А. Чеботарев: Налицо то, что в стране наблюдается определенный дисбаланс в пользу русского языка
MrX 08 Апреля 2009 в 10:11:29
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»:
В ходе экспертного обсуждения на Дискуссионном клубе «НАМЫС» из уст политолога Газиза Тортбаева прозвучала критика в адрес местных чиновников - «чиновники всех рангов по своему долгу должны знать и беречь один из символов государства -государственный язык». Редакция сайта обратилась к местным экспертам и журналистам с просьбой охарактеризовать современные тенденции в языковой сфере
- То, что выразил г-н Тортбаев, не ново для казахстанской общественности. Подобные мысли высказывали и высказывают многие представители казахской национальной интеллигенции и национал-патриотических кругов. В принципе, их озабоченность по этому поводу имеет вполне объективные основания.
Очевидно, что при наличии государствообразующего этноса, составляющего большинство населения Казахстана, в республике фактически сложилась биэтническая структура межэтнических отношений. Ее обуславливает постоянное присутствие в центре общественно-политических процессов двух доминирующих этносов - казахов и русских. Именно взаимоотношения между ними влияют на формирование общего климата в межэтнической сфере в целом.
Вместе с тем, хотя, согласно данным недавно проведенной переписи населения, казахи и составляют более 67% населения страны, подобное преимущество слабо отражается на этноязыковой ситуации. Это, к примеру, подтверждают результаты социологического исследования, проведенного Центром актуальных исследований «Альтернатива» при содействии Международного института региональных исследований «Открытое общество» в августе 2008 года в 14 областях и городах Астана и Алматы. В ходе его проведения было опрошено 1200 респондентов.
В частности, исследование выявило невысокий уровень знания казахского языка по сравнению с русским. На вопрос «Насколько Вы владеете казахским языком?» 35,9% опрошенных отметили «владею в совершенстве», 20,2% - «владею на достаточном уровне» и 16,3% - «не владею совсем». По сравнению с государственным языком русским в совершенстве владеют 56,2%, а на достаточном уровне - 34,2% респондентов. А лиц, которые совсем не владеют русским языком, среди опрошенных не было.
Налицо то, что в стране наблюдается определенный дисбаланс в пользу русского языка. Государственный же язык, несмотря на его более широкое, в сравнении с первыми годами независимости Казахстана применение, преимущественно распространен в сельской местности и на государственной службе. Не случайно, видимо, в качестве необходимых мер, способствующих ее улучшению, наши респонденты на первое место (25,2%) поставили активное обучение казахскому языку.
Другое дело, что подобные тревоги и пожелания по поводу ситуации вокруг казахского языка зачастую не подкрепляются конкретными и конструктивными предложениями относительно ее улучшения. То, что чиновники должны знать государственный язык хотя бы на том уровне, который необходим им в процессе текущей работы, бесспорно. Но ведь нельзя сделать так, чтобы это знание пришло автоматически. И одного желания знать государственный язык мало. Нужны приемлемые и эффективные условия для его изучения.
Некоторые же «горячие головы» реагируют на эту объективную реальность так, что, мол, надо уволить с госслужбы всех не владеющих государственным языком и заменить их теми, кто им владеет. Однако, во-первых, помимо представителей некоренных этносов под эту «гребенку» попадет немало граждан казахской национальности. Во-вторых, помимо уровня знания государственного языка на госслужбе не меньше, а где-то, думаю, и больше, важны другие критерии, включая профессиональную компетентность. В-третьих, пока еще никто не отменял п. 2 ст. 7 («В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык») и п. 2 ст. 14 («Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам... языка...) Конституции РК.
На мой взгляд, здесь не надо, как говорится, бежать вслед уходящему поезду. Тех, кто не в состоянии в силу тех или иных обстоятельств овладеть в совершенстве государственным языком, не надо к этому принуждать. Главный упор надо сделать на обучение подрастающего поколения, начав эту работу с яслей и детских садов. Иными словами, необходимо кардинально улучшать систему обучения казахскому языку на всех уровнях системы образования. Только это способно стать основным фактором продвижения позиций государственного языка в обществе и государстве.
http://www.ia-centr.ru/expert/4304/
|