Креатив для “пра-ативного”
GoodZone 27 Августа 2014 в 10:57:43
Грандиозный скандал вызвал появившийся на днях в социальной сети Facebook рекламный постер алматинского ночного клуба “Студия 69” для людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Гей-клуб расположен на пересечении улиц Курмангазы и Пушкина, что, видимо, и вдохновило авторов постера, изобразивших казахского композитора и русского поэта слившимися в страстном поцелуе.
Вчера возле клуба “Студия 69” собрались деятели культуры, довольно жестко высказавшие свою позицию и объявившие представителям клуба ультиматум: в течение недели они должны принять какие-то меры по поводу этой рекламы. Если же ничего не изменится, участники акции протеста готовы собственноручно разобраться с руководством и посетителями заведения.
Авторы сего “шедевра” - команда рекламного агентства Havas Worldwide Kazakhstan. Как выяснилось, их творение уже было представлено на прошедшем в минувшие выходные в Бишкеке центральноазиатском фестивале рекламы Red Jolbors Fest и даже - вообразите себе! - удостоилось там третьего места в категории “Наружная реклама”. На официальном интернет-сайте фестиваля заказчиком этой рекламы прямо названо ЛГБТ - сообщество Казахстана.
“В Алматы адреса принято называть пересечениями улиц, - написано в разделе “задачи”. - На пересечении улиц Курмангазы и Пушкина находится самый популярный гей-клуб города “Студия 69”. Это и стало основой для социального проекта в защиту прав сексуальных меньшинств”.
Мастера “нетрадиционной” рекламы выложили свое творение в Facebook и тут же подверглись остракизму со стороны большинства пользователей. В свое оправдание авторы постера ссылались на известную граффити-фреску “Братский поцелуй” Дмитрия ВРУБЕЛЯ на фрагменте Берлинской стены, изображающую поцелуй глав СССР и ГДР Леонида БРЕЖНЕВА и Эриха ХОННЕКЕРА: мол, этого художника никто не гнобил за его работу, а мы чем хуже? Позже, когда скандал набрал обороты, представители Havas Worldwide Kazakhstan благоразумно “переобулись”.
“Мы разработали эту идею для узкого круга лиц, центральноазиатского фестиваля рекламы Red Jolbors в Бишкеке и получили за нее бронзу, - было заявлено в сообщении агентства. - Мы не ожидали, что принт вызовет такой небывалый резонанс в социальных сетях и прессе. Вижуал не использовался для наружной рекламы и не был предназначен для размещения где-либо. Сам же он коммуницирует пересечение улиц, где расположен этот тематический клуб. Мы приносим искренние извинения тем, кого оскорбил или покоробил этот макет. Признавая бесценный вклад в культуру великого русского поэта и великого казахского композитора, мы официально сообщаем, что данный принт не будет распечатан, размещен или опубликован в платных медиа”.
Тем не менее прямой потомок Курмангазы - директор коммуникационного агентства Central Asia Communications Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН - счел демарш “креативных” рекламщиков плевком в душу.
- Я сам работаю в рекламной отрасли и понимаю, что для достижения своей цели рекламщики иногда идут на эпатаж, - сказал он газете “Время”. - Это определенная норма в отрасли. Но ведь есть и общечеловеческие морально-этические нормы! В данном случае рекламное агентство, желая, видимо, прославиться, продемонстрировав свою “креативность”, нанесло пощечину обществу. И если промолчать сейчас, то это станет нормой. Я считаю, что оставлять это без внимания нельзя. Они говорят, что так совпало - мол, пересечение улиц... Но какая разница? Понимая, кто были люди, именами которых эти улицы названы, сознавая их значение для мировой культуры, нужно было включить мозги, прежде чем создавать подобного рода “творения”!
- Что вы теперь намерены делать?
- Я буду подавать в суд на агентство и ту команду, которая участвовала в проекте. Но даже если это дело не имеет никаких судебных перспектив в суде, никто не отменял общественного порицания. Кроме того, планирую предложить партнерам этого агентства отказаться от его услуг. Если ребята искренне не понимают, с чем они имеют дело, то в будущем их клиенты рискуют оказаться в еще более сложной ситуации. Для них человек, умерший в XVI веке, - всего лишь человек, умерший в XVI веке. Но Курмангазы - национальный символ, а для меня еще и прямой предок. Если вы не знаете своих шежiре, свой род до седьмого колена - извините, это ваши проблемы. Но уважайте чувства и традиции других людей!
Между тем возмущенные алматинцы начали наступление на рекламщиков и их клиентов по всем фронтам. Несколько человек - в их числе известный блогер Яков ФЕДОРОВ - вчера уже отнесли в департамент внутренних дел Алматы заявление с требованием привлечь к ответственности авторов проекта. Однако адвокат Алматинской коллегии адвокатов Джохар УТЕБЕКОВ не видит у этой истории какого-либо правового продолжения.
- Как я понимаю, коллаж нигде не распространялся в виде буклетов, баннеров, - говорит он. - Если это так, то о факте рекламы говорить невозможно. К тому же административной ответственности за само по себе нарушение законодательства о рекламе КоАП не предусматривает. Есть частные запреты, например, на рекламирование запрещенных товаров, услуг. Здесь нет ни признаков уголовно наказуемого деяния (поскольку оскорбить можно только живого человека). Ни клеветы (поскольку очевидно: коллаж не преследует цели доказать, что Курмангазы или Пушкин были гомосексуалистами). Потомки могут подать к фирмам - создателю и заказчику рекламы - иск в суд о защите чести и достоинства. Вообще эта ситуация - повод для государства задуматься, почему нет общей административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Руководитель управления культуры акимата Алматы Кайрат КУЛЬБАЕВ тоже крайне возмущен появлением в соцсети такой провокационной рекламы.
- Я считаю, что это верх дурачества, если можно так сказать, - заявил он газете “Время”. - Но, думаю, акимат не допустит, чтобы эта, с позволения сказать, “реклама” появилась на улицах или где-то еще. Я дал своим сотрудникам задание изучить эту ситуацию с точки зрения законности. Но здесь, думаю, дело в основном в морально-этическом аспекте. К сожалению, полиции нравов у нас не существует, так что законом такие вещи особо не регламентируются. Но это ни в какие рамки не укладывается!
Крайне шокирован и раздосадован член Союза писателей Казахстана, академик Академии гуманитарных наук Садыбек ТУГЕЛ.
- Я осуждаю такие вещи, - сказал он. - Считаю, что вообще надо закрыть все эти гей-клубы. Как патриот своей страны я даже не знаю, что сказать в этой ситуации... Просто страшно - Курмангазы и Пушкин! Это ведь оскорбление национальной гордости! Позор!
http://www.time.kz/articles/skandal/2014/08/26/kreativ-dlja-pra-ativnogo
Вчера возле клуба “Студия 69” собрались деятели культуры, довольно жестко высказавшие свою позицию и объявившие представителям клуба ультиматум: в течение недели они должны принять какие-то меры по поводу этой рекламы. Если же ничего не изменится, участники акции протеста готовы собственноручно разобраться с руководством и посетителями заведения.
Авторы сего “шедевра” - команда рекламного агентства Havas Worldwide Kazakhstan. Как выяснилось, их творение уже было представлено на прошедшем в минувшие выходные в Бишкеке центральноазиатском фестивале рекламы Red Jolbors Fest и даже - вообразите себе! - удостоилось там третьего места в категории “Наружная реклама”. На официальном интернет-сайте фестиваля заказчиком этой рекламы прямо названо ЛГБТ - сообщество Казахстана.
“В Алматы адреса принято называть пересечениями улиц, - написано в разделе “задачи”. - На пересечении улиц Курмангазы и Пушкина находится самый популярный гей-клуб города “Студия 69”. Это и стало основой для социального проекта в защиту прав сексуальных меньшинств”.
Мастера “нетрадиционной” рекламы выложили свое творение в Facebook и тут же подверглись остракизму со стороны большинства пользователей. В свое оправдание авторы постера ссылались на известную граффити-фреску “Братский поцелуй” Дмитрия ВРУБЕЛЯ на фрагменте Берлинской стены, изображающую поцелуй глав СССР и ГДР Леонида БРЕЖНЕВА и Эриха ХОННЕКЕРА: мол, этого художника никто не гнобил за его работу, а мы чем хуже? Позже, когда скандал набрал обороты, представители Havas Worldwide Kazakhstan благоразумно “переобулись”.
“Мы разработали эту идею для узкого круга лиц, центральноазиатского фестиваля рекламы Red Jolbors в Бишкеке и получили за нее бронзу, - было заявлено в сообщении агентства. - Мы не ожидали, что принт вызовет такой небывалый резонанс в социальных сетях и прессе. Вижуал не использовался для наружной рекламы и не был предназначен для размещения где-либо. Сам же он коммуницирует пересечение улиц, где расположен этот тематический клуб. Мы приносим искренние извинения тем, кого оскорбил или покоробил этот макет. Признавая бесценный вклад в культуру великого русского поэта и великого казахского композитора, мы официально сообщаем, что данный принт не будет распечатан, размещен или опубликован в платных медиа”.
Тем не менее прямой потомок Курмангазы - директор коммуникационного агентства Central Asia Communications Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН - счел демарш “креативных” рекламщиков плевком в душу.
- Я сам работаю в рекламной отрасли и понимаю, что для достижения своей цели рекламщики иногда идут на эпатаж, - сказал он газете “Время”. - Это определенная норма в отрасли. Но ведь есть и общечеловеческие морально-этические нормы! В данном случае рекламное агентство, желая, видимо, прославиться, продемонстрировав свою “креативность”, нанесло пощечину обществу. И если промолчать сейчас, то это станет нормой. Я считаю, что оставлять это без внимания нельзя. Они говорят, что так совпало - мол, пересечение улиц... Но какая разница? Понимая, кто были люди, именами которых эти улицы названы, сознавая их значение для мировой культуры, нужно было включить мозги, прежде чем создавать подобного рода “творения”!
- Что вы теперь намерены делать?
- Я буду подавать в суд на агентство и ту команду, которая участвовала в проекте. Но даже если это дело не имеет никаких судебных перспектив в суде, никто не отменял общественного порицания. Кроме того, планирую предложить партнерам этого агентства отказаться от его услуг. Если ребята искренне не понимают, с чем они имеют дело, то в будущем их клиенты рискуют оказаться в еще более сложной ситуации. Для них человек, умерший в XVI веке, - всего лишь человек, умерший в XVI веке. Но Курмангазы - национальный символ, а для меня еще и прямой предок. Если вы не знаете своих шежiре, свой род до седьмого колена - извините, это ваши проблемы. Но уважайте чувства и традиции других людей!
Между тем возмущенные алматинцы начали наступление на рекламщиков и их клиентов по всем фронтам. Несколько человек - в их числе известный блогер Яков ФЕДОРОВ - вчера уже отнесли в департамент внутренних дел Алматы заявление с требованием привлечь к ответственности авторов проекта. Однако адвокат Алматинской коллегии адвокатов Джохар УТЕБЕКОВ не видит у этой истории какого-либо правового продолжения.
- Как я понимаю, коллаж нигде не распространялся в виде буклетов, баннеров, - говорит он. - Если это так, то о факте рекламы говорить невозможно. К тому же административной ответственности за само по себе нарушение законодательства о рекламе КоАП не предусматривает. Есть частные запреты, например, на рекламирование запрещенных товаров, услуг. Здесь нет ни признаков уголовно наказуемого деяния (поскольку оскорбить можно только живого человека). Ни клеветы (поскольку очевидно: коллаж не преследует цели доказать, что Курмангазы или Пушкин были гомосексуалистами). Потомки могут подать к фирмам - создателю и заказчику рекламы - иск в суд о защите чести и достоинства. Вообще эта ситуация - повод для государства задуматься, почему нет общей административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Руководитель управления культуры акимата Алматы Кайрат КУЛЬБАЕВ тоже крайне возмущен появлением в соцсети такой провокационной рекламы.
- Я считаю, что это верх дурачества, если можно так сказать, - заявил он газете “Время”. - Но, думаю, акимат не допустит, чтобы эта, с позволения сказать, “реклама” появилась на улицах или где-то еще. Я дал своим сотрудникам задание изучить эту ситуацию с точки зрения законности. Но здесь, думаю, дело в основном в морально-этическом аспекте. К сожалению, полиции нравов у нас не существует, так что законом такие вещи особо не регламентируются. Но это ни в какие рамки не укладывается!
Крайне шокирован и раздосадован член Союза писателей Казахстана, академик Академии гуманитарных наук Садыбек ТУГЕЛ.
- Я осуждаю такие вещи, - сказал он. - Считаю, что вообще надо закрыть все эти гей-клубы. Как патриот своей страны я даже не знаю, что сказать в этой ситуации... Просто страшно - Курмангазы и Пушкин! Это ведь оскорбление национальной гордости! Позор!
http://www.time.kz/articles/skandal/2014/08/26/kreativ-dlja-pra-ativnogo
|