Кто обуздает заоблачные цены в Алматинском аэропорту?
GoodZone 27 Мая 2015 в 10:57:29
Волна недовольства сферой услуг в воздушной гавани южной столицы поднимается в Интернете. Группа блогеров активно продвигает петицию, призывающую навести порядок в аэропорту самого крупного города страны. Люди жалуются на невероятно завышенные цены в магазинах и кафе, расположенных на территории порта.
Особенно много негатива вызывают точки общепита, находящиеся за стойками регистрации. Когда пассажиры проходят последний досмотр и попадают в зал ожидания, у них просто нет выбора, и приходится покупать бутылку простой воды за 750 тенге (!). Блогер Жандос КУРМАНБАЕВ, один из авторов петиции, недоумевает, почему алматинцы и гости города спокойно на это реагируют.
- Через Алматы летает более четырех миллионов человек в год. И сотни тысяч обращаются к услугам общепита. Люди уже настолько привыкли, что стоимость воды в несколько раз выше, чем в обычном магазине, что готовы или платить, или терпеть жажду до посадки на самолет. Но так не должно быть! - объяснил Жандос свою позицию газете “Время”. - Не может чашка кофе стоить 1200 тенге! К сожалению, никто из пассажиров не обращается в антимонопольный комитет с просьбой провести проверку и установить, не нарушает ли аэропорт законы республики. Мы же надеемся, что с помощью этой петиции заставим органы власти изучить положение дел в аэропорту.
Позицию Жандоса Курманбаева разделяет более 600 человек, подписавших обращение. Но поможет ли петиция навести порядок? Ведь та же вода в воздушной гавани мегаполиса подорожала не вчера.
Мы попытались узнать позицию руководства АО “Международный аэропорт Алматы”, однако президент компании Айбол БЕКМУХАМБЕТОВ (на снимке) весьма дипломатично ушел от обсуждения вопросов ценообразования:
- Наше акционерное общество не занимается продажей булочек и воды. У нас другие задачи: мы прилагаем все усилия, чтобы самый посещаемый аэропорт страны был безопасным и удобным и работал без каких-либо происшествий. Авиация и кафе - это разные сферы деятельности...
Но если аэропорт не занимается продажей булочек и кофе, то кто же задирает цены? Мы провели небольшое расследование, и выяснилось, что большая часть коммерческих площадей... вообще не принадлежит аэропорту! Согласно данным департамента юстиции Алматы, двумя ресторанами, барами в зонах вылета и многочисленными киосками на обоих этажах владеют частные лица! Причем многие из них получили право собственности более десяти лет назад. И приложил к этому руку бывший аким города Виктор ХРАПУНОВ.
История уходит своими корнями в те времена, когда в Алматы сгорел пассажирский терминал аэропорта. Разумеется, государство тут же выделило средства для строительства нового. Главным человеком в мегаполисе в то время был Виктор Вячеславович. Это при нем появилась идея возвести терминал при поддержке местных предпринимателей. Бизнесменам предложили поучаствовать в так называемом долевом строительстве, то есть приобрести недвижимость на строящемся объекте. Причем на продажу выставлялись самые лакомые куски - те самые коммерческие площади. В общей сложности из 24 тысяч квадратных метров бизнесмены выкупили три тысячи. Вот вам и ресторан с террасой, и бар в стерильной зоне вылета, и магазин дьюти-фри. Ну и киоски, разумеется. Нужно ли говорить, что тогда владельцами невероятно прибыльного бизнеса стали только самые удачливые алматинцы? Причем все сделки были оформлены совершенно легально - право собственности у многих датируется 2004 годом.
Кстати, со списком тех, кому принадлежат самые дорогие частички Алматинского аэропорта, можно легко ознакомиться на сайте электронного правительства. Что мы и сделали. Там не так много имен: одна фирма, устанавливающая цены в дьюти-фри, а также несколько физических лиц. В основном это женщины до 40 лет с малоизвестными фамилиями. Впрочем, есть и апашка 1937 года рождения, а также гражданин Турции. Но вряд ли они лично сидят в киосках и продают несвежие пирожки по 200 тенге за штуку. Все объекты переданы в аренду - фамилии арендаторов в списке e-gov тоже есть. Бывает, что недвижимость передается в субаренду, то есть бизнес ведет уже третий человек. Поговаривают, что стоимость точки - маленького киоска на первом этаже - доходит до миллиона тенге в месяц! И вполне логично, что продавец, оплачивающий такую аренду, будет торговать водой по самой высокой цене.
А теперь вернемся к главному вопросу: поможет ли петиция навести порядок в воздушной гавани мегаполиса? Кто может призвать к ответу зарвавшихся торговцев? Аэропорт? Нет, это не его собственность. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции? Тоже нет - мы сделали звонок в этот госорган, и нам ответили, что цены в кафе и магазинах он не контролирует, а более подробно объяснить пообещали в ответе на официальный запрос. Но, быть может, ценники сможет обуздать акимат Алматы, которому принадлежит пассажирский терминал? Теоретически это возможно. Например, городские власти могли бы выкупить коммерческие площади у бизнесменов. Если те, конечно, захотят их продать, причем по разумной цене. Есть какие-то другие варианты? Конечно! Ведь, как говорил барон Мюнхгаузен, безвыходных положений не бывает. Кстати, в столичном аэропорту цены с недавних пор приятно удивляют!
http://www.time.kz/articles/zloba/2015/05/27/v-nashej-gavani-pustejut-koshelki
Особенно много негатива вызывают точки общепита, находящиеся за стойками регистрации. Когда пассажиры проходят последний досмотр и попадают в зал ожидания, у них просто нет выбора, и приходится покупать бутылку простой воды за 750 тенге (!). Блогер Жандос КУРМАНБАЕВ, один из авторов петиции, недоумевает, почему алматинцы и гости города спокойно на это реагируют.
- Через Алматы летает более четырех миллионов человек в год. И сотни тысяч обращаются к услугам общепита. Люди уже настолько привыкли, что стоимость воды в несколько раз выше, чем в обычном магазине, что готовы или платить, или терпеть жажду до посадки на самолет. Но так не должно быть! - объяснил Жандос свою позицию газете “Время”. - Не может чашка кофе стоить 1200 тенге! К сожалению, никто из пассажиров не обращается в антимонопольный комитет с просьбой провести проверку и установить, не нарушает ли аэропорт законы республики. Мы же надеемся, что с помощью этой петиции заставим органы власти изучить положение дел в аэропорту.
Позицию Жандоса Курманбаева разделяет более 600 человек, подписавших обращение. Но поможет ли петиция навести порядок? Ведь та же вода в воздушной гавани мегаполиса подорожала не вчера.
Мы попытались узнать позицию руководства АО “Международный аэропорт Алматы”, однако президент компании Айбол БЕКМУХАМБЕТОВ (на снимке) весьма дипломатично ушел от обсуждения вопросов ценообразования:
- Наше акционерное общество не занимается продажей булочек и воды. У нас другие задачи: мы прилагаем все усилия, чтобы самый посещаемый аэропорт страны был безопасным и удобным и работал без каких-либо происшествий. Авиация и кафе - это разные сферы деятельности...
Но если аэропорт не занимается продажей булочек и кофе, то кто же задирает цены? Мы провели небольшое расследование, и выяснилось, что большая часть коммерческих площадей... вообще не принадлежит аэропорту! Согласно данным департамента юстиции Алматы, двумя ресторанами, барами в зонах вылета и многочисленными киосками на обоих этажах владеют частные лица! Причем многие из них получили право собственности более десяти лет назад. И приложил к этому руку бывший аким города Виктор ХРАПУНОВ.
История уходит своими корнями в те времена, когда в Алматы сгорел пассажирский терминал аэропорта. Разумеется, государство тут же выделило средства для строительства нового. Главным человеком в мегаполисе в то время был Виктор Вячеславович. Это при нем появилась идея возвести терминал при поддержке местных предпринимателей. Бизнесменам предложили поучаствовать в так называемом долевом строительстве, то есть приобрести недвижимость на строящемся объекте. Причем на продажу выставлялись самые лакомые куски - те самые коммерческие площади. В общей сложности из 24 тысяч квадратных метров бизнесмены выкупили три тысячи. Вот вам и ресторан с террасой, и бар в стерильной зоне вылета, и магазин дьюти-фри. Ну и киоски, разумеется. Нужно ли говорить, что тогда владельцами невероятно прибыльного бизнеса стали только самые удачливые алматинцы? Причем все сделки были оформлены совершенно легально - право собственности у многих датируется 2004 годом.
Кстати, со списком тех, кому принадлежат самые дорогие частички Алматинского аэропорта, можно легко ознакомиться на сайте электронного правительства. Что мы и сделали. Там не так много имен: одна фирма, устанавливающая цены в дьюти-фри, а также несколько физических лиц. В основном это женщины до 40 лет с малоизвестными фамилиями. Впрочем, есть и апашка 1937 года рождения, а также гражданин Турции. Но вряд ли они лично сидят в киосках и продают несвежие пирожки по 200 тенге за штуку. Все объекты переданы в аренду - фамилии арендаторов в списке e-gov тоже есть. Бывает, что недвижимость передается в субаренду, то есть бизнес ведет уже третий человек. Поговаривают, что стоимость точки - маленького киоска на первом этаже - доходит до миллиона тенге в месяц! И вполне логично, что продавец, оплачивающий такую аренду, будет торговать водой по самой высокой цене.
А теперь вернемся к главному вопросу: поможет ли петиция навести порядок в воздушной гавани мегаполиса? Кто может призвать к ответу зарвавшихся торговцев? Аэропорт? Нет, это не его собственность. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции? Тоже нет - мы сделали звонок в этот госорган, и нам ответили, что цены в кафе и магазинах он не контролирует, а более подробно объяснить пообещали в ответе на официальный запрос. Но, быть может, ценники сможет обуздать акимат Алматы, которому принадлежит пассажирский терминал? Теоретически это возможно. Например, городские власти могли бы выкупить коммерческие площади у бизнесменов. Если те, конечно, захотят их продать, причем по разумной цене. Есть какие-то другие варианты? Конечно! Ведь, как говорил барон Мюнхгаузен, безвыходных положений не бывает. Кстати, в столичном аэропорту цены с недавних пор приятно удивляют!
http://www.time.kz/articles/zloba/2015/05/27/v-nashej-gavani-pustejut-koshelki
|