Водительские талоны: глупость и махровая коррупция
dead 13 Марта 2008 в 13:23:17
Верховный суд отказал в иске Нурхану Жумабекову, установив, что правительство не нарушило закон, когда определило в Правилах дорожного движения обязательное наличие у каждого водителя талона к водительскому удостоверению. Я поддерживаю смелость юриста, уже не первый раз подающего в суд на акты центральных органов государственной власти, но доводы иска по талонам, на мой взгляд, были недостаточно продуманы. Поэтому Генпрокуратура и Верховный суд действительно оказались в этот раз на высоте. Однако никакой трагедии я в этом не вижу. Правительство на самом деле не при чем. Разбираться нужно только с МВД.
Если суммировать и обобщить все положительное, что говорят про талоны их сторонники, можно выделить три главных момента:
1) вводится совокупный учет всех адм.правонарушений, совершаемых каждым водителем, к которому получает доступ дорожный инспектор;
2) водителю предоставляется возможность оплаты штрафа на месте, чтобы избежать потери сил и времени сначала в сберкассе, а затем в дорожной полиции при “выкупе” водительского удостоверения;
3) занесение в талон сведений о страховке, техосмотре и доверенностях избавит водителя от необходимости возить с собой дополнительные документы.
Полагаю, что информация, предусмотренная в первом и третьем пунктах, с таким же успехом может быть отражена в чипе водительского удостоверения нового образца, которые выдаются с 2005 года. Говорят, на руках водителей уже около миллиона таких удостоверений. Кстати, а база всех правонарушений по каждому водителю уже имеется в дорожной полиции. Кто сомневается – сходите и проверьте. Инспектор в две секунды выведет информацию обо всех ваших нарушениях ПДД за несколько лет (конечно, кроме тех, которые вы “развели” на месте). Так что талоны должны всего лишь обеспечить доступ дорожных инспекторов к этой информации. Но ведь чип в водительском удостоверении тоже справится с этой задачей – для этого его и вставляли в права! Рассуждения “специалистов” о незащищенности чипа в правах вызывают лишь улыбку. Ведь вся защита – это лишь программное обеспечение. Сегодня чипы водительских удостоверений пусты. Но при активации они будут прошиты соответствующей программой, и защита может быть установлена ничуть не хуже той, что на талонах.
Чтобы решить проблему с тратой времени и сил для “выкупа” водительских удостоверений, предлагаю вообще снять с органов дорожной полиции функцию по обеспечению уплаты в бюджет штрафов за нарушения ПДД, передав ее фискальным органам. Тогда отпадет нужда в изъятии водительских удостоверений и решении этой проблемы через введение талона с функцией платежной карточки. Сведения обо всех наложенных взысканиях (вступивших в законную силу) можно передавать в электронном виде в органы налоговой службы для автоматического разнесения по счетам налогоплательщиков. Для этого следует внести соответствующие поправки в законодательство. Для разгильдяев можно предусмотреть финансовые санкции. Например, кто не заплатил в течение месяца – повышение в 2 раза, не заплатил еще через месяц – сумма штрафа вырастает в 10 раз. В Европе такой стимул отлично работает. Уверен, что налоговики справятся с этой задачей, ведь взыскивают же они почти со всего населения налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог. У них имеются сведения обо всех банковских счетах и имуществе налогоплательщиков, на которые органы налоговой службы могут наложить при необходимости арест. Так что пусть взысканием денег в бюджет занимаются профессионалы. А водители смогут оплачивать штрафы любым доступным способом, без принудительного использования допотопной собственной платежной системы МВД. А сколько времени инспекторы дорожной полиции смогут дополнительно потратить на свою прямую работу вместо выполнения обязанностей кассиров и мытарей! Вообще, отделение полицейских от денег (как наличных, так и безналичных), равно как и от любого денежного и имущественного интереса, на мой взгляд, – важнейшая из задач. Гаишник, например, должен быть заинтересован исключительно в снижении количества ДТП и повышении скорости движения в городах.
Теперь о коррупции. Президент, партия “Нур Отан” и вся страна объявили этому злу войну. А МВД в это время усиленно протаскивает проект, который насквозь пропитан коррупцией. Почему я так бесцеремонно заявляю?
1. Потому что частная компания, поставляющая талоны, оборудование и программное обеспечение, выбрана без конкурса. Представитель АО “Kazakstan Processing Centre” заявил, что они занимались разработкой системы в течение 3-х лет, что еще раз подтверждает фиктивность процедуры выбора поставщика способом запроса ценовых предложений – МВД заранее готовило деньги и документы под определенного “победителя”. Для возможности использования способа запроса ценовых предложений МВД искусственно разделило сумму годовой арендной платы (около 30 млн. тенге) по 16 областям, в результате чего у каждой стало менее 2 млн. тенге, как будто каждая область должна была самостоятельно определять фирму-поставщика талонов, оборудования и программного обеспечения. А теперь представьте, что бы было, если бы в каждой области на самом деле были свои талоны, свое оригинальное ПО и разные терминалы!
2. Потому что стоимость программного обеспечения и оборудования, заявленная выбранной коммерческой структурой, оказалась существенно завышенной. Само АО “Kazakstan Processing Centre” заявляло о $12 млн. расходов. Как сейчас выясняется – около $6 млн. – это стоимость программного обеспечения. Уверен, что сумма завышена в десятки раз! Стоимость одного терминала составляет около $800. И это при том, что терминалы не имеют связи с сервером (оффлайн)! Платежи через такие терминалы уже много лет не проводят практически нигде в мире!
3. Потому что решением органа государственной власти коммерческая структура получила возможность продавать талоны миллионам водителей по монопольной цене. Несмотря на заявление МВД о бесплатной выдаче всех талонов, в настоящее время вроде бы вновь готовится решение о возобновлении продажи талонов с так называемыми дополнительными функциями через “Евросеть”.
4. Потому что для получения бесплатного талона специально введены бюрократические препоны (принятие заявлений через минимальное количество пунктов с ограниченным временем работы, 30-дневный срок выдачи и т.д.), обеспечивающие водителям потерю времени и сил в очередях, тогда как за деньги талон можно приобрести всего за несколько минут.
5. Потому что коммерческая структура получила возможность оказывать свои монопольные услуги за счет властного решения государственного органа без заключения договоров по монопольно устанавливаемым ценам и условиям. Речь идет о дополнительных услугах. Любой коммерсант отдал бы многое за то, чтобы у него появилось несколько миллионов клиентов благодаря приказу и содействию МВД!
6. Потому что на официальном государственном документе (талон является приложением к водительскому удостоверению), размещена реклама частной юридической компании.
7. Потому что все неоправданные расходы частной компании будут покрыты за счет государственного бюджета. Например, только на 2008 год для приобретения терминалов и программного обеспечения для считывания информации с электронных водительских удостоверений уже выделено около $2,5 млн. При этом руководитель дорожной полиции уверяет, что терминалы для талонов и водительских удостоверений будут едиными. То есть, все б.у. оборудование и ПО, закупленное втридорога АО “Kazakstan Processing Centre”, за которое МВД сначала будет вносить арендную плату, в конечном счете будет гарантированно выкуплено в государственную собственность, для чего и в 2009, и в 2010 г.г. будут запланированы дополнительные суммы в государственном бюджете!
И это далеко не все коррупционные аспекты. Пока еще не совсем ясен механизм внесения и расходования средств с талона. Вроде бы водителям придется заключать договор банковского счета, к которому будет “привязан” талон. Интересно, какой же это будет банк? Потому что кого не спрошу – ни сном, ни духом. Уверен, что и здесь реальной конкуренции места не останется. А там – вопросы процентов по депозиту, величина комиссии за транзакции и т.д.
Если в течение нескольких недель ни один государственный орган не проведет разбирательство и не выявит столь очевидные коррупционные связи и решения, не проанализирует дублирование талоном функций новых водительских удостоверений, придется вновь подавать гражданский иск на МВД.
C. Уткин ЗонаКЗ
Если суммировать и обобщить все положительное, что говорят про талоны их сторонники, можно выделить три главных момента:
1) вводится совокупный учет всех адм.правонарушений, совершаемых каждым водителем, к которому получает доступ дорожный инспектор;
2) водителю предоставляется возможность оплаты штрафа на месте, чтобы избежать потери сил и времени сначала в сберкассе, а затем в дорожной полиции при “выкупе” водительского удостоверения;
3) занесение в талон сведений о страховке, техосмотре и доверенностях избавит водителя от необходимости возить с собой дополнительные документы.
Полагаю, что информация, предусмотренная в первом и третьем пунктах, с таким же успехом может быть отражена в чипе водительского удостоверения нового образца, которые выдаются с 2005 года. Говорят, на руках водителей уже около миллиона таких удостоверений. Кстати, а база всех правонарушений по каждому водителю уже имеется в дорожной полиции. Кто сомневается – сходите и проверьте. Инспектор в две секунды выведет информацию обо всех ваших нарушениях ПДД за несколько лет (конечно, кроме тех, которые вы “развели” на месте). Так что талоны должны всего лишь обеспечить доступ дорожных инспекторов к этой информации. Но ведь чип в водительском удостоверении тоже справится с этой задачей – для этого его и вставляли в права! Рассуждения “специалистов” о незащищенности чипа в правах вызывают лишь улыбку. Ведь вся защита – это лишь программное обеспечение. Сегодня чипы водительских удостоверений пусты. Но при активации они будут прошиты соответствующей программой, и защита может быть установлена ничуть не хуже той, что на талонах.
Чтобы решить проблему с тратой времени и сил для “выкупа” водительских удостоверений, предлагаю вообще снять с органов дорожной полиции функцию по обеспечению уплаты в бюджет штрафов за нарушения ПДД, передав ее фискальным органам. Тогда отпадет нужда в изъятии водительских удостоверений и решении этой проблемы через введение талона с функцией платежной карточки. Сведения обо всех наложенных взысканиях (вступивших в законную силу) можно передавать в электронном виде в органы налоговой службы для автоматического разнесения по счетам налогоплательщиков. Для этого следует внести соответствующие поправки в законодательство. Для разгильдяев можно предусмотреть финансовые санкции. Например, кто не заплатил в течение месяца – повышение в 2 раза, не заплатил еще через месяц – сумма штрафа вырастает в 10 раз. В Европе такой стимул отлично работает. Уверен, что налоговики справятся с этой задачей, ведь взыскивают же они почти со всего населения налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог. У них имеются сведения обо всех банковских счетах и имуществе налогоплательщиков, на которые органы налоговой службы могут наложить при необходимости арест. Так что пусть взысканием денег в бюджет занимаются профессионалы. А водители смогут оплачивать штрафы любым доступным способом, без принудительного использования допотопной собственной платежной системы МВД. А сколько времени инспекторы дорожной полиции смогут дополнительно потратить на свою прямую работу вместо выполнения обязанностей кассиров и мытарей! Вообще, отделение полицейских от денег (как наличных, так и безналичных), равно как и от любого денежного и имущественного интереса, на мой взгляд, – важнейшая из задач. Гаишник, например, должен быть заинтересован исключительно в снижении количества ДТП и повышении скорости движения в городах.
Теперь о коррупции. Президент, партия “Нур Отан” и вся страна объявили этому злу войну. А МВД в это время усиленно протаскивает проект, который насквозь пропитан коррупцией. Почему я так бесцеремонно заявляю?
1. Потому что частная компания, поставляющая талоны, оборудование и программное обеспечение, выбрана без конкурса. Представитель АО “Kazakstan Processing Centre” заявил, что они занимались разработкой системы в течение 3-х лет, что еще раз подтверждает фиктивность процедуры выбора поставщика способом запроса ценовых предложений – МВД заранее готовило деньги и документы под определенного “победителя”. Для возможности использования способа запроса ценовых предложений МВД искусственно разделило сумму годовой арендной платы (около 30 млн. тенге) по 16 областям, в результате чего у каждой стало менее 2 млн. тенге, как будто каждая область должна была самостоятельно определять фирму-поставщика талонов, оборудования и программного обеспечения. А теперь представьте, что бы было, если бы в каждой области на самом деле были свои талоны, свое оригинальное ПО и разные терминалы!
2. Потому что стоимость программного обеспечения и оборудования, заявленная выбранной коммерческой структурой, оказалась существенно завышенной. Само АО “Kazakstan Processing Centre” заявляло о $12 млн. расходов. Как сейчас выясняется – около $6 млн. – это стоимость программного обеспечения. Уверен, что сумма завышена в десятки раз! Стоимость одного терминала составляет около $800. И это при том, что терминалы не имеют связи с сервером (оффлайн)! Платежи через такие терминалы уже много лет не проводят практически нигде в мире!
3. Потому что решением органа государственной власти коммерческая структура получила возможность продавать талоны миллионам водителей по монопольной цене. Несмотря на заявление МВД о бесплатной выдаче всех талонов, в настоящее время вроде бы вновь готовится решение о возобновлении продажи талонов с так называемыми дополнительными функциями через “Евросеть”.
4. Потому что для получения бесплатного талона специально введены бюрократические препоны (принятие заявлений через минимальное количество пунктов с ограниченным временем работы, 30-дневный срок выдачи и т.д.), обеспечивающие водителям потерю времени и сил в очередях, тогда как за деньги талон можно приобрести всего за несколько минут.
5. Потому что коммерческая структура получила возможность оказывать свои монопольные услуги за счет властного решения государственного органа без заключения договоров по монопольно устанавливаемым ценам и условиям. Речь идет о дополнительных услугах. Любой коммерсант отдал бы многое за то, чтобы у него появилось несколько миллионов клиентов благодаря приказу и содействию МВД!
6. Потому что на официальном государственном документе (талон является приложением к водительскому удостоверению), размещена реклама частной юридической компании.
7. Потому что все неоправданные расходы частной компании будут покрыты за счет государственного бюджета. Например, только на 2008 год для приобретения терминалов и программного обеспечения для считывания информации с электронных водительских удостоверений уже выделено около $2,5 млн. При этом руководитель дорожной полиции уверяет, что терминалы для талонов и водительских удостоверений будут едиными. То есть, все б.у. оборудование и ПО, закупленное втридорога АО “Kazakstan Processing Centre”, за которое МВД сначала будет вносить арендную плату, в конечном счете будет гарантированно выкуплено в государственную собственность, для чего и в 2009, и в 2010 г.г. будут запланированы дополнительные суммы в государственном бюджете!
И это далеко не все коррупционные аспекты. Пока еще не совсем ясен механизм внесения и расходования средств с талона. Вроде бы водителям придется заключать договор банковского счета, к которому будет “привязан” талон. Интересно, какой же это будет банк? Потому что кого не спрошу – ни сном, ни духом. Уверен, что и здесь реальной конкуренции места не останется. А там – вопросы процентов по депозиту, величина комиссии за транзакции и т.д.
Если в течение нескольких недель ни один государственный орган не проведет разбирательство и не выявит столь очевидные коррупционные связи и решения, не проанализирует дублирование талоном функций новых водительских удостоверений, придется вновь подавать гражданский иск на МВД.
C. Уткин ЗонаКЗ
|