Читай медленнее - ты не в детсаду!
koleso 24 Сентября 2016 в 12:12:20
или Поговорим о странностях реформ
В этом году первоклашки начали заниматься по новой школьной программе, которую родители уже успели раскритиковать за снижение требований к ученикам. А вот о том, как к очередной школьной реформе относятся педагоги, читателям газеты “Время” рассказала Наиля КАСЕНОВА (на снимке) - замдиректора гимназии Alliance school.
- Наиля Рафаильевна, после трех недель учебы родители уже пришли к выводу, что все изменения в учебной программе направлены на то, чтобы одиннадцатиклассный учебный материал растянуть на дюжину лет. Это так?
- Программу менять надо было уже давно. Причем не так, как часто звучит на родительских форумах: верните старое образование! Старое уже осталось в прошлом. И дети сейчас другие, и требования к знаниям новые.
Что касается той программы, по которой с этого года начали заниматься первоклассники, то я бы не сказала, что она однозначно облегчена. По новой программе ученики должны уметь прочитать текст, проанализировать его, синтезировать (то есть обработать информацию) и выдать полученный результат. Раньше заданий такой степени сложности в первом классе не было. Но в то же время сейчас требуемая к окончанию первого класса скорость чтения - 25 слов в минуту. Может ли ученик, читающий тексты с такой скоростью, анализировать и синтезировать прочитанное? Ему будет тяжело понять смысл каждого прочитанного слова, я уже не говорю про весь текст.
- А по прежним нормам с какой скоростью чтения должен был ребенок оканчивать первый класс?
- Прежние требования - 40 слов. А сейчас предполагается: из садика или нулевого класса дети приходят в первый класс, не умея читать, но при этом умея анализировать тексты.
- А правда, что весь первый класс будут учить считать только до десяти?
- Да.
- Может, родители, естественно, считающие своих чад самыми-самыми, просто не замечают, что за последние 10-15 лет дети деградировали и стали, прошу прощения, плохо обучаемыми дебилами?
- Нет, что вы! Дети, наоборот, стали еще любознательнее и развитее. Дайте гаджет дошкольнику и мне - окажется, что ребенок лучше в нем разберется! Поэтому нам, педагогам, не совсем понятно, откуда такие требования в новой программе: так называемый добукварный период (когда изучаются буквы, звуки, составляются слоги) почему-то затянут до конца третьей четверти.
- Говорят, что у вас в этом году уже прошло прощание с букварем. Теперь такого учебника вообще нет?
- Да, букварь отменили, но есть другой - со схожими задачами. Это не проблема. И не реформа. Реформу учебного процесса начинать нужно было с дошкольного периода. А то сейчас нестыковка получается: дети из садика приходят более подготовленными, чем должны выйти из первого класса.
Зачастую родители неправильно понимают, что такое 12-летнее образование. Многие думают, что в этом году первоклассники пришли в первый класс по новой программе и будут заниматься, пока не окончат 12 классов. Двенадцатый класс - это нулевой. Или - как пока еще в большинстве регионов - подготовительная группа в детском саду.
- То есть вам придется хорошо подготовленных после садика или нулевого класса детей опустить на уровень ниже, чтобы они могли читать не больше 25 слов в минуту?
- Нет, не так, конечно. Но подготовленному ребенку будет скучно, а при заниженных требованиях он просто потеряет интерес к учебе.
- Из всех нововведений родители больше всего критикуют в соцсетях какой-то новый предмет по поглощению еды - говорят, по пуду продуктов уже закупили для уроков. Такой предмет действительно появился или он введен вместо школьных завтраков?
- Это не новый предмет, а раздел нового урока “Естествознание”, в котором предусмотрены элементы физики, химии, биологии.
Мы должны воспитывать детей исследователями, чтобы они умели ставить цель и достигать ее. Но при низких требованиях по одним предметам будут провалы и в других. Сейчас ведь сквозные темы - это когда тема начинается в первом классе и тянется до 11-го с ежегодным усложнением.
Если на примере упомянутой вами еды, то получится так: составь меню для друга, затем составь меню обеда для семьи, затем - на день рождения…
- ...Затем составь меню банкета по случаю вручения госнаграды дедушке, а в 11-м классе - меню для свадьбы на 300 гостей?
- Да, если утрировать, то обучение по всем предметам идет именно таким образом.
- Ну а что касается еды - это правда?
- Да, но не вся правда. Программой предусмотрено использование продуктов питания в качестве… строительного материала!
Педагоги считают кощунством лепить из спагетти геометрические фигуры - пирамиды, конусы. Для этого требуются сырые макароны, а в качестве скрепляющего материала - зефир маршмеллоу. Этот зефир мягкий и липкий, стоит около 450 тенге. Но даже не в деньгах дело, хотя понятно: после урока эти “стройматериалы” уже непригодны для еды... Во-первых, нас учили, что с продуктами питания так поступать нельзя. Мы своим ученикам до этого года внушали то же самое. Во-вторых, не все дети живут в благополучных Алматы, Астане. Да и здесь есть разные семьи, в том числе и малообеспеченные. А в селах для кого-то это “учебное пособие” - ужин или обед на всю семью… Да и где они возьмут маршмеллоу?
- А конкретного поставщика зефира программа не рекомендует? Или, может быть, в заданиях есть покупка мороженого определенного производителя? Вот борцы с коррупцией обрадуются!..
- Нет, конкретных производителей не рекомендуют. Но подчитайте, сколько нужно испортить продуктов во всех первых классах страны уже сейчас, а потом, вероятно, и в остальных классах, пока дети не окончат школу!
Если мы хотим развивать культ еды, забыв о правильном питании, здоровом образе жизни, то задания по составлению меню, наверное, оправданны. Уметь приготовить обед не будет лишним ни мальчикам, ни девочкам, кроме того, при составлении меню для друга присутствует и забота о товарище - тоже воспитательный момент. Но, судя по количеству заданий на эту тему, авторы программы делают из еды культ.
- Может, просто у кого-то в вашем профильном ведомстве возникла мысль: детям из простых семей достаточно будет с трудом читать-считать, зато мастерски составлять меню и подавать на стол еду, чтобы во взрослой жизни обслуживать своих сверстников из элитных школ, в которых отпрыски хорошо обеспеченных родителей будут постигать все остальные науки?
- Мне кажется, что составители программ сейчас вынуждены будут вносить корректировки. Во всяком случае в алматинской пилотной школе апробация шла с отличиями от того, что получили остальные школы в итоге. Видимо, уже началась работа над ошибками.
В пилотном проекте не было такой прозрачности, как сейчас. Теперь с этим столкнулись все родители и преподаватели. Все ошибки и нестыковки обсуждаются в родительских чатах, потом переносятся в социальные сети. Если бы авторы методики столкнулись с такой реакцией во время апробации, то этот ворох проблем не возник бы сейчас...
- Вводится новый довольно эпатажный предмет, и в то же время учебная неделя сокращается до пяти дней. За счет чего?
- Почасовая нагрузка у первоклассников не изменилась: объединили ИЗО и трудовое обучение. За счет этого ввели естествознание.
Но к 2019 году пятидневка должна быть во всех классах, в том числе и в тех, которые учатся по прежней методике. Я не знаю, как планируется этого достичь. В школах не появилось лишних классных комнат. То есть мы физически не можем увеличить количество уроков с понедельника по пятницу, чтобы освободить субботу. На мой взгляд, пятидневку в остальных классах можно ввести только интегрированием нескольких разных предметов в один. Иначе придется что-то убирать. Но что именно убрать? Валеологию уже убрали...
- Что будет во втором классе - пока никому неизвестно?
- Да, у нас методики лишь для первоклашек. В следующем году появится программа для второклассников. Какая она будет, мы с учетом полученного опыта даже предположить боимся.
Когда мы были на курсах, то сразу бросилось в глаза: эксперты, объясняющие нам нововведения, не были преподавателями начальных классов. Я же считаю: разработчики должны быть практикующими педагогами не только с большим стажем работы, но и с хорошими ее результатами.
- А если выяснится, что программу написал какой-нибудь уважаемый академик педагогики?
- Теория - это одно. А практика показывает: все далеко не так, как предполагается. Это ведь дети! Да к тому же в начальных классах бывает по 45 учеников, а не по 25, на что ориентирована программа...
- Сейчас любые поправки в законы, программы рассматриваются с привлечением экспертов. Те, кого они будут касаться, просят дать свои предложения и пожелания. Проекты размещаются в открытом доступе в Интернете. Возможно, иногда это делается для проформы, но все-таки делается. Вам, педагогам-практикам, предлагали до введения новой методики высказать свое мнение о программе? Мнение учителей кто-нибудь спрашивал?
- Нет. Нас никто ни о чем не спрашивал, поставили перед фактом. Собрали, чтобы объяснить, как применять на практике уже утвержденную программу.
- Что такое единый учебник? Родители надеялись, что это будет одна книга - на бумаге или в цифровом формате - вместо многих. Но теперь уже видим: у первоклассников в рюкзаках опять куча книг. Не получилось что-то с единым учебником или родители не так поняли?
- Речь шла о том, чтобы во всех школах была единая программа с едиными требованиями. Например, вся страна учит математику по утвержденному учебнику издательства “Алматыкiтап”. Не открою тайну, если скажу, что сейчас многие учителя преподают по не рекомендованным Министерством образования и науки пособиям. Например, математику учат по учебнику Петерсона.
- То есть подпольно?
- Да, так и есть. Без учебника математики этого автора результаты хуже. Потому что отечественный учебник, по мнению специалистов, рассчитан на троечника. Учителя с опытом давно заметили, что дети, которые занимались по российскому учебнику, значительно успешнее осваивали предмет, чем те, кто пользовался рекомендованным МОН. Но у нас учебник Петерсона запрещен, и педагогам приходится использовать его из-под полы.
Мы новую учебную программу давно ждали. Но не думали, что она будет очередным изобретением велосипеда, а просто вберет в себя все лучшее - то, что уже апробировано в мире и дает результат. Можно же выкупить права на издание уже существующих качественных учебников - договоритесь с авторами, адаптируйте их под наши реалии! Но, как говорится, результат “превзошел” большинство наших ожиданий.
- А кто разрабатывал эту программу? Министерство образования и науки?
- Министерство - заказчик. Разработчик - авторская группа из НИШ (Назарбаев Интеллектуальная школа). Во всяком случае, нас обучали представители НИШ.
- А разве в самих НИШ есть начальная школа?
- В Алматы нет. А как в других регионах - не знаю.
- Преподавание на трех языках пока не предусмотрено?
- Преподаватели-предметники проходили языковые курсы, но в новой программе пока трехъязычия нет. Мне кажется, что для его скорого введения в педвузах уже в этом году должны были начать готовить физиков, математиков, биологов на английском языке. Но этого нет...
Беседовал Игорь НЕВОЛИН, фото из личного архива Наили КАСЕНОВОЙ и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
http://www.time.kz/articles/territory/2016/09/23/chitaj-medlennee-ti-ne-v-detsadu
В этом году первоклашки начали заниматься по новой школьной программе, которую родители уже успели раскритиковать за снижение требований к ученикам. А вот о том, как к очередной школьной реформе относятся педагоги, читателям газеты “Время” рассказала Наиля КАСЕНОВА (на снимке) - замдиректора гимназии Alliance school.
- Наиля Рафаильевна, после трех недель учебы родители уже пришли к выводу, что все изменения в учебной программе направлены на то, чтобы одиннадцатиклассный учебный материал растянуть на дюжину лет. Это так?
- Программу менять надо было уже давно. Причем не так, как часто звучит на родительских форумах: верните старое образование! Старое уже осталось в прошлом. И дети сейчас другие, и требования к знаниям новые.
Что касается той программы, по которой с этого года начали заниматься первоклассники, то я бы не сказала, что она однозначно облегчена. По новой программе ученики должны уметь прочитать текст, проанализировать его, синтезировать (то есть обработать информацию) и выдать полученный результат. Раньше заданий такой степени сложности в первом классе не было. Но в то же время сейчас требуемая к окончанию первого класса скорость чтения - 25 слов в минуту. Может ли ученик, читающий тексты с такой скоростью, анализировать и синтезировать прочитанное? Ему будет тяжело понять смысл каждого прочитанного слова, я уже не говорю про весь текст.
- А по прежним нормам с какой скоростью чтения должен был ребенок оканчивать первый класс?
- Прежние требования - 40 слов. А сейчас предполагается: из садика или нулевого класса дети приходят в первый класс, не умея читать, но при этом умея анализировать тексты.
- А правда, что весь первый класс будут учить считать только до десяти?
- Да.
- Может, родители, естественно, считающие своих чад самыми-самыми, просто не замечают, что за последние 10-15 лет дети деградировали и стали, прошу прощения, плохо обучаемыми дебилами?
- Нет, что вы! Дети, наоборот, стали еще любознательнее и развитее. Дайте гаджет дошкольнику и мне - окажется, что ребенок лучше в нем разберется! Поэтому нам, педагогам, не совсем понятно, откуда такие требования в новой программе: так называемый добукварный период (когда изучаются буквы, звуки, составляются слоги) почему-то затянут до конца третьей четверти.
- Говорят, что у вас в этом году уже прошло прощание с букварем. Теперь такого учебника вообще нет?
- Да, букварь отменили, но есть другой - со схожими задачами. Это не проблема. И не реформа. Реформу учебного процесса начинать нужно было с дошкольного периода. А то сейчас нестыковка получается: дети из садика приходят более подготовленными, чем должны выйти из первого класса.
Зачастую родители неправильно понимают, что такое 12-летнее образование. Многие думают, что в этом году первоклассники пришли в первый класс по новой программе и будут заниматься, пока не окончат 12 классов. Двенадцатый класс - это нулевой. Или - как пока еще в большинстве регионов - подготовительная группа в детском саду.
- То есть вам придется хорошо подготовленных после садика или нулевого класса детей опустить на уровень ниже, чтобы они могли читать не больше 25 слов в минуту?
- Нет, не так, конечно. Но подготовленному ребенку будет скучно, а при заниженных требованиях он просто потеряет интерес к учебе.
- Из всех нововведений родители больше всего критикуют в соцсетях какой-то новый предмет по поглощению еды - говорят, по пуду продуктов уже закупили для уроков. Такой предмет действительно появился или он введен вместо школьных завтраков?
- Это не новый предмет, а раздел нового урока “Естествознание”, в котором предусмотрены элементы физики, химии, биологии.
Мы должны воспитывать детей исследователями, чтобы они умели ставить цель и достигать ее. Но при низких требованиях по одним предметам будут провалы и в других. Сейчас ведь сквозные темы - это когда тема начинается в первом классе и тянется до 11-го с ежегодным усложнением.
Если на примере упомянутой вами еды, то получится так: составь меню для друга, затем составь меню обеда для семьи, затем - на день рождения…
- ...Затем составь меню банкета по случаю вручения госнаграды дедушке, а в 11-м классе - меню для свадьбы на 300 гостей?
- Да, если утрировать, то обучение по всем предметам идет именно таким образом.
- Ну а что касается еды - это правда?
- Да, но не вся правда. Программой предусмотрено использование продуктов питания в качестве… строительного материала!
Педагоги считают кощунством лепить из спагетти геометрические фигуры - пирамиды, конусы. Для этого требуются сырые макароны, а в качестве скрепляющего материала - зефир маршмеллоу. Этот зефир мягкий и липкий, стоит около 450 тенге. Но даже не в деньгах дело, хотя понятно: после урока эти “стройматериалы” уже непригодны для еды... Во-первых, нас учили, что с продуктами питания так поступать нельзя. Мы своим ученикам до этого года внушали то же самое. Во-вторых, не все дети живут в благополучных Алматы, Астане. Да и здесь есть разные семьи, в том числе и малообеспеченные. А в селах для кого-то это “учебное пособие” - ужин или обед на всю семью… Да и где они возьмут маршмеллоу?
- А конкретного поставщика зефира программа не рекомендует? Или, может быть, в заданиях есть покупка мороженого определенного производителя? Вот борцы с коррупцией обрадуются!..
- Нет, конкретных производителей не рекомендуют. Но подчитайте, сколько нужно испортить продуктов во всех первых классах страны уже сейчас, а потом, вероятно, и в остальных классах, пока дети не окончат школу!
Если мы хотим развивать культ еды, забыв о правильном питании, здоровом образе жизни, то задания по составлению меню, наверное, оправданны. Уметь приготовить обед не будет лишним ни мальчикам, ни девочкам, кроме того, при составлении меню для друга присутствует и забота о товарище - тоже воспитательный момент. Но, судя по количеству заданий на эту тему, авторы программы делают из еды культ.
- Может, просто у кого-то в вашем профильном ведомстве возникла мысль: детям из простых семей достаточно будет с трудом читать-считать, зато мастерски составлять меню и подавать на стол еду, чтобы во взрослой жизни обслуживать своих сверстников из элитных школ, в которых отпрыски хорошо обеспеченных родителей будут постигать все остальные науки?
- Мне кажется, что составители программ сейчас вынуждены будут вносить корректировки. Во всяком случае в алматинской пилотной школе апробация шла с отличиями от того, что получили остальные школы в итоге. Видимо, уже началась работа над ошибками.
В пилотном проекте не было такой прозрачности, как сейчас. Теперь с этим столкнулись все родители и преподаватели. Все ошибки и нестыковки обсуждаются в родительских чатах, потом переносятся в социальные сети. Если бы авторы методики столкнулись с такой реакцией во время апробации, то этот ворох проблем не возник бы сейчас...
- Вводится новый довольно эпатажный предмет, и в то же время учебная неделя сокращается до пяти дней. За счет чего?
- Почасовая нагрузка у первоклассников не изменилась: объединили ИЗО и трудовое обучение. За счет этого ввели естествознание.
Но к 2019 году пятидневка должна быть во всех классах, в том числе и в тех, которые учатся по прежней методике. Я не знаю, как планируется этого достичь. В школах не появилось лишних классных комнат. То есть мы физически не можем увеличить количество уроков с понедельника по пятницу, чтобы освободить субботу. На мой взгляд, пятидневку в остальных классах можно ввести только интегрированием нескольких разных предметов в один. Иначе придется что-то убирать. Но что именно убрать? Валеологию уже убрали...
- Что будет во втором классе - пока никому неизвестно?
- Да, у нас методики лишь для первоклашек. В следующем году появится программа для второклассников. Какая она будет, мы с учетом полученного опыта даже предположить боимся.
Когда мы были на курсах, то сразу бросилось в глаза: эксперты, объясняющие нам нововведения, не были преподавателями начальных классов. Я же считаю: разработчики должны быть практикующими педагогами не только с большим стажем работы, но и с хорошими ее результатами.
- А если выяснится, что программу написал какой-нибудь уважаемый академик педагогики?
- Теория - это одно. А практика показывает: все далеко не так, как предполагается. Это ведь дети! Да к тому же в начальных классах бывает по 45 учеников, а не по 25, на что ориентирована программа...
- Сейчас любые поправки в законы, программы рассматриваются с привлечением экспертов. Те, кого они будут касаться, просят дать свои предложения и пожелания. Проекты размещаются в открытом доступе в Интернете. Возможно, иногда это делается для проформы, но все-таки делается. Вам, педагогам-практикам, предлагали до введения новой методики высказать свое мнение о программе? Мнение учителей кто-нибудь спрашивал?
- Нет. Нас никто ни о чем не спрашивал, поставили перед фактом. Собрали, чтобы объяснить, как применять на практике уже утвержденную программу.
- Что такое единый учебник? Родители надеялись, что это будет одна книга - на бумаге или в цифровом формате - вместо многих. Но теперь уже видим: у первоклассников в рюкзаках опять куча книг. Не получилось что-то с единым учебником или родители не так поняли?
- Речь шла о том, чтобы во всех школах была единая программа с едиными требованиями. Например, вся страна учит математику по утвержденному учебнику издательства “Алматыкiтап”. Не открою тайну, если скажу, что сейчас многие учителя преподают по не рекомендованным Министерством образования и науки пособиям. Например, математику учат по учебнику Петерсона.
- То есть подпольно?
- Да, так и есть. Без учебника математики этого автора результаты хуже. Потому что отечественный учебник, по мнению специалистов, рассчитан на троечника. Учителя с опытом давно заметили, что дети, которые занимались по российскому учебнику, значительно успешнее осваивали предмет, чем те, кто пользовался рекомендованным МОН. Но у нас учебник Петерсона запрещен, и педагогам приходится использовать его из-под полы.
Мы новую учебную программу давно ждали. Но не думали, что она будет очередным изобретением велосипеда, а просто вберет в себя все лучшее - то, что уже апробировано в мире и дает результат. Можно же выкупить права на издание уже существующих качественных учебников - договоритесь с авторами, адаптируйте их под наши реалии! Но, как говорится, результат “превзошел” большинство наших ожиданий.
- А кто разрабатывал эту программу? Министерство образования и науки?
- Министерство - заказчик. Разработчик - авторская группа из НИШ (Назарбаев Интеллектуальная школа). Во всяком случае, нас обучали представители НИШ.
- А разве в самих НИШ есть начальная школа?
- В Алматы нет. А как в других регионах - не знаю.
- Преподавание на трех языках пока не предусмотрено?
- Преподаватели-предметники проходили языковые курсы, но в новой программе пока трехъязычия нет. Мне кажется, что для его скорого введения в педвузах уже в этом году должны были начать готовить физиков, математиков, биологов на английском языке. Но этого нет...
Беседовал Игорь НЕВОЛИН, фото из личного архива Наили КАСЕНОВОЙ и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
http://www.time.kz/articles/territory/2016/09/23/chitaj-medlennee-ti-ne-v-detsadu
|