Мина под стабильность
dead 30 Апреля 2010 в 14:24:46
Откуда это желание звездануть палкой по ветровому стеклу стоящего авто или запустить камнем в окно банка или офиса? Ладно, залезть в магазин и унести что-либо — тут прямой шкурный интерес. Но, казалось бы, при чем здесь чья-то машина, окна офиса или банка? А при том, что у того, кто бьет, нет такой машины, как и своей квартиры, и уж точно — своего магазина, кафе, заправки и любой другой собственности.
Погром магазинов, офисов, машин и всего того, что является показателем преуспевания, - это прежде всего акт социальной мести люмпенизированных граждан тем, кто живет лучше.
Корни ненависти
Люмпены с их жаждой мести за свое унижение есть в любой стране. Люди, лишенные возможности жить достойно, — это сжатая пружина недовольства, готовая в любой момент распрямиться и вылиться в погромы, подж��ги и грабежи.
Их опасность для общества прямо пропорциональна: а) их количеству в стране; б) разнице между их доходами и тех, кто живет лучше них; в) степени безразличия к их судьбе со стороны общества.
Одним из показателей сжатия этой пружины социальной напряженности считается различие в доходах между богатыми и бедными. Этакий индекс социальной гомогенности общества, замеряющий разницу между 10% тех, кто получает самую высокую заработную плату, и 10% самых низкооплачиваемых работников.
Традиционно считается, что разница более чем в 10 раз создает реальную опасность социального конфликта. На самом деле самой по себе разницы в доходах между самыми высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми гражданами еще не достаточно для взрывоопасной ситуации.
Важно, насколько уровень их доходов позволяет им иметь элементарные базовые условия существования — нормальное жилье, возможность содержать семью, получать медицинскую помощь, качественное образование. Последнее принципиально, потому что это создаст основу для карьеры и получения высоких доходов в будущем.
Низкооплачиваемый англичанин или норвежец при всем недостатке денежных средств тем не менее имеет социальные гарантии, позволяющие ему чувствовать себя частью общества. Тогда как низкооплачиваемые казахстанцы с их мизерным доходом и социальной незащищенностью оказываются фактически за бортом жизни. Двухсот долларов, которые они получают в месяц, хватает только на то, чтобы не умереть с голоду. И таких в одном Алматы сегодня более 100 тысяч.
Но это еще не все. Самое ужасное, что у них есть возможность сравнивать. Они живут рядом с людьми, которые имеют работу, живут в своих квартирах, ездят на личных автомобилях, и видят, как другие 100 тысяч в Алматы гуляют в ресторанах, пользуются Интернетом и летают по заграницам. При этом они понимают, что дорога в такую жизнь им закрыта по определению. И это только видимая часть проблемы.
Дубинка против права
Сегодня цифры внутренней миграции колеблются от официальных 150 тысяч до экспертных 400 тысяч в год. Учитывая, что основная тенденция — это переезд людей из села в больш��е города, и в первую очередь в Алматы и Астану, несложно представить размеры проблемы: через лет пять население Алматы может удвоиться.
Это притом, что инфраструктура южной столицы уже сегодня не в состоянии обеспечить полноценное функционирование мегаполиса. Назревает откровенная социальная катастрофа. Если в городе появится как минимум полмиллиона полубездомных, временно не работающих и, соответственно, полуголодных людей, то нынешние 10% «отверженных» превратятся в 40—50%.
Представляете, полмиллиона обозленных молодых людей, ждущих сигнала своей «Авроры», чтобы «восстановить справедливость»... или, на худой конец, просто пограбить магазины? И они ждут своего часа.
Полагаю, здесь нужно искать причину того, почему власти срочно принялись «закрывать» Алматы от приезжих — боятся увеличения взрывоопасной люмпенской массы до критического предела. И правильно боятся. Не нужно большого ума, чтобы понять — алматинский мегаполис все больше превращается в пороховую бочку, которая если рванет, то на ее фоне бишкекские погромы покажутся безобидной забавой.
Но если это, не дай бог, случится завтра, кого мы будем винить? Кто ответит за дестабилизацию ситуации? Ответ на поверхности — власть, которая своей асоциальной политикой вытолкнула на периферию жизни огромное количество народа, заложив мину под нашу стабильность.
Сегодня власти пугают общество опасностью погромов, мародерства в случае организации массовых акций протестов. Но важно четко понимать, что не граждане, мирно митингующие, начинают применять насилие и нарушать общественный порядок, а именно полиция в нарушение Конституции страны начинает разгонять граждан, провоцируя беспорядки.
И здесь два сценария развития событий. Первый — митинг или демонстрацию разгоняют, зачинщиков арестовывают, но фактически напряженность сохраняется, а пружина сжимается до следующего раза. Второй — митингующие, возмущенные действиями властей, дают отпор полицейским, которые разбегаются.
В последнем случае наступает безвластие: победившие еще не могут поддерживать порядок, проигравшие уже не могут. Все, люмпенская «Аврора» бабахнула. С на��туплением ночи погромы, грабежи, насилие гарантированы — город отдается на разграбление толпе мародеров. Наступает час Быка* — страшный и ужасный!
В том, что произошло в Бишкеке, однозначно виновата власть. Во-первых, тем, что, исключив политические пути решения проблемы, вынудила граждан выйти на улицу. Во-вторых, тем, что прибегла к насилию, чем спровоцировала граждан на ответные действия.
И в-третьих, тем, что своей антинародной социальной политикой создала широкий слой социальных изгоев, которые любое безвластие используют для организации погромов и повального мародерства. Бунт маргиналов — это неизбежное следствие антинародной социальной политики властей.
Жадность превыше всего
Человечество выработало ряд основополагающих принципов поддержания социальной стабильности. Один из них гласит, что для искоренения нищеты как главного дестабилизирующего фактора развития необходимо уменьшать различия в уровне жизни. Причем очень важно делать это не за счет уменьшения доходов богатых, а путем удовлетворения насущных потребносте�� малоимущих.
Казахстану повезло, природа наделила нас несметными богатствами, распродажа которых позволяет зарабатывать миллиарды долларов, абсолютно не напрягаясь. Главный вопрос — как грамотно ими распорядиться.
Однако чем успешнее распродаются национальные богатства, тем выше разница в доходах самых бедных и самых богатых, тем безысходнее становится жизнь в селах и райцентрах, тем острее становятся социальные проблемы больших городов. Все это свидетельствует, что нефтяные деньги — «не в коня корм».
Отсутству��т продуманная государственная политика в части трудоустройства, создания новых рабочих мест, социальной поддержки неимущих. Власти расписались в своей неспособности контролировать процесс расслоения общества и, соответственно, внутренней миграции.
Единственное, на что их хватило, - попытаться «закрыть» экономически благополучный Алматы от нашествия «д'Артаньянов». Думаю, делается это не по соображениям высокой гуманности, а из-за боязни превращения южной столицы в источник повышенной опасности для политического режима. А ну как оппозиция всколыхнет легких на подъем маргиналов!
Однако по-серьезному ни власть, ни олигархи решать проблему социальных изгоев не собираются. Причина — в особой жадности. Запредельный эгоизм, жажда личного обогащения поглотили остатки благоразумия и осторожности. Правящая элита занята сколачиванием миллионных и даже миллиардных состояний, не до социальных изгоев им сейчас.
Контрастно на этом фоне смотрится инициатива пятидесяти миллионеров Германии, предлагающих повысить налог на богатых с тем, чтобы ��ерераспределить доходы в пользу бедных. Представляете, самые богатые люди Германии требуют от парламента страны принять соответствующий закон?!
Увы, в наших палестинах такое просто немыслимо. Когда глаза застит пелена сиюминутного обогащения, людям не до угроз часа Быка. А зря! Опыт соседнего Кыргызстана учит обратному.
*«Час Быка — так называли в древности наиболее томительное для человека время незадолго до рассвета, когда властвуют демоны...» (Иван Ефремов)
Все течет, все меняется
Почему сегодня в Алматы не может повториться Бишкек?
Ну, во-первых, потому, что золотой дождь нефтяных денег и сопутствующая ему деловая активность так или иначе отражаются на казахстанских неимущих (рабочие места, спрос на дешевую рабочую силу). Это притупляет остроту проблемы «лишних людей».
Во-вторых, потому, что средний класс (люди, которым есть что терять) в Алматы составляет существенный процент, и эти люди являются своеобраз��ой цементирующей основой общественной стабильности. То есть в количественном отношении всех остальных существенно больше, чем маргиналов.
В-третьих, потому, что в отличие от Бишкека, где «легионеры» из провинции легко влияют на городские события, в Алматы нет опасности маргинальной интервенции.
И наконец, в-четвертых, алматинская оппозиция сама как черт ладана боится любого проявления политического насилия и в силу этого никогда не станет апеллировать к революционному потенциалу маргиналов.
Однако все эти фа��торы работают только сегодня. Но все, как известно, течет и меняется. Завтра, когда за счет миграции число «лишних» в Алматы подберется к полумиллиону, а в их среде появятся свои лидеры, ситуация может резко измениться. И тогда достаточно будет одной искорки типа закрытия какого-либо рынка или ареста их лидера, чтобы сотня-другая тысяч молодых обозленных маргиналов устроила себе праздник жизни.
Если общество забывает о своих неимущих, они вынуждены напоминать о себе погромами и грабежами. И вот тогда наступают времена, когда вл��ствуют демоны.
Источник: Газета "Голос Республики"
Погром магазинов, офисов, машин и всего того, что является показателем преуспевания, - это прежде всего акт социальной мести люмпенизированных граждан тем, кто живет лучше.
Корни ненависти
Люмпены с их жаждой мести за свое унижение есть в любой стране. Люди, лишенные возможности жить достойно, — это сжатая пружина недовольства, готовая в любой момент распрямиться и вылиться в погромы, подж��ги и грабежи.
Их опасность для общества прямо пропорциональна: а) их количеству в стране; б) разнице между их доходами и тех, кто живет лучше них; в) степени безразличия к их судьбе со стороны общества.
Одним из показателей сжатия этой пружины социальной напряженности считается различие в доходах между богатыми и бедными. Этакий индекс социальной гомогенности общества, замеряющий разницу между 10% тех, кто получает самую высокую заработную плату, и 10% самых низкооплачиваемых работников.
Традиционно считается, что разница более чем в 10 раз создает реальную опасность социального конфликта. На самом деле самой по себе разницы в доходах между самыми высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми гражданами еще не достаточно для взрывоопасной ситуации.
Важно, насколько уровень их доходов позволяет им иметь элементарные базовые условия существования — нормальное жилье, возможность содержать семью, получать медицинскую помощь, качественное образование. Последнее принципиально, потому что это создаст основу для карьеры и получения высоких доходов в будущем.
Низкооплачиваемый англичанин или норвежец при всем недостатке денежных средств тем не менее имеет социальные гарантии, позволяющие ему чувствовать себя частью общества. Тогда как низкооплачиваемые казахстанцы с их мизерным доходом и социальной незащищенностью оказываются фактически за бортом жизни. Двухсот долларов, которые они получают в месяц, хватает только на то, чтобы не умереть с голоду. И таких в одном Алматы сегодня более 100 тысяч.
Но это еще не все. Самое ужасное, что у них есть возможность сравнивать. Они живут рядом с людьми, которые имеют работу, живут в своих квартирах, ездят на личных автомобилях, и видят, как другие 100 тысяч в Алматы гуляют в ресторанах, пользуются Интернетом и летают по заграницам. При этом они понимают, что дорога в такую жизнь им закрыта по определению. И это только видимая часть проблемы.
Дубинка против права
Сегодня цифры внутренней миграции колеблются от официальных 150 тысяч до экспертных 400 тысяч в год. Учитывая, что основная тенденция — это переезд людей из села в больш��е города, и в первую очередь в Алматы и Астану, несложно представить размеры проблемы: через лет пять население Алматы может удвоиться.
Это притом, что инфраструктура южной столицы уже сегодня не в состоянии обеспечить полноценное функционирование мегаполиса. Назревает откровенная социальная катастрофа. Если в городе появится как минимум полмиллиона полубездомных, временно не работающих и, соответственно, полуголодных людей, то нынешние 10% «отверженных» превратятся в 40—50%.
Представляете, полмиллиона обозленных молодых людей, ждущих сигнала своей «Авроры», чтобы «восстановить справедливость»... или, на худой конец, просто пограбить магазины? И они ждут своего часа.
Полагаю, здесь нужно искать причину того, почему власти срочно принялись «закрывать» Алматы от приезжих — боятся увеличения взрывоопасной люмпенской массы до критического предела. И правильно боятся. Не нужно большого ума, чтобы понять — алматинский мегаполис все больше превращается в пороховую бочку, которая если рванет, то на ее фоне бишкекские погромы покажутся безобидной забавой.
Но если это, не дай бог, случится завтра, кого мы будем винить? Кто ответит за дестабилизацию ситуации? Ответ на поверхности — власть, которая своей асоциальной политикой вытолкнула на периферию жизни огромное количество народа, заложив мину под нашу стабильность.
Сегодня власти пугают общество опасностью погромов, мародерства в случае организации массовых акций протестов. Но важно четко понимать, что не граждане, мирно митингующие, начинают применять насилие и нарушать общественный порядок, а именно полиция в нарушение Конституции страны начинает разгонять граждан, провоцируя беспорядки.
И здесь два сценария развития событий. Первый — митинг или демонстрацию разгоняют, зачинщиков арестовывают, но фактически напряженность сохраняется, а пружина сжимается до следующего раза. Второй — митингующие, возмущенные действиями властей, дают отпор полицейским, которые разбегаются.
В последнем случае наступает безвластие: победившие еще не могут поддерживать порядок, проигравшие уже не могут. Все, люмпенская «Аврора» бабахнула. С на��туплением ночи погромы, грабежи, насилие гарантированы — город отдается на разграбление толпе мародеров. Наступает час Быка* — страшный и ужасный!
В том, что произошло в Бишкеке, однозначно виновата власть. Во-первых, тем, что, исключив политические пути решения проблемы, вынудила граждан выйти на улицу. Во-вторых, тем, что прибегла к насилию, чем спровоцировала граждан на ответные действия.
И в-третьих, тем, что своей антинародной социальной политикой создала широкий слой социальных изгоев, которые любое безвластие используют для организации погромов и повального мародерства. Бунт маргиналов — это неизбежное следствие антинародной социальной политики властей.
Жадность превыше всего
Человечество выработало ряд основополагающих принципов поддержания социальной стабильности. Один из них гласит, что для искоренения нищеты как главного дестабилизирующего фактора развития необходимо уменьшать различия в уровне жизни. Причем очень важно делать это не за счет уменьшения доходов богатых, а путем удовлетворения насущных потребносте�� малоимущих.
Казахстану повезло, природа наделила нас несметными богатствами, распродажа которых позволяет зарабатывать миллиарды долларов, абсолютно не напрягаясь. Главный вопрос — как грамотно ими распорядиться.
Однако чем успешнее распродаются национальные богатства, тем выше разница в доходах самых бедных и самых богатых, тем безысходнее становится жизнь в селах и райцентрах, тем острее становятся социальные проблемы больших городов. Все это свидетельствует, что нефтяные деньги — «не в коня корм».
Отсутству��т продуманная государственная политика в части трудоустройства, создания новых рабочих мест, социальной поддержки неимущих. Власти расписались в своей неспособности контролировать процесс расслоения общества и, соответственно, внутренней миграции.
Единственное, на что их хватило, - попытаться «закрыть» экономически благополучный Алматы от нашествия «д'Артаньянов». Думаю, делается это не по соображениям высокой гуманности, а из-за боязни превращения южной столицы в источник повышенной опасности для политического режима. А ну как оппозиция всколыхнет легких на подъем маргиналов!
Однако по-серьезному ни власть, ни олигархи решать проблему социальных изгоев не собираются. Причина — в особой жадности. Запредельный эгоизм, жажда личного обогащения поглотили остатки благоразумия и осторожности. Правящая элита занята сколачиванием миллионных и даже миллиардных состояний, не до социальных изгоев им сейчас.
Контрастно на этом фоне смотрится инициатива пятидесяти миллионеров Германии, предлагающих повысить налог на богатых с тем, чтобы ��ерераспределить доходы в пользу бедных. Представляете, самые богатые люди Германии требуют от парламента страны принять соответствующий закон?!
Увы, в наших палестинах такое просто немыслимо. Когда глаза застит пелена сиюминутного обогащения, людям не до угроз часа Быка. А зря! Опыт соседнего Кыргызстана учит обратному.
*«Час Быка — так называли в древности наиболее томительное для человека время незадолго до рассвета, когда властвуют демоны...» (Иван Ефремов)
Все течет, все меняется
Почему сегодня в Алматы не может повториться Бишкек?
Ну, во-первых, потому, что золотой дождь нефтяных денег и сопутствующая ему деловая активность так или иначе отражаются на казахстанских неимущих (рабочие места, спрос на дешевую рабочую силу). Это притупляет остроту проблемы «лишних людей».
Во-вторых, потому, что средний класс (люди, которым есть что терять) в Алматы составляет существенный процент, и эти люди являются своеобраз��ой цементирующей основой общественной стабильности. То есть в количественном отношении всех остальных существенно больше, чем маргиналов.
В-третьих, потому, что в отличие от Бишкека, где «легионеры» из провинции легко влияют на городские события, в Алматы нет опасности маргинальной интервенции.
И наконец, в-четвертых, алматинская оппозиция сама как черт ладана боится любого проявления политического насилия и в силу этого никогда не станет апеллировать к революционному потенциалу маргиналов.
Однако все эти фа��торы работают только сегодня. Но все, как известно, течет и меняется. Завтра, когда за счет миграции число «лишних» в Алматы подберется к полумиллиону, а в их среде появятся свои лидеры, ситуация может резко измениться. И тогда достаточно будет одной искорки типа закрытия какого-либо рынка или ареста их лидера, чтобы сотня-другая тысяч молодых обозленных маргиналов устроила себе праздник жизни.
Если общество забывает о своих неимущих, они вынуждены напоминать о себе погромами и грабежами. И вот тогда наступают времена, когда вл��ствуют демоны.
Источник: Газета "Голос Республики"
|