Во что обошлась всеобщая «велосипедизация» Алматы, Астаны и Шымкента?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
едридмадрид 26 Октября 2017 в 10:02:48
Как все начиналось?

Почти одновременно молодые и перспективные руководители трех крупнейших городов Казахстана – Бауыржан Байбек, Асет Исекешев, Габидулла Абдрахимов – решили озаботиться здоровьем горожан и пересадить последних из чадящих автомобилей на экологически чистый вид транспорта. Многочисленные публикации портретов градоначальников, оседлавших педальных «коней», дали официальный старт всеобщей велосипедизации. Однако простого создания условий для пересадки населения на велосипеды оказалось мало. Требовалось нечто большее, способное поразить воображение самого искушенного пользователя. Гениальным решением, удовлетворяющим инновационный и рационализаторский зуд реформаторов, стал так называемый байк-шеринг.         

2014 год стал для велосипедистов Астаны, Алматы и Шымкента поистине судьбоносным. Именно в этом году в столице был запущен пилотный проект системы автоматизированного велопроката. По мнению разработчиков, «высокая социальная и государственная значимость проекта, а также рыночный потенциал делают реализацию целесообразной и перспективной».  

В Астане установкой 40 велостанций занималось ТОО «Velobike.kz», которое впоследствии трансформировалось в общественный фонд «Velocity.кz».  Преображение позволило «колонизировать» арендными велосипедами не только столичные велодорожки, но и алматинские, и шымкентские улицы. «Проект Astanabike стал неким флагманом в развитии велоинфраструктуры и велопрокатов в Казахстане», – уверяли представители фонда.

По данным ОФ «Velocity.kz», предварительно был изучен международный опыт мегаполисов, внедривших общественный велопрокат. Рассматривались системы Velobike (компания Homeport, Чехия) и Velib (компания JCDecaux, Франция). Однако конструкция Homeport показала свою ненадежность – риск кражи и поломок, велосипеды легко вырываются с парковочных мест, неустойчивы к вандализму. Система JCDecaux функционирует только по доступу СМС, требует привязку к банковской карте и блокировку залоговой суммы.

Сотрудники фонда решили внедрять в Казахстане наработки Smoove SAS, утверждая, что компания предоставляет лучший пакет услуг – комплексное обслуживание, программное обеспечение и безопасность.  А крепкие велосипеды идеально подойдут для дорог отечественных мегаполисов. Стоит отметить, что Smoove – это французская компания с головным офисом в Сент Жели-дю-Феск. Словом, основным поставщиком услуг стала европейская велоконтора, ранее уже освоившая дороги мировых столиц.

Вооружившись современными технологиями и святой идеей (здоровье граждан, развитие велоспорта и велодорожной инфраструктуры Казахстана), авторы проекта приступили к реализации. Судя по мировому опыту, подобные «задумки» весьма затратны – финансируются либо за счет местных городских бюджетов, либо за счет спонсорских денег.
Естественно, возникает вопрос: кто инвестировал в масштабную «велостройку века»?

Кто платит, тот и танцует

Исходя из официальных ответов, спонсором внедрения системы автоматизированного велопроката в трех городах РК стал АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Средства на закуп велосипедов и установку оборудования для проектов Astana Bike, Shymkent Bike, Almaty Bike выделены фондом развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», входящим в состав акционерного общества. С 2014 года между АО и акиматами Астаны, Алматы и Шымкента подписаны соответствующие меморандумы.

И здесь начинается самое интересное: деньги в ОФ «Velocity.кz», являющийся единственным оператором реализации светлого велосипедного будущего, были перечислены на безвозмездной основе.

По информации представителей «Samruk-Kazyna Trust», весь спонсорский пакет на три системы городского байк-шеринга был не инвестиционным, фонд, выделяя средства, руководствовался политикой благотворительности АО «Самрук-Казынa» и законами РК «О некоммерческих организациях» и «О благотворительности».

Именно на таких «сказочных» условиях с 2014 года на счета общественной организации «Velocity.кz» переведено порядка пяти миллиардов тенге. По условиям договора, освоить капиталы необходимо до 31 декабря 2017 года. Впрочем, задача по возмещению понесенных затрат не стоит, поскольку меценаты из национального фонда, напомним еще раз, осуществили транш на велосипедные нужды на благотворительной основе. Естественно, при таком раскладе не проводился тендерный конкурс, не требовались гарантии. Единственным критерием отбора для грантополучателя стал опыт работы – скорей всего, ОФ «Velocity.кz» удовлетворил спонсора по всем параметрам.       

Не существует и определенных сроков окупаемости проектов. К примеру, Astana Bike, по самым скромным подсчетам, должна выйти на самостоятельное содержание только при наличии 10 тысяч абонентов. Цифры при сегодняшнем количестве пользователей системы просто фантастические. Но об этом чуть позже.

В региональном разрезе, включая все этапы реализации проектов вело-шеринга, спонсорская помощь выглядит следующим образом: пионер начинания Астана получила с 2014 года 1 866 450 000 тенге, Шымкент с 2016 года –  439 000 000 тенге, Алматы с 2016 года – 2 123 440 000 тенге.

Кстати, ни в одном из перечисленных городов тендера по отбору поставщика услуг не проводилось. ОФ «Velocity.kz» стал «подрядчиком» по умолчанию, так как обладает эксклюзивным правом на распространение системы Bike sharing от Smoove SAS на территории РК. Возможно, для унификации всех байк-проектов они были застрахованы у одних страховщиков – СК «Лондон-Алматы».  

Пока в корпоративном фонде «Samruk-Kazyna Trust» не могут сказать, продолжится ли финансирование байк-увлечений молодых градоначальников. По данным грантодателя, планы на будущий год еще не определены, поскольку бюджет в АО «Самрук-Казына» не сверстан.

Городские легенды

Самые масштабные вливания пришлись на южную столицу. Туда, где городские власти объявили тотальную войну автолюбителям, туда, где заявлена беспрецедентная транспортная реформа с созданием пешеходных зон и сокращением скорости движения до 50 км/ч.

В амбициозные планы акима Байбека, осуществляемые по мотивам концепции архитектора Яна Гейла, входило подключить к финансированию системы велопроката АО «СПК «Алматы». Социально-предпринимательская корпорация для расширения сети Almaty Bike выделила в 2017 году 818 440 000 тенге. К сожалению, условий, на которых алматинская СПК участвует в проекте, выяснить не удалось. С приходом нового руководства официальный ответ компании затерялся в водоворотах кадровых перестановок.

Almaty Bike начинает стремительно выходить за рамки первоначального замысла. Теперь алматинские власти видят в велосипедизации города панацею от всех бед: тут и развитие туристического кластера, и борьба с пробками, и улучшение экологии. К примеру, в документе под громким названием «Комплексная схема организации дорожного движения 2018-2023 гг.» предполагается разметка велодорожки по всей длине проспекта Толе би. Также планируется, что автоматизированные парковки будут расширены еще на 15 тысяч мест – весь центр мегаполиса станет платным.

Безусловно, решать транспортные проблемы необходимо, однако не избалованные вниманием акимата алматинцы начинают опасаться столь резких изменений. По мнению специалистов, расходы по пересадке населения на велосипеды будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Затраты на создание инфраструктуры могут измеряться десятками миллиардов. Но это совсем другая история, мы же, как говорят французы, вернемся к нашим баранам…

В 2016 году в деловой части Алматы установили 50 станций, где стоят 270 велосипедов. В 2017 году добавилось еще 150 станций и 1460 велосипедов в густонаселенных жилых массивах. По замыслу реформаторов, сознательные горожане должны передвигаться на двухколесном транспорте по маршрутам «дом - работа» и «работа - дом». Кроме того, жители южной столицы смогут осуществлять велопрогулки спортивно-оздоровительного характера. Может статься, именно поэтому станции возводятся в самых неожиданных местах. В следующем году, по аналитическим выкладкам ОФ «Velocity.kz», Алматы будет испытывать потребность в расширении системы велопроката до 250 велостанций и 2410 велосипедов.

Интересно, что в апреле этого года представители фонда заявили, что месячный абонемент будет отменен и останется только разовый и годовой, поскольку… граждане ездят на велосипедах даже зимой, то есть круглый год!

При разработке тарифной политики была учтена социальная составляющая проекта. И вправду, цены на прокат французских велоконей вполне демократичные – 10 000 тенге за год, а для пенсионеров и студентов – по 5 000 с человека. Тем не менее похвалиться грандиозными доходами Almaty Bike не может.
За первое полугодие 2017 года объем выручки составил всего 7 298 097 тенге.

Итак, достижения Almaty Bike в цифрах (по данным за первое полугодие 2017 года):
количество прокатов – 283 902 раза;
длительность прокатов – 3 391 436 минут;
продолжительность прокатов – 124 679 км;
количество пользователей – 1 826 человек;
прокатов по смс – 441;
количество зарегистрировавшихся на сайте – 4 808 человек;
среднее количество поездок в день на 1 велосипеде – 2 раза и 2 человека в сутки.

В отличие от алматинских амбиций Астана и Шымкент не испытывают столь претензионных терзаний. Здесь все тише и без фанатизма.

По информации столичного акимата, после окончания феерии международной выставки в городе действуют 150 велостанций, укомплектованных тысячей велосипедов. Причем в связи с расширением количества велоточек на территории ЕХРО (30 велостанций, 350 велосипедов), а также согласно проведенному анализу потребностей жителей и гостей Астаны, необходимость в дополнительных станциях отсутствует. Уместно отметить, что среднее количество поездок превышает алматинские показатели – на один велосипед в сутки приходится 4 раза/4 человека.

И уж совсем скромные индексы демонстрирует Шымкент – небольшой бюджет, всего 40 велостанций и низкая активность жителей города. Ну не привыкли южные парни передвигаться в пространстве на тихоходных «великах», им бы на внедорожниках да в степь.
Недоверие шымкентцев к инновациям не могут перебить даже титанические усилия Габидуллы Абдрахимова. Впрочем, у акима есть дела поважней, он безуспешно пытается пересадить чиновников местного акимата хотя бы в салоны общественного транспорта, обещая всевозможные преференции смельчакам.
Может быть поэтому, ответ на официальный запрос редакции был крайне лаконичен и суров. «В случае несогласия с настоящим ответом Вы имеете право обжаловать его в вышестоящем органе либо в судебном порядке», – сказали как отрезали.

Who is who?

А теперь немного подробностей о руководстве «единого оператора оказания велосипедных услуг» в Казахстане – общественном фонде «Velocity.kz». Организация была зарегистрирована в ноябре 2014 года в Астане.

Учредителями ОФ, по официальным данным, являются Сарсен Абайулы Қуранбек (1976 года рождения, 41 год) и Павел Михайлович Шегай (1974 года рождения, 43 года).

Руководитель ОФ – Алмагуль Бакытовна Касымова.  

Сарсен Куранбек родился 31 марта 1976 года в Алматинской области. Окончил факультет философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби (1998 г.), Казахскую академию туризма и спорта (2003 г.) по специальности «тренер по спорту». Спортивное звание – мастер спорта РК по каратэ-до.

Трудовая деятельность:
сентябрь 1995 - декабрь 2002 – тренер, старший тренер ГККП «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва №4», Алматы;
декабрь 2002 - октябрь 2004 – директор ГККП предприятие «Детско-юношеский клуб физической подготовки №15», Алматы;
октябрь 2004 - август 2007 – директор ГККП «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва №4», Алматы;
ноябрь 2007 - март 2009 – заместитель начальника ГУ «Управление туризма, физической культуры и спорта», Алматы;
март 2009 - апрель 2010 – заместитель директора РГКП «Республиканский колледж спорта»;
апрель 2010 - июль 2011 – заместитель директора ГККП «Городская дирекция по проведению 7-х зимних Азиатских игр и эстафеты Олимпийского огня»;
апрель 2012 - июль 2012 – начальник Управления развития массового спорта Агентства Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры;
июнь 2012 года - март 2014 года – исполнительный директор Фонда развития қазақ күресі «Қазақстан Барысы»;

В марте 2014 года был назначен заместителем председателя Агентства РК по делам спорта и физической культуры.

Сейчас занимает кресло первого вице-президента Федерации поло Казахстана, созданной по инициативе Умирзака Шукеева.

Господин Куранбек женат, воспитывает четверых детей.

Президент общественного фонда Алмагуль Касымова пересекалась с учредителем «Velocity.kz» и в прошлом. Судьба сводила их в Алматы на Азиаде 2011 года. Госпожа Касымова закончила Казахскую национальную академию искусств имени Т. Жургенова. Факультет: искусствоведение; специальность: кинотеледраматург.

Трудовая деятельность:
2006-2007 – ведущий специалист организационно-кадрового отдела государственного фонда развития молодежной политики города Алматы;
2007-2010 – главный специалист организационного отдела государственного фонда развития молодежной политики города Алматы;
апрель 2010 г. - сентябрь 2011 г. – начальник отдела культурно-массовых программ ГККП «Дирекция зимних Азиатских игр 2011 года» акимата города Алматы;
сентябрь 2011 г. - февраль 2012 г. – заместитель директора ГККП «Дирекция зимних Азиатских игр 2011 года» акимата города Алматы;
февраль 2012 г. по январь 2013 г. – президент государственного фонда «Фонд развития и поддержки спорта»;
январь - август 2013 г.– главный менеджер по взаимодействию с государственными структурами ОО «Түзу Жолы»;
август - декабрь 2013 г. – редактор Дирекции программ АО «Агентство «Хабар»;
декабрь 2013 г. - март 2014 г. – заместитель директора по вопросам стратегии и обслуживанию игр ГФ «Исполнительная дирекция Универсиада Алматы-2017»;
апрель 2014 по февраль 2016 – директор ТОО «Velobike.kz».


646x347
( 65.14Кб)

645x365
( 82.8Кб)

665x264
( 60.17Кб)

903x434
( 121.71Кб)


https://total.kz/ru/news/zhizn/vo_chto_oboshlas_vseobshchaya_velosipedizatsiya_almati_astani_i_shimkenta_date_2017_10_25_01_18_33
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Viktor11 26.10.2017 в 10:11:09   # 639329
Шымкент 200 велосипедов за 189 633 379,00 тенге.
я ничего не перепутал?
  Nafis 26.10.2017 в 12:42:18   # 639378
1700 алмаатинских за 229 млн дешевле обошлись. Наверное скидка за оптовую покупку была.
  НурболаТТ 26.10.2017 в 12:52:49   # 639382
В
Цитата: Viktor11 от 26.10.2017 10:11:09
Шымкент 200 велосипедов за 189 633 379,00 тенге.
я ничего не перепутал?


Перепутал: Шымкент с 2016 года – 439 000 000 тенге. Короче, этого самруковца главного тоже гнать надо вместе с болашкёрами! Страну разбазаривают....

  Маке0912 26.10.2017 в 13:05:40   # 639385
забанен до 06.01.2030 09:46:38
А кто то Акима хвалил.
Этот показушник первый мошенник и показушник. Воры да и только. А вы ещё про остановки и заборы забыли.
Всё откаты, слов нет.
  sirgely 26.10.2017 в 14:50:11   # 639416
В прошлом году в Астане катался. В 2017 интерес пропал так как понял, что система не совершена,приложение показывает свободные места на станции, приезжаешь а там его нет. Город не преспособен для прогулок на велосипеде. Загруженность станций по вечерам. Это приводила что надо ехать на свободную станцию которая находится в пару километров от дома и цену подняли до 10000т
  baglankz 26.10.2017 в 22:34:11   # 639555
поэтому этот популист раскидывает десятками тысячами баксов в кабаках
  baglankz 26.10.2017 в 22:41:42   # 639557
Цитата: Маке0912 от 26.10.2017 13:05:40
А кто то Акима хвалил.
Этот показушник первый мошенник и показушник. Воры да и только. А вы ещё про остановки и заборы забыли.
Всё откаты, слов нет.


я сразу же догодался что этот популист ари первом же его выходе в народ касательно лифта
  Ал 28.10.2017 в 12:27:52   # 639941

После уточнения стоимости, чёт я стал в этом сомневаться...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь