В России собрали первый в мире ТВЭЛ для космической энергоустановки

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 01 Декабря 2014 в 14:27:20


На ОАО «Машиностроительный завод» в подмосковной Электростали специалисты собрали первый тепловыделяющий элемент (ТВЭЛ) штатной конструкции для космической ядерной электродвигательной установки (ЯЭДУ). Об этом сообщает пресс-служба Госкорпорации «Росатом». Главным конструктором реакторной установки является ОАО «НИКИЭТ». Работы ведутся в рамках реализации проекта «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ЯЭДУ мегаваттного класса». По словам директора и генерального конструктора ОАО «НИКИЭТ» Юрия Драгунова, согласно плану ЯЭДУ должна быть готова в 2018 году, пишет Лента. «В части реакторной установки, в части объема работ Госкорпорации «Росатом» все идет по плану, в соответствии с дорожной картой», — сказал Драгунов. ЯЭДУ планируется использовать для дальних космических полетов и длительной работы на орбите. В частности, создание этой установки позволит резко сократить временной отрезок, необходимый для марсианской экспедиции. Проект ЯЭДУ утвердила в 2009 году Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте России. Эскизное проектирование было завершено к 2012 году.

Источник: http://politikus.ru/industry/23932-v-rossii-sobrali-pervyy-v-mire-tvel-dlya-kosmicheskoy-energoustanovki.html
Politikus.ru


Испытания ядерного топлива для космоса начнутся в России в этом году

МОСКВА, 10 июл — РИА Новости. Испытания изготовленных на заводе тепловыделяющих элементов (твэлов) для ядерной космической энергодвигательной установки начнутся в нынешнем году, сообщил РИА Новости главный конструктор тепловыделяющих сборок Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники имени Доллежаля (НИКИЭТ) Юрий Черепнин.

Проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса выполняется совместно предприятиями Росатома и Роскосмоса в соответствии с решением, принятым в 2009 году президентской комиссией по модернизации. НИКИЭТ является главным конструктором реакторной установки и координатором работ от Росатома.

Не имеющий аналогов транспортный модуль позволит создать качественно новую технику высокой энерговооруженности для изучения и освоения дальнего космоса. Новый проект предполагает использование ионных электрореактивных двигателей, в которых реактивная тяга создается за счет ускоренного электрическим полем потока ионов.

Компактный ядерный реактор на быстрых нейтронах "поставляет" необходимую для этого процесса электроэнергию, и радиоактивные вещества не попадают во внешнюю среду. Рабочим телом в двигателе будет гелий-ксеноновая смесь.

Первый тепловыделяющий элемент для этой энергоустановки в начале июля был собран на предприятии Росатома "Машиностроительный завод" (Электросталь), который выпускает ядерное топливо для реакторов разного типа.

ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ТОПЛИВА

По словам Черепнина, разработчики топлива для новой двигательной установки опирались на результаты работ по высокотемпературной ядерной энергетике, которые велись еще в советское время.

"Как обычно, сначала в институтах-разработчиках разрабатываются и испытываются экспериментальные изделия. В нашем случае конструктор-технолог твэла — Физико-энергетический институт имени Лейпунского (ФЭИ). Был выполнен достаточно большой объем НИОКР, различных испытаний, и теперь к работам подключилось заводское производство", — сказал Черепнин.

"Особенности топлива для новой установки в том, что ему придется работать при очень высоких температурах. Обычная ядерная топливная энергетика не "освоила" такие режимы, она "работает" при температурах на тысячу градусов меньше. Поэтому разработчикам предстоял выбор материалов конструкции, которые могли бы "сдерживать" негативные факторы, связанные с очень высокими температурами, и в то же время позволяли бы топливу выполнять его основную функцию — нагревать газовый теплоноситель, с помощью которого будет производиться электроэнергия", — отметил Черепнин.

По его словам, в конструкции твэлов и лежит ряд "примененных оригинальных решений, позволяющих "безопасно эксплуатировать космическую энергоустановку".

"В качестве топлива используется диоксид урана, причем уран более высокого обогащения, чем в топливе для атомных станций — потому, что нам нужна очень компактная конструкция", — сказал Черепнин.

Он отметил, что одной из "изюминок" конструкции твэла стала его оболочка.

"Основным конструкционным материалом для нее стал монокристаллический сплав тугоплавких металлов на основе молибдена. Пришлось провести большую работу, чтобы освоить производство таких материалов в заданных размерах. Разработка технологии была произведена в НИИ НПО "Луч" по заданию НИКИЭТ", — отметил Черепнин.

ПРЕДСТОЯЩИЕ ИСПЫТАНИЯ

Начиная с нынешнего года твэлы, сделанные на заводе, будут проходить ресурсные испытания, сказал Черепнин.

"Испытаний будет довольно много, чтобы показать работоспособность конструкции твэла. Это и виброиспытания, испытания при ударных нагрузках, транспортных перевозках и так далее", — добавил собеседник агентства. Реакторные испытания проходят в двух центрах — Институте реакторных материалов в городе Заречный Свердловской области и в Научно-исследовательском институте атомных реакторов в Димитровграде, отметил Черепнин.

В рамках программы будет также построен испытательный стенд с наземным прототипом реакторной установки.

По мнению Черепнина, создание ядерной энергодвигательной установки для космоса на сегодняшний день — одна из наиболее интересных работ в российской атомной отрасли.

"Мы первыми в мире делаем компактный газоохлаждаемый реактор на быстрых нейтронах. И если мы отработаем на стендовом наземном прототипе эту конструкцию, то, может быть, такие реакторы найдут применение в малогабаритной атомной энергетике и на суше", — пояснил Черепнин.

Этот проект вызвал большой интерес со стороны молодых специалистов, отметил он.

"Молодежь увлечена этим проектом, в работе над ним только в нашем институте принимают участие несколько сотен молодых специалистов из МГТУ имени Баумана, МИФИ, МЭИ — трех базовых вузов, из которых к нам с охотой идут ребята", — сказал Черепнин.

РИА Новости http://ria.ru/atomtec/20140710/1015420785.html#ixzz3KdILyibv
Комментарии, по рейтингу, по дате
  старик 01.12.2014 в 22:32:21   # 391566
Если у них получится, то это прорыв в будущее: летать в космос на ядерной энергии-это совершенно иной уровень освоения космоса.
  Мура45 01.12.2014 в 23:24:47   # 391567
Старик, запуски, скорее всего, будут на стандартном топливе, а ядерное топливо, вроде как, необходимо для коррекции спутников на низкой околоземной орбите, для межпланетных полётов
  Mustang 01.12.2014 в 23:37:04   # 391568
Вот она,эра Стар Трека))))!
  портфил 02.12.2014 в 00:41:56   # 391570
забанен до 28.08.2030 00:06:59
радует то что Россия , тоже пытается не отставать от Мировой науке

как говорится лучше поздно, чем никогда про ядерные двигатели для космоса идея не новая

" 2012 год

НАСА разрабатывает портативный межпланетный ядерный двигатель

Исследовательская команда, созданная на основе инженеров из Национальной Лаборатории Лос-Аламоса совсем недавно продемонстрировала прототип ядерного реактора, который мог бы в будущем применяться в космосе.

Напомним, ранее целый ряд футурологов в НАСА заявляли о возможности в предстоящем будущем образования космического двигателя на основе позитронов /частиц антиматерии/, а также электронов. Подобный двигатель в концепции НАСА генерирует в целом двадцать четыре ватта электричества, но владеет тягой, достаточной для космокорабля."

  портфил 02.12.2014 в 00:43:03   # 391571
забанен до 28.08.2030 00:06:59
" Так, в основе двигателя – нагревательные специальные трубки, а также урановое топливо. Сам реактор достаточно компактный по размерам, а максимальный объем уранового топлива составляет всего пятьсот фунтов. В минувшем, в НАСА уже создан был плутониевый двигатель для устройства Кассини-Гюйгенс, вырабатывавший примерно на плутонии-238 киловатт электричества.

Однако NASA только одним вариантом не ограничивается – в США испытываются другие типы двигателей

НАСА завершило испытание 1-ой ксеноновой установки, которое было начато еще в 2005 г. Данный двигатель проработал на пять тысяч часов больше, чем его конкурент-предшественник. Общая численность часов работы составила тридцать пять с половиной тысяч. На эксперименты ушло шестьсот килограммов ксенона. Благодаря такой тестовой установке, смоделирована была система из ионных двигателей, термин службы которых превысит шесть лет.

Новый двигатель функционирует на принципе ионизации газов электрического поля, что, в свою очередь, дает существенный прирост скорости, которая способна достигать порядка тридцати-девяноста километров в секунду, причем расход топлива минимальный и составляет только несколько граммов на тысячу километров.

Безусловно, этот у двигателя имеются и свои минусы. Основной из них, – это возможность применения ксенонового двигателя только в космическом пространстве.

Первоначальные прототипы подобных ДУ на данный момент испытаны были на таких устройствах как – DeepSpace 1, Dawn, которые успешно себя проявили. Потому этот новейший двигатель, вероятно, откроет дорогу человечеству к остальным мирам во Вселенной."
  портфил 02.12.2014 в 00:44:44   # 391572
забанен до 28.08.2030 00:06:59
" Ученые на настоящий период предлагают более десятка разных типов двигателей межзвездных полетов

Проект «Орион»

В Соединенных Штатах Америки в период с 1950 по 1960 гг. разрабатывался космокорабль с ракетным ядерно-импульсным двигателем для изучения межпланетного пространства «Орион». В рамках работ предложены были проекты малого и большого звездолётов /«кораблей поколений»/, имеющие возможность по своим техническим данным достигнуть звезды Альфа Центавра за сто тридцать лет и тысяча восемьсот лет соответственно.

Проект «Дедал»

В период 1973-1978 гг. британское Межпланетное общество разработало проект «Дедал», целью которого явилось создание наиболее правдоподобного проекта автоматического устройства с ракетным термоядерным двигателем, который способен достигнуть звезды Барнарда за полвека.
  naiman 02.12.2014 в 07:13:46   # 391575
молодцы, но только запускайте с территории росии
  332-712 02.12.2014 в 17:29:17   # 391738
господи, портфил. вы уже и в ядерной науке эксперт? с момента "открытия" ядерного топлива учеными ведутся попытки освоения космоса с помощью ядерной энергетики. и все эти попытки находятся в разной степени продвинутости. так что говорить об отставании или опережении не совсем верно...
  Alexy 02.12.2014 в 17:38:34   # 391744
Цитата: 332-712 от 02.12.2014 17:29:17
господи, портфил. вы уже и в ядерной науке эксперт? с момента "открытия" ядерного топлива учеными ведутся попытки освоения космоса с помощью ядерной энергетики. и все эти попытки находятся в разной степени продвинутости. так что говорить об отставании или опережении не совсем верно...

Quote:
Красота: среди бегущих
Первых нет и отстающих -
Бег на месте общепримиряющий...

  332-712 02.12.2014 в 17:41:00   # 391745
Quote:
Alexy 02.12.2014 в 17:38:34 #391744


смех-смехом, но ведь так и есть. вот как сделают, тогда и можно говорить об отставании...
  ix 02.12.2014 в 17:41:37   # 391746
портфил в одной области эксперт - в обсирании соседа

P.S. А нет, еще он гуглить умеет
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь