Этот горький отечественный бензин
GoodZone 24 Марта 2017 в 10:33:41
Не успели мы с вами затронуть тему роста цен на бензин под российскую планку, как СМИ дали еще несколько поводов для треволнений на ту же тему. Читателей огорошили, например, заявлением, что казахстанский бензин - один из самых дорогих в мире. Хотя еще недавно сообщалось, что дешевле, чем у нас, заправить автомобиль можно только в Туркмении.
Спешу всех успокоить: и то, что бензин у нас по-прежнему дешев, и что он у нас уже слишком дорог - правда.
Да, арифметически, если сравнивать в американской валюте, бензин у нас пока еще недотягивает до российского и, кстати, американского - там и там стоимость литра в районе 67-68 центов, тогда как у нас пока только около 46. Даже в таком же нефтяном, как и мы, Азербайджане бензин стоит дороже - 60 центов. И ровно так же в соседней с нами и совсем не нефтяной Киргизии. А можно, чтобы совсем успокоить наших разгоряченных дороговизной автомобилистов, назвать ряд государств, где заправить бак обойдется в американской валюте в два-три раза дороже. Узбекистан, Таиланд, Буркина-Фасо, Гондурас, Китай и Сирия - во всех этих так непохожих странах за литр бензина одинаково берут чуть дешевле или чуть дороже одного доллара. А в Европе - от полутора долларов и выше.
В Туркмении - да, там литр в долларовом эквиваленте стоит всего-то 28 центов. Но если и это вам дороговато, поезжайте в Саудовскую Аравию, там только 24 цента. А есть еще и такая страна - Венесуэла, там (только не умрите от зависти!) за один доллар (если он у вас найдется, конечно) вам нальют сразу… полный бак!
Так вот, если конкретно для нас, и не в центах, а в тенге, то казахстанский бензин для Казахстана уже несоразмерно дорог, а его неизбежное подтягивание к российской стоимости тем более чрезмерно. Несоразмерность стоимости бензина проявляется во всех видах: и с точки зрения в разы меньшими по сравнению с американскими или европейскими доходами нашего населения, и повышенной потребности в автотранспорте на наших громадных просторах, и ввиду изобилия нефтяных месторождений вместе с унаследованными от СССР мощными нефтеперерабатывающими заводами.
Короче, нам и по необходимости, и по возможности в самый бы раз иметь стоимость бензина пусть не на уровне Туркмении, но хотя бы чуть-чуть ниже, а не сильно вверх от нынешнего уровня. А такие надежды - что цены на бензин у нас снизятся - имелись и пока еще имеются. Они подогреваются ежегодными (в течение лет уже десяти, как минимум) обещаниями закончить наконец модернизацию казахстанских НПЗ. Но и этот свет в конце бесконечного туннеля СМИ поторопились затмить. Экономист Сергей Смирнов заявил: модернизация НПЗ не поможет - бензин будет дорожать. Приведя тому достаточно аргументов.
Мы же, не заморачивая голову читателей цифрами, сейчас вам все объясним буквально на пальцах, вернее на карте.
Посмотрите на географию дислокации казахстанских НПЗ - ну и начудили товарищи большевики! Павлодарский и Чимкентский построены в местностях, где нефтью на сотни и тысячи верст вокруг даже не пахло, не было и не предвиделось. И даже на богатом нефтью западе нефтеперерабатывающий завод был заложен как раз в далеком от серьезных нефтепромыслов городе Гурьеве, причем за три десятилетия до того, как было открыто богатейшее Тенгизское месторождение.
На самом же деле госплановские коммунисты были отнюдь не дураки: они заложили оптимальный транспортно-географический треугольник получения ГСМ, из вершин которого наиболее просто и дешево снабжались бы основные центры промышленности и народонаселение Казахской ССР. Для чего не нефтяные Павлодар и Чимкент насадили на очень не глупый нефтепровод Омск - Чарджоу, связывающий сибирский и туркменский нефтяные регионы.
Что же сотворили наши рыночники? Они разобрали все технологические и логистические взаимосвязи “от скважины до бензоколонки” на приватизированные кусочки, к тому же отдав самые лакомые из них иностранцам. В отличие, кстати, от России, где разгромом ЮКОСа планы иностранной приватизации “нефтянки” были обращены вспять.
Открою секрет: более дорогой российский бензин, к ценам на который нас неотвратимо подтягивают, на самом деле более дешевый. Потому что в отличие от наших российские НПЗ сохранены в составе ВИКов - вертикально интегрированных компаний. В которых проблем с обеспечением нефтью меньше, соответственно, меньше и сквозные затраты, а потому и модернизация на стандарты Евро-4 и Евро-5 уже проведена. Другое дело, что в российских ГСМ гораздо выше доля налогов, и в результате подтягивание нашего бензина к российским ценам будет работать на пополнение не казахстанского бюджета, а частных карманов.
Вот так уже второй десяток лет наше много раз уже смененное правительство с многократно перетасованными ведомствами, отвечающими за нефтедобычу и нефтепереработку, антимонопольную и ценовую политику, налоги и таможенные сборы, просто присутствует при этом мелко нарубленном государственно-частном винегрете, не в силах ни навести порядок среди нынешних игроков, ни правильно структурировать всю отрасль.
Пётр СВОИК, Алматы
http://www.time.kz/articles/moment/2017/03/22/etot-gorkij-otechestvennij-benzin
Спешу всех успокоить: и то, что бензин у нас по-прежнему дешев, и что он у нас уже слишком дорог - правда.
Да, арифметически, если сравнивать в американской валюте, бензин у нас пока еще недотягивает до российского и, кстати, американского - там и там стоимость литра в районе 67-68 центов, тогда как у нас пока только около 46. Даже в таком же нефтяном, как и мы, Азербайджане бензин стоит дороже - 60 центов. И ровно так же в соседней с нами и совсем не нефтяной Киргизии. А можно, чтобы совсем успокоить наших разгоряченных дороговизной автомобилистов, назвать ряд государств, где заправить бак обойдется в американской валюте в два-три раза дороже. Узбекистан, Таиланд, Буркина-Фасо, Гондурас, Китай и Сирия - во всех этих так непохожих странах за литр бензина одинаково берут чуть дешевле или чуть дороже одного доллара. А в Европе - от полутора долларов и выше.
В Туркмении - да, там литр в долларовом эквиваленте стоит всего-то 28 центов. Но если и это вам дороговато, поезжайте в Саудовскую Аравию, там только 24 цента. А есть еще и такая страна - Венесуэла, там (только не умрите от зависти!) за один доллар (если он у вас найдется, конечно) вам нальют сразу… полный бак!
Так вот, если конкретно для нас, и не в центах, а в тенге, то казахстанский бензин для Казахстана уже несоразмерно дорог, а его неизбежное подтягивание к российской стоимости тем более чрезмерно. Несоразмерность стоимости бензина проявляется во всех видах: и с точки зрения в разы меньшими по сравнению с американскими или европейскими доходами нашего населения, и повышенной потребности в автотранспорте на наших громадных просторах, и ввиду изобилия нефтяных месторождений вместе с унаследованными от СССР мощными нефтеперерабатывающими заводами.
Короче, нам и по необходимости, и по возможности в самый бы раз иметь стоимость бензина пусть не на уровне Туркмении, но хотя бы чуть-чуть ниже, а не сильно вверх от нынешнего уровня. А такие надежды - что цены на бензин у нас снизятся - имелись и пока еще имеются. Они подогреваются ежегодными (в течение лет уже десяти, как минимум) обещаниями закончить наконец модернизацию казахстанских НПЗ. Но и этот свет в конце бесконечного туннеля СМИ поторопились затмить. Экономист Сергей Смирнов заявил: модернизация НПЗ не поможет - бензин будет дорожать. Приведя тому достаточно аргументов.
Мы же, не заморачивая голову читателей цифрами, сейчас вам все объясним буквально на пальцах, вернее на карте.
Посмотрите на географию дислокации казахстанских НПЗ - ну и начудили товарищи большевики! Павлодарский и Чимкентский построены в местностях, где нефтью на сотни и тысячи верст вокруг даже не пахло, не было и не предвиделось. И даже на богатом нефтью западе нефтеперерабатывающий завод был заложен как раз в далеком от серьезных нефтепромыслов городе Гурьеве, причем за три десятилетия до того, как было открыто богатейшее Тенгизское месторождение.
На самом же деле госплановские коммунисты были отнюдь не дураки: они заложили оптимальный транспортно-географический треугольник получения ГСМ, из вершин которого наиболее просто и дешево снабжались бы основные центры промышленности и народонаселение Казахской ССР. Для чего не нефтяные Павлодар и Чимкент насадили на очень не глупый нефтепровод Омск - Чарджоу, связывающий сибирский и туркменский нефтяные регионы.
Что же сотворили наши рыночники? Они разобрали все технологические и логистические взаимосвязи “от скважины до бензоколонки” на приватизированные кусочки, к тому же отдав самые лакомые из них иностранцам. В отличие, кстати, от России, где разгромом ЮКОСа планы иностранной приватизации “нефтянки” были обращены вспять.
Открою секрет: более дорогой российский бензин, к ценам на который нас неотвратимо подтягивают, на самом деле более дешевый. Потому что в отличие от наших российские НПЗ сохранены в составе ВИКов - вертикально интегрированных компаний. В которых проблем с обеспечением нефтью меньше, соответственно, меньше и сквозные затраты, а потому и модернизация на стандарты Евро-4 и Евро-5 уже проведена. Другое дело, что в российских ГСМ гораздо выше доля налогов, и в результате подтягивание нашего бензина к российским ценам будет работать на пополнение не казахстанского бюджета, а частных карманов.
Вот так уже второй десяток лет наше много раз уже смененное правительство с многократно перетасованными ведомствами, отвечающими за нефтедобычу и нефтепереработку, антимонопольную и ценовую политику, налоги и таможенные сборы, просто присутствует при этом мелко нарубленном государственно-частном винегрете, не в силах ни навести порядок среди нынешних игроков, ни правильно структурировать всю отрасль.
Пётр СВОИК, Алматы
http://www.time.kz/articles/moment/2017/03/22/etot-gorkij-otechestvennij-benzin
|