, а ведомства, выдающие разрешения на ввоз иностранной рабочей силы, делают совершенно обратное?
Если списывать все огрехи на «неопытность» чиновников в прошлом, то, как быть с настоящим, поскольку и новые проекты с участием, например, китайских компаний будут наполовину обеспечены китайской рабочей силой. Мало того, так еще ставится вопрос полностью освободить и эти проекты от казахстанского содержания по кадрам.
Таким образом, выдавая разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, чиновники в разных концах коридоров государственных ведомств не знают, что делает правая рука и чем промышляет левая.
Поэтому, наверное, чиновники представляют главе государства ситуацию так, будто бы казахстанцы не хотят следовать за работой в разные регионы страны. Хотя на тех же атырауских объектах почти половина высвобождающихся – жители других областей страны. Наверное, поэтому у главы государства складывается впечатление, что казахстанцы просто лодыри, не желающие работать. На самом деле чиновники таким образом оправдывают бездеятельность и коррумпированность, коль иностранные рабочие умудряются работать в Казахстане без регистрации и разрешений.
По логике самим предприятиям приглашать рабочих с других регионов невыгодно, поскольку приходится нести дополнительные затраты на обучение, проживание, транспортные расходы, а по факту получается иначе.
Еще одна проблема, на которую было обращено и внимание акима Атырауской области Бактыкожи Измухамбетова – это привлечение субподрядных организаций, множества посредников. Аким приказал выигравшим тендеры компаниям самим строить объекты. Это значит, что тендеры должны выигрывать сами строительные компании, а не таинственные фирмы, не имеющие ни оборудования, ни рабочих. Только примут ли посредники, аффилированные, по всей вероятности, с окружением того же властного олимпа, такое указание, время покажет.
По крайней мере, Атырауский НПЗ, где планируется начать завершающий этап реконструкции уже подавал заявку на включение проекта в категорию освобождаемых от требований по казахстанскому содержанию в кадрах. Министерством индустрии и новых технологий первая заявка было отклонена, но как все в итоге завершится – вопрос. Неясной в такой ситуации остается позиция отраслевого ведомства, поскольку министром Сауатом Мынбаевым не было высказано каких-либо предложений по трудоустройству нескольких тысяч граждан курируемой им отрасли. Наверное, в каждом крупном проекте, по которому компании получают согласие министерства, вопросы обеспечения занятости также должны учитываться.
Что же касается Министерства труда и социальной защиты, то, наверное, этому ведомству также придется решать вопросы трудоустройства граждан страны, а не только выплат социальных пособий. Разработанной в Атырауской области стратегией регулирования трудовых ресурсов до 2016 года предусматривается выделение 1 млрд. тенге по Программе занятости-2020 на строительство инфраструктуры на селе. Около 500 млн. тенге - на развитие предпринимательства на селе, 1,2 млрд. тенге – на микрокредитование малого и среднего бизнеса и строительство инфраструктуры по Дорожной карте бизнеса-2020 и 33,8 млрд. тенге – на строительство объектов образования, строительство и ремонт автодорог, газификацию и электроснабжение.
Что же касается нацкомпании, то на прошлой неделе генеральным директором РД КМГ Аликом Айдарбаевым было подписано соглашение между компанией и акиматом области о выделении 5,4 млрд. тенге на переселение около 2,5 тыс жителей поселков Байчунас и Ескене в Атырау. Согласно договору, Атырауский облакимат займется выкупом или строительством жилья. В целом компания обязалась профинансировать социальные программы на 6,6 млрд. тенге.
Улболсын КОЖАНТАЕВА
http://www.dn.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=665:2012-09-07-06-25-18&catid=5:2011-10-23-11-45-05&Itemid=6
|