Простота хуже воровства
dead 05 Сентября 2007 в 11:41:49
Всем ходом мировой истории доказано: если какая-то государственность, как общественно-политическая, социально-экономическая и культурно-ментальная совокупность, под воздействием непреодолимых внешних сил, либо накопившейся внутри нее же “взрывчатки”, либо того и другого вместе, начинает радикально трансформироваться, то в финале этих трансформаций она все равно стремится вернуться к тому же своему исходному состоянию. Причем закономерность обратная: чем с большим напором и скоростью внедряются перемены, чем они радикальнее, тем сильнее, как правило, и результирующий “откат” назад. Поскольку в ходе перемен, какими бы внешне потрясающими они не выглядели, на самом деле усваиваются лишь те новации, что повышают приспособляемость той же прежней системы к новым условиям своего существования. Да и то, - не столько уже сложившаяся система приспосабливается к диктуемым ей новациям, сколько сама приспосабливает их к той же своей сути.
Так, сегодняшняя Российская Федерация, после всех бурных перетрясок эпох Горбачева-Ельцина, опять стала сильно похожа на старый добрый Советский Союз. Та же “экономика трубы”, тот же фактический государственный капитализм (в части природных ресурсов), и тот же контроль спецслужб над самой госбюрократией. Та же монополия одной “партии власти”, то же “вспомогательное” назначение представительной и судебной ветвей и та же “назначенческая” исполнительная вертикаль от Москвы до самых до окраин. Наконец, почти такое (уже) задиристое позиционирование на международной арене.
Однако, надо признать, этот “новый СССР” успешно расстался со многим, что его сгубило в прошлой жизни, и смог усвоить многое из того, что только и дает шансы-возможности дальнейшего существования-продвижения уже в жизни нынешней. Экономика в России, что ни говори, рыночная, а государственный контроль (прямой или косвенный) над нефте-газовым экспортом – это (между нами говоря) как раз то, что и требуется претендующему на уважение к себе современному государству.
Политическая система, опять-таки, на самом деле (почти) многопартийная, конкуренция на выборах – реальная, и голоса избирателей на самом деле, влияют на итоги выборов.
Это я не к тому, чтобы воспеть хвалу Путину, а чтобы провести параллель с нами. Ведь что, на самом деле, самого определяюще важного, произошло на недавних выборах? А то, что наша политическая система, долгое время пытавшаяся выдавать себя за не то, чем на самом деле являлась, наконец-то выказала свои подлинные суть и качество.
“Отсталая окраина …”, - это, конечно, крепко обидные и давно не употребляемые слова, тем более что их принято было адресовать применительно к царской еще, а не коммунистической, империи, но… История повторяется.
По делам их судите их, - этот критерий объективной оценки был сформулирован за три тысячи лет до классиков марксизма-ленинизма, и его еще никто не отменял. Ну, и как же, по этому критерию, нам оценивать профессионализм деятелей президентской администрации, не сумевших организовать хотя бы показушно не монопартийный Парламент?!
Я вот тут просмотрел где-то около двух десятков российских отзывов на наши выборы: известных политиков, аналитиков, журналистов… Кто-то одобряет, кто-то – нет, кто к казахстанской “однопартийности” относится всерьез, кто посмеивается, но никто, знаете ли, не реагирует, исходя из того, что данный результат – он не электоральный, а “нарисованный”! То есть, в России даже и экспертное сообщество как-то не в курсе, что у нас результаты голосования, извините, тупо подделываются. В самом деле, со стороны, действительно, трудно предположить столь примитивный уровень избирательной технологии по-казахстански: все-таки, самое “продвинутое” в СНГ государство, экономика, вон, самая опережающая, президент-интегратор такой заслуженно популярный, председательствование в ОБСЕ, и все такое…
Тем не менее, факт остается фактом: во все десять тысяч избирательных комиссий представители оппозиции так и не допущены, и все эти комиссии, где-то чуть больше, где-то чуть меньше, но занимаются фальсификациями. Электронная система “Сайлау” опять же, - как бы самая прогрессивная чуть ли не во всем мире новация, а на деле – полностью закрытый даже от номинального контроля-проверки “черный ящик” для выведения хоть каких результатов.
На все это нам надо бы посмотреть с другой стороны. Традиционно, от выборов к выборам, мы – оппозиция, негодуем на несокрушимую непробиваемость власти: ну прямо такая она у нас “железобетонная”, что ничем ее не возьмешь! А, на самом деле, неуступчивость-то эта – она от собственной ее слабости. “Не важно, как голосуют, важно как считают”, - эту сталинскую формулу можно считать и циничной, и зловещей, и издевательской, но по сути-то – это ведь содержательное бессилие, беспомощное цепляние за безвозвратно ушедшее прошлое, безнадежная кустарщина в наш-то навороченный век!
Если “правящая партия” способна “выигрывать” выборы лишь опираясь на такие же, как она, “однопартийные” избиркомы, с загнанными туда подневольными педагогами-бюджетниками, да еще и при этом она не способна точно рассчитать-угадать “победный” результат, - то такой партии надо бы выразить всяческое сочувствие, подумать, как всем миром помочь ей стать хоть чуть более соответствующей требованиям момента.
В предыдущем своем “на кухне” я высказал предположение, что монопартийный Мажилис получился у президентской администрации помимо ее воли, как следствие не владения ею более тонкими “технологиями”, а уже Президент, будучи поставленным перед фактом, вынужден был дать добро на него.
Либо перевесил субъективный момент: Нурсултан Назарбаев, как глава государства, которому, безусловно, выгодна была бы трех (или хотя бы – двух) партийность, уступил Назарбаеву, как главе всего лишь “Нур Отан”, с его личными фобиями и пристрастиями.
А вот мой друг и соратник Галым Абильсиитов не согласился со мной, и высказал предположение, что на такой “однопартийный” результат Нурсултан Назарбаев пошел загодя, и сознательно.
Что ж, я, пожалуй, соглашусь с Галымом, но ведь это еще хуже, когда государственно важные решения принимаются на уровне зажатых со всех сторон корпоративно-личностных, субъективистских или же просто “технических” моментов.
Вот, скажем, есть “утечки”, что 18 августа, примерно к середине дня голосования, в штабе “Нур Отан” царила натуральная паника – они проигрывали! Откуда поступили столь напугавшие штабистов сведения, с каких таких экзит-пулов или специальных источников, и соответствовали ли они реальному ходу голосования, да и не преувеличены ли рассказы о панике, - об этом мы судить не беремся. Важен результат: как раз на основе этих оперативных пугалок и были предприняты те экстренные меры, что и привели к результирующему “зашкаливанию” итогов.
Была ли власть напугана началом голосования, или нет, шла ли она на такой результат заранее, или он получился неожиданным и для нее самой, - это из области предположений. Но вот что вся страна наблюдала собственными глазами – это как восторженно принимали победители свою “победу”, как не наиграно вспыхнуло радостью лицо Президента, как искренне праздновали все остальные!
А эта буря победных эмоций – она отталкивалась от столь же искреннего неверия… самим себе.
Прежде других, сами нуротановцы не верят, что они – партия, что народ их, действительно, поддерживает, что за оппозицию люди голосовать не будут, и она к власти никогда не придет. Напугать верхи “правящей” партии слухами о какой-то готовящейся оппозицией акции, внушить им страх и неуверенность, - не самое трудное дело! Зато вот когда такие страхи благополучно разрешаются – они радуются натурально как дети!
Но “детский сад” во взрослой политике до добра не доведет.
Во всем происходящем важен итоговый результат, а мы его имеем не в свою (Казахстана) пользу.
Вспомним еще раз состоявшийся перед выборами бишкекский саммит ШОСа, - это ведь чрезвычайно показательно, почему наш Президент вдруг стал призывать Путина остаться на третий срок!
Да, явное беспокойство за весьма нежелательный прецедент сменяемости, как и опасение получить в контактеры нового человека, - это тоже сыграло роль в высказывании столь нестандартного в международных делах (усугубленного еще и тем, что призыв был явно холостым) “пожелания”. Однако наш Президент все равно не решился бы на такое, если бы не был уверен в своей способности продемонстрировать всей России и Путину, как это делается.
Заметьте: на днях в России еще только будут объявлены очередные парламентские выборы, и как раз тютелька в тютельку на тех конституционных новациях, которые Казахстан, на своих внеочередных, только что опробовал. Вся Дума теперь тоже будет избираться по партийным спискам, причем проходная планка тоже установлена там величиной 7%.
Вот вам, кстати, еще один мотив такой нашей сверхсрочности. Но опережение во времени отнюдь не дало Астане продемонстрировать опережение политическое. Наоборот, конфуз получился очень неприятный и с неустранимыми теперь последствиями. Ну, как, скажите на милость, политтехнологам Кремля относиться теперь к своим акординским коллегам, если те не смогли реализовать даже весьма и весьма простенькую, и очевидно необходимую для самого же казахстанского режима, политическую “разводку”?
Но то, что наши неумехи, потратив два года на НКВД, и затем, калькируя путинские нововведения, не смогли воспроизвести их хотя бы внешне, - это не самое неприятное. Хуже качественное отставание казахстанского устройства президентской власти от российского. Владимир Путин, конечно же, не пойдет на третий срок. А зачем ему идти, если у него есть варианты, и не хуже? Как варианты есть и у всей сложившейся при Путине системы правления. Да, Владимир Владимирович есть определяющая часть своей системы, но – только часть. Он может выйти из власти – система без него не развалится. Придет Президент по фамилии Иванов, или Медведев, - все продолжится. Сам же Путин может стать лидером парламентской партии, или возглавить какой-нибудь фонд, или вообще отправиться на отдых, - во всех этих вариантах ничего в российской власти не дрогнет, не рассыплется. А лично Путина и его родственников никто не будет ни разорять, ни преследовать. Через один срок Путин может опять стать главой государства российского, а может и не стать, - все такие варианты находятся внутри системы российской власти, тогда как сама эта система не “завязана”, непреодолимым образом, ни на какой из вариантов дальнейшей судьбы оставляющего пост Президента.
У нас же, сами понимаете, все как раз наоборот. И как раз вот это самое “наоборот”, - оно и сыграло решающую роль на наших выборах. Результатом чего стало самое неприятное: объективное понижение казахстанского политического качества по сравнению с российским. Понты понтами, но по уровню политической культуры Астана оказалась тем же городом Туркменбаши, только (слава всем религиям!) без Рухнамы и золотых статуй (зато – с Пирамидой!). Вслух в Кремле этого, конечно, никогда не скажут, но… на реальной политике скажется.
С Западом - не лучше. Конечно, напрямую с нами ссориться не будут, наоборот, теперь уже самим США придется лоббировать наше председательствование в ОБСЕ, и вообще – искать какие-то продолжения. Но в таком “сотрудничестве” теперь еще больше добавится вынужденности. Что-то от необходимости договариваться с террористами, - ради безопасности находящихся в их руках (нефть и инвестиции) заложников. Сравнение, конечно, резковато, что что-то в нем есть…
В целом же, коль скоро политическое качество Казахстана “просело” теперь, после этих выборов, и перед Кремлем и перед Вашингтоном, то оно, автоматом, понижается и перед Пекином. Степень же нашей сателлитности, по отношению ко всем этим трем центрам силы, наоборот, выросла. Теперь, для поддержания “многовекторности”, Астане придется делать, на все три стороны, еще больше уступок.
А это – плохо вообще, и, тем более, плохо на фоне далеко не благостно складывающейся экономической ситуации.
Оставим в стороне банковский и валютный кризисы, - это отдельная тема. С нефтью ведь, которая только и дает шанс поддерживать финансовую (а, значит, и политическую) стабильность, тоже далеко не все просто. Добыча – последние годы не растет, и на суше уже расти не будет. Есть возможность у американцев добавить еще процентов 15-20 на Тенгизе, а вся остальная серьезная перспектива связана лишь с Кашаганом. Между тем, с предполагаемого некогда 2005 года начало морской добычи переносится то на 2009-й, а то уже и на 2012 год, и при этом первоначальные “кругленькие” (около $52 миллиардов) затраты по факту уже чуть ли не утраиваются.
По-всем статьям, - пора менять оператора, чем сейчас Правительство и занялось. Выдавливать итальянцев через экологию, - это понятно, и осуществимо, но вот кого делать оператором вместо них?
Реально технологиями морской добычи владеют лишь американцы и норвежцы, однако такое решение, конечно же, не устраивает и Астану и Москву. Нужны какие-то сложные “развязки”, когда оператор будет определен из политических соображений, а уже к нему будут “подвязаны” как технические исполнители, так и вопросы распределения экономических потоков. Например, - оставить ту же Eni, но только после пересмотра соглашения в сторону увеличения доли Казахстана.
Поиск компромиссов и выработка общего решения хотя бы в этом одном нашем примере, - объективно сложная, противоречивая и запутанная задача. Которая тем сложнее, чем слабее страна-переговорщик.
Но Кашаган – лишь текущий пример. В ближайшее же время президент поменяется не только в России, в США тоже ждут прихода демократической администрации. И заведомо можно сказать, что “вилка” интересов Вашингтон-Москва после этого отнюдь не станет уже. И в этом все более расширяющемся “зазоре” все труднее будет приходиться Казахстану. Потому что его политическое устройство, на деле, оказалось слишком уж… простеньким.
Так, сегодняшняя Российская Федерация, после всех бурных перетрясок эпох Горбачева-Ельцина, опять стала сильно похожа на старый добрый Советский Союз. Та же “экономика трубы”, тот же фактический государственный капитализм (в части природных ресурсов), и тот же контроль спецслужб над самой госбюрократией. Та же монополия одной “партии власти”, то же “вспомогательное” назначение представительной и судебной ветвей и та же “назначенческая” исполнительная вертикаль от Москвы до самых до окраин. Наконец, почти такое (уже) задиристое позиционирование на международной арене.
Однако, надо признать, этот “новый СССР” успешно расстался со многим, что его сгубило в прошлой жизни, и смог усвоить многое из того, что только и дает шансы-возможности дальнейшего существования-продвижения уже в жизни нынешней. Экономика в России, что ни говори, рыночная, а государственный контроль (прямой или косвенный) над нефте-газовым экспортом – это (между нами говоря) как раз то, что и требуется претендующему на уважение к себе современному государству.
Политическая система, опять-таки, на самом деле (почти) многопартийная, конкуренция на выборах – реальная, и голоса избирателей на самом деле, влияют на итоги выборов.
Это я не к тому, чтобы воспеть хвалу Путину, а чтобы провести параллель с нами. Ведь что, на самом деле, самого определяюще важного, произошло на недавних выборах? А то, что наша политическая система, долгое время пытавшаяся выдавать себя за не то, чем на самом деле являлась, наконец-то выказала свои подлинные суть и качество.
“Отсталая окраина …”, - это, конечно, крепко обидные и давно не употребляемые слова, тем более что их принято было адресовать применительно к царской еще, а не коммунистической, империи, но… История повторяется.
По делам их судите их, - этот критерий объективной оценки был сформулирован за три тысячи лет до классиков марксизма-ленинизма, и его еще никто не отменял. Ну, и как же, по этому критерию, нам оценивать профессионализм деятелей президентской администрации, не сумевших организовать хотя бы показушно не монопартийный Парламент?!
Я вот тут просмотрел где-то около двух десятков российских отзывов на наши выборы: известных политиков, аналитиков, журналистов… Кто-то одобряет, кто-то – нет, кто к казахстанской “однопартийности” относится всерьез, кто посмеивается, но никто, знаете ли, не реагирует, исходя из того, что данный результат – он не электоральный, а “нарисованный”! То есть, в России даже и экспертное сообщество как-то не в курсе, что у нас результаты голосования, извините, тупо подделываются. В самом деле, со стороны, действительно, трудно предположить столь примитивный уровень избирательной технологии по-казахстански: все-таки, самое “продвинутое” в СНГ государство, экономика, вон, самая опережающая, президент-интегратор такой заслуженно популярный, председательствование в ОБСЕ, и все такое…
Тем не менее, факт остается фактом: во все десять тысяч избирательных комиссий представители оппозиции так и не допущены, и все эти комиссии, где-то чуть больше, где-то чуть меньше, но занимаются фальсификациями. Электронная система “Сайлау” опять же, - как бы самая прогрессивная чуть ли не во всем мире новация, а на деле – полностью закрытый даже от номинального контроля-проверки “черный ящик” для выведения хоть каких результатов.
На все это нам надо бы посмотреть с другой стороны. Традиционно, от выборов к выборам, мы – оппозиция, негодуем на несокрушимую непробиваемость власти: ну прямо такая она у нас “железобетонная”, что ничем ее не возьмешь! А, на самом деле, неуступчивость-то эта – она от собственной ее слабости. “Не важно, как голосуют, важно как считают”, - эту сталинскую формулу можно считать и циничной, и зловещей, и издевательской, но по сути-то – это ведь содержательное бессилие, беспомощное цепляние за безвозвратно ушедшее прошлое, безнадежная кустарщина в наш-то навороченный век!
Если “правящая партия” способна “выигрывать” выборы лишь опираясь на такие же, как она, “однопартийные” избиркомы, с загнанными туда подневольными педагогами-бюджетниками, да еще и при этом она не способна точно рассчитать-угадать “победный” результат, - то такой партии надо бы выразить всяческое сочувствие, подумать, как всем миром помочь ей стать хоть чуть более соответствующей требованиям момента.
В предыдущем своем “на кухне” я высказал предположение, что монопартийный Мажилис получился у президентской администрации помимо ее воли, как следствие не владения ею более тонкими “технологиями”, а уже Президент, будучи поставленным перед фактом, вынужден был дать добро на него.
Либо перевесил субъективный момент: Нурсултан Назарбаев, как глава государства, которому, безусловно, выгодна была бы трех (или хотя бы – двух) партийность, уступил Назарбаеву, как главе всего лишь “Нур Отан”, с его личными фобиями и пристрастиями.
А вот мой друг и соратник Галым Абильсиитов не согласился со мной, и высказал предположение, что на такой “однопартийный” результат Нурсултан Назарбаев пошел загодя, и сознательно.
Что ж, я, пожалуй, соглашусь с Галымом, но ведь это еще хуже, когда государственно важные решения принимаются на уровне зажатых со всех сторон корпоративно-личностных, субъективистских или же просто “технических” моментов.
Вот, скажем, есть “утечки”, что 18 августа, примерно к середине дня голосования, в штабе “Нур Отан” царила натуральная паника – они проигрывали! Откуда поступили столь напугавшие штабистов сведения, с каких таких экзит-пулов или специальных источников, и соответствовали ли они реальному ходу голосования, да и не преувеличены ли рассказы о панике, - об этом мы судить не беремся. Важен результат: как раз на основе этих оперативных пугалок и были предприняты те экстренные меры, что и привели к результирующему “зашкаливанию” итогов.
Была ли власть напугана началом голосования, или нет, шла ли она на такой результат заранее, или он получился неожиданным и для нее самой, - это из области предположений. Но вот что вся страна наблюдала собственными глазами – это как восторженно принимали победители свою “победу”, как не наиграно вспыхнуло радостью лицо Президента, как искренне праздновали все остальные!
А эта буря победных эмоций – она отталкивалась от столь же искреннего неверия… самим себе.
Прежде других, сами нуротановцы не верят, что они – партия, что народ их, действительно, поддерживает, что за оппозицию люди голосовать не будут, и она к власти никогда не придет. Напугать верхи “правящей” партии слухами о какой-то готовящейся оппозицией акции, внушить им страх и неуверенность, - не самое трудное дело! Зато вот когда такие страхи благополучно разрешаются – они радуются натурально как дети!
Но “детский сад” во взрослой политике до добра не доведет.
Во всем происходящем важен итоговый результат, а мы его имеем не в свою (Казахстана) пользу.
Вспомним еще раз состоявшийся перед выборами бишкекский саммит ШОСа, - это ведь чрезвычайно показательно, почему наш Президент вдруг стал призывать Путина остаться на третий срок!
Да, явное беспокойство за весьма нежелательный прецедент сменяемости, как и опасение получить в контактеры нового человека, - это тоже сыграло роль в высказывании столь нестандартного в международных делах (усугубленного еще и тем, что призыв был явно холостым) “пожелания”. Однако наш Президент все равно не решился бы на такое, если бы не был уверен в своей способности продемонстрировать всей России и Путину, как это делается.
Заметьте: на днях в России еще только будут объявлены очередные парламентские выборы, и как раз тютелька в тютельку на тех конституционных новациях, которые Казахстан, на своих внеочередных, только что опробовал. Вся Дума теперь тоже будет избираться по партийным спискам, причем проходная планка тоже установлена там величиной 7%.
Вот вам, кстати, еще один мотив такой нашей сверхсрочности. Но опережение во времени отнюдь не дало Астане продемонстрировать опережение политическое. Наоборот, конфуз получился очень неприятный и с неустранимыми теперь последствиями. Ну, как, скажите на милость, политтехнологам Кремля относиться теперь к своим акординским коллегам, если те не смогли реализовать даже весьма и весьма простенькую, и очевидно необходимую для самого же казахстанского режима, политическую “разводку”?
Но то, что наши неумехи, потратив два года на НКВД, и затем, калькируя путинские нововведения, не смогли воспроизвести их хотя бы внешне, - это не самое неприятное. Хуже качественное отставание казахстанского устройства президентской власти от российского. Владимир Путин, конечно же, не пойдет на третий срок. А зачем ему идти, если у него есть варианты, и не хуже? Как варианты есть и у всей сложившейся при Путине системы правления. Да, Владимир Владимирович есть определяющая часть своей системы, но – только часть. Он может выйти из власти – система без него не развалится. Придет Президент по фамилии Иванов, или Медведев, - все продолжится. Сам же Путин может стать лидером парламентской партии, или возглавить какой-нибудь фонд, или вообще отправиться на отдых, - во всех этих вариантах ничего в российской власти не дрогнет, не рассыплется. А лично Путина и его родственников никто не будет ни разорять, ни преследовать. Через один срок Путин может опять стать главой государства российского, а может и не стать, - все такие варианты находятся внутри системы российской власти, тогда как сама эта система не “завязана”, непреодолимым образом, ни на какой из вариантов дальнейшей судьбы оставляющего пост Президента.
У нас же, сами понимаете, все как раз наоборот. И как раз вот это самое “наоборот”, - оно и сыграло решающую роль на наших выборах. Результатом чего стало самое неприятное: объективное понижение казахстанского политического качества по сравнению с российским. Понты понтами, но по уровню политической культуры Астана оказалась тем же городом Туркменбаши, только (слава всем религиям!) без Рухнамы и золотых статуй (зато – с Пирамидой!). Вслух в Кремле этого, конечно, никогда не скажут, но… на реальной политике скажется.
С Западом - не лучше. Конечно, напрямую с нами ссориться не будут, наоборот, теперь уже самим США придется лоббировать наше председательствование в ОБСЕ, и вообще – искать какие-то продолжения. Но в таком “сотрудничестве” теперь еще больше добавится вынужденности. Что-то от необходимости договариваться с террористами, - ради безопасности находящихся в их руках (нефть и инвестиции) заложников. Сравнение, конечно, резковато, что что-то в нем есть…
В целом же, коль скоро политическое качество Казахстана “просело” теперь, после этих выборов, и перед Кремлем и перед Вашингтоном, то оно, автоматом, понижается и перед Пекином. Степень же нашей сателлитности, по отношению ко всем этим трем центрам силы, наоборот, выросла. Теперь, для поддержания “многовекторности”, Астане придется делать, на все три стороны, еще больше уступок.
А это – плохо вообще, и, тем более, плохо на фоне далеко не благостно складывающейся экономической ситуации.
Оставим в стороне банковский и валютный кризисы, - это отдельная тема. С нефтью ведь, которая только и дает шанс поддерживать финансовую (а, значит, и политическую) стабильность, тоже далеко не все просто. Добыча – последние годы не растет, и на суше уже расти не будет. Есть возможность у американцев добавить еще процентов 15-20 на Тенгизе, а вся остальная серьезная перспектива связана лишь с Кашаганом. Между тем, с предполагаемого некогда 2005 года начало морской добычи переносится то на 2009-й, а то уже и на 2012 год, и при этом первоначальные “кругленькие” (около $52 миллиардов) затраты по факту уже чуть ли не утраиваются.
По-всем статьям, - пора менять оператора, чем сейчас Правительство и занялось. Выдавливать итальянцев через экологию, - это понятно, и осуществимо, но вот кого делать оператором вместо них?
Реально технологиями морской добычи владеют лишь американцы и норвежцы, однако такое решение, конечно же, не устраивает и Астану и Москву. Нужны какие-то сложные “развязки”, когда оператор будет определен из политических соображений, а уже к нему будут “подвязаны” как технические исполнители, так и вопросы распределения экономических потоков. Например, - оставить ту же Eni, но только после пересмотра соглашения в сторону увеличения доли Казахстана.
Поиск компромиссов и выработка общего решения хотя бы в этом одном нашем примере, - объективно сложная, противоречивая и запутанная задача. Которая тем сложнее, чем слабее страна-переговорщик.
Но Кашаган – лишь текущий пример. В ближайшее же время президент поменяется не только в России, в США тоже ждут прихода демократической администрации. И заведомо можно сказать, что “вилка” интересов Вашингтон-Москва после этого отнюдь не станет уже. И в этом все более расширяющемся “зазоре” все труднее будет приходиться Казахстану. Потому что его политическое устройство, на деле, оказалось слишком уж… простеньким.
|