Вы еще не побежали забирать документы из русскоязычной школы?
danilov 14 Июля 2017 в 11:47:08
Бахытжан Аширбеков предлагает разобрать статью Аятжана Ахметжанова "Я искренне сочувствую казахстанцам, отдающих детей в русскую школу".
Призывы к патриотизму и спасению Родины и нации слишком часто лицемерно использовали чиновники, эти идеи девальвированы, и видимо потому автор больше делает упор на индивидуальную выгоду, типа "раз не думаете о нации, так хоть детей своих пожалейте, о них подумайте".
Рассмотрим аргументы автора, почему не стоит отдавать детей в русскоязычные школы, по порядку.
1. Первый аргумент сводится к тому, что русских в Казахстане все меньше, казахов все больше, стало быть русский язык в Казахстане умрет. Как будто национальности у нас строго придерживаются исключительно своего языка и на русском у нас говорят только русские. А как же русскоязычные казахи, коих великое множество. Не говоря уже о корейцах, уйгурах и еще десятков народностей.
2. Вторая причина от автора - это тот факт, что русский язык вытесняется с мировой арены. А разве он был когда-то прям международным? В этом плане русский язык был и остается языком общения в основном на территории СНГ и, пожалуй, еще в Турции в курортный сезон.
3. Третья причина: повышение качества знаний в казахских школах. Наверное, это так и есть. Не обладая полными сравнительными данными трудно возразить автору. С другой стороны, такая поставка аргументации говорит о том, что раньше все-таки качество было не очень, хоть автор и противоречиво это отрицает. То что уровень в казахских школах вырос это хорошо. Но это скорее причина не избегать казахские школы, а не причина избегать русские.
4. Четвертая причина: выделение образовательных грантов. Автор пишет, что стали мало выделять гранты на русскоязычные группы. Но тут видимо МОН исходит из языкового состава выпускников, ориентируясь каждый год на сведения от школ. Вряд ли это существенно отражается на конкурсе при поступлении. Если ошибаюсь, поправьте. С другой стороны, если станет трудно поступить на русскоязычные группы, стало быть в них будет постепенно концентрироваться лучшие выпускники школ. Чего бы вы хотели: чтобы ваш ребенок учился среди умных или среди тупых? При условии, конечно, что он сам умный.
5. Пятая причина: соотношение казахских классов в школах. Эту причину я не очень понял, потому что автор приведя стат.данные, вместо аргументации перешел на высокопарный слог и пафос в лучших традициях парт.собраний.
6. Шестая причина: внедрение трехязычной системы обучения. Тут тоже как-то все сумбурно, цитаты от Президента, утверждения и стращания. Что я понял, так это то, что казахский язык будет развиваться и в русских школах, и тогда в чем проблема вообще, это ж хорошо. Зачем этим пугать нас. А также о роли английского языка для включения в мировую науку и экономику. Ну это и так понятно, а причем здесь проблема выбора между русским и казахским языком?
7. Седьмая причина: нехватка русскоязычных специалистов. В целом, я уловил мысль автора, только почему то он сформулировал его парадоксально. Ведь казалось бы если не хватает русскоязычных специалистов, значит они востребованы и нужны, их будут ценить и это ж наоборот стимул становиться таковым!
Далее заявлено, что выпускники казахских школ будут учиться в США и Европе, а русских школ - "не далее, чем в Москве". Странно, я думал для учебы в США нужен английский язык, а не казахский.
Еще такая цитата от автора "Как говорится в народе, люди тянутся за большинством, но ведь и большинство может ошибаться...". О чем это он? Вроде бы по его же стат.данным большинство как раз таки выбирают казахские школы. Так это они ошибаются? Ох и противоречивый же человек.
Что сказать, напоследок.
Конечно же казахский язык важен для нашей нации и страны в целом. Но простые призывы и воззвания не решат проблему его развития. Я не лингвист, но полагаю, любой язык развивается в процессе его реального использования в различных сферах, простыми лозунгами, призывами и буклетами не обойтись.
Возьмем к примеру кино. Как часто у нас в прокате идет кино с казахским дубляжем, если не считать местное кино. Раз в год или раз в два года. И это становится целым событием, на которое приходит сам аким крупнейшего города. Вместо того, чтобы быть рядовым явлением в стране, где казахский язык - государственный.
Или есть ли у нас казахоязычные научные журналы. Наверное если и есть, то лингвистические, посвященные проблемам казахского же и языка. Не знаю как в других сферах, но в медицине научные статьи на казахском языке редкость, и даже не знаю читает ли их кто-то, кроме самого автора и его ближайших коллег. Да, языком науки стал английский язык, и в перспективе, наверное, мы (люди науки) перейдем в Казахстане на него тоже. Но тогда где будет функционировать и развиваться казахский язык. Только в шоу-бизнесе?
Автор предрекает "смерть" и "деградацию" русского языка, во всяком случае у нас в стране. А ведь за русским языком 250летняя русская наука, огромный плаcт культуры и искусства.
Не берусь судить о событиях истории нашего народа и взаимоотношениях его с русскими народом. Но сложилось так, что именно через русский язык когда то казахи приобщились к мировой науке и познакомились с мировой культурой. Теперь, видимо, эту функцию должен выполнять английский язык, во всяком случае в области науки. Но это тогда проблема или вопрос развития английского языка у нас в стране, а не вопрос борьбы казахского и русского языков.
Бахытжан Аширбеков
Призывы к патриотизму и спасению Родины и нации слишком часто лицемерно использовали чиновники, эти идеи девальвированы, и видимо потому автор больше делает упор на индивидуальную выгоду, типа "раз не думаете о нации, так хоть детей своих пожалейте, о них подумайте".
Рассмотрим аргументы автора, почему не стоит отдавать детей в русскоязычные школы, по порядку.
1. Первый аргумент сводится к тому, что русских в Казахстане все меньше, казахов все больше, стало быть русский язык в Казахстане умрет. Как будто национальности у нас строго придерживаются исключительно своего языка и на русском у нас говорят только русские. А как же русскоязычные казахи, коих великое множество. Не говоря уже о корейцах, уйгурах и еще десятков народностей.
2. Вторая причина от автора - это тот факт, что русский язык вытесняется с мировой арены. А разве он был когда-то прям международным? В этом плане русский язык был и остается языком общения в основном на территории СНГ и, пожалуй, еще в Турции в курортный сезон.
3. Третья причина: повышение качества знаний в казахских школах. Наверное, это так и есть. Не обладая полными сравнительными данными трудно возразить автору. С другой стороны, такая поставка аргументации говорит о том, что раньше все-таки качество было не очень, хоть автор и противоречиво это отрицает. То что уровень в казахских школах вырос это хорошо. Но это скорее причина не избегать казахские школы, а не причина избегать русские.
4. Четвертая причина: выделение образовательных грантов. Автор пишет, что стали мало выделять гранты на русскоязычные группы. Но тут видимо МОН исходит из языкового состава выпускников, ориентируясь каждый год на сведения от школ. Вряд ли это существенно отражается на конкурсе при поступлении. Если ошибаюсь, поправьте. С другой стороны, если станет трудно поступить на русскоязычные группы, стало быть в них будет постепенно концентрироваться лучшие выпускники школ. Чего бы вы хотели: чтобы ваш ребенок учился среди умных или среди тупых? При условии, конечно, что он сам умный.
5. Пятая причина: соотношение казахских классов в школах. Эту причину я не очень понял, потому что автор приведя стат.данные, вместо аргументации перешел на высокопарный слог и пафос в лучших традициях парт.собраний.
6. Шестая причина: внедрение трехязычной системы обучения. Тут тоже как-то все сумбурно, цитаты от Президента, утверждения и стращания. Что я понял, так это то, что казахский язык будет развиваться и в русских школах, и тогда в чем проблема вообще, это ж хорошо. Зачем этим пугать нас. А также о роли английского языка для включения в мировую науку и экономику. Ну это и так понятно, а причем здесь проблема выбора между русским и казахским языком?
7. Седьмая причина: нехватка русскоязычных специалистов. В целом, я уловил мысль автора, только почему то он сформулировал его парадоксально. Ведь казалось бы если не хватает русскоязычных специалистов, значит они востребованы и нужны, их будут ценить и это ж наоборот стимул становиться таковым!
Далее заявлено, что выпускники казахских школ будут учиться в США и Европе, а русских школ - "не далее, чем в Москве". Странно, я думал для учебы в США нужен английский язык, а не казахский.
Еще такая цитата от автора "Как говорится в народе, люди тянутся за большинством, но ведь и большинство может ошибаться...". О чем это он? Вроде бы по его же стат.данным большинство как раз таки выбирают казахские школы. Так это они ошибаются? Ох и противоречивый же человек.
Что сказать, напоследок.
Конечно же казахский язык важен для нашей нации и страны в целом. Но простые призывы и воззвания не решат проблему его развития. Я не лингвист, но полагаю, любой язык развивается в процессе его реального использования в различных сферах, простыми лозунгами, призывами и буклетами не обойтись.
Возьмем к примеру кино. Как часто у нас в прокате идет кино с казахским дубляжем, если не считать местное кино. Раз в год или раз в два года. И это становится целым событием, на которое приходит сам аким крупнейшего города. Вместо того, чтобы быть рядовым явлением в стране, где казахский язык - государственный.
Или есть ли у нас казахоязычные научные журналы. Наверное если и есть, то лингвистические, посвященные проблемам казахского же и языка. Не знаю как в других сферах, но в медицине научные статьи на казахском языке редкость, и даже не знаю читает ли их кто-то, кроме самого автора и его ближайших коллег. Да, языком науки стал английский язык, и в перспективе, наверное, мы (люди науки) перейдем в Казахстане на него тоже. Но тогда где будет функционировать и развиваться казахский язык. Только в шоу-бизнесе?
Автор предрекает "смерть" и "деградацию" русского языка, во всяком случае у нас в стране. А ведь за русским языком 250летняя русская наука, огромный плаcт культуры и искусства.
Не берусь судить о событиях истории нашего народа и взаимоотношениях его с русскими народом. Но сложилось так, что именно через русский язык когда то казахи приобщились к мировой науке и познакомились с мировой культурой. Теперь, видимо, эту функцию должен выполнять английский язык, во всяком случае в области науки. Но это тогда проблема или вопрос развития английского языка у нас в стране, а не вопрос борьбы казахского и русского языков.
Бахытжан Аширбеков
|