Казахстан, момент истины: от местечкового национального чванства к поиску русских «агентов влияния»

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
MrX 13 Февраля 2009 в 14:34:10
Казахстан, несомненно, как частичка глобального мира, испытывает все перипетии мирового финансово-экономического кризиса. Что-то пока в смазанной, стёртой форме, а что-то уже по полной.

Под влиянием то ли психологического прессинга, неизменного спутника глобальных катаклизмов, то ли неудовлетворённости плодами двух десятков лет независимости, а скорее под влиянием и того и другого вместе - в казахстанском обществе, а вернее в его титульной части, всё более явно проявляется разочарование реалиями дня, ибо сколько не говори «халва» во рту слаще не станет.

Общество таково, каковы его элиты.

Очередным подтверждением тому стало интервью Бурихана Нурмухамедова, взятое Джанибеком Сулеевым. Правда, по форме интервью смотрится скорее беседой в стиле античных диалогов, если учесть некую концептуальность и философичность разговора, а также с учётом направленности тематики разговора, заданной Сулеевым. И Сулеев и Нурмухамедов относятся к «сливкам» отечественной новой волны - умны, сведущи, умеют и любят поговорить. Если отбросить дежурные обращения к «проклятому колониальному» прошлому, то, на мой взгляд, получился интересный и актуальный разговор.

К большому сожалению, у нас не принято, сколько-нибудь открыто говорить об острых проблемах общества - ни политики, ни политологи не стремятся публично не то, что поднять, но хотя бы обозначить острые моменты нашей жизни. А потому и нет на том же телевидении острых проблемных передач, нет ярких узнаваемых публичных личностей, которых, к примеру, можно было бы хотя бы пародировать. Вот пресловутый Жириновский и является дежурной и узнаваемой фигурой критики и острот наших политологов. Даже один весьма колоритный и импозантный наш генерал и то опять же «наш Жириновский».

Кстати, если вернуться к теме «колонизаторства», то оная грозит стать в местной традиции равной теме «татаро-монгольского ига» по частоте и дежурности упоминаний. А скоро, видимо, и по долговечности. Разумеется, и герой интервью, как идеолог «демократов», а теперь надо полагать и демократов-националистов (как провозгласил один из вождей демократии) просто не мог не отдать дань дежурной теме. Тем не менее, если говорить об основной линии разговора, то во многом можно согласиться с авторами. Действительно общество таково, каковы его элиты, а они таковы, какие есть. В этом плане элиты оказались незрелыми. И в то же время это далеко и не так.

Ведь по сути элиты наши вполне соответствуют тому кланово-родовому обществу, феодальной ментальности - той идеологии, которую столь старательно взращивали у нас весь период независимости. Что уж теперь сожалеть и вздыхать?! Думается, честнее было бы ставить вопрос именно так. На самом деле мы получили, то, что в принципе и должны были получить, пойдя по пути построения этнократического государства на основе воспевания архаики, культивирования родоплеменных ценностей и т.п.

Любые подобные общества и государства обречены на неудачу в глобальной конкуренции и никому ещё не удалось доказать обратное. Пример нашего общества очередное тому подтверждение. И именно поэтому в нашем обществе не выросла, не сложилась элита, адекватная вызовам времени.

Шедевральные теории и проекты!

Собственно, если говорить о нашем обществе, то оно очень неоднородно. С одной стороны по-прежнему есть предпосылки для формирования единой нации современного типа, а с другой стороны в казахстанском обществе, при безусловной пока толерантности, существуют разнородные группы, которые во многом не пересекаются и даже в чём-то имеют разнонаправленные интересы. Вот и в разговоре Нурмухамедова-Сулеева как бы само собой подразумевается, что элита в нашей стране титульная (да и какая она ещё собственно может быть?). Двум «властителям дум» собственно и не приходит в голову, что так не должно быть.

На мой взгляд, именно в такой постановке вопроса, именно в таком подходе и заключается то, что мы имеем такую титульную элиту, какую имеем. И собственно в этом же причина, что титульное сообщество после двух десятков лет независимости отнюдь не приблизилось к решению ключевых для казахов вопросов. Таких, как развитие и подъём казахского языка и культуры, хронической бедности и, мягко говоря, не особой развитости значительной части титульного этноса.

Именно в этом разделе мы видим шедевральные теории и проекты титанов национал-патриотического движения. К примеру, теория одного из идеологов, остепенённого как водится максимумом «учёности», предлагает ни много, ни мало тотальное переселение всех коренных жителей в города для одномоментного решения вопроса бедности и отсталости титульного населения. По простоте и гениальности решения проблемы данный проект стоит на одном уровне с историческим рецептом Марии Антуанетты по борьбе с голодом: коли, мол, народ голодает - нет хлеба, то пусть они, т.е. народ, едят пирожные. Вот так вот простенько и со вкусом. Будем, правда, помнить, где в итоге очутилась означенная королева. Разумеется, данная теория не является разовым озарением нашего «доктора всяческих наук».

Конечно же, следующей является конспирологическая теория, объясняющая, почему успехи в развитии казахского языка и культуры далеки от ожидаемых. Естественно, во всём виноваты агенты влияния бывших колонизаторов, которым, конечно же, неймётся вернуться к старому. Вся эта агентурная сеть покрыла, разумеется, всю страну от акиматов до самого, самого верха. А уж если вглядеться в прозрачность намёков, то волосы должны уже шевелиться у обывателя от ужаса – кругом одни «русские шпиёны»!

Теория овладевает массами?!

И какую элиту Вы хотите иметь, имея таких идеологов? Я, несомненно, принимаю, как факт, что в свободной стране должен существовать плюрализм и всё такое. Но до меня не доходит, как такие «учёности» можно выслушивать на солидном уровне и размещать в массовых изданиях. Разве только, если принять во внимание тот момент, что в истории есть немало примеров, когда перпендикулярно простые учения вдруг овладевали массами простого народа, и что это в конечном итоге не приводило ни к чему хорошему. Это тот же карго культ на островах Тихого океана, когда туземцы забросили поля, работу, даже кокосы перестали собирать и ждали, когда же привезут карго-халяву. Или пример поближе, когда луддиты в Англии крушили станки и вообще всё, что под руку попадалось, как причину своей плохой жизни. Так и здесь, наивная, в общем-то теория, не имеющая по-хорошему права на жизнь, как мертворожденная, может воздействовать на неискушённые умы и при определённых обстоятельствах спровоцировать поход новых луддитов на города. Ведь уже и сейчас города задыхаются от неконтролируемой миграции. Это ведь гигантская политическая и экономическая проблема. Даже страны золотого миллиарда не в состоянии решить этот вопрос, ну а для нас всё это не проблема. Для маленьких гигантов большого национализма нет проблем - виновато правительство или северный сосед. А так всё просто и работать ни к чему.

В сущности, все проблемы национально озабоченных застревают в трёх соснах неадекватности времени и реалиям. Как не повернись - все проблемы объясняются «колониализмом», «космополитизмом»… Разумеется, право каждого оценивать историю так, как он её воспринимает. Но тогда нужно быть готовым и к обратному - что некто воспринимает ту же самую историю не так, как ты. И это нормально в нормальном обществе. Каждый вправе иметь своё мнение и при этом не быть заклеймённым врагом народа или агентом влияния.

Принцип равных возможностей.

На мой взгляд, большинство проблем нашего общества в радикализме выбора пути развития общества и крайней при этом ортодоксии определённого круга людей.

Если говорить об элитах, то не грех вспомнить советский опыт. В то время советская власть в кратчайшие сроки сформировала национальные элиты, полностью отвечавшие запросам того времени. Уверен, что не ошибусь, если скажу, что практически любая казахская семья гордится своими родичами, добившимися успеха в былые времена. И по праву. Воспитание элит, адекватных времени, патриотичных, несомненно, возможно только в обществе, где все де-факто равноправны. В беседе Нурмухамедова-Сулеева упоминалось о настроениях в казахской среде по привлечению «рыжих» менеджеров. Мне же думается, что пока в стране не возобладает принцип равных возможностей, общество будет постоянно сталкиваться с одними и теми же проблемами.

Взять, к примеру, проблему развития казахского языка. Здесь мы имеем то, что имеем, и всем всё понятно. Однако в своё время советские учёные и практики в кратчайшие сроки обучили огромные массы вообще неграмотных людей и чтению, и письменности, и русскому языку. И проделать обратное возможно было бы гораздо эффективнее, если бы к решению проблемы привлекли «нетитульных». То же самое можно сказать и о казахской культуре.

Уверен, что здесь опять раздастся дружный вопль национально озабоченных о моём мифическом неуважении к казахам. Нет! Не так! Я родился здесь, мои предки живут здесь уже более 150 лет, Казахстан моя Родина, я полноправный гражданин Казахстана и мне все эти проблемы не чужие. И моё мнение таково - русские и другие национальности могли бы внести существенный вклад в решение существующих проблем, перестань они быть чисто казахскими. Но для этого надо уйти от местечкового чванства и национальной ортодоксии.

Наступает ли в Казахстане момент истины? Дай Бог, чтобы так и случилось. Только единый народ, единая консолидированная нация способны выдержать испытания и сегодняшние вызовы глобального мира.

www.russians.kz
Всеволод Лукашёв
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь