Изменится ли поток казахстанских студентов в соседнюю Россию в условиях санкций, останется ли российское образование привлекательным, как и раньше, и почему из Казахстана продолжают уезжать айтишники? Эти и другие вопросы стали темой дискуссии казахстанских экспертов, сообщает inbusiness.kz.
В Казахстане уже реализуется поручение президента страны о переориентации программы "Болашак", в результате чего приоритетными станут технические, естественнонаучные и сельскохозяйственные направления подготовки специалистов. По данным направлениям будет увеличено число стипендиатов и количество вузов, включая российские. Но на фоне последних событий, связанных с Украиной, у нынешнего поколения молодых казахстанцев, перед которыми стоит проблема выбора будущей альма-матер, возникает много вопросов: небезопасно ли будет учится в России, не закроют ли свои двери российские вузы гражданам постсоветских республик, как инфляция и мировой кризис скажутся на стоимости обучения? На эту тему рассуждали в ходе очередного заседания клуба "Мир Евразии". Inbusiness.kz предлагает подборку мнений экспертов.
Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ "Мир Евразии":
В социальных сетях недавно появились несколько дискуссий на тему, как быть сейчас с нашей программой переориентирования образования на фоне украинский событий. Дискуссии не носили скандального характера. Однако одни комментаторы говорили, что поток казахстанских студентов в Россию не изменится, другие рассуждали о том, что в условиях санкций, усложнения возможностей онлайн-обучения, инфляции, логистических проблем количество возможных казахстанских студентов может быть сокращено.
И тут большим подспорьем может стать совместное решение об открытии филиалов российских вузов в Казахстане и казахстанских – в России Соответствующее соглашение было подписано в конце февраля 2022 года в присутствии премьер-министров двух стран.
Напомню, что в настоящее время в Казахстане уже действуют пять филиалов российских вузов, где обучается около 4,5 тысячи студентов. В российских вузах по программам высшего образования приобретают знания 61 тысяча казахстанских студентов (по данным министерства науки и высшего образования РФ). Когда председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко приезжала на Межпарламентскую ассамблею СНГ в Алматы в конце марта, она назвала цифру более 66 тысяч студентов.
Тем не менее открытие новых филиалов российских вузов в Казахстане скоро произойдет, прилетели первые ласточки. Уже объявлено, что филиал российского Национального исследовательского ядерного университета МИФИ откроет филиал на базе КазНУ им. Аль-Фараби.
Шавкат Сабиров, президент интернет-ассоциации Казахстана:
Нынешняя геополитическая ситуация возводит между странами новые разделительные линии. И вы сами понимаете, в какой блок попадает казахстанский паспорт. Страны Запада начинают бояться обучать специалистов из государств СНГ, которые потом вернутся и могут работать в России. Настороженность к нашим студентам сохраняется.
Образование для меня сейчас проблема номер один, потому что мой сын – выпускник. Я ищу варианты в Китае, США, России и в Европе. Но человек с казахстанским паспортом в Америке и Европе – это всегда international student. Ему даже не дадут возможность выбирать предметы. Чтобы взять какой-то спецкурс, надо иметь вид на жительство, green card.
Говоря об образовании в России, то хочу поднять еще один вопрос: "Почему казахстанские айтишники уезжают в эту соседнюю с нами страну?" Ответ прост. Это качественное образование.
На Западе IT-образование является стандартным, академическим. Даже в условиях санкций российское образование позволяет дать такие знания, что студент уже на 3-4-м курсе работает в реальных проектах. Однако новосибирские, уральские, московские вузы ко всем нашим толковым студентам внимательно присматриваются, работодатели просят остаться трудиться в России. Как такового перетока в ряде случаев нет, потому что часть наших студентов уже заканчивают российский вуз, став гражданами России.
Гульмира Илеуова, президент ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия":
Надо разобраться, какие теперь мотивы будут у наших студентов, чтобы учиться в России. Для многих уехавших ранее это была ступенька, чтобы делать международную карьеру: начать учиться в России, а магистратуру, докторантуру продолжить в западных и американских вузах. Так отвечало 18% респондентов на вопрос, почему они выбирали российские вузы. Теперь эта часть респондентов будет для себя отсекать этот вариант, выбирать какие-то другие образовательные маршруты. Если смотреть на студенчество как на объект, то понятно, что решение зачастую принимают родители, имеют значение экономический фактор, вопрос языка, близость культурной среды.
В 2020 году, когда мы опрашивали тех, кто учится в России, студенты говорили о том, что российские вузы являются рейтинговыми. Это притягивающий фактор. Однако если смотреть статистику, то из примерно 70 тысяч студентов, которые учатся в России, только порядка 10 тысяч обучаются в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Подавляющее большинство студентов внутри Казахстана также грызут гранит науки на периферии. И, когда мы проверяем, далеко не все из таких вузов являются рейтинговыми.
Если раньше для наших студентов на первое место выходило желание уехать из Казахстана, то сейчас на первое место выйдет прагматичный выбор с учетом оценки средств, которые будут вложены в поездки, возможностей пересечения границ, сложностями с авиасообщением. Отсюда притягивающие факторы российских вузов начнут работать в меньшей степени.
Причины, по которым наша молодежь уезжает из страны, – это правила ЕНТ и плохая репутация некоторых казахстанских вузов. И в республике в последние годы стали внимательнее относиться к рейтингам, потому что был значительный отток студенчества. На мой взгляд, инициатива по приглашению российских вузов к открытию филиалов на базе казахстанских университетов должна повысить привлекательность последних.
Леся Каратаева, заместитель генерального директора по аналитическим проектам Eurasian Center for People Management (ECPM):
Рассуждая об инициативе открытия филиалов российских вузов в Казахстане, стоит отметить, что любая диверсификация, расширение возможностей выбора – это всегда положительный момент. К тому же Россия, как бы ни оценивалась в настоящий момент ее внешняя и внутренняя политика, гарантирует высокое качество образования, как минимум в технической и естественно-научной сферах. Страна устойчиво входит в 20 государств, которые генерируют наибольшее количество заявок во Всемирную организацию интеллектуальной собственности на патенты. По данным Elsevier, по итогам расчетов за 2018-2021 годы Россия заняла 10-е место в мире по количеству публикаций, индексируемых в Scopus. По естественным наукам – 6-е место. Очевидно, что доля российских вузов в этих достижениях достаточно велика, если не является определяющей.
Намерение открыть новые филиалы российских вузов в Казахстане – это, конечно, позитивный фактор, но логично упомянуть и о проблемах. В условиях обсуждаемых в ряде зарубежных стран санкционных инициатив об отказе от признания российских дипломов возрастает вероятность снижения спроса на обучение в российских вузах.
Второй вопрос – системный. Речь идет о том, как государство прилагает усилия для поддержки казахстанских студентов по наиболее востребованным специальностям и куда потом эти специалисты исчезают. Загадка, достойная ума Эркюля Пуаро.
Филиалы российских вузов, которые откроют в Казахстане, будут ориентированы на технические специальности. Вполне логично. Мы не первое десятилетие говорим о том, что в Казахстане дефицит специалистов-технарей. Государство на уровне грантовой поддержки активно способствует развитию технических специальностей. Недавно было принято решение, что доля грантов на эти специальности по программе "Болашак" будет увеличена с почти 40% до 60%.
Однако технические специальности у нас не первый год являются приоритетными. Вот данные за 2017 год. Тогда на специальность "Основы экономики и права" выделили 31 грант, на "Экономику" – 80, на "Финансы" – 60. В том же году на "Биотехнологии" выделили 520 грантов, на "Автоматизацию управления" – 455, на "Вычислительную технику" – 648, на "Технологии конструирования изделий легкой промышленности" – 363.
Странно, что мы бьем в набат по поводу нехватки специалистов, стремясь ликвидировать дефицит кадров, целенаправленно увеличиваем количество грантов на технические специальности, но проблема так и не уходит с повестки дня. Почему так происходит? Где, когда и как мы теряем человеческий капитал?
Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии:
Согласно нескольким опросам по образовательной миграции, одна треть молодых абитуриентов, поступая в российские вузы, рассматривали переезд для постепенной социализации в стране, с целью получения российского диплома, с перспективой остаться на ПМЖ. Поэтому в сотрудничестве в сфере образования есть несколько проблемных точек. Первый вопрос, который становится актуальным в 2022 году, – насколько модель социально-экономического, идеологического развития Российской Федерации может быть привлекательной для казахстанской молодежи?
Второй вопрос, мы часто говорим о нехватке специалистов по техническим специальностям, но мы должны предполагать, что Россия и Казахстан конкурируют за наиболее талантливых студентов и за перспективу сохранить их на территории своего государства. Отсюда третий вопрос: в какой стране будут работать молодые специалисты, вернутся ли казахстанские студенты, которые обучаются на территории России, на родину?
Четвертый важный вопрос – насколько выпускники российских вузов будут востребованы казахстанским рынком труда? Мы уже знаем печальный опыт некоторых выпускников программы "Болашак", которые с трудом устраиваются по специальности в те или иные исследовательские центры, на производство, а их знания и навыки, которые они получали в западных странах, становятся невостребованными здесь.
Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:
Ключевым моментом в дискуссии о сотрудничестве в сфере образования является проблема неопределенности, в которой мы находимся. Нельзя исключать возможности, что западные партнеры перестанут признавать российские дипломы. Тенденции к этому есть. Меры воздействия, которые накладываются на Россию, затрагивают и те сегменты, попадание которых под санкции странно по своей природе. Например, сотрудничество в научной сфере. Наука по своей сути должна быть глобальна. Но она не только регионализируется, ей стал придаваться абсолютно национальный окрас. Трудно говорить о взаимодействии в области образования, если мы не знаем, как со временем будут относиться к дипломам отдельно взятой страны. Отношение к диплому будет строиться не по качеству полученного образования, а исключительно по политическим мотивам.
Другая проблема в том, что популярно мнение о том, что у нас не хватает инженеров. Мы же понимаем, что в условиях рыночной экономики и при наличии открытых форм профессионального обучения, если бы не хватало инженеров, они приезжали бы из-за границы. А раз они не привлекательны, значит, они просто нам не нужны.
Александр Губерт, профессор кафедры "Государственная и общественная политика и право" Алматы Менеджмент Университета (AlmaU):
Имеются некоторые сложности при получении казахстанскими студентами образования в российских вузах, связанные с тем, что им доступен не весь комплекс знаний, так как они являются гражданами другой страны. И это факт, который я наблюдал в городе Байконуре, где расположен филиал "Восход" Московского авиационного института и обучаются казахстанские студенты. Есть определенные ограничения у ряда специальностей, связанные с особенностями законодательства (допуск секретности и т. д.). Думаю, что это не единственный пример.
Однако создание филиалов в Казахстане известных российских технических вузов в других городах может способствовать решению проблемы. К примеру, если студент учится на инженера, а в российском вузе есть закрытые темы для иностранцев, то должен возникнуть вопрос о договоренностях.
Наши коллеги из научной космической сферы недавно направили письмо на имя президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с просьбой содействовать открытию в Казахстане филиала МГТУ имени Н. Э. Баумана. Много выпускников этого вуза работают в Казахстане, и стало известно, что открытие этого филиала планируется. Другое дело, что сотрудничество в космической сфере начало уже переживать большие сложности в связи с санкциями, которые накладываются на Россию. Говорится о возможном свертывании (приостановке) некоторых российских программ, в которых участвуют казахстанские специалисты. Надеюсь, пауза будет не очень длительная, должно быть решение вопроса. Иначе сложнее придется развиваться России, ее науке и образованию. Эта страна всегда стремилась быть в числе лидеров, она не может себе позволить негативного финала.