За ценой не постоим
GoodZone 18 Февраля 2014 в 10:04:36
В первые дни нового года в Шымкенте произошла история, в результате которой тысячи горожан стали жертвами то ли обмана, то ли ошибки. Причем большинство пострадавших о случившемся даже не догадывалось, а многие и по сей день пребывают в счастливом неведении.
О том, что подскочила цена на газ, большая часть шымкентцев узнала после получения квитанций на оплату комуслуг. Согласно им с 1.1.2014 г. цена голубого топлива выросла на 1,9773 тенге и стала стоить 24,97079. Однако еще большее изумление испытали самые внимательные абоненты, когда из тех же квитанций выяснили, что за десять дней января объем потребленного ими топлива возрос в четыре-пять раз по сравнению с двумя декадами декабря. Для наглядности приведем один пример. Согласно выставленному счету, абонент в период с 10 по 31 декабря 2013 года на обогрев жилья и прочие бытовые нужды затратил 129 кубометров газа. Зато за первые десять дней января, когда уже действовал новый повышенный тариф, он же сжег аж 623 куба! В итоге начисление за декабрь составило 2966 тенге, а вот за январь 2014 г. - 15 557 тенге! Общая сумма, выставленная к оплате, - 18 523 тенге.
Попытки выяснить логику расчетов привели нас в шымкентское ТОО “Омега-XXI”. Несмотря на то что в квитанциях название этой фирмы нигде не упоминается, именно ее сотрудники обходят дома горожан, чтобы сначала снять показания газовых и электросчетчиков, а после доставить абонентам платежки. Не скрывая того, что ситуация знакома, руководство ТОО от комментариев отказалось. Между тем один нерядовой сотрудник компании на условиях анонимности дал нам полный расклад.
Он поведал, что в 20-х числах декабря прошлого года южноказахстанский филиал АО “КазТрансГаз Аймак”, с которым у ТОО “Омега-XXI” заключен договор, сообщил “Омеге” о скором повышении тарифа и попросил собрать показания газовых счетчиков не только в урочную дату, но и в период с 28 декабря по 2 января.
- Это достаточно сложная процедура, особенно в предновогодние дни, - рассказал визави. - Мы понимали, что некоторые контролеры могут без всяких обходов домов взять цифры с потолка. Именно поэтому приняли решение о создании конфликтной комиссии. На сегодня с вопросами о правильности начисления к нам обращаются до 10 человек в день. Если абонент доказывает, что переплатил, то мы производим перерасчет.
Собеседник раскрыл нехитрый механизм расчета, согласно которому стало ясно, что абонент, чьи данные мы привели выше в качестве примера, вместо начисленных 18 523 тенге на самом деле должен был заплатить лишь 13 613 тенге. Разница между выставленным счетом и реальными цифрами составила без малого 5 тысяч тенге. Если учесть, что в Шымкенте порядка 147 тысяч абонентов пользуется услугами “КазТрансГаз Аймак”, из них 70 тысяч - это частные дома, где самое высокое потребление газа, о масштабах проблемы можно лишь догадываться.
Мы обратились к руководителю пресс-службы АО “КазТрансГаз Аймак” Бексултану КУРМАНКУЛОВУ. Ведь именно на счет этого АО перечисляются все абонентские платежи. “Охват по повторному досъему составил 83 процента потребителей газа... - сообщил в своем ответе на запрос пресс-секретарь. - По остальным 17 процентам с отсутствующими контрольными показаниями при повторном обходе было проведено среднесуточное начисление на количество дней без учета газа до 31.12.2013 г. Замечания со стороны потребителей о якобы автоматическом распределении частей объемов потребления, целью которого было учесть меньший объем газа по старой цене, а большую часть по новому тарифу, не подтверждены...”
Не помышляя ставить под сомнение слова спикера газовой конторы, я все-таки сделала несколько контрольных звонков людям, чьи дома отапливаются газом. Вырисовалась любопытная картина. Из 10 опрошенных домовладельцев о казусе с квитанциями вообще ничего не знали девять человек. Семь моих собеседников, произведя собственные расчеты за потребленный газ, сильно пожалели, что поспешили с оплатой квитанций за переходно-тарифный период. К слову, неразбериха не обошла стороной и меня. Правда, расхождения моих подсчетов с квитанцией составили всего 400 тенге. Однако я решила, что такие деньги не стоят времени, потраченного на разбор полетов с конфликтной комиссией от ТОО “Омега-XXI”.
- А теперь представьте, сколько таких, как вы, - задается вопросом депутат областного маслихата, руководитель городского филиала партии “Нур Отан” Умерзак МЕЛДЕХАНОВ. - Глупо надеяться, что эти “лишние” деньги газовики вернут народу. Они вообще не страдают излишним вниманием к простому люду. За последние несколько лет не единожды протащили повышение тарифов, а вот обсудить со своими абонентами вопрос цены на свои услуги, провести общественные слушания, насколько я помню, не удосужились ни разу.
Тем временем вопросов к газовикам у народного избранника накопилось немало. Здесь вопросы ценообразования, качества услуг и многое другое. Ответ на некоторые из них нам удалось получить в ходе подготовки статьи. К примеру, выяснилось, что услуги биллинга и аутсорсинга, а ТОО “Омега-XXI” занимается данным видом деятельности, заложены в конечную цену за газ. В переводе на язык обывателя это значит, что газовики передали часть своих функций, которыми не захотели заниматься, в ТОО “Омега-XXI”, а платят за это удовольствие потребители. К слову, штат компании насчитывает 160 человек, а зарплата тех же контролеров составляет 50 тысяч тенге. Сколько получают кабинетные работники “Омеги” и его бастыки, для нас тайна.
- Выходит, этих товарищей, чья работа вызывает кучу нареканий, обязаны содержать мы, и лишь только потому, что кто-то решил посадить их в газовый тариф, - возмущается Мелдеханов. - Куда смотрят контролирующие органы? Ведь это ТОО неоднократно оказывалось в центре скандалов. Я уже не говорю об АО “КазТрансГаз Аймак”.
Между тем республиканское агентство по регулированию естественных монополий на наш запрос относительно легитимности новых тарифов и ситуации со странными счетами за газ в Шымкенте пока не ответило. Областная прокуратура, несмотря на публикации в местной прессе о скандале с газовыми квитанциями, хранит гробовое молчание, а финансовая полиция по иронии судьбы разместила на счетах, из-за которых разгорелся сыр-бор, объявление о готовности в любой момент встать на защиту законной предпринимательской деятельности.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Шымкент
http://www.time.kz/articles/strana/2014/02/15/za-cenoj-ne-postoim
О том, что подскочила цена на газ, большая часть шымкентцев узнала после получения квитанций на оплату комуслуг. Согласно им с 1.1.2014 г. цена голубого топлива выросла на 1,9773 тенге и стала стоить 24,97079. Однако еще большее изумление испытали самые внимательные абоненты, когда из тех же квитанций выяснили, что за десять дней января объем потребленного ими топлива возрос в четыре-пять раз по сравнению с двумя декадами декабря. Для наглядности приведем один пример. Согласно выставленному счету, абонент в период с 10 по 31 декабря 2013 года на обогрев жилья и прочие бытовые нужды затратил 129 кубометров газа. Зато за первые десять дней января, когда уже действовал новый повышенный тариф, он же сжег аж 623 куба! В итоге начисление за декабрь составило 2966 тенге, а вот за январь 2014 г. - 15 557 тенге! Общая сумма, выставленная к оплате, - 18 523 тенге.
Попытки выяснить логику расчетов привели нас в шымкентское ТОО “Омега-XXI”. Несмотря на то что в квитанциях название этой фирмы нигде не упоминается, именно ее сотрудники обходят дома горожан, чтобы сначала снять показания газовых и электросчетчиков, а после доставить абонентам платежки. Не скрывая того, что ситуация знакома, руководство ТОО от комментариев отказалось. Между тем один нерядовой сотрудник компании на условиях анонимности дал нам полный расклад.
Он поведал, что в 20-х числах декабря прошлого года южноказахстанский филиал АО “КазТрансГаз Аймак”, с которым у ТОО “Омега-XXI” заключен договор, сообщил “Омеге” о скором повышении тарифа и попросил собрать показания газовых счетчиков не только в урочную дату, но и в период с 28 декабря по 2 января.
- Это достаточно сложная процедура, особенно в предновогодние дни, - рассказал визави. - Мы понимали, что некоторые контролеры могут без всяких обходов домов взять цифры с потолка. Именно поэтому приняли решение о создании конфликтной комиссии. На сегодня с вопросами о правильности начисления к нам обращаются до 10 человек в день. Если абонент доказывает, что переплатил, то мы производим перерасчет.
Собеседник раскрыл нехитрый механизм расчета, согласно которому стало ясно, что абонент, чьи данные мы привели выше в качестве примера, вместо начисленных 18 523 тенге на самом деле должен был заплатить лишь 13 613 тенге. Разница между выставленным счетом и реальными цифрами составила без малого 5 тысяч тенге. Если учесть, что в Шымкенте порядка 147 тысяч абонентов пользуется услугами “КазТрансГаз Аймак”, из них 70 тысяч - это частные дома, где самое высокое потребление газа, о масштабах проблемы можно лишь догадываться.
Мы обратились к руководителю пресс-службы АО “КазТрансГаз Аймак” Бексултану КУРМАНКУЛОВУ. Ведь именно на счет этого АО перечисляются все абонентские платежи. “Охват по повторному досъему составил 83 процента потребителей газа... - сообщил в своем ответе на запрос пресс-секретарь. - По остальным 17 процентам с отсутствующими контрольными показаниями при повторном обходе было проведено среднесуточное начисление на количество дней без учета газа до 31.12.2013 г. Замечания со стороны потребителей о якобы автоматическом распределении частей объемов потребления, целью которого было учесть меньший объем газа по старой цене, а большую часть по новому тарифу, не подтверждены...”
Не помышляя ставить под сомнение слова спикера газовой конторы, я все-таки сделала несколько контрольных звонков людям, чьи дома отапливаются газом. Вырисовалась любопытная картина. Из 10 опрошенных домовладельцев о казусе с квитанциями вообще ничего не знали девять человек. Семь моих собеседников, произведя собственные расчеты за потребленный газ, сильно пожалели, что поспешили с оплатой квитанций за переходно-тарифный период. К слову, неразбериха не обошла стороной и меня. Правда, расхождения моих подсчетов с квитанцией составили всего 400 тенге. Однако я решила, что такие деньги не стоят времени, потраченного на разбор полетов с конфликтной комиссией от ТОО “Омега-XXI”.
- А теперь представьте, сколько таких, как вы, - задается вопросом депутат областного маслихата, руководитель городского филиала партии “Нур Отан” Умерзак МЕЛДЕХАНОВ. - Глупо надеяться, что эти “лишние” деньги газовики вернут народу. Они вообще не страдают излишним вниманием к простому люду. За последние несколько лет не единожды протащили повышение тарифов, а вот обсудить со своими абонентами вопрос цены на свои услуги, провести общественные слушания, насколько я помню, не удосужились ни разу.
Тем временем вопросов к газовикам у народного избранника накопилось немало. Здесь вопросы ценообразования, качества услуг и многое другое. Ответ на некоторые из них нам удалось получить в ходе подготовки статьи. К примеру, выяснилось, что услуги биллинга и аутсорсинга, а ТОО “Омега-XXI” занимается данным видом деятельности, заложены в конечную цену за газ. В переводе на язык обывателя это значит, что газовики передали часть своих функций, которыми не захотели заниматься, в ТОО “Омега-XXI”, а платят за это удовольствие потребители. К слову, штат компании насчитывает 160 человек, а зарплата тех же контролеров составляет 50 тысяч тенге. Сколько получают кабинетные работники “Омеги” и его бастыки, для нас тайна.
- Выходит, этих товарищей, чья работа вызывает кучу нареканий, обязаны содержать мы, и лишь только потому, что кто-то решил посадить их в газовый тариф, - возмущается Мелдеханов. - Куда смотрят контролирующие органы? Ведь это ТОО неоднократно оказывалось в центре скандалов. Я уже не говорю об АО “КазТрансГаз Аймак”.
Между тем республиканское агентство по регулированию естественных монополий на наш запрос относительно легитимности новых тарифов и ситуации со странными счетами за газ в Шымкенте пока не ответило. Областная прокуратура, несмотря на публикации в местной прессе о скандале с газовыми квитанциями, хранит гробовое молчание, а финансовая полиция по иронии судьбы разместила на счетах, из-за которых разгорелся сыр-бор, объявление о готовности в любой момент встать на защиту законной предпринимательской деятельности.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Шымкент
http://www.time.kz/articles/strana/2014/02/15/za-cenoj-ne-postoim
|