Россия списала долг Узбекистану в $865 млн
портфил 06 Апреля 2016 в 11:48:52
Москва. 5 апреля. INTERFAX.RU - Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации соглашения между правительством Российской Федерации и правительством республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств", сообщает сайт Кремля.
Данный закон принят Госдумой 25 марта 2016 года и одобрен Советом Федерации 30 марта.
Как отмечается в справке Государственно-правового управления, федеральным законом ратифицируется соглашение между правительствами РФ и Узбекистана об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств, подписанное в Ташкенте 10 декабря 2014 года.
Соглашение направлено на урегулирование всех имеющихся между Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств, возникших по операциям бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным республике Узбекистан в 1992-1993 годах.
При рассмотрении в Совете Федерации в пояснительной записке к закону говорилось, что, по данным российской стороны, по состоянию на 1 ноября 2014 года задолженность республики Узбекистан составила $889,3 млн, в том числе по основному долгу - $500,6 млн, по процентам - $388,7 млн. Вся задолженность просрочена.
Правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме $43,1 млн, выдвигая встречные финансовые претензии, в частности, на долю в Алмазном фонде бывшего СССР, которые оценивались партнерами в $1-2 млрд.
Соглашение предусматривает урегулирование взаимных финансовых требований сторон на условиях "отказа российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992-1993 годах". При этом предусматривается "осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в сумме $25 млн".
Вместе с тем, отмечают правительственные разработчики, "сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы требований, например, к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток задолженности используется для проведения операций "долг в обмен на помощь".
http://www.interfax.ru/business/502203
Почему Россия «простила» Узбекистану этот долг?
По той же причине, по которой регулярно прощают долги даже самые суровые банкиры. Потому что у нас не было физической возможности получить эти деньги обратно. Долг, который возник во время распада СССР, не признавался Узбекистаном — Узбекистан выдвигал встречные претензии, требуя у нас поделиться доставшимся нам в наследство от Советской власти Алмазным фондом.
Назвать стоимость Алмазного фонда России невозможно, многие экспонаты там не имеют цены. Достаточно упомянуть Большую императорскую корону, которой короновали всех наших императоров и императриц, начиная с Екатерины Второй. Или, скажем, огромный алмаз «Шах», который был передан Николаю I в качестве извинений за убийство Александра Грибоедова. Понятно, что такого рода предметы для нас бесценны.
Узбекистан, впрочем, скромно хотел получить компенсацию в виде денег, а не предметов искусства. Требовал наш южный партнёр 1-2 млрд долларов.
Почему у Узбекистана были права что-то требовать? Потому что при распаде СССР эти вопросы не были урегулированы должным образом. Переговоры по урегулированию взаимных претензий велись с 1998 года — с того момента, как Парламент Узбекистана признал нелегитимными соглашения от 1993 года и отказался платить проценты по долгу.
...
Теперь отвечу на несколько очевидных вопросов.
В.: Почему нельзя было стребовать у Узбекистана все 890 млн долларов?
О.: Потому что Узбекистан бы не отдал. Мы же не можем вести себя как коллекторы, наседая на телефоны Исламу Каримову и оскверняя посольства других стран надписями «Узбекистан, верни долг».
В.: Но ведь можно было подать в суд?
О.: Нет, нельзя. Во-первых, пришлось бы ещё найти где-то суд, который согласился бы рассматривать это дело, и юрисдикцию которого в этом вопросе признал бы Узбекистан. Во-вторых, Узбекистан подал бы встречный иск — на часть нашего Алмазного фонда и так далее. Не факт, что суд счёл бы более убедительными именно аргументы России.
В.: Почему нельзя было оставить проблему висеть в воздухе?
О.: Но зачем? Узбекистан — важная для нас страна, причём важна она отнюдь не только своей нефтью. Россия кровно заинтересована в том, чтобы в Узбекистане было всё хорошо.
Если в Узбекистане будет плохо, поток мигрантов и гастарбайтеров из Узбекистана в Россию вырастет — а это вовсе не то, что нам нужно. Если же в Узбекистане будет совсем плохо, то эта страна может или вступить в военный конфликт с соседями (причины есть), или превратиться в разрушенную страну по типу Ирака и стать рассадником террористов. Такое соседство нас не устраивает.
Наконец, Узбекистан является буферным государством — он отделяет Россию и Казахстан от Афганистана. При всём уважении к страданиям афганцев — мы же не хотим разгребать их проблемы на границе Таможенного союза, верно?
Данный закон принят Госдумой 25 марта 2016 года и одобрен Советом Федерации 30 марта.
Как отмечается в справке Государственно-правового управления, федеральным законом ратифицируется соглашение между правительствами РФ и Узбекистана об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств, подписанное в Ташкенте 10 декабря 2014 года.
Соглашение направлено на урегулирование всех имеющихся между Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств, возникших по операциям бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным республике Узбекистан в 1992-1993 годах.
При рассмотрении в Совете Федерации в пояснительной записке к закону говорилось, что, по данным российской стороны, по состоянию на 1 ноября 2014 года задолженность республики Узбекистан составила $889,3 млн, в том числе по основному долгу - $500,6 млн, по процентам - $388,7 млн. Вся задолженность просрочена.
Правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме $43,1 млн, выдвигая встречные финансовые претензии, в частности, на долю в Алмазном фонде бывшего СССР, которые оценивались партнерами в $1-2 млрд.
Соглашение предусматривает урегулирование взаимных финансовых требований сторон на условиях "отказа российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992-1993 годах". При этом предусматривается "осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в сумме $25 млн".
Вместе с тем, отмечают правительственные разработчики, "сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы требований, например, к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток задолженности используется для проведения операций "долг в обмен на помощь".
http://www.interfax.ru/business/502203
Почему Россия «простила» Узбекистану этот долг?
По той же причине, по которой регулярно прощают долги даже самые суровые банкиры. Потому что у нас не было физической возможности получить эти деньги обратно. Долг, который возник во время распада СССР, не признавался Узбекистаном — Узбекистан выдвигал встречные претензии, требуя у нас поделиться доставшимся нам в наследство от Советской власти Алмазным фондом.
Назвать стоимость Алмазного фонда России невозможно, многие экспонаты там не имеют цены. Достаточно упомянуть Большую императорскую корону, которой короновали всех наших императоров и императриц, начиная с Екатерины Второй. Или, скажем, огромный алмаз «Шах», который был передан Николаю I в качестве извинений за убийство Александра Грибоедова. Понятно, что такого рода предметы для нас бесценны.
Узбекистан, впрочем, скромно хотел получить компенсацию в виде денег, а не предметов искусства. Требовал наш южный партнёр 1-2 млрд долларов.
Почему у Узбекистана были права что-то требовать? Потому что при распаде СССР эти вопросы не были урегулированы должным образом. Переговоры по урегулированию взаимных претензий велись с 1998 года — с того момента, как Парламент Узбекистана признал нелегитимными соглашения от 1993 года и отказался платить проценты по долгу.
...
Теперь отвечу на несколько очевидных вопросов.
В.: Почему нельзя было стребовать у Узбекистана все 890 млн долларов?
О.: Потому что Узбекистан бы не отдал. Мы же не можем вести себя как коллекторы, наседая на телефоны Исламу Каримову и оскверняя посольства других стран надписями «Узбекистан, верни долг».
В.: Но ведь можно было подать в суд?
О.: Нет, нельзя. Во-первых, пришлось бы ещё найти где-то суд, который согласился бы рассматривать это дело, и юрисдикцию которого в этом вопросе признал бы Узбекистан. Во-вторых, Узбекистан подал бы встречный иск — на часть нашего Алмазного фонда и так далее. Не факт, что суд счёл бы более убедительными именно аргументы России.
В.: Почему нельзя было оставить проблему висеть в воздухе?
О.: Но зачем? Узбекистан — важная для нас страна, причём важна она отнюдь не только своей нефтью. Россия кровно заинтересована в том, чтобы в Узбекистане было всё хорошо.
Если в Узбекистане будет плохо, поток мигрантов и гастарбайтеров из Узбекистана в Россию вырастет — а это вовсе не то, что нам нужно. Если же в Узбекистане будет совсем плохо, то эта страна может или вступить в военный конфликт с соседями (причины есть), или превратиться в разрушенную страну по типу Ирака и стать рассадником террористов. Такое соседство нас не устраивает.
Наконец, Узбекистан является буферным государством — он отделяет Россию и Казахстан от Афганистана. При всём уважении к страданиям афганцев — мы же не хотим разгребать их проблемы на границе Таможенного союза, верно?
|