Тема топливного кризиса была самой острой и часто обсуждаемой всю минувшую осень
admin 30 Декабря 2009 в 12:30:07
Осенью в Казахстане, как всегда, «внезапно» начался топливный кризис. Первыми под удар попали южные регионы страны: в конце сентября в Шымкенте с заправок исчез бензин абсолютно всех марок. Пока в правительстве разбирались, кто виноват, и решали, что делать, перебои с продажей автомобильного топлива начались по всей республике. Как водится, из-за дефицита цены, особенно на высокооктановый бензин, резко подскочили, потом из продажи исчезла даже солярка, а антимонополисты, наконец, раскрыли масштабный заговор владельцев АЗС. На протяжении всей осени за лихорадкой на топливном рынке Казахстана следил Евгений Дробязко.
Горячка с горючим. Тема топливного кризиса была самой острой и часто обсуждаемой всю минувшую осень. Проблемы начались в сентябре, когда с заправок исчезли все без исключения марки бензина. Люди в панике бросились на АЗС. Чтобы заправиться, порой нужно было простоять в очереди всю ночь.
Первыми неприятности поджидали шымкентцев. За сутки цены на заправках поднялись почти в два раза. Если еще накануне кризиса бензин марки АИ-80 стоил 54 тенге, то в злополучный день 25 сентября горючее отпускали уже по 85.
Но и дорогой бензин можно было найти далеко не на каждой заправке. Сначала АЗС ввели ограничения и продавали всего по 10 литров в одни руки, а потом и вовсе стали отпускать топливо только по талонам. В городе остановились автобусы и маршрутные такси.
Дархан Каюпов, председатель Ассоциации автоперевозчиков г.Шымкента:
- Уважаемые чиновники, заправщики, монополисты! Дайте нам ответ, пожалуйста, когда прекратится этот скандал, почему такое творится, кто хозяин, в конце концов?
Но с ответами никто не спешил: ни чиновники, ни заправщики, ни монополисты. Зато паникой воспользовались предприимчивые бизнесмены, которые стали устанавливать цены на ГСМ по своему усмотрению. Cтоимость литра бензина тут же преодолела психологический барьер в 100 тенге.
Дархан Каюпов, председатель Ассоциации автоперевозчиков г.Шымкента:
- В Таразе, в Алматы, в Астане цены как были, так и есть, а Шымкент как Бермудские острова! Почему так?
Глава шымкентских автоперевозчиков словно «в воду глядел». Сразу после его выступления топливо подорожало в Жамбылской и Алматинской областях, а потом на севере и западе страны.
Александр Трушников (Петропавловск):
- По трассе же нормально, вот в Кокшетау, Астане, там же нормально все. А почему у нас дорого, я не знаю. Наваривают больше себе. Что тут непонятного?
Через пару дней цены поднялись и в Астане. Только после этого возмутились депутаты Парламента и вызвали на заседание антимонопольщиков. Чиновники попытались успокоить народных избранников. Но не тут-то было.
Еркегали Алимкулов, начальник управления мониторинга и анализа топливно-энергетического комплекса АЗК РК:
- Это повышение носит временный характер. В случае стабилизации, я ещё повторяюсь, государственные органы будут рассматривать вопрос о снижении цен на нефтепродукты.
Мухтар Тиникеев, депутат Мажилиса Парламента РК:
- А когда у нас бензин повышался на 10 тенге, и когда он снижался на 15-20 тенге!? Да никогда этого не было! Вы наведите порядок с бензином, в конце концов!
После скандала в Парламенте в ситуацию вмешался и Премьер-министр. Карим Масимов с завидным постоянством каждый месяц повторял одно и то же одним и тем же людям. Первый раз - на селекторном совещании в сентябре.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Проведите расследование, накажите, кто там балуется с ценами.
Потом во время визита в Шымкент в октябре.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Тех, кто балуется – знаем, накажем.
И, наконец, в ноябре, на заседании правительства.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Ответственных обязательно нужно наказать, кто балуется с ценами.
Все это время премьера внимательно слушали главы Минэнерго и Агентства по защите конкуренции, а также акимы областей. Но даже трехкратная угроза ни на кого так и не подействовала, и «баловства» на топливном рынке не уменьшилось. Напротив, после каждого выступления Масимова ситуация становилась все хуже, а цены на ГСМ – все выше.
Дархан Каюпов, председатель Ассоциации автоперевозчиков г.Шымкента:
- Не дай Бог, завтра подорожает дизельное топливо! 70% пассажирского транспорта работает на дизельном топливе. Выход бензиновых машин сократился на 40%, рейсы уменьшились на 50%.
Сразу после этого выступления Каюпова, из свободной продажи действительно исчезла и солярка.
Бауыржан Медеуов, директор транспортной компании:
- Если водители заправляли за 50 тенге, сейчас 75 тенге, и не найдешь дизтопливо, везде талоны. Выручка у нас понизилась, за 3 дня посчитали – 235 тысяч мы в убытке.
Остановилась уже вторая часть пассажирского транспорта, вечерние рейсы перевозчики отменили, потому что водителям было негде заправиться. Разбираться с «баловниками» начали лишь после поручения главы государства, прозвучавшего в прямом эфире. В Агентстве по защите конкуренции неожиданно выяснили, что на шымкентском рынке ГСМ «баловались» треть владельцев АЗС – 16 из 52.
Гульназ Аширбаева, начальник отдела межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции:
- Это антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка, т.е. при отсутствии дефицита одновременно все поднимали цены в целях выгоды, скажем, субъект имел в наличии объем, но сдерживал его, чтобы продать дороже.
Названия фирм, уличенных в создании искусственного дефицита горючего, пока не разглашаются. Зато в правительстве уже отмечают победу над теми, кто «баловался с ценами». Стоимость казахстанского бензина немного повысится, но зато российский Аи-93 подешевеет, обещают власти. Для этого Кабмин практически резал по живому – лишил прибыли Национальную компанию «Казмунайгаз». Она будет закупать российский бензин себе в убыток.
Сауат Мынбаев, министр энергетики и минеральных ресурсов РК:
- Восемьдесят два - цена будет с первого декабря, через пять дней по всей стране. Потому что этот разброс, он достаточно серьезный, в том числе искусственные очереди.
Карим Масимов таким развитием событий был доволен, как никогда. Он хвалил подчиненных, подшучивал над акимами областей и разве что не напевал вполголоса.
Наказывать ответственных будут финансовые полицейские. Следователи не исключают, что владельцы АЗС вывозили шымкентский бензин за пределы области и продавали его еще с большей накруткой. Недобросовестным предпринимателям помимо штрафа грозит изъятие в доход государства не только незаконной сверхприбыли, но и всей выручки. К слову, даже после громких разбирательств цены на шымкентских заправках особо не изменились.
Евгений Дробязко
Сайт ТРК «КТК»
Горячка с горючим. Тема топливного кризиса была самой острой и часто обсуждаемой всю минувшую осень. Проблемы начались в сентябре, когда с заправок исчезли все без исключения марки бензина. Люди в панике бросились на АЗС. Чтобы заправиться, порой нужно было простоять в очереди всю ночь.
Первыми неприятности поджидали шымкентцев. За сутки цены на заправках поднялись почти в два раза. Если еще накануне кризиса бензин марки АИ-80 стоил 54 тенге, то в злополучный день 25 сентября горючее отпускали уже по 85.
Но и дорогой бензин можно было найти далеко не на каждой заправке. Сначала АЗС ввели ограничения и продавали всего по 10 литров в одни руки, а потом и вовсе стали отпускать топливо только по талонам. В городе остановились автобусы и маршрутные такси.
Дархан Каюпов, председатель Ассоциации автоперевозчиков г.Шымкента:
- Уважаемые чиновники, заправщики, монополисты! Дайте нам ответ, пожалуйста, когда прекратится этот скандал, почему такое творится, кто хозяин, в конце концов?
Но с ответами никто не спешил: ни чиновники, ни заправщики, ни монополисты. Зато паникой воспользовались предприимчивые бизнесмены, которые стали устанавливать цены на ГСМ по своему усмотрению. Cтоимость литра бензина тут же преодолела психологический барьер в 100 тенге.
Дархан Каюпов, председатель Ассоциации автоперевозчиков г.Шымкента:
- В Таразе, в Алматы, в Астане цены как были, так и есть, а Шымкент как Бермудские острова! Почему так?
Глава шымкентских автоперевозчиков словно «в воду глядел». Сразу после его выступления топливо подорожало в Жамбылской и Алматинской областях, а потом на севере и западе страны.
Александр Трушников (Петропавловск):
- По трассе же нормально, вот в Кокшетау, Астане, там же нормально все. А почему у нас дорого, я не знаю. Наваривают больше себе. Что тут непонятного?
Через пару дней цены поднялись и в Астане. Только после этого возмутились депутаты Парламента и вызвали на заседание антимонопольщиков. Чиновники попытались успокоить народных избранников. Но не тут-то было.
Еркегали Алимкулов, начальник управления мониторинга и анализа топливно-энергетического комплекса АЗК РК:
- Это повышение носит временный характер. В случае стабилизации, я ещё повторяюсь, государственные органы будут рассматривать вопрос о снижении цен на нефтепродукты.
Мухтар Тиникеев, депутат Мажилиса Парламента РК:
- А когда у нас бензин повышался на 10 тенге, и когда он снижался на 15-20 тенге!? Да никогда этого не было! Вы наведите порядок с бензином, в конце концов!
После скандала в Парламенте в ситуацию вмешался и Премьер-министр. Карим Масимов с завидным постоянством каждый месяц повторял одно и то же одним и тем же людям. Первый раз - на селекторном совещании в сентябре.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Проведите расследование, накажите, кто там балуется с ценами.
Потом во время визита в Шымкент в октябре.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Тех, кто балуется – знаем, накажем.
И, наконец, в ноябре, на заседании правительства.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Ответственных обязательно нужно наказать, кто балуется с ценами.
Все это время премьера внимательно слушали главы Минэнерго и Агентства по защите конкуренции, а также акимы областей. Но даже трехкратная угроза ни на кого так и не подействовала, и «баловства» на топливном рынке не уменьшилось. Напротив, после каждого выступления Масимова ситуация становилась все хуже, а цены на ГСМ – все выше.
Дархан Каюпов, председатель Ассоциации автоперевозчиков г.Шымкента:
- Не дай Бог, завтра подорожает дизельное топливо! 70% пассажирского транспорта работает на дизельном топливе. Выход бензиновых машин сократился на 40%, рейсы уменьшились на 50%.
Сразу после этого выступления Каюпова, из свободной продажи действительно исчезла и солярка.
Бауыржан Медеуов, директор транспортной компании:
- Если водители заправляли за 50 тенге, сейчас 75 тенге, и не найдешь дизтопливо, везде талоны. Выручка у нас понизилась, за 3 дня посчитали – 235 тысяч мы в убытке.
Остановилась уже вторая часть пассажирского транспорта, вечерние рейсы перевозчики отменили, потому что водителям было негде заправиться. Разбираться с «баловниками» начали лишь после поручения главы государства, прозвучавшего в прямом эфире. В Агентстве по защите конкуренции неожиданно выяснили, что на шымкентском рынке ГСМ «баловались» треть владельцев АЗС – 16 из 52.
Гульназ Аширбаева, начальник отдела межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции:
- Это антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка, т.е. при отсутствии дефицита одновременно все поднимали цены в целях выгоды, скажем, субъект имел в наличии объем, но сдерживал его, чтобы продать дороже.
Названия фирм, уличенных в создании искусственного дефицита горючего, пока не разглашаются. Зато в правительстве уже отмечают победу над теми, кто «баловался с ценами». Стоимость казахстанского бензина немного повысится, но зато российский Аи-93 подешевеет, обещают власти. Для этого Кабмин практически резал по живому – лишил прибыли Национальную компанию «Казмунайгаз». Она будет закупать российский бензин себе в убыток.
Сауат Мынбаев, министр энергетики и минеральных ресурсов РК:
- Восемьдесят два - цена будет с первого декабря, через пять дней по всей стране. Потому что этот разброс, он достаточно серьезный, в том числе искусственные очереди.
Карим Масимов таким развитием событий был доволен, как никогда. Он хвалил подчиненных, подшучивал над акимами областей и разве что не напевал вполголоса.
Наказывать ответственных будут финансовые полицейские. Следователи не исключают, что владельцы АЗС вывозили шымкентский бензин за пределы области и продавали его еще с большей накруткой. Недобросовестным предпринимателям помимо штрафа грозит изъятие в доход государства не только незаконной сверхприбыли, но и всей выручки. К слову, даже после громких разбирательств цены на шымкентских заправках особо не изменились.
Евгений Дробязко
Сайт ТРК «КТК»
|