Саудовская Аравия в борьбе за свои позиции в Центральной Азии
UktamNamozov 24 Апреля 2020 в 09:16:59
С тех пор как Мохаммед бен Салман стал наследным принцем Саудовской Аравии в 2017 году, королевство проводит агрессивную внешнюю политику на Ближнем Востоке, направленную на противодействие и изоляцию Ирана. Обе страны были вовлечены в конфликты в Йемене, Сирии, Ираке и Ливане. Их соперничество простирается от Ближнего Востока до Южной Азии (Пакистан и Афганистан), Африки (Марокко, Нигерия, Судан, Эфиопия и Сомали) и Кавказа (Азербайджан). В то время как Саудовская Аравия также установила связи с Центральной Азией - большинством суннитского мусульманского региона мира, который включает Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан - Мохаммед бен Салман хочет усилить влияние своего королевства в этом регионе.
Исторически так сложилось, что Центральная Азия была сферой влияния России. Регион по-прежнему политически, экономически, культурно и лингвистически связан с Россией. Однако Центральная Азия привлекает все больше международных игроков с различными интересами в регионе после распада Советского Союза (СССР). Поскольку большая часть населения стран региона мусульмане, влиятельные мусульманские страны на Ближнем Востоке начали представлять свои версии ислама в этом регионе.
Одну из активных позиций в регионе сразу же заняла Турция, стремясь объединить под своим началом страны «тюркского мира». Ей удалось добиться значительных успехов в установлении своих позиций в Казахстане и Кыргызстане, в отличии Узбекистане и Таджикистане, прежде всего путем укрепления экономических отношений, создания образовательных учреждений и строительства мечетей.
Хотя влияние Ирана в Центральной Азии невелико, языковая и культурная близость Таджикистана с Ираном сблизили две страны. Однако тот факт, что Таджикистан отверг иранскую модель исламского правительства и неустойчивые двусторонние отношения с 1990-х годов, определил некоторую дистанцию между ними. Иранскую шиитскую версию ислама было сложно импортировать в суннитскую Центральную Азию, не в последнюю очередь потому, что правительства в регионе светские.
С 1990-х годов влияние Саудовской Аравии и других стран Персидского залива в Центральной Азии было сосредоточено главным образом на строительстве образовательных и религиозных учреждений в регионе, возведении мечетей, финансировании религиозного образования молодежи и имамов, оказании материальной поддержки официальным представителям Исламского духовенства в отдельных странах, организация курсов по арабскому языку и создание различных благотворительных фондов.
ЗАО «ЭкоИсламикБанк», поддерживаемый Саудовской Аравией, имеет более 120 филиалов по всему Кыргызстану, которые ежемесячно переводят платежи местным имамам. В результате Саудовской Аравии удалось наладить отношения с религиозными и политическими лидерами Кыргызстана.
После распада Советского Союза главная цель Саудовской Аравии по вовлечению центральноазиатских государств стало распространение ее версий ислама, ваххабизма и салафизма, которые выступают за возвращение, так сказать, к «чистому» исламу.
Саудовская Аравия стремилась быть частью экспансии ислама в регионе, который заново открыл свою религиозную самобытность после 70 лет советского атеистического режима. По данным Американского совета по внешней политике, СССР потратил около 7 миллиардов долларов на пропаганду коммунизма за 70 лет своего существования, в то время как Саудовская Аравия потратила 90 миллиардов долларов на распространение идеологии ваххабизма за 20 лет после 1980-й года.
Саудовцы щедро финансировали исследования молодых людей из Центральной Азии в исламских религиозных учебных заведениях (медресе) в регионе и в других мусульманских странах, таких как Пакистан, где влияние ваххабитов сильно. Будучи носителями ваххабитской идеологии, такие молодые люди стали представлять проблему представителям традиционного ислама и правительств в своих странах. Постепенно в регионе начали появляться течения, продвигающие в массы идеи салафизма, яркий пример Исламское движение Узбекистана. С этого момента правительства в регионе начали ужесточать контроль над влиянием ислама на свое общество.
Власти Центральной Азии предприняли шаги, чтобы остановить распространение в их регионе идей ваххабитов и салафитов, которые они связывают с исламским фундаментализмом и экстремизмом, которые Саудовская Аравия пропагандирует в течение многих лет. Они ввели запрет на ношение исламских атрибутов одежды, бороды, исламистскую литературу и сайты. Начали проверять имамов, чтобы убедиться, что они не проповедуют уже упомянутые нами идеи и взгляды.
В этот момент резко активизировались международные правозащитные организации и наблюдатели, которые настаивали на том, что жесткие меры правительств стран Центральной Азии против религиозных людей и политических противников часто направлены на то, чтобы подавить инакомыслие и отвлечь население от насущных социальных и экономических проблем, одновременно подталкивая умеренных мусульман к преследованию экстремистских групп.
На данном этапе религиозное влияние Саудовской Аравии и других стран Персидского залива в Центральной Азии в значительной степени рассматривается с недоверием и опасением. А после того, как выяснилось, что приблизительно 4000-6000 человек из Центральной Азии вступили в ряды Исламского Государства (ИГИЛ), страны региона предприняли активные шаги по продвижению среди населения пропагандируемой государством умеренного ислама в попытке предотвратить социальную радикализацию и вытеснить экстремистские влияния из региона. Внедрение надлежащего религиозного образования вместо того, чтобы вообще избегать религии, стало приоритетом.
Тем не менее, последователи пропагандируемого Саудовской Аравией салафизма все еще существуют в Центральной Азии. По словам исследователя из Центральной Азии Аурели Биард, салафизм нашел место среди некоторых казахстанских бизнесменов, городского среднего класса. Они напрямую не финансируются Саудовской Аравией, но они обеспечивают легкий доступ к саудовскому рынку.
Хотя эти казахские салафисты не позиционируют себя против светского правительства страны, правительство Казахстана все еще не доверяет им. Более того, Биард говорит, что “казахские салафитские предприниматели могут быть мирными, но они ультраконсервативны и все чаще оказывают влияние на окружающих их людей”. Более того, “они восхищаются саудовской моделью управления”.
На данном этапе влияние Саудовской Аравии и других стран Персидского залива мало по сравнению с влиянием того же Китая. Тем не менее Саудовская Аравия вкладывает деньги в Таджикистан и Казахстан, чтобы оторвать их от иранских коммерческих связей, учитывая растущую торговлю между этими странами и Ираном.
Открытие Узбекистана миру, после смерти давнего авторитарного президента Ислама Каримова в 2016 году и преемника Шавката Мирзиёва, настроенного на реформы, открывает новую возможность для Саудовской Аравии. Недавно ACWA Power, разработчик коммунальных услуг из Саудовской Аравии, подписал с Узбекистаном энергетические соглашения на сумму 2,5 миллиарда долларов. Президент Кыргызстана Сооронбай Жеенбеков, чей брат занимал должность посла в Саудовской Аравии, активно содействует развитию саудовско-кыргызских отношений.
В то время как правительства стран Центральной Азии приветствуют более активное участие Саудовской Аравии в экономической и дипломатической сфере, все же здоровый скептицизм в отношении саудовской религиозной идеологии в них присутствует. Что не может не радовать.
Исторически так сложилось, что Центральная Азия была сферой влияния России. Регион по-прежнему политически, экономически, культурно и лингвистически связан с Россией. Однако Центральная Азия привлекает все больше международных игроков с различными интересами в регионе после распада Советского Союза (СССР). Поскольку большая часть населения стран региона мусульмане, влиятельные мусульманские страны на Ближнем Востоке начали представлять свои версии ислама в этом регионе.
Одну из активных позиций в регионе сразу же заняла Турция, стремясь объединить под своим началом страны «тюркского мира». Ей удалось добиться значительных успехов в установлении своих позиций в Казахстане и Кыргызстане, в отличии Узбекистане и Таджикистане, прежде всего путем укрепления экономических отношений, создания образовательных учреждений и строительства мечетей.
Хотя влияние Ирана в Центральной Азии невелико, языковая и культурная близость Таджикистана с Ираном сблизили две страны. Однако тот факт, что Таджикистан отверг иранскую модель исламского правительства и неустойчивые двусторонние отношения с 1990-х годов, определил некоторую дистанцию между ними. Иранскую шиитскую версию ислама было сложно импортировать в суннитскую Центральную Азию, не в последнюю очередь потому, что правительства в регионе светские.
С 1990-х годов влияние Саудовской Аравии и других стран Персидского залива в Центральной Азии было сосредоточено главным образом на строительстве образовательных и религиозных учреждений в регионе, возведении мечетей, финансировании религиозного образования молодежи и имамов, оказании материальной поддержки официальным представителям Исламского духовенства в отдельных странах, организация курсов по арабскому языку и создание различных благотворительных фондов.
ЗАО «ЭкоИсламикБанк», поддерживаемый Саудовской Аравией, имеет более 120 филиалов по всему Кыргызстану, которые ежемесячно переводят платежи местным имамам. В результате Саудовской Аравии удалось наладить отношения с религиозными и политическими лидерами Кыргызстана.
После распада Советского Союза главная цель Саудовской Аравии по вовлечению центральноазиатских государств стало распространение ее версий ислама, ваххабизма и салафизма, которые выступают за возвращение, так сказать, к «чистому» исламу.
Саудовская Аравия стремилась быть частью экспансии ислама в регионе, который заново открыл свою религиозную самобытность после 70 лет советского атеистического режима. По данным Американского совета по внешней политике, СССР потратил около 7 миллиардов долларов на пропаганду коммунизма за 70 лет своего существования, в то время как Саудовская Аравия потратила 90 миллиардов долларов на распространение идеологии ваххабизма за 20 лет после 1980-й года.
Саудовцы щедро финансировали исследования молодых людей из Центральной Азии в исламских религиозных учебных заведениях (медресе) в регионе и в других мусульманских странах, таких как Пакистан, где влияние ваххабитов сильно. Будучи носителями ваххабитской идеологии, такие молодые люди стали представлять проблему представителям традиционного ислама и правительств в своих странах. Постепенно в регионе начали появляться течения, продвигающие в массы идеи салафизма, яркий пример Исламское движение Узбекистана. С этого момента правительства в регионе начали ужесточать контроль над влиянием ислама на свое общество.
Власти Центральной Азии предприняли шаги, чтобы остановить распространение в их регионе идей ваххабитов и салафитов, которые они связывают с исламским фундаментализмом и экстремизмом, которые Саудовская Аравия пропагандирует в течение многих лет. Они ввели запрет на ношение исламских атрибутов одежды, бороды, исламистскую литературу и сайты. Начали проверять имамов, чтобы убедиться, что они не проповедуют уже упомянутые нами идеи и взгляды.
В этот момент резко активизировались международные правозащитные организации и наблюдатели, которые настаивали на том, что жесткие меры правительств стран Центральной Азии против религиозных людей и политических противников часто направлены на то, чтобы подавить инакомыслие и отвлечь население от насущных социальных и экономических проблем, одновременно подталкивая умеренных мусульман к преследованию экстремистских групп.
На данном этапе религиозное влияние Саудовской Аравии и других стран Персидского залива в Центральной Азии в значительной степени рассматривается с недоверием и опасением. А после того, как выяснилось, что приблизительно 4000-6000 человек из Центральной Азии вступили в ряды Исламского Государства (ИГИЛ), страны региона предприняли активные шаги по продвижению среди населения пропагандируемой государством умеренного ислама в попытке предотвратить социальную радикализацию и вытеснить экстремистские влияния из региона. Внедрение надлежащего религиозного образования вместо того, чтобы вообще избегать религии, стало приоритетом.
Тем не менее, последователи пропагандируемого Саудовской Аравией салафизма все еще существуют в Центральной Азии. По словам исследователя из Центральной Азии Аурели Биард, салафизм нашел место среди некоторых казахстанских бизнесменов, городского среднего класса. Они напрямую не финансируются Саудовской Аравией, но они обеспечивают легкий доступ к саудовскому рынку.
Хотя эти казахские салафисты не позиционируют себя против светского правительства страны, правительство Казахстана все еще не доверяет им. Более того, Биард говорит, что “казахские салафитские предприниматели могут быть мирными, но они ультраконсервативны и все чаще оказывают влияние на окружающих их людей”. Более того, “они восхищаются саудовской моделью управления”.
На данном этапе влияние Саудовской Аравии и других стран Персидского залива мало по сравнению с влиянием того же Китая. Тем не менее Саудовская Аравия вкладывает деньги в Таджикистан и Казахстан, чтобы оторвать их от иранских коммерческих связей, учитывая растущую торговлю между этими странами и Ираном.
Открытие Узбекистана миру, после смерти давнего авторитарного президента Ислама Каримова в 2016 году и преемника Шавката Мирзиёва, настроенного на реформы, открывает новую возможность для Саудовской Аравии. Недавно ACWA Power, разработчик коммунальных услуг из Саудовской Аравии, подписал с Узбекистаном энергетические соглашения на сумму 2,5 миллиарда долларов. Президент Кыргызстана Сооронбай Жеенбеков, чей брат занимал должность посла в Саудовской Аравии, активно содействует развитию саудовско-кыргызских отношений.
В то время как правительства стран Центральной Азии приветствуют более активное участие Саудовской Аравии в экономической и дипломатической сфере, все же здоровый скептицизм в отношении саудовской религиозной идеологии в них присутствует. Что не может не радовать.
|