4-х миллиардный тендер может закончиться скандалом
admin 28 Апреля 2012 в 12:04:02
Константин Климов
Крупнейший в истории КТЖ тендер на общую сумму более 4 миллиардов долларов, проведенный 25-го апреля 2012 года, может завершиться и крупнейшим скандалом. В том числе и аннулированием его результатов. Если же результаты тендера утвердят, то безопасность новых участков железных дорог не будет стоить и ломаного гроша.
Окончательные результаты а будут известны в течение 10 дней, но уже сейчас очевидно, что он практически был не подготовлен и проводился в непонятной спешке и с большими нарушениями.
Демпинг как средство победы
Как и предполагали участники тендера и эксперты, главным фаворитом тендера стал ТОО "Жол Жондеушi", входящий в холдинг ENRC – фирма нацелилась сразу на 5 лотов из 8! В случае полного удовлетворения аппетитов этой корпорации ей достанутся подряды на сумму свыше двух миллиардов долларов США. Не зря же одного из хозяев ENRC Александра Машкевича его подчиненные за глаза любовно называют Лазарем Кагановичем – народным комиссаром транспорта и коммуникаций РК…
Заметим, что эта фирма пошла на беспрецедентный демпинг, заявив 10 процентов ниже стартовой цены – а это при разных вариантах исхода тендера от 100 до 200 миллионов долларов США. Причем срок исполнения большинства проектов 4 года, что при средней годовой инфляции порядка 7% даст повышающую поправку в 28-30%.
Как при таком демпинге победители будут строить качественные железные дороги, остается загадкой. Разве что здания станций возведут из самана, а вместо новых рельсов положат изделия времен строительства Транссиба, выкупленные из пунктов приемки металлов. Тут одно из двух: либо Минфин, КТЖ, Агентство по строительству и ЖКХ (ГАСК и экспертиза) при расчетах стоимости проектов сильно завысили цену вопроса (интересный вопрос – для кого это делалось?), или же сбивая цену, ENRC решило гарантировать себе победу, чтобы в дальнейшем снова ее довести до нужной цифры.
Вообще говоря, обычно на таких крупных проектах сначала устраивают тендер на проведение проектных работ, чтобы точно оценить реальную стоимость объектов, со всей необходимой технической документации при хорошем качестве исполнения. А уж затем проводят конкурс среди подрядчиков на этих условиях. Кстати, некоторые линии будут строить с встречных направлений разные фирмы без согласованного единого проекта – это тоже нонсенс.
Таким образом, при отсутствии квалифицированной экспертизы и проектных документов, выбор победителей только по низшей цене предложения поставит под угрозу качество и безопасность новых участков железной дороги. На кого завтра будут списывать возможные (упас, конечно, Бог!) аварии на этих участках? Не получится ли как с недавно рухнувшим домом в Караганде?..
Тайное и явное
С другой стороны, при таком раскладе, у победителей появляются большие возможности в дальнейшем в процессе строительства изменить условия в свою сторону. Свежий пример – во время строительства участка Алтынсарино – Хромтау, ENRC также не уложилась в сметную стоимость и выпросила у правительства дополнительно 800 миллионов тенге!
Мировая практика на подобных тендерах такова – скидки составляют обычно до 4 процентов. Иностранные специалисты, узнав о неслыханном ценовом демпинге со стороны претендентов типа ТОО "Жол Жондеушi", откровенно смеялись по этому поводу. Они полагают, что нынешние победители затем поставят правительство перед фактом – мол, выделенных на реализацию проектов денег не хватает и выпросят еще.
Отметим, что ТОО "Жол Жондеушi" самостоятельно способно выполнить всего лишь один из десяти необходимых видов железнодорожных работ. Однако главное чтобы человек был хороший. И такой человек есть – шеф КТЖ Аскар Мамин давно считается отцом побед структур ENRC на железнодорожном пространстве.
Несмотря на все риски, в том числе и просочившиеся в прессу сведения о сговоре, г-н Мамин явно пошел ва-банк. Эксперты считают, что такой поступок связан с предстоящими большими переменами в составе правительства и руководстве нацкомпаний уже в ближайший месяц. Поэтому шеф КТЖ так торопится делать добро для своих близких, пока этим добром распоряжается… Напомним также, что ENRC в том числе готова строить за счет госбюджета железнодорожную линию Аркалык – Шубарколь, где находится принадлежащее ей одноименное угольное месторождение. Налицо двойная выгода. Везет же людям!
При этом, настораживает и другое: в кулуарах представители Минфина, Агентства по строительству и т.д. охотно говорят о нарушениях процедур конкурса, но открыто выступить против не решаются. Сами устроители спешку пытаются объяснить ссылкой на указание главы государства быстрее расширить и модернизировать сеть железных дорог страны. С этим никто не спорит, однако Нурсултан Назарбаев неизменно требует высокого качества любых проводимых работ, чего здесь мы не наблюдаем.
Опытные люди полагают, что дело здесь в другом – подобное "молчание ягнят": всех заинтересованных и контролирующих государственных ведомств связано с указанием из правительства закрыть глаза на явные недостатки в проведении тендера. А злые языки даже пустили слух, что Мамин опирается на покровительство самого премьер-министра…
Мы с негодованием отвергаем даже гипотетическую возможность подобной ситуации. Этого не может быть потому, что Карим Масимов является одним из видных и активнейших участников в борьбе с коррупцией на любом уровне.
Эксперты уверены, что наш честнейший премьер-министр не позволит посягать на интересы страны в любом тендере.
И не будем забывать, что речь идет об огромных бюджетных средствах.
Крупнейший в истории КТЖ тендер на общую сумму более 4 миллиардов долларов, проведенный 25-го апреля 2012 года, может завершиться и крупнейшим скандалом. В том числе и аннулированием его результатов. Если же результаты тендера утвердят, то безопасность новых участков железных дорог не будет стоить и ломаного гроша.
Окончательные результаты а будут известны в течение 10 дней, но уже сейчас очевидно, что он практически был не подготовлен и проводился в непонятной спешке и с большими нарушениями.
Демпинг как средство победы
Как и предполагали участники тендера и эксперты, главным фаворитом тендера стал ТОО "Жол Жондеушi", входящий в холдинг ENRC – фирма нацелилась сразу на 5 лотов из 8! В случае полного удовлетворения аппетитов этой корпорации ей достанутся подряды на сумму свыше двух миллиардов долларов США. Не зря же одного из хозяев ENRC Александра Машкевича его подчиненные за глаза любовно называют Лазарем Кагановичем – народным комиссаром транспорта и коммуникаций РК…
Заметим, что эта фирма пошла на беспрецедентный демпинг, заявив 10 процентов ниже стартовой цены – а это при разных вариантах исхода тендера от 100 до 200 миллионов долларов США. Причем срок исполнения большинства проектов 4 года, что при средней годовой инфляции порядка 7% даст повышающую поправку в 28-30%.
Как при таком демпинге победители будут строить качественные железные дороги, остается загадкой. Разве что здания станций возведут из самана, а вместо новых рельсов положат изделия времен строительства Транссиба, выкупленные из пунктов приемки металлов. Тут одно из двух: либо Минфин, КТЖ, Агентство по строительству и ЖКХ (ГАСК и экспертиза) при расчетах стоимости проектов сильно завысили цену вопроса (интересный вопрос – для кого это делалось?), или же сбивая цену, ENRC решило гарантировать себе победу, чтобы в дальнейшем снова ее довести до нужной цифры.
Вообще говоря, обычно на таких крупных проектах сначала устраивают тендер на проведение проектных работ, чтобы точно оценить реальную стоимость объектов, со всей необходимой технической документации при хорошем качестве исполнения. А уж затем проводят конкурс среди подрядчиков на этих условиях. Кстати, некоторые линии будут строить с встречных направлений разные фирмы без согласованного единого проекта – это тоже нонсенс.
Таким образом, при отсутствии квалифицированной экспертизы и проектных документов, выбор победителей только по низшей цене предложения поставит под угрозу качество и безопасность новых участков железной дороги. На кого завтра будут списывать возможные (упас, конечно, Бог!) аварии на этих участках? Не получится ли как с недавно рухнувшим домом в Караганде?..
Тайное и явное
С другой стороны, при таком раскладе, у победителей появляются большие возможности в дальнейшем в процессе строительства изменить условия в свою сторону. Свежий пример – во время строительства участка Алтынсарино – Хромтау, ENRC также не уложилась в сметную стоимость и выпросила у правительства дополнительно 800 миллионов тенге!
Мировая практика на подобных тендерах такова – скидки составляют обычно до 4 процентов. Иностранные специалисты, узнав о неслыханном ценовом демпинге со стороны претендентов типа ТОО "Жол Жондеушi", откровенно смеялись по этому поводу. Они полагают, что нынешние победители затем поставят правительство перед фактом – мол, выделенных на реализацию проектов денег не хватает и выпросят еще.
Отметим, что ТОО "Жол Жондеушi" самостоятельно способно выполнить всего лишь один из десяти необходимых видов железнодорожных работ. Однако главное чтобы человек был хороший. И такой человек есть – шеф КТЖ Аскар Мамин давно считается отцом побед структур ENRC на железнодорожном пространстве.
Несмотря на все риски, в том числе и просочившиеся в прессу сведения о сговоре, г-н Мамин явно пошел ва-банк. Эксперты считают, что такой поступок связан с предстоящими большими переменами в составе правительства и руководстве нацкомпаний уже в ближайший месяц. Поэтому шеф КТЖ так торопится делать добро для своих близких, пока этим добром распоряжается… Напомним также, что ENRC в том числе готова строить за счет госбюджета железнодорожную линию Аркалык – Шубарколь, где находится принадлежащее ей одноименное угольное месторождение. Налицо двойная выгода. Везет же людям!
При этом, настораживает и другое: в кулуарах представители Минфина, Агентства по строительству и т.д. охотно говорят о нарушениях процедур конкурса, но открыто выступить против не решаются. Сами устроители спешку пытаются объяснить ссылкой на указание главы государства быстрее расширить и модернизировать сеть железных дорог страны. С этим никто не спорит, однако Нурсултан Назарбаев неизменно требует высокого качества любых проводимых работ, чего здесь мы не наблюдаем.
Опытные люди полагают, что дело здесь в другом – подобное "молчание ягнят": всех заинтересованных и контролирующих государственных ведомств связано с указанием из правительства закрыть глаза на явные недостатки в проведении тендера. А злые языки даже пустили слух, что Мамин опирается на покровительство самого премьер-министра…
Мы с негодованием отвергаем даже гипотетическую возможность подобной ситуации. Этого не может быть потому, что Карим Масимов является одним из видных и активнейших участников в борьбе с коррупцией на любом уровне.
Эксперты уверены, что наш честнейший премьер-министр не позволит посягать на интересы страны в любом тендере.
И не будем забывать, что речь идет об огромных бюджетных средствах.
|