О Наурызе
admin 20 Марта 2014 в 11:18:10
Наурыз считается одним самых древних праздников на земле. По некоторым данным Наурыз отмечают около 5000 лет. Многие античные и средневековые историки пишут об этом великом празднике обновления природы.
Описание праздника
Наурыз совпадает с днем весеннего равноденствия 22 марта. В этот день происходит обновление природы. Как считается в этот день особо бурно растет трава, набухают почки на деревьях, проходят первые дожди. Мальчиков рожденных в этот называли Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек Наурыз или Наурызгуль.
Считается, чем богаче бедут проведен Наурыз тем благополучнее пройдет год. В этот день принято приводить в порядок свое жилье, отдать все долги, прощали все ссоры и обиды.
Значение слова «наурыз»
На фарси Наурыз переводится как «новый день». Наурыз – словосочетание, корнями являются персидские слова «нау» (новый) и «руз» (день).
Теперь обратите внимание на тот факт, что в коптском словаре (Египет) существует слово «нияру». Впоследствии, греки, по своему обычаю, изменили произношение иностранного слова, присоединив к корню «нияру» букву «с». Получился «ниярус». Наподобие «антони – антонис». Что интерес-но, коптское слово «нияру» переводится как «дни». И еще один интересный факт, связанный со словом «нияру». Нияру – название весеннего периода, а именно дней, соответствующих мартовским дням.
Интересен тот факт, что в коптском языке существует и слово «ниярус», которое дословно переводится как «празднество благодатных дней». И согласно лингвистическим исследованиям египетских, а именно коптских ученых, прародителем персидского слова «науруз» является коптский корень «нияру». Может быть персидское слово «науруз» действительно происходит от коптского слова «нияру»?! Ведь из истории известно, что коптская культура существовала еще до происхождения календарей. И кто знает, быть может более молодая культура Месопотамии впоследствии переняла это слово от коптов. Насколько это соответс-твует истине оставим на суд самих ученых.
Тюрки, предки современных казахов, на Наурыз одевались в белые одежды, сбривали волосы.
Празднование Наурыза начинается со встречи рассвета. После чего все встречающие рассвет берут грабли, лопаты и идут к роднику, колодцу или другому источнику воды для его чистки. Затем под наблюдением уважаемых старших отправляются на посадку деревьев. По традиции при посадке деревьев по традиции нужно приговаривать "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!"
После ритуальной посадки деревьевьев выбирались 2 жыршы(зазывалы), которые ходили по селу(или другому населенному пункту) и соберали народ на празднование Наурыза. Все одевались в празднечные красочные костюмы и шли на празднечное представление. Проводилось множество конкурсов среди девушек, юношей и акынов
В Наурыз готовится очень много еды, являющейся символом изобилия в будущем году. Дастархан накрывается в каждом доме. У казахов особое значение имеет цифра 7. Взять на пример наурыз-коже, изготавливаемый из 7 ингридиентов. Это мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог).
Еще в 11 веке великий ученый и поэт Омар Хайям заметил, что созвездия и звезды, совершив полный цикл, приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь – круг. Но основании этого наблюдения Хайям создал новый календарь, названый в честь тогдашнего правителя Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука «календарем Малика». Начало нового круговорота приходится на 22 марта — на день весеннего равноденствия. Такой календарь был более точный, нежели тот, который используется сейчас. Ведь погрешность по астрономическому календарю Малика, насчитывающий 324 дня в году, равна 0,0002 суток и меньше, чем тот, в котором 365 дней.
Этот древнейший праздник, возникший в дописьменную эпоху еще до возникновения современных религий и многих государств, отмечается как праздник обновления и очищения от грехов, очищения одежды, дома, очищения от зла, и ненависти. Он призывает людей к прощению людям их грехов и зла. В этот день восточные страны прекращали войны. А казахские аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов.
Несмотря на то, что слово «науруз» в персидских источниках впервые появилось во втором веке до нашей эры, сам праздник отмечался уже во времена правления Ахеменидов (648-330 гг. до н.э.). Именно во времена династии Ахеменидов праздник весеннего равноденствия сложился как официальный праздник Зороастризма. В дни празднования Науруза наместники Персидской империи приносили дары своему правителю – шахиншаху.
В поэме «Шахнаме» начало празднования Науруз связывается с началом царствования шаха Джамшида.
Существует поверие, что персидский царь Джамшид, которого изначально звали «Джам»-ом, достигнув территории нынешнего Азербайджана, повелел своим подданным установить на возвышенности трон из драгоценных камней, лицевая часть которого была обращена на восток. Когда трон был установлен Джамшид воссел на него. На его голове красовалась корона, также унизанная драгоценными камнями. Солнце начало восходить. Его лучи осветили корону, которая озарила все вокруг ярким радужным сиянием. Люди, очарованные столь прекрасной картиной, воскликнули: «Шид! Шид!», что означало: «Это – новый день! Это – новый день!»
Так шах Джам стал царем «Джамшид»-ом. Это соответствует Малому Наурузу, то есть началу весны.
Большой Науруз, то есть шестой день месяца Фарфардин – день, когда царь Джамшид, воссев на трон, созвал к себе всех подданных и приказал им совершить полное омовение тела и совершить земной поклон Создателю. Затем по его повелению этот день стал отмечаться каждый год.
В период между Малым и Большим Наурузами люди помогали нуждающимся, правители проводили амнистию заключенных и прощали провинившихся.
Накануне праздника в ночь на 22 марта, казахи ждут в гости Кадыр-Ата, мифического духа. Канун Наурыза называют Кадыр-тун, или «ночь благословения». Казахи старались в эту ночь не спать. Незамужние девушки готовят угощение «уикыашар» (развевающий сон), приоткрывают окно и ставят на стол миску с мукой. Если дом чистый, а хозяева благородны душой – Кадыр-Ата благословляет дом, которому теперь будет сопутствовать благополучие.
Наурыз – нерелигиозный праздник, как ошибочно считают многие. Более того, во многих исламских странах он находится под запретом. В Сирии и Иране Наурыз не празднуется, в Турции праздник был под запретом до 1991 года. Скорее всего, восприятие Наурыза как мусульманского праздника тесно связано с этническими корнями определенного народа. Вплоть до настоящего времени основное коренное население Средней Азии, а это – казахи, каракалпаки, узбеки, киргизы, таджики и туркмены воспринимаются как этнические мусульмане. И как результат, все национальные праздники данных народов воспринимаются как мусульманские. Несмотря ни на что, праздник пережил и исламские гонения с запретами и остался одним из самых главных праздников казахского народа.
Необычно, но факт, что западные казахи отмечают Наурыз с 14 марта. Объясняется это тем, что из-за длительной изоляции от процессов развития кочевого мира Великой степи и земледельческого Юга духовной культура мангистауских номадов не подвергалась серьезным изменениям. Поэтому только здесь до настоящих дней мы можем наблюдать верования и обряды, уходящие своими корнями к истокам цивилизаций. По этой причине местные казахи-адаи сохранили необычную традицию начинать встречу Наурыза – кочевнического Нового года – с 14 марта.
Наурыз отмечается как можно весело и шумно. В древности праздник длился 13 дней. Люди ходят из аула в аул, кушают это кушанье, поют песню «наурыз», обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом, желают хорошего приплода в новом году и достатка в доме. В старину в этот день было принято проведывать родственников и друзей, делиться новостями, начинать новые совместные дела. Традиция была связана с тем, что в зимний период были затруднены сообщения между поселениями. Праздничными развлечениями являлись различные игры, конные скачки, качели «Алтыбакан» (в переводе с казахского — шесть столбов).
В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этому праздник рад живущие в Казахстане казах, украинец, русский, немец и другие представители 130 национальностей страны. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь и стал играть большую роль в укреплении дружбы и согласия в обществе. Современный Наурыз является важным звеном «связи времен», истории и современности Казахстана.
Описание праздника
Наурыз совпадает с днем весеннего равноденствия 22 марта. В этот день происходит обновление природы. Как считается в этот день особо бурно растет трава, набухают почки на деревьях, проходят первые дожди. Мальчиков рожденных в этот называли Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек Наурыз или Наурызгуль.
Считается, чем богаче бедут проведен Наурыз тем благополучнее пройдет год. В этот день принято приводить в порядок свое жилье, отдать все долги, прощали все ссоры и обиды.
Значение слова «наурыз»
На фарси Наурыз переводится как «новый день». Наурыз – словосочетание, корнями являются персидские слова «нау» (новый) и «руз» (день).
Теперь обратите внимание на тот факт, что в коптском словаре (Египет) существует слово «нияру». Впоследствии, греки, по своему обычаю, изменили произношение иностранного слова, присоединив к корню «нияру» букву «с». Получился «ниярус». Наподобие «антони – антонис». Что интерес-но, коптское слово «нияру» переводится как «дни». И еще один интересный факт, связанный со словом «нияру». Нияру – название весеннего периода, а именно дней, соответствующих мартовским дням.
Интересен тот факт, что в коптском языке существует и слово «ниярус», которое дословно переводится как «празднество благодатных дней». И согласно лингвистическим исследованиям египетских, а именно коптских ученых, прародителем персидского слова «науруз» является коптский корень «нияру». Может быть персидское слово «науруз» действительно происходит от коптского слова «нияру»?! Ведь из истории известно, что коптская культура существовала еще до происхождения календарей. И кто знает, быть может более молодая культура Месопотамии впоследствии переняла это слово от коптов. Насколько это соответс-твует истине оставим на суд самих ученых.
Тюрки, предки современных казахов, на Наурыз одевались в белые одежды, сбривали волосы.
Празднование Наурыза начинается со встречи рассвета. После чего все встречающие рассвет берут грабли, лопаты и идут к роднику, колодцу или другому источнику воды для его чистки. Затем под наблюдением уважаемых старших отправляются на посадку деревьев. По традиции при посадке деревьев по традиции нужно приговаривать "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!"
После ритуальной посадки деревьевьев выбирались 2 жыршы(зазывалы), которые ходили по селу(или другому населенному пункту) и соберали народ на празднование Наурыза. Все одевались в празднечные красочные костюмы и шли на празднечное представление. Проводилось множество конкурсов среди девушек, юношей и акынов
В Наурыз готовится очень много еды, являющейся символом изобилия в будущем году. Дастархан накрывается в каждом доме. У казахов особое значение имеет цифра 7. Взять на пример наурыз-коже, изготавливаемый из 7 ингридиентов. Это мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог).
Еще в 11 веке великий ученый и поэт Омар Хайям заметил, что созвездия и звезды, совершив полный цикл, приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь – круг. Но основании этого наблюдения Хайям создал новый календарь, названый в честь тогдашнего правителя Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука «календарем Малика». Начало нового круговорота приходится на 22 марта — на день весеннего равноденствия. Такой календарь был более точный, нежели тот, который используется сейчас. Ведь погрешность по астрономическому календарю Малика, насчитывающий 324 дня в году, равна 0,0002 суток и меньше, чем тот, в котором 365 дней.
Этот древнейший праздник, возникший в дописьменную эпоху еще до возникновения современных религий и многих государств, отмечается как праздник обновления и очищения от грехов, очищения одежды, дома, очищения от зла, и ненависти. Он призывает людей к прощению людям их грехов и зла. В этот день восточные страны прекращали войны. А казахские аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов.
Несмотря на то, что слово «науруз» в персидских источниках впервые появилось во втором веке до нашей эры, сам праздник отмечался уже во времена правления Ахеменидов (648-330 гг. до н.э.). Именно во времена династии Ахеменидов праздник весеннего равноденствия сложился как официальный праздник Зороастризма. В дни празднования Науруза наместники Персидской империи приносили дары своему правителю – шахиншаху.
В поэме «Шахнаме» начало празднования Науруз связывается с началом царствования шаха Джамшида.
Существует поверие, что персидский царь Джамшид, которого изначально звали «Джам»-ом, достигнув территории нынешнего Азербайджана, повелел своим подданным установить на возвышенности трон из драгоценных камней, лицевая часть которого была обращена на восток. Когда трон был установлен Джамшид воссел на него. На его голове красовалась корона, также унизанная драгоценными камнями. Солнце начало восходить. Его лучи осветили корону, которая озарила все вокруг ярким радужным сиянием. Люди, очарованные столь прекрасной картиной, воскликнули: «Шид! Шид!», что означало: «Это – новый день! Это – новый день!»
Так шах Джам стал царем «Джамшид»-ом. Это соответствует Малому Наурузу, то есть началу весны.
Большой Науруз, то есть шестой день месяца Фарфардин – день, когда царь Джамшид, воссев на трон, созвал к себе всех подданных и приказал им совершить полное омовение тела и совершить земной поклон Создателю. Затем по его повелению этот день стал отмечаться каждый год.
В период между Малым и Большим Наурузами люди помогали нуждающимся, правители проводили амнистию заключенных и прощали провинившихся.
Накануне праздника в ночь на 22 марта, казахи ждут в гости Кадыр-Ата, мифического духа. Канун Наурыза называют Кадыр-тун, или «ночь благословения». Казахи старались в эту ночь не спать. Незамужние девушки готовят угощение «уикыашар» (развевающий сон), приоткрывают окно и ставят на стол миску с мукой. Если дом чистый, а хозяева благородны душой – Кадыр-Ата благословляет дом, которому теперь будет сопутствовать благополучие.
Наурыз – нерелигиозный праздник, как ошибочно считают многие. Более того, во многих исламских странах он находится под запретом. В Сирии и Иране Наурыз не празднуется, в Турции праздник был под запретом до 1991 года. Скорее всего, восприятие Наурыза как мусульманского праздника тесно связано с этническими корнями определенного народа. Вплоть до настоящего времени основное коренное население Средней Азии, а это – казахи, каракалпаки, узбеки, киргизы, таджики и туркмены воспринимаются как этнические мусульмане. И как результат, все национальные праздники данных народов воспринимаются как мусульманские. Несмотря ни на что, праздник пережил и исламские гонения с запретами и остался одним из самых главных праздников казахского народа.
Необычно, но факт, что западные казахи отмечают Наурыз с 14 марта. Объясняется это тем, что из-за длительной изоляции от процессов развития кочевого мира Великой степи и земледельческого Юга духовной культура мангистауских номадов не подвергалась серьезным изменениям. Поэтому только здесь до настоящих дней мы можем наблюдать верования и обряды, уходящие своими корнями к истокам цивилизаций. По этой причине местные казахи-адаи сохранили необычную традицию начинать встречу Наурыза – кочевнического Нового года – с 14 марта.
Наурыз отмечается как можно весело и шумно. В древности праздник длился 13 дней. Люди ходят из аула в аул, кушают это кушанье, поют песню «наурыз», обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом, желают хорошего приплода в новом году и достатка в доме. В старину в этот день было принято проведывать родственников и друзей, делиться новостями, начинать новые совместные дела. Традиция была связана с тем, что в зимний период были затруднены сообщения между поселениями. Праздничными развлечениями являлись различные игры, конные скачки, качели «Алтыбакан» (в переводе с казахского — шесть столбов).
В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этому праздник рад живущие в Казахстане казах, украинец, русский, немец и другие представители 130 национальностей страны. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь и стал играть большую роль в укреплении дружбы и согласия в обществе. Современный Наурыз является важным звеном «связи времен», истории и современности Казахстана.
|