На смену шаттлам идут военные челноки
admin 04 Августа 2011 в 17:57:23
В космонавтике перевернута важная страница. С орбиты вернулся космический корабль многоразового использования «Атлантис». Это был его последний полет в космос и в программе «Спейс Шаттл» вообще.
В цепях «российской кабалы»
«Москва получает монополию на пилотируемые полеты», «Добро пожаловать в кабалу к русским» – эти и подобные заголовки можно лицезреть ныне в той части американской прессы, которая страдает повышенной русофобией. Действительно теперь американцам не на чем возить грузы и космонавтов к МКС, кроме как на наших кораблях. Хотя для грузов есть альтернатива – второй европейский космический грузовик ATV-2 «Иоганн Кеплер». Но этот вместительный аппарат будет летать не чаще раза в год, а «Прогрессы» летают постоянно.
Эта ситуация для США как второй великой космической державы в известной степени оскорбительна. За полеты еще и платить приходится – и немало. Но американцы виноваты в этом сами. То, что шаттлы пора менять, было известно давно, однако все программы по созданию новых кораблей успешно провалились. Причем после выделения солидных денег из бюджета на их разработку – стандартная схема «распила».
НАСА спасет частный капитал?
В условиях нарастающих бюджетных ограничений НАСА все больше и больше стремится перекинуть ответственность за космонавтику на частные компании. Например, получив контракт с НАСА на запуски спутников, компания SpaceX создала и испытала ракеты-носители Falcon-1 и Falcon-9. Она же разрабатывает и тяжелый носитель Falcon Heavy и космический грузовик для МКС Dragon.
Тем не менее так проблему не решить – космическая отрасль требует огромных вложений и кооперации массы предприятий. Частные корпорации просто не могут поднять действительно прорывный проект, а именно таким является пилотируемый корабль и все с ним связанное.
Немного статистики
Флот шаттлов насчитывал пять аппаратов – «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Всего «челноки» совершили 135 запусков в космос, вернулись оттуда 133 раза. В 1986 г. на старте взорвался «Челленджер», в 2003 г. рассыпался при входе в атмосферу шаттл «Колумбия». В общей сложности погибли 14 человек.
За свою карьеру челноки доставили на орбиту более 1600 тонн грузов. В том числе 180 спутников или компонентов МКС. На Землю шаттлы вернули 53 спутника. Эта уникальная возможность теперь недоступна человечеству. Выполняли челноки и ремонт легендарного орбитального телескопа «Хаббл» – сейчас ремонтировать его некому.
Военные челноки
Несмотря на то что пилотируемых многоразовых кораблей у США сейчас нет (все проекты теперь снова одноразовые, так дешевле и проще) – многоразовые военные челноки будут, пусть и беспилотные. Таким кораблем является мини-шаттл Х?37В. Этот пятитонный небольшой челнок, запускаемый с помощью обычной ракеты-носителя, уже второй раз летает в космос. Первый полет состоялся в прошлом году и продлился целых 270 суток. Второй полет начался 5 марта этого года и длится до сих пор.
Аппарат вызвал массу дискуссий – его посчитали и космическим бомбардировщиком, и противоспутниковым перехватчиком. Бомбардировщиком он быть не может – у него слишком мала полезная нагрузка. Его поведение на орбите позволяет говорить о нем как о специализированном возвращаемом видовом разведчике.
Судя по всему, он также может использоваться для инспекции спутников противника и способен учинить с ними различные «деликатные пакости». Но это можно делать лишь в период войны – любое сближение Х-37В со спутником будет зафиксировано средствами контроля космического пространства. Если спутник после такого контакта неожиданно перестанет работать – станет сразу ясно, кого винить. Да и противоспутниковые системы в разработке есть не только у России или США, но и у Китая – могут сбить. Нельзя исключать, что Х-37В – лишь уменьшенный прототип серьезного корабля, который сможет нести более существенную нагрузку.
Россия разрабатывает конкурента Х-37В
Разумеется, Россия ревниво относится к вопросам стратегической стабильности. Поэтому допустить, чтобы у американцев появился военный космический аппарат, а у нас его не было, мы не можем. Повторяется ситуация последней трети XX века – тогда для противопоставления изначально военному «Спейс Шаттлу» был создан «Буран».
Первым, кто сообщил общественности информацию о том, что Россия разрабатывает свой военный мини-челнок, был командующий Космическими войсками генерал-лейтенант О. Остапенко. В начале этого года он заявил, что «мы кое-что разрабатываем в этой области». Разумеется, работы ведутся в обстановке строгой секретности – пока аппарат не запустят в космос, никто о нем ничего конкретного не узнает. По некоторым слухам, наш космолет значительно крупнее Х-37В и будет обладать «впечатляющими характеристиками». Однако с его созданием мы отстаем от США.
Одновременно есть информация и о том, что Россия создает несколько различных комплексов оружия для уничтожения или выведения из строя спутников орбитальной группировки противника. Учитывая то, что наши конструкторы в этой области еще в советские времена создали задел больший, чем все остальные страны вместе взятые, американцам гонку вооружений в космосе лучше и не начинать.
"Аргументы.ру"
В цепях «российской кабалы»
«Москва получает монополию на пилотируемые полеты», «Добро пожаловать в кабалу к русским» – эти и подобные заголовки можно лицезреть ныне в той части американской прессы, которая страдает повышенной русофобией. Действительно теперь американцам не на чем возить грузы и космонавтов к МКС, кроме как на наших кораблях. Хотя для грузов есть альтернатива – второй европейский космический грузовик ATV-2 «Иоганн Кеплер». Но этот вместительный аппарат будет летать не чаще раза в год, а «Прогрессы» летают постоянно.
Эта ситуация для США как второй великой космической державы в известной степени оскорбительна. За полеты еще и платить приходится – и немало. Но американцы виноваты в этом сами. То, что шаттлы пора менять, было известно давно, однако все программы по созданию новых кораблей успешно провалились. Причем после выделения солидных денег из бюджета на их разработку – стандартная схема «распила».
НАСА спасет частный капитал?
В условиях нарастающих бюджетных ограничений НАСА все больше и больше стремится перекинуть ответственность за космонавтику на частные компании. Например, получив контракт с НАСА на запуски спутников, компания SpaceX создала и испытала ракеты-носители Falcon-1 и Falcon-9. Она же разрабатывает и тяжелый носитель Falcon Heavy и космический грузовик для МКС Dragon.
Тем не менее так проблему не решить – космическая отрасль требует огромных вложений и кооперации массы предприятий. Частные корпорации просто не могут поднять действительно прорывный проект, а именно таким является пилотируемый корабль и все с ним связанное.
Немного статистики
Флот шаттлов насчитывал пять аппаратов – «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Всего «челноки» совершили 135 запусков в космос, вернулись оттуда 133 раза. В 1986 г. на старте взорвался «Челленджер», в 2003 г. рассыпался при входе в атмосферу шаттл «Колумбия». В общей сложности погибли 14 человек.
За свою карьеру челноки доставили на орбиту более 1600 тонн грузов. В том числе 180 спутников или компонентов МКС. На Землю шаттлы вернули 53 спутника. Эта уникальная возможность теперь недоступна человечеству. Выполняли челноки и ремонт легендарного орбитального телескопа «Хаббл» – сейчас ремонтировать его некому.
Военные челноки
Несмотря на то что пилотируемых многоразовых кораблей у США сейчас нет (все проекты теперь снова одноразовые, так дешевле и проще) – многоразовые военные челноки будут, пусть и беспилотные. Таким кораблем является мини-шаттл Х?37В. Этот пятитонный небольшой челнок, запускаемый с помощью обычной ракеты-носителя, уже второй раз летает в космос. Первый полет состоялся в прошлом году и продлился целых 270 суток. Второй полет начался 5 марта этого года и длится до сих пор.
Аппарат вызвал массу дискуссий – его посчитали и космическим бомбардировщиком, и противоспутниковым перехватчиком. Бомбардировщиком он быть не может – у него слишком мала полезная нагрузка. Его поведение на орбите позволяет говорить о нем как о специализированном возвращаемом видовом разведчике.
Судя по всему, он также может использоваться для инспекции спутников противника и способен учинить с ними различные «деликатные пакости». Но это можно делать лишь в период войны – любое сближение Х-37В со спутником будет зафиксировано средствами контроля космического пространства. Если спутник после такого контакта неожиданно перестанет работать – станет сразу ясно, кого винить. Да и противоспутниковые системы в разработке есть не только у России или США, но и у Китая – могут сбить. Нельзя исключать, что Х-37В – лишь уменьшенный прототип серьезного корабля, который сможет нести более существенную нагрузку.
Россия разрабатывает конкурента Х-37В
Разумеется, Россия ревниво относится к вопросам стратегической стабильности. Поэтому допустить, чтобы у американцев появился военный космический аппарат, а у нас его не было, мы не можем. Повторяется ситуация последней трети XX века – тогда для противопоставления изначально военному «Спейс Шаттлу» был создан «Буран».
Первым, кто сообщил общественности информацию о том, что Россия разрабатывает свой военный мини-челнок, был командующий Космическими войсками генерал-лейтенант О. Остапенко. В начале этого года он заявил, что «мы кое-что разрабатываем в этой области». Разумеется, работы ведутся в обстановке строгой секретности – пока аппарат не запустят в космос, никто о нем ничего конкретного не узнает. По некоторым слухам, наш космолет значительно крупнее Х-37В и будет обладать «впечатляющими характеристиками». Однако с его созданием мы отстаем от США.
Одновременно есть информация и о том, что Россия создает несколько различных комплексов оружия для уничтожения или выведения из строя спутников орбитальной группировки противника. Учитывая то, что наши конструкторы в этой области еще в советские времена создали задел больший, чем все остальные страны вместе взятые, американцам гонку вооружений в космосе лучше и не начинать.
"Аргументы.ру"
|