Изобретение колеса
admin 07 Сентября 2010 в 14:17:37
Оригинальный способ борьбы с пробками придумал алматинский изобретатель Кали ТУЛЕНОВ (на снимке). Он сконструировал “умную” парковку, которая не занимает много места, но позволяет вместить в себя большое количество автомобилей.
Туленов не считает себя прожектером, хотя капелька чудаковатости ему, как и, наверное, всем изобретателям, присуща. Он начинает что-то придумывать, только когда сталкивается с неудобствами в повседневной жизни. Может быть, поэтому его изобретения настолько просты, что невольно восклицаешь: “Это же элементарно! Почему никто до сих пор до такого не додумался?” Кали торжественно и горделиво открывает толстую папку, в которой подшиты сертификаты от комитета по интеллектуальной собственности Минюста РК, гласящие: изобретения Туленова запатентованы, а значит, он - первый, кто додумался до той или иной идеи.
К идее необычного паркинга, который в инновационном патенте значится как “барабанная автостоянка”, Кали Туленов пришел после пережитого личного опыта. Как-то, говорит, шел по улице Саина в Алматы и, увидев огромную автостоянку длиной в несколько кварталов, ужаснулся: это ж сколько драгоценной алматинской земли занимает такая парковка! А в центре города с парковочными местами вообще швах, причем непрерывно растущий парк автомобилей делает ситуацию все более безысходной. Его тут же осенило. Пришел домой, взял в руки карандаш с бумагой и набросал проект хитроумного устройства.
- Моя парковка напоминает гигантский подшипник, только вместо шариков в нем - кабины для автомобилей, - разъясняет Кали Туленов. - Половина кольца расположена над землей, вторая - под ней. Кабины перемещаются по радиусу кольца так, что в любой момент можно заехать или выехать с паркинга. Перемещаясь, каждая кабина сохраняет горизонтальное положение, обеспечивая автомобилю устойчивость.
У моего колеса нет оси, потому такую стоянку можно располагать прямо на дороге. На этом карусельном паркинге могут одновременно находиться более двадцати автомобилей. Такие кольца можно устанавливать вдоль дорог, в аэропорту, у крупных торговых цент-ров, поперек речек. Чем хороша такая стоянка? Она не занимает много места, и, чтобы ее соорудить, не надо отчуждать землю.
По словам изобретателя скоро настанет время, когда припарковаться в центре Алматы будет невозможно (подобная участь уже постигла крупные города мира, такие как Лондон и Дубай, где стоимость стоянки доходит до двадцати долларов в час). Сегодня автостоянки занимают и в Алматы огромную территорию. Туленов убежден: его изобретение поможет высвободить дополнительные площади и убавит головной боли отцам города.
Сколько точно будет стоить такая парковка - ее автор не знает. Говорит, он программист, а не инженер или архитектор. Потому может опираться только на свои расчеты. Согласно им, одно такое сооружение обойдется примерно в 600 тыс. долларов. Кали уверяет: его паркинги с лихвой окупятся (особенно если учесть, что под стоянку не надо выкупать землю), а спрос на них будет огромным.
Весной этого года изобретатель написал письмо акиму Алматы Ахметжану ЕСИМОВУ, подробно рассказав о преимуществах своего детища. Градоначальник поручил подчиненным изучить ноу-хау. Вскоре Туленову ответили. Его изобретение назвали “нестандартным и оригинальным подходом”. Но, как это у нас часто бывает, инициатива оказывалась наказуема. Замначальника Управления архитектуры и градостроительства Алматы Алмасхан АХМЕДЖАНОВ прислал изобретателю письмо: “В рамках государственного и частного партнерства по решению вопросов автостоянок в Алматы вам предлагается рассмотреть вопрос самостоятельного привлечения инвесторов для реализации проекта и подготовки конкретных предложений по их внедрению на территории города”. Кали Туленов недоумевает: если его изобретение нужно городу, то почему его же сделали крайним? А ведь, казалось бы, нет задачи актуальнее чем “раскупорить” Алматы. Особенно сейчас - в преддверии Азиады-2011. Но у чиновников, похоже, свои резоны…
http://www.time.kz/index.php?newsid=17673
|