«Булава» на финише // «Булава» уступает американскому комплексу «Трайдент II»
admin 18 Января 2012 в 10:07:17
В конце декабря 2011 года в Белом море произошло важное для российских вооруженных сил событие — с ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «Юрий Долгорукий» были проведены успешные запуски баллистической ракеты РСМ-56 «Булава». Учитывая использование в данном случае штатного носителя и пять удачных предыдущих пусков, можно предположить, что ракетный комплекс «Булава-30» в ближайшее время действительно будет принят на вооружение.
Есть много причин, по которым этот комплекс создавался столь длительное время. Во-первых, в качестве его головного разработчика был выбран Московский институт теплотехники, который не имел опыта в создании баллистических ракет морского базирования. Во-вторых, разработать унифицированную баллистическую ракету одновременно для наземного и морского базирования было технически невозможно. В-третьих, в российском ракетостроении существенно ухудшилось качество выпускаемой продукции.
В то же время следует признать, что твердотопливная «Булава» обладает рядом преимуществ над ее жидкотопливными предшественниками — баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) Р-29Р и Р-29РМ. К числу этих преимуществ относятся повышенная боеготовность, большая безопасность эксплуатации и более короткий активный участок полета. Последнее имеет принципиальное значение для преодоления перспективных систем противоракетной обороны.
Вообще работы над созданием отечественных твердотопливных БРПЛ начались еще в Советском Союзе. Головной разработчик БРПЛ — Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. академика В.П. Макеева во второй половине 1970-х годов создал твердотопливную ракету Р-39. Но ее масса (90–95 тонн) и габариты (длина 16,5 м) получились неприемлемыми для имевшихся на вооружении РПКСН. Поэтому под эту ракету пришлось построить самую большую в мире атомную подводную лодку — тяжелый РПКСН проекта 941 «Акула». При этом почти по всем показателям Р-39 уступала американскому аналогу — БРПЛ «Трайдент I», которая была легче в три раза и в два раза короче.
Вторую попытку создания твердотопливной ракеты ГРЦ им. Макеева предпринял во второй половине 1980-х годов в рамках проекта «Барк». Его реализация длилась больше десяти лет. В результате удалось разработать БРПЛ Р-39УТТХ весом 81 тонна. Именно этими ракетами планировалось вооружить все способные нести боевую службу «Акулы» (всего было построено шесть подводных лодок этого типа, но к середине 1990-х годов только половина из них была работоспособна ввиду несвоевременности прохождения текущего и среднего ремонта).
Несомненно, что завершение проекта «Барк» не решало проблемы морской компоненты стратегических ядерных сил (СЯС), так как продолжать строительство самых больших в мире атомных подводных лодок Россия уже не могла. Тем не менее можно было сохранить в боевом составе до 2025–2030 года две «Акулы», избавив от необходимости срочной разработки БРПЛ нового типа. Однако три неудачных пуска, осуществленных в период 1993–1997 годов, создали повод для закрытия проекта «Барк».
Разработку менее дорогой и менее габаритной твердотопливной ракеты поручили Московскому институту теплотехники — разработчику «сухопутных» МБР «Тополь» и «Тополь-М». В результате и появился ракетный комплекс «Булава-30», который уступает по забрасываемому весу, точности стрельбы и ряду других характеристик американскому комплексу «Трайдент II». Однако «Булава» имеет явную перспективу хотя бы потому, что ее стартовый вес составляет всего 37 тонн.
Сейчас главная задача состоит в том, чтобы в разумные сроки устранить еще существующие, хотя и не имеющие принципиального характера проблемы и принять указанный ракетный комплекс на вооружение. Это позволит существенно укрепить морскую составляющую российских СЯС.
На данный момент в боевом составе российского ВМФ три подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» и шесть подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» (включая пострадавшую в результате недавнего пожара). Каждая из них имеет на вооружении по 16 жидкотопливных БРПЛ, несущих по четыре боеголовки. (В реальности ракета Р-29Р, размещенная на «Кальмарах», может нести до семи, а ракета Р-29РМ, использующаяся на «Дельфинах», — десять боеголовок. Их «недогруженное» состояние обусловлено договором СНВ-3.)
Кроме того, в настоящее время идут ходовые испытания двух подводных лодок проекта 955 «Борей» (под который и создавалась «Булава») — «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Каждая будет иметь на вооружении по 16 БРПЛ. Третий РПКСН — «Владимир Мономах» — строится по измененному проекту 955А, что предполагает размещение 20 БРПЛ. Ожидается постройка еще пяти кораблей этого типа. Принятие их на вооружение является насущной необходимостью ввиду неизбежности вывода к 2020 году из боевого состава флота не только «Кальмаров», но и «Дельфинов».
Есть много причин, по которым этот комплекс создавался столь длительное время. Во-первых, в качестве его головного разработчика был выбран Московский институт теплотехники, который не имел опыта в создании баллистических ракет морского базирования. Во-вторых, разработать унифицированную баллистическую ракету одновременно для наземного и морского базирования было технически невозможно. В-третьих, в российском ракетостроении существенно ухудшилось качество выпускаемой продукции.
В то же время следует признать, что твердотопливная «Булава» обладает рядом преимуществ над ее жидкотопливными предшественниками — баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) Р-29Р и Р-29РМ. К числу этих преимуществ относятся повышенная боеготовность, большая безопасность эксплуатации и более короткий активный участок полета. Последнее имеет принципиальное значение для преодоления перспективных систем противоракетной обороны.
Вообще работы над созданием отечественных твердотопливных БРПЛ начались еще в Советском Союзе. Головной разработчик БРПЛ — Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. академика В.П. Макеева во второй половине 1970-х годов создал твердотопливную ракету Р-39. Но ее масса (90–95 тонн) и габариты (длина 16,5 м) получились неприемлемыми для имевшихся на вооружении РПКСН. Поэтому под эту ракету пришлось построить самую большую в мире атомную подводную лодку — тяжелый РПКСН проекта 941 «Акула». При этом почти по всем показателям Р-39 уступала американскому аналогу — БРПЛ «Трайдент I», которая была легче в три раза и в два раза короче.
Вторую попытку создания твердотопливной ракеты ГРЦ им. Макеева предпринял во второй половине 1980-х годов в рамках проекта «Барк». Его реализация длилась больше десяти лет. В результате удалось разработать БРПЛ Р-39УТТХ весом 81 тонна. Именно этими ракетами планировалось вооружить все способные нести боевую службу «Акулы» (всего было построено шесть подводных лодок этого типа, но к середине 1990-х годов только половина из них была работоспособна ввиду несвоевременности прохождения текущего и среднего ремонта).
Несомненно, что завершение проекта «Барк» не решало проблемы морской компоненты стратегических ядерных сил (СЯС), так как продолжать строительство самых больших в мире атомных подводных лодок Россия уже не могла. Тем не менее можно было сохранить в боевом составе до 2025–2030 года две «Акулы», избавив от необходимости срочной разработки БРПЛ нового типа. Однако три неудачных пуска, осуществленных в период 1993–1997 годов, создали повод для закрытия проекта «Барк».
Разработку менее дорогой и менее габаритной твердотопливной ракеты поручили Московскому институту теплотехники — разработчику «сухопутных» МБР «Тополь» и «Тополь-М». В результате и появился ракетный комплекс «Булава-30», который уступает по забрасываемому весу, точности стрельбы и ряду других характеристик американскому комплексу «Трайдент II». Однако «Булава» имеет явную перспективу хотя бы потому, что ее стартовый вес составляет всего 37 тонн.
Сейчас главная задача состоит в том, чтобы в разумные сроки устранить еще существующие, хотя и не имеющие принципиального характера проблемы и принять указанный ракетный комплекс на вооружение. Это позволит существенно укрепить морскую составляющую российских СЯС.
На данный момент в боевом составе российского ВМФ три подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» и шесть подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» (включая пострадавшую в результате недавнего пожара). Каждая из них имеет на вооружении по 16 жидкотопливных БРПЛ, несущих по четыре боеголовки. (В реальности ракета Р-29Р, размещенная на «Кальмарах», может нести до семи, а ракета Р-29РМ, использующаяся на «Дельфинах», — десять боеголовок. Их «недогруженное» состояние обусловлено договором СНВ-3.)
Кроме того, в настоящее время идут ходовые испытания двух подводных лодок проекта 955 «Борей» (под который и создавалась «Булава») — «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Каждая будет иметь на вооружении по 16 БРПЛ. Третий РПКСН — «Владимир Мономах» — строится по измененному проекту 955А, что предполагает размещение 20 БРПЛ. Ожидается постройка еще пяти кораблей этого типа. Принятие их на вооружение является насущной необходимостью ввиду неизбежности вывода к 2020 году из боевого состава флота не только «Кальмаров», но и «Дельфинов».
|