Что хочет изменить Дарига Назарбаева
GoodZone 27 Декабря 2016 в 11:22:21
Год подходит к концу, и многие в этом году обратили внимание на активную деятельность дочери президента в государственной сфере. За прошедший год Дарига Назарбаева возглавляла более 10 различных республиканских комиссий и рабочих групп, входила в состав Национальной комиссии по модернизации, Республиканской бюджетной комиссии, Совета по экономической политике. Также она возглавила сенатский комитет по обороне и безопасности. За год её работы вице-премьером произошли значимые изменения в социальной политике. Давайте подытожим, что главное было сделано и делается по инициативам Назарбаевой.
Как известно, социальная сфера – наиболее чувствительная и потенциально конфликтная. Назарбаева не раз подчёркивала, что кроме основ организационного и экономического характера, здесь нужны содержательные аспекты, то есть чётко определённые подходы к реформам в системах образования и здравоохранения, труда и занятости, спорта, культуры и других. А главное – нужны компетентные, профессиональные исполнители.
За год вице-премьерства Назарбаевой под её кураторством были разработаны три социально значимые госпрограммы. Это «Программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы», «Программа развития здравоохранения «Денсаулық» и Программа «Цифровой Казахстан – 2020». Также была создана госкорпорация «Правительство для граждан», единый провайдер по оказанию госуслуг физическим и юридическим лицам. Ещё стоит упомянуть старт «Фонда грантового финансирования», через который теперь поддерживаются различные проекты неправительственных организаций, а также создаваемый «Фонд общественного согласия и развития СМИ».
И несколько слов об основных начинаниях. Начнём со сферы образования. Здесь будет поставлена точка с этими бесконечными экспериментами, от которых все устали. Утверждены государственные стандарты для всех уровней образования. Со средней школой наконец-то определились: что и как надо сделать для того, чтобы она начала реальное движение к «идеальной школе» – современной, полиязычной, стимулирующей таланты каждого ученика. Здесь главное – повышение статуса и престижа учителя, обеспечение ему достойной зарплаты и мотивации, чтобы он мог учить детей на достойном уровне, согласно тем высоким стандартам. Результатом должны стать высокая компетенция и уровень подготовки учителей. Не сразу, конечно.
Но движение, как все теперь поняли, начато. С текущего учебного года введён единый стандарт школьного образования, разработанный по лучшим мировым методикам. Много говорилось и о полиязычии, но это сейчас не главное. Понятно, что к полиязычию будут подходить «по мере созревания материала» (учительского, прежде всего), и что никто вести не будет урок на непонятных детям языках. Главное отличие этого стандарта от всего, что было ранее и что вызывало закономерное возмущение родителей: этот стандарт нацелен не на запоминание и заучивание неких массивов информации, а на развитие мышления, на формирование функциональной грамотности и на стимулирование способностей, раскрытие потенциала каждого ребёнка.
Что ещё... Школа начала реальный переход на пятидневку, и при этом, что важно – общественность отстояла летние каникулы в том формате, какой существует сегодня. То есть, министерский лоббизм не возобладал. Вводить дополнительные выходные детям будут путём оптимизации учебного материала, как того потребовал президент Назарбаев, а не за счёт урезания самых главных каникул в году. Дети и без того перегружены. Всего по школе было разработано и утверждено 11 учебных программ по предметам начального уровня образования и 17 учебных программ по основной средней школе. ЕНТ также уже состоялось в новом формате – для учеников, не набравших порогового балла, была предусмотрена повторная сдача тестирования.
Наверное, важно отметить, что все эти изменения призваны снять ту напряжённость, то общественное возмущение, которые многие годы копились в обществе в связи с неприемлемыми «ляпами» в школьных программах и систематической (при этом совершенно бесполезной) перегрузкой детей.
Важные изменения затронут систему высшего образования страны. Это преобразование частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой. До первого января все вузы страны пройдут независимую международную аккредитацию.
В здравоохранении главная новость: решение о вводе обязательного медицинского страхования. Основная нагрузка возложена на работодателей, при этом основная нагрузка останется на государстве: пятнадцать категорий граждан (более 9,8 млн человек) будут освобождены от 2-процентных отчислений в фонд медицинского страхования. За них отчисления будет делать бюджет. Вообще, главным отличием казахстанской системы медицинского страхования от западной станет ее социальный характер: Казахстан обеспечит равный доступ к качественной медпомощи вне зависимости от зарплат, а соответственно и отчислений, производимых за каждого работника.
Что ещё социально значимого сделано по инициативам вице-премьера?
Начата оптимизация структур трех ответственных за «социалку» министерств. При этом созданы условия для успешного развития государственно-частного партнерства – каждое из министерств разработало программу по развитию ГЧП на среднесрочный период. В сфере занятости запущен проект «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест»: 20 тысяч безработных и непродуктивно самозанятых пройдут обучение. Вообще, начата реализация практически всех шагов Плана нации, имеющих отношение к социальной сфере, в частности – по формированию государства, подотчетного своим гражданам. Уже год работает Закон РК «Об общественных советах», где как раз прописаны все требования к госорганам по формированию подотчетного гражданам государства, в том числе – обширное участие граждан и НКО в принятии решений госорганами.
В спорте за прошедший год, наконец, сделали основной акцент на развитии массового детского спорта. Также государство наконец-то занялось проблемами функционирования спортивных сооружений, их доступности и окупаемости, деятельности спортивных федераций. Упорядочено финансирование федераций, клубов и национальных сборных команд. Несмотря на кризис, нашлись средства (в основном частные) для укрепления их базы. Всё это наглядно отразилось на результатах наших спортсменов: в Рио казахстанцы завоевали 3 золотых, 5 серебряных и 9 бронзовых медалей, страна заняла 22-е место в общекомандном медальном зачете.
Можно, конечно, сказать, что все эти изменения происходят слишком медленно. Что социально значимые госпрограммы слишком долго согласовываются. Но здесь есть одно важное наблюдение. Прагматизм возобладал в государственной социальной политике, и не в последнюю очередь благодаря жёсткой позиции Дариги Назарбаевой. Во многих сферах (школа – одна из них) госаппарату сейчас приходится делать своего рода «работу над ошибками». Кое-кого заставили перешагнуть через собственную гордыню, перестать замалчивать проблемы и честно признать, что было не так, чтобы это исправить. Не будет преувеличением сказать, что Назарбаева устроила министрам этакий холодный душ по поводу амбициозных, но некомпетентных идей, что она остудила запал этого вечного министерского «креатива», когда каждый очередной министр (в той же системе образования) стремится стать «великим реформатором» и ни за что потом не отвечает. Креатива, который уже порядком надоел народу, не случайно такие управленцы становятся основой многочисленных мемов, шуток и анекдотов. Видимо, объяснять издержки и ошибки так, как это делал известный «мистер Патамушта», больше не получится, ибо это уже не смешно.
Некомпетентность – это всегда удар по имиджу государства, ибо она ведёт к дискредитации всей государственной политики. Как видим, что основа подхода Назарбаевой ко всем реформам состоит в том, что ими не должны заниматься некомпетентные управленцы. А если какие-то реформы и надо начинать, то делать это правильно.
http://yvision.kz/post/728423?utm_medium=referral&utm_source=marketgid&utm_campaign=1.yvision.kz&utm_term=1266642s6691&utm_content=4922438
Как известно, социальная сфера – наиболее чувствительная и потенциально конфликтная. Назарбаева не раз подчёркивала, что кроме основ организационного и экономического характера, здесь нужны содержательные аспекты, то есть чётко определённые подходы к реформам в системах образования и здравоохранения, труда и занятости, спорта, культуры и других. А главное – нужны компетентные, профессиональные исполнители.
За год вице-премьерства Назарбаевой под её кураторством были разработаны три социально значимые госпрограммы. Это «Программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы», «Программа развития здравоохранения «Денсаулық» и Программа «Цифровой Казахстан – 2020». Также была создана госкорпорация «Правительство для граждан», единый провайдер по оказанию госуслуг физическим и юридическим лицам. Ещё стоит упомянуть старт «Фонда грантового финансирования», через который теперь поддерживаются различные проекты неправительственных организаций, а также создаваемый «Фонд общественного согласия и развития СМИ».
И несколько слов об основных начинаниях. Начнём со сферы образования. Здесь будет поставлена точка с этими бесконечными экспериментами, от которых все устали. Утверждены государственные стандарты для всех уровней образования. Со средней школой наконец-то определились: что и как надо сделать для того, чтобы она начала реальное движение к «идеальной школе» – современной, полиязычной, стимулирующей таланты каждого ученика. Здесь главное – повышение статуса и престижа учителя, обеспечение ему достойной зарплаты и мотивации, чтобы он мог учить детей на достойном уровне, согласно тем высоким стандартам. Результатом должны стать высокая компетенция и уровень подготовки учителей. Не сразу, конечно.
Но движение, как все теперь поняли, начато. С текущего учебного года введён единый стандарт школьного образования, разработанный по лучшим мировым методикам. Много говорилось и о полиязычии, но это сейчас не главное. Понятно, что к полиязычию будут подходить «по мере созревания материала» (учительского, прежде всего), и что никто вести не будет урок на непонятных детям языках. Главное отличие этого стандарта от всего, что было ранее и что вызывало закономерное возмущение родителей: этот стандарт нацелен не на запоминание и заучивание неких массивов информации, а на развитие мышления, на формирование функциональной грамотности и на стимулирование способностей, раскрытие потенциала каждого ребёнка.
Что ещё... Школа начала реальный переход на пятидневку, и при этом, что важно – общественность отстояла летние каникулы в том формате, какой существует сегодня. То есть, министерский лоббизм не возобладал. Вводить дополнительные выходные детям будут путём оптимизации учебного материала, как того потребовал президент Назарбаев, а не за счёт урезания самых главных каникул в году. Дети и без того перегружены. Всего по школе было разработано и утверждено 11 учебных программ по предметам начального уровня образования и 17 учебных программ по основной средней школе. ЕНТ также уже состоялось в новом формате – для учеников, не набравших порогового балла, была предусмотрена повторная сдача тестирования.
Наверное, важно отметить, что все эти изменения призваны снять ту напряжённость, то общественное возмущение, которые многие годы копились в обществе в связи с неприемлемыми «ляпами» в школьных программах и систематической (при этом совершенно бесполезной) перегрузкой детей.
Важные изменения затронут систему высшего образования страны. Это преобразование частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой. До первого января все вузы страны пройдут независимую международную аккредитацию.
В здравоохранении главная новость: решение о вводе обязательного медицинского страхования. Основная нагрузка возложена на работодателей, при этом основная нагрузка останется на государстве: пятнадцать категорий граждан (более 9,8 млн человек) будут освобождены от 2-процентных отчислений в фонд медицинского страхования. За них отчисления будет делать бюджет. Вообще, главным отличием казахстанской системы медицинского страхования от западной станет ее социальный характер: Казахстан обеспечит равный доступ к качественной медпомощи вне зависимости от зарплат, а соответственно и отчислений, производимых за каждого работника.
Что ещё социально значимого сделано по инициативам вице-премьера?
Начата оптимизация структур трех ответственных за «социалку» министерств. При этом созданы условия для успешного развития государственно-частного партнерства – каждое из министерств разработало программу по развитию ГЧП на среднесрочный период. В сфере занятости запущен проект «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест»: 20 тысяч безработных и непродуктивно самозанятых пройдут обучение. Вообще, начата реализация практически всех шагов Плана нации, имеющих отношение к социальной сфере, в частности – по формированию государства, подотчетного своим гражданам. Уже год работает Закон РК «Об общественных советах», где как раз прописаны все требования к госорганам по формированию подотчетного гражданам государства, в том числе – обширное участие граждан и НКО в принятии решений госорганами.
В спорте за прошедший год, наконец, сделали основной акцент на развитии массового детского спорта. Также государство наконец-то занялось проблемами функционирования спортивных сооружений, их доступности и окупаемости, деятельности спортивных федераций. Упорядочено финансирование федераций, клубов и национальных сборных команд. Несмотря на кризис, нашлись средства (в основном частные) для укрепления их базы. Всё это наглядно отразилось на результатах наших спортсменов: в Рио казахстанцы завоевали 3 золотых, 5 серебряных и 9 бронзовых медалей, страна заняла 22-е место в общекомандном медальном зачете.
Можно, конечно, сказать, что все эти изменения происходят слишком медленно. Что социально значимые госпрограммы слишком долго согласовываются. Но здесь есть одно важное наблюдение. Прагматизм возобладал в государственной социальной политике, и не в последнюю очередь благодаря жёсткой позиции Дариги Назарбаевой. Во многих сферах (школа – одна из них) госаппарату сейчас приходится делать своего рода «работу над ошибками». Кое-кого заставили перешагнуть через собственную гордыню, перестать замалчивать проблемы и честно признать, что было не так, чтобы это исправить. Не будет преувеличением сказать, что Назарбаева устроила министрам этакий холодный душ по поводу амбициозных, но некомпетентных идей, что она остудила запал этого вечного министерского «креатива», когда каждый очередной министр (в той же системе образования) стремится стать «великим реформатором» и ни за что потом не отвечает. Креатива, который уже порядком надоел народу, не случайно такие управленцы становятся основой многочисленных мемов, шуток и анекдотов. Видимо, объяснять издержки и ошибки так, как это делал известный «мистер Патамушта», больше не получится, ибо это уже не смешно.
Некомпетентность – это всегда удар по имиджу государства, ибо она ведёт к дискредитации всей государственной политики. Как видим, что основа подхода Назарбаевой ко всем реформам состоит в том, что ими не должны заниматься некомпетентные управленцы. А если какие-то реформы и надо начинать, то делать это правильно.
http://yvision.kz/post/728423?utm_medium=referral&utm_source=marketgid&utm_campaign=1.yvision.kz&utm_term=1266642s6691&utm_content=4922438
|