"Восток" - Запад
admin 22 Июня 2007 в 18:48:06
Создание действительно новых, не уходящих корнями в разработки 80-х годов прошлого века образцов вооружения — довольно большая редкость даже для России, не говоря уж о других бывших советских республиках, пока еще сохраняющих некоторый потенциал в военной промышленности. На этом фоне неплохо выглядит Белоруссия, где за последние 10-15 лет появились некоторые весьма любопытные образцы ВВТ. Прошедшая 22-25 мая в Минске Международная выставка MILEX-2007 подтвердила, что белорусская «оборонка» по-прежнему имеет неплохой потенциал для дальнейшего развития.
Так, минское КБ «Радар» впервые представило на MILEX-2007 новую РЛС обнаружения воздушных целей «Восток». КБ «Радар» — предприятие совсем молодое: решением председателя Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь в январе прошлого года оно было выделено из состава СКБ «Камертон». Само по себе СКБ «Камертон», образованное для решения задач радиолокационного распознавания целей, начинает свою историю с 1974 г., так что и его не назовешь компанией с вековыми традициями. Основная специализация КБ «Радар» — создание средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы.
Разработанная здесь станция «Восток» представляет собой мобильную твердотельную цифровую РЛС метрового диапазона с активной семифазной антенной решеткой, предназначенную для обнаружения воздушных целей, находящихся в зоне действия РЛС, измерения их дальности, азимута и радиальной скорости, а также передачи радиолокационной информации в информационную сеть системы ПВО. «Восток» может успешно заменить работающая в том же метровом диапазоне РЛС П-18, принятая на вооружение в 1971 г. и ведущая историю от станции П-12, созданной в 1956 г. (читал материал, где белорусы сравнивали эту РЛС с нашей Небо-СВ, хотя корректней было бы сравнить с более новой Небо-СВУ)
Максимальная зона обзора РЛС «Восток» составляет 360 км. Обнаружение и сопровождение целей осуществляется автоматически, пропускная способность станции составляет не менее 120 целей. Дальность обнаружения с вероятностью 0.9 на высоте 10 000 м стратегического бомбардировщика В-52 составляет 255 километров, истребителя F-16 — 133 километра, ударного самолета-«невидимки» F-117А — 72 километра.
Станция обладает повышенной помехозащищенностью за счет применения радиоприемного устройства с большим динамическим диапазоном, автокомпенсатора активных шумовых помех, системы выделения сигналов на фоне помех с улучшенными характеристиками, когерентного и некогерентного накопителей, автоматического обнаружителя. Предусмотрена возможность быстрой автоматической перестройки несущей частоты в зависимости от текущей помеховой ситуации. С целью повышения скрытности РЛС используется маломощный шумоподобный зондирующий сигнал.
РЛС оснащена навигационной системой топопривязки, системой функционального контроля, аппаратурой имитации принятых сигналов.
Аппаратура, входящая в состав РЛС, размещается на двух автомобилях повышенной проходимости. Первое шасси представляет собой аппаратно-антенный пост, второе — пункт управления и электропитания. По сравнению с П-18 более чем в 10 раз сокращено время свертывания-развертывания — с помощью электрогидравлической системы расчет из двух человек в состоянии развернуть антенну с размахом 22 метра в боевое положение менее чем за 9 минут.
В настоящее время изготовлено два образца РЛС «Восток». Один из них в течение полутора лет проходил опытную эксплуатацию в войсках. Полностью завершить испытания станции разработчики собираются до конца лета 2007 г. В КБ «Радар» ожидают большой интерес к своей новой станции у иностранных заказчиков, который в первую очередь обусловлен тем, что в метровом диапазоне длин волн эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) воздушных целей существенно превышает ЭПР этих же целей в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это особенно существенно при обнаружении летательных аппаратов, изготовленных по технологии стелс.
Помимо РЛС «Восток», КБ «Радар» представило на выставке MILEX-2007 систему радиолокационного распознавания, постановщики помех навигационным системам GPS и комплекс пеленгования радиолокационного излучения.
Системы распознавания воздушных и наземных целей обеспечивают автоматическое распознавание находящихся в зоне действия радиолокационных целей в реальном масштабе времени с вероятностью правильного распознавания классов целей 0,8…0,99 в зависимости от числа распознаваемых классов (типов) целей и отношения сигнал-помеха.
Комплекс обнаружения и пеленгования сигналов источников радиоизлучений «Обзор» обеспечивает автоматический поиск, обнаружение, пеленгование и определение местоположения источников радиоизлучения на местности и в городских условиях с отображением на электронной карте.
Еще одно направление деятельности «Радара» — предоставление услуг по модернизации имеющихся РЛС, в частности радаров обзорного типа, таких как П-15, П-19, П-12, П-14, П-37, и РЛС сопровождения.
КБ «Радар», как и большинство местных оборонных предприятий, является государственной собственностью Республики Беларусь. Однако в республике имеется также ряд частных структур, наиболее заметные из которых — ОАО «Пеленг» и производственно-торговое частное унитарное предприятие «Минотор-Сервис». Широкую известность эта фирма, в свое время отделившаяся от Минского тракторного завода, получила после презентации легкого танка 2Т «Сталкер» собственной разработки. За прошедшие после создания 2Т 7 лет найти заказчиков на уникальную, но при этом и недешевую машину не удалось. Однако работать над этим «концептуальным» танком специалисты «Минотор-Сервиса» продолжают. По словам директора предприятия Валерия Гребенщикова, «через пару лет появится «супер-Сталкер». По сравнению с существующим танком 2Т, которому уже более 10 лет, это будет фактически новая машина.
Пример «Сталкера», не нашедшего пока своего покупателя, в целом не характерен для «Минотор-Сервиса», поскольку остальные разработки предприятия востребованы на рынке. Как отметил Валерий Гребенщиков, все натурные образцы, представленные «Минотор-Сервисом» на выставке MILEX-2007 (а это боевой модуль CM-30, гусеничный транспортер 3Т и БРЭМ на базе БТР-70), уже имеют реальных заказчиков.
Модуль CM-30 в составе полностью стабилизированных 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ в необитаемой башне предназначен для усиления огневой мощи отечественных колесных и гусеничных боевых машин, широко разошедшихся по всему миру: БМП-1, БМД-1, БТР-60, БТР-70, БТР-80, БРДМ. Подобного рода изделий как в России, так и за рубежом создано немало, достаточно вспомнить комплекс «Бережок» от КБП, БТР-80А от непосредственного разработчика — Арзамасского машиностроительного завода или греческо-словацкую башню KD-V30, предназначенную для БМП-1. Однако, по всей видимости, белорусское предложение по соотношению ТТХ и стоимости в ряде случаев оказывается более выгодным.
Гусеничная плавающая быстроходная машина 3Т предназначена для обеспечения действий войсковых подразделений на пересеченной местности. В этом году «Минотор-Сервис» представил усовершенствованный вариант этого транспортера, основной отличительной особенностью которого является возможность маскировать его по средствам затопления. В настоящее время 3Т прошла комплекс испытаний в интересах Вооруженных Сил Белоруссии. Компоновка и конструкция корпуса транспортера позволяют использовать его в качестве носителя различных видов вооружения — от крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета до зенитного или противотанкового комплекса. По словам Валерия Гребенщикова, сейчас ведется создание самоходного 120-мм миномета на базе 3Т.
Машина технической помощи на базе модернизированного БТР-70 предназначена для эвакуации поврежденных или неисправных машин с поля боя и их ремонта в полевых условиях. БРЭМ оснащен богатым набором ремонтного инструмента и оборудования, в том числе предназначенного для разрезания бронекорпуса, а также грузовой платформой и съемной кран-балкой. Машина может буксировать поврежденный БТР не только по дороге, но и на плаву. Вместо штатной для БТР-70 спарки двух карбюраторных моторов на машине технической помощи установлен дизельный двигатель и новая трансмиссия. Директор «Минотор-Сервиса» сообщил, что БРЭМ предназначен как для внутреннего заказчика, так и на экспорт. Песочный цвет демонстрировавшейся на выставке машины недвусмысленно свидетельствует о том, что первый экспортный контракт заключен с представителями одной из арабских или африканских стран.
Помимо создания новых образцов боевых машин и модернизации существующих, «Минотор-Сервис» традиционно занимается ремонтом гусеничных шасси комплексов войсковой ПВО, некогда производившихся Минским тракторным заводом. Как заявил Валерий Гребенщиков, сейчас в интересах Российской армии предприятие ведет очень активную работу по ремонту и модернизации таких комплексов, как «Тунгуска» и «Шилка».
Так, минское КБ «Радар» впервые представило на MILEX-2007 новую РЛС обнаружения воздушных целей «Восток». КБ «Радар» — предприятие совсем молодое: решением председателя Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь в январе прошлого года оно было выделено из состава СКБ «Камертон». Само по себе СКБ «Камертон», образованное для решения задач радиолокационного распознавания целей, начинает свою историю с 1974 г., так что и его не назовешь компанией с вековыми традициями. Основная специализация КБ «Радар» — создание средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы.
Разработанная здесь станция «Восток» представляет собой мобильную твердотельную цифровую РЛС метрового диапазона с активной семифазной антенной решеткой, предназначенную для обнаружения воздушных целей, находящихся в зоне действия РЛС, измерения их дальности, азимута и радиальной скорости, а также передачи радиолокационной информации в информационную сеть системы ПВО. «Восток» может успешно заменить работающая в том же метровом диапазоне РЛС П-18, принятая на вооружение в 1971 г. и ведущая историю от станции П-12, созданной в 1956 г. (читал материал, где белорусы сравнивали эту РЛС с нашей Небо-СВ, хотя корректней было бы сравнить с более новой Небо-СВУ)
Максимальная зона обзора РЛС «Восток» составляет 360 км. Обнаружение и сопровождение целей осуществляется автоматически, пропускная способность станции составляет не менее 120 целей. Дальность обнаружения с вероятностью 0.9 на высоте 10 000 м стратегического бомбардировщика В-52 составляет 255 километров, истребителя F-16 — 133 километра, ударного самолета-«невидимки» F-117А — 72 километра.
Станция обладает повышенной помехозащищенностью за счет применения радиоприемного устройства с большим динамическим диапазоном, автокомпенсатора активных шумовых помех, системы выделения сигналов на фоне помех с улучшенными характеристиками, когерентного и некогерентного накопителей, автоматического обнаружителя. Предусмотрена возможность быстрой автоматической перестройки несущей частоты в зависимости от текущей помеховой ситуации. С целью повышения скрытности РЛС используется маломощный шумоподобный зондирующий сигнал.
РЛС оснащена навигационной системой топопривязки, системой функционального контроля, аппаратурой имитации принятых сигналов.
Аппаратура, входящая в состав РЛС, размещается на двух автомобилях повышенной проходимости. Первое шасси представляет собой аппаратно-антенный пост, второе — пункт управления и электропитания. По сравнению с П-18 более чем в 10 раз сокращено время свертывания-развертывания — с помощью электрогидравлической системы расчет из двух человек в состоянии развернуть антенну с размахом 22 метра в боевое положение менее чем за 9 минут.
В настоящее время изготовлено два образца РЛС «Восток». Один из них в течение полутора лет проходил опытную эксплуатацию в войсках. Полностью завершить испытания станции разработчики собираются до конца лета 2007 г. В КБ «Радар» ожидают большой интерес к своей новой станции у иностранных заказчиков, который в первую очередь обусловлен тем, что в метровом диапазоне длин волн эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) воздушных целей существенно превышает ЭПР этих же целей в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это особенно существенно при обнаружении летательных аппаратов, изготовленных по технологии стелс.
Помимо РЛС «Восток», КБ «Радар» представило на выставке MILEX-2007 систему радиолокационного распознавания, постановщики помех навигационным системам GPS и комплекс пеленгования радиолокационного излучения.
Системы распознавания воздушных и наземных целей обеспечивают автоматическое распознавание находящихся в зоне действия радиолокационных целей в реальном масштабе времени с вероятностью правильного распознавания классов целей 0,8…0,99 в зависимости от числа распознаваемых классов (типов) целей и отношения сигнал-помеха.
Комплекс обнаружения и пеленгования сигналов источников радиоизлучений «Обзор» обеспечивает автоматический поиск, обнаружение, пеленгование и определение местоположения источников радиоизлучения на местности и в городских условиях с отображением на электронной карте.
Еще одно направление деятельности «Радара» — предоставление услуг по модернизации имеющихся РЛС, в частности радаров обзорного типа, таких как П-15, П-19, П-12, П-14, П-37, и РЛС сопровождения.
КБ «Радар», как и большинство местных оборонных предприятий, является государственной собственностью Республики Беларусь. Однако в республике имеется также ряд частных структур, наиболее заметные из которых — ОАО «Пеленг» и производственно-торговое частное унитарное предприятие «Минотор-Сервис». Широкую известность эта фирма, в свое время отделившаяся от Минского тракторного завода, получила после презентации легкого танка 2Т «Сталкер» собственной разработки. За прошедшие после создания 2Т 7 лет найти заказчиков на уникальную, но при этом и недешевую машину не удалось. Однако работать над этим «концептуальным» танком специалисты «Минотор-Сервиса» продолжают. По словам директора предприятия Валерия Гребенщикова, «через пару лет появится «супер-Сталкер». По сравнению с существующим танком 2Т, которому уже более 10 лет, это будет фактически новая машина.
Пример «Сталкера», не нашедшего пока своего покупателя, в целом не характерен для «Минотор-Сервиса», поскольку остальные разработки предприятия востребованы на рынке. Как отметил Валерий Гребенщиков, все натурные образцы, представленные «Минотор-Сервисом» на выставке MILEX-2007 (а это боевой модуль CM-30, гусеничный транспортер 3Т и БРЭМ на базе БТР-70), уже имеют реальных заказчиков.
Модуль CM-30 в составе полностью стабилизированных 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ в необитаемой башне предназначен для усиления огневой мощи отечественных колесных и гусеничных боевых машин, широко разошедшихся по всему миру: БМП-1, БМД-1, БТР-60, БТР-70, БТР-80, БРДМ. Подобного рода изделий как в России, так и за рубежом создано немало, достаточно вспомнить комплекс «Бережок» от КБП, БТР-80А от непосредственного разработчика — Арзамасского машиностроительного завода или греческо-словацкую башню KD-V30, предназначенную для БМП-1. Однако, по всей видимости, белорусское предложение по соотношению ТТХ и стоимости в ряде случаев оказывается более выгодным.
Гусеничная плавающая быстроходная машина 3Т предназначена для обеспечения действий войсковых подразделений на пересеченной местности. В этом году «Минотор-Сервис» представил усовершенствованный вариант этого транспортера, основной отличительной особенностью которого является возможность маскировать его по средствам затопления. В настоящее время 3Т прошла комплекс испытаний в интересах Вооруженных Сил Белоруссии. Компоновка и конструкция корпуса транспортера позволяют использовать его в качестве носителя различных видов вооружения — от крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета до зенитного или противотанкового комплекса. По словам Валерия Гребенщикова, сейчас ведется создание самоходного 120-мм миномета на базе 3Т.
Машина технической помощи на базе модернизированного БТР-70 предназначена для эвакуации поврежденных или неисправных машин с поля боя и их ремонта в полевых условиях. БРЭМ оснащен богатым набором ремонтного инструмента и оборудования, в том числе предназначенного для разрезания бронекорпуса, а также грузовой платформой и съемной кран-балкой. Машина может буксировать поврежденный БТР не только по дороге, но и на плаву. Вместо штатной для БТР-70 спарки двух карбюраторных моторов на машине технической помощи установлен дизельный двигатель и новая трансмиссия. Директор «Минотор-Сервиса» сообщил, что БРЭМ предназначен как для внутреннего заказчика, так и на экспорт. Песочный цвет демонстрировавшейся на выставке машины недвусмысленно свидетельствует о том, что первый экспортный контракт заключен с представителями одной из арабских или африканских стран.
Помимо создания новых образцов боевых машин и модернизации существующих, «Минотор-Сервис» традиционно занимается ремонтом гусеничных шасси комплексов войсковой ПВО, некогда производившихся Минским тракторным заводом. Как заявил Валерий Гребенщиков, сейчас в интересах Российской армии предприятие ведет очень активную работу по ремонту и модернизации таких комплексов, как «Тунгуска» и «Шилка».
|