Святая Катерина из племени могавков
atheist 24 Октября 2012 в 09:55:37
Впервые в истории к лику святых причислили женщину-индианку
21 октября во время торжественной мессы в соборе Святого Петра в Риме папа Бенедикт XVI канонизировал семь человек. Среди них была первая в истории святая из племени индейцев - Катери Текаквита (Kateri Tekakwitha), принявшая католичество в конце XVII столетия. "Лилия могавков" вынуждена была сбежать от своих кровожадных родственников-ирокезов, но, несмотря на все тяготы, сохранила веру и умерла, приняв обет безбрачия, в возрасте 24 лет.
Церемонию посетили около 80 тысяч человек, в том числе и представители североамериканских индейцев. Когда первые лучи римского солнца осветили колоннаду Бернини и купол Микеланджело, приехавшие из США и Канады индейцы, многие в национальных одеждах и головных уборах из перьев, пели песни во славу Катери, или, как иногда ее называют на европейский манер, Катерины.
Многие газеты ошибочно написали, что она стала первым представителем индейского племени, удостоившимся столь высокой чести. На самом деле первым канонизированным индейцем был Хуан Диего Куаухтлатоатцин (Juan Diego Cuauhtlatoatzin) из мексиканского племени ацтеков, живший в 1474-1548 годах и причисленный к лику святых в 2002 году. Хуан Диего знаменит в первую очередь тем, что именно он явил миру изображение Святой Марии Гваделупской, самую почитаемую святыню в Латинской Америке, которая считается нерукотворным образом. Таким образом, Катерина (это имя было дано ей при крещении) стала первой индейской женщиной, которую католическая церковь назвала святой. А у индейцев, проживающих на территории Канады, вслед за мексиканскими, появился свой собственный повод для гордости.
Процесс канонизации Текаквиты начался еще в конце XIX века. Затем в 1943 году, в папство Пия XII, было официально объявлено, что она обладала добродетелью праведницы. Следующим этапом стало причисление ее к лику блаженных, это сделал папа Иоанн Павел II в 1980-м. И наконец, в декабре 2011 года стало известно, что в скором времени ее причислят к лику святых. Для канонизации необходимо, чтобы Святой Престол подтвердил по крайней мере два чуда, совершенных лично кандидатом либо с его помощью: признание одного необходимо для причисления к лику блаженных, а второго - для причисления к лику святых.
Первым чудом стало избавление мальчика от оспы при помощи мощей Катери в XVIII веке: он излечился после того, как перешел из протестантской веры в католичество. Второе чудо было признано таковым папой Бенедиктом - в 2006 году ее мощи помогли спасти пятилетнего мальчика от опасной бактерии, которая вызывает так называемую "плотоядную инфекцию", разрушающую кожные покровы и мышечную ткань. Шансы выжить оценивались примерно 50 на 50, но после того, как родители начали молиться Текаквите, он выздоровел.
Вскоре после этого Ватикан и принял решение, имеющее грандиозное значение для североамериканских индейцев. Всего их насчитывается около двух с половиной миллионов человек, при этом примерно 680 тысяч из них являются прихожанами католической церкви. На протяжении десятилетий они молились за то, чтобы Катери, которая имеет статус покровительницы экологов, защитников окружающей среды и сирот, канонизировали. Как только стало известно о ее скорой канонизации, около года назад, в церковь Святого Франциска Ксаверия в город Кахнаваке (Caughnawaga), в канадской провинции Квебек, потянулись тысячи паломников. Именно в этом храме, названном в честь знаменитого миссионера и одного из основателей ордена иезуитов, она сначала нашла пристанище, спасая свое право верить в Христа, а затем и последнее упокоение, и там до сих пор находится ее гробница.
Иезуиты почитали ее святой. Поскольку ее истовая набожность и жертвенность были известны еще при жизни, а после смерти стали происходить разнообразные чудеса, жизнь ее была подробно описана, что является редкостью для столь раннего периода американской истории. Катери родилась в начале апреля 1656 года в деревне Оссерненон (Ossernenon), в которой обитали могавки (могауки), одно из самых жестоких ирокезских племен. Ныне там расположен город Орисвилл (Auriiesville), штат Нью-Йорк. Девочка родилась в семье вождя племени по имени Тсонитова (Большой Бобер) и крещеной индианки из племени алгонкинов (которое, в отличие от могавков, находилось в дружеских отношениях с колонистами-французами). Мать Катери попала в плен к могавкам в ходе их набега на соперников - в этот период активно шли так называемые Бобровые войны. Индейцы, подстрекаемые англичанами, голландцами и французами, вели бесконечные войны за добычу бобровых шкур, которые предприимчивые европейцы продавали на родине за баснословные деньги.
Однако европейцы принесли с собой не только огненную воду, огнестрельное оружие и кровопролитные войны. После их появления автохтонное население столкнулось с ранее неведомыми болезнями, от которых у них не было иммунитета, а снадобья знахарей были бессильны. Одной из таких болезней стала оспа - именно из-за нее умерли родители Катери и ее маленький брат. Сама она чудом выжила, но болезнь оставила шрамы на лице девочки и сильно повредила ее зрение.
После смерти родителей Катери попала в новую семью - ее усыновил дядя, который и стал новым главой племени. В 1660 году, когда эпидемия прекратилась, община сожгла старое село и построила новое укрепленное поселение под названием Кахнаваке ("У дикой воды"). На данный момент это единственная деревня могавков, в которой были проведены серьезные археологические раскопки. Из-за слабого зрения девочка чувствовала себя неуверенно и передвигалась на ощупь. Есть версия, что из-за этого ее прозвали "Te ka kawiotha", что в переводе означает "та, которая толкает что-то руками перед собой". К этому времени она уже исповедовала христианство, с которым ее, скорее всего, успела познакомить мать.
Ученые не могут точно рассказать об отношении могавков к миссионерам-христианам. Французов в основном представляли члены ордена иезуитов, прибывших в Новую Францию, как тогда назывались эти земли, в 1625 году. Задача их состояла, разумеется, в том, чтобы обращать местное население в католичество, но туземцы относились к этой затее не очень благосклонно. Есть теория о крайней жестокости и нетерпимости коренного населения к иезуитам. Так, например, именно в Орисвилле, родной деревне Катери, за десять лет до ее рождения были до смерти забиты двое иезуитов, Исаак Жог и Жан де Лелан - их захватили в плен, несмотря на перемирие, и обвинили в колдовстве. Они были канонизированы в 1930 году.
Перемирия между индейцами и колонистами заключались часто, однако нарушались легко и без предупреждения, и не последнюю роль в этом играли интриги европейцев, боровшихся за новые территории и ресурсы руками коренных жителей. Так, например, в 1648 году, когда иезуитам удалось установить дружественные отношения с гуронами, подстрекаемые англичанами (соперниками французов) ирокезы напали и на гуронов, и на католическую миссию. Возможно, в одном из таких набегов и была захвачена в плен мать Катери.
Новый вождь могавков, заменивший ей отца, люто ненавидел миссионеров и винил их в том числе в распространении оспы. Девочке пришлось скрывать свою веру - крестили ее много лет спустя, на пасху 1676 года, когда ей было уже 20 лет. Дорожка, ведущая через лес к ручью, в котором она приняла крещение под именем Катерины, и поныне есть в этом селении. Принято считать, что Катери была единственной христианкой в своей деревне, однако Аллан Грин из Университета Макгилла в Монреале полагает, что принять католичество могли не менее половины жителей деревни, поскольку могавки пытались таким образом найти компромисс с французами. Они готовы были принять их веру, пусть и условно, но не поступаться окончательно своей независимостью. Тем не менее Катери пришлось бежать от отчима - либо из-за того, что тот был против крещения, либо же потому, что она отказалась выходить замуж за предложенного им кандидата. Пешком и на каноэ она преодолела более 300 километров и добралась до Канады, где и нашла приют.
Оставшиеся дни своей жизни рябая, нелюдимая, полуслепая, но очень решительная девушка посвятила богу и страшным самоистязаниям: спала на терновнике, иногда мучила себя долгими бдениями, клала между пальцами раскаленные угли и ходила босиком по льду. В 1679 году она приняла обет вечного девичества и вскоре умерла невестой господней от туберкулеза в возрасте 24 лет.
После ее смерти начали происходить всевозможные чудеса. Да и в минувшее воскресенье индейцы восприняли как чудо объявление о том, что девочка из индейской деревни провозглашена святой самым важным католиком на самой знаменитой католической площади мира.
Мария Яблонская
21 октября во время торжественной мессы в соборе Святого Петра в Риме папа Бенедикт XVI канонизировал семь человек. Среди них была первая в истории святая из племени индейцев - Катери Текаквита (Kateri Tekakwitha), принявшая католичество в конце XVII столетия. "Лилия могавков" вынуждена была сбежать от своих кровожадных родственников-ирокезов, но, несмотря на все тяготы, сохранила веру и умерла, приняв обет безбрачия, в возрасте 24 лет.
Церемонию посетили около 80 тысяч человек, в том числе и представители североамериканских индейцев. Когда первые лучи римского солнца осветили колоннаду Бернини и купол Микеланджело, приехавшие из США и Канады индейцы, многие в национальных одеждах и головных уборах из перьев, пели песни во славу Катери, или, как иногда ее называют на европейский манер, Катерины.
Многие газеты ошибочно написали, что она стала первым представителем индейского племени, удостоившимся столь высокой чести. На самом деле первым канонизированным индейцем был Хуан Диего Куаухтлатоатцин (Juan Diego Cuauhtlatoatzin) из мексиканского племени ацтеков, живший в 1474-1548 годах и причисленный к лику святых в 2002 году. Хуан Диего знаменит в первую очередь тем, что именно он явил миру изображение Святой Марии Гваделупской, самую почитаемую святыню в Латинской Америке, которая считается нерукотворным образом. Таким образом, Катерина (это имя было дано ей при крещении) стала первой индейской женщиной, которую католическая церковь назвала святой. А у индейцев, проживающих на территории Канады, вслед за мексиканскими, появился свой собственный повод для гордости.
Процесс канонизации Текаквиты начался еще в конце XIX века. Затем в 1943 году, в папство Пия XII, было официально объявлено, что она обладала добродетелью праведницы. Следующим этапом стало причисление ее к лику блаженных, это сделал папа Иоанн Павел II в 1980-м. И наконец, в декабре 2011 года стало известно, что в скором времени ее причислят к лику святых. Для канонизации необходимо, чтобы Святой Престол подтвердил по крайней мере два чуда, совершенных лично кандидатом либо с его помощью: признание одного необходимо для причисления к лику блаженных, а второго - для причисления к лику святых.
Первым чудом стало избавление мальчика от оспы при помощи мощей Катери в XVIII веке: он излечился после того, как перешел из протестантской веры в католичество. Второе чудо было признано таковым папой Бенедиктом - в 2006 году ее мощи помогли спасти пятилетнего мальчика от опасной бактерии, которая вызывает так называемую "плотоядную инфекцию", разрушающую кожные покровы и мышечную ткань. Шансы выжить оценивались примерно 50 на 50, но после того, как родители начали молиться Текаквите, он выздоровел.
Вскоре после этого Ватикан и принял решение, имеющее грандиозное значение для североамериканских индейцев. Всего их насчитывается около двух с половиной миллионов человек, при этом примерно 680 тысяч из них являются прихожанами католической церкви. На протяжении десятилетий они молились за то, чтобы Катери, которая имеет статус покровительницы экологов, защитников окружающей среды и сирот, канонизировали. Как только стало известно о ее скорой канонизации, около года назад, в церковь Святого Франциска Ксаверия в город Кахнаваке (Caughnawaga), в канадской провинции Квебек, потянулись тысячи паломников. Именно в этом храме, названном в честь знаменитого миссионера и одного из основателей ордена иезуитов, она сначала нашла пристанище, спасая свое право верить в Христа, а затем и последнее упокоение, и там до сих пор находится ее гробница.
Иезуиты почитали ее святой. Поскольку ее истовая набожность и жертвенность были известны еще при жизни, а после смерти стали происходить разнообразные чудеса, жизнь ее была подробно описана, что является редкостью для столь раннего периода американской истории. Катери родилась в начале апреля 1656 года в деревне Оссерненон (Ossernenon), в которой обитали могавки (могауки), одно из самых жестоких ирокезских племен. Ныне там расположен город Орисвилл (Auriiesville), штат Нью-Йорк. Девочка родилась в семье вождя племени по имени Тсонитова (Большой Бобер) и крещеной индианки из племени алгонкинов (которое, в отличие от могавков, находилось в дружеских отношениях с колонистами-французами). Мать Катери попала в плен к могавкам в ходе их набега на соперников - в этот период активно шли так называемые Бобровые войны. Индейцы, подстрекаемые англичанами, голландцами и французами, вели бесконечные войны за добычу бобровых шкур, которые предприимчивые европейцы продавали на родине за баснословные деньги.
Однако европейцы принесли с собой не только огненную воду, огнестрельное оружие и кровопролитные войны. После их появления автохтонное население столкнулось с ранее неведомыми болезнями, от которых у них не было иммунитета, а снадобья знахарей были бессильны. Одной из таких болезней стала оспа - именно из-за нее умерли родители Катери и ее маленький брат. Сама она чудом выжила, но болезнь оставила шрамы на лице девочки и сильно повредила ее зрение.
После смерти родителей Катери попала в новую семью - ее усыновил дядя, который и стал новым главой племени. В 1660 году, когда эпидемия прекратилась, община сожгла старое село и построила новое укрепленное поселение под названием Кахнаваке ("У дикой воды"). На данный момент это единственная деревня могавков, в которой были проведены серьезные археологические раскопки. Из-за слабого зрения девочка чувствовала себя неуверенно и передвигалась на ощупь. Есть версия, что из-за этого ее прозвали "Te ka kawiotha", что в переводе означает "та, которая толкает что-то руками перед собой". К этому времени она уже исповедовала христианство, с которым ее, скорее всего, успела познакомить мать.
Ученые не могут точно рассказать об отношении могавков к миссионерам-христианам. Французов в основном представляли члены ордена иезуитов, прибывших в Новую Францию, как тогда назывались эти земли, в 1625 году. Задача их состояла, разумеется, в том, чтобы обращать местное население в католичество, но туземцы относились к этой затее не очень благосклонно. Есть теория о крайней жестокости и нетерпимости коренного населения к иезуитам. Так, например, именно в Орисвилле, родной деревне Катери, за десять лет до ее рождения были до смерти забиты двое иезуитов, Исаак Жог и Жан де Лелан - их захватили в плен, несмотря на перемирие, и обвинили в колдовстве. Они были канонизированы в 1930 году.
Перемирия между индейцами и колонистами заключались часто, однако нарушались легко и без предупреждения, и не последнюю роль в этом играли интриги европейцев, боровшихся за новые территории и ресурсы руками коренных жителей. Так, например, в 1648 году, когда иезуитам удалось установить дружественные отношения с гуронами, подстрекаемые англичанами (соперниками французов) ирокезы напали и на гуронов, и на католическую миссию. Возможно, в одном из таких набегов и была захвачена в плен мать Катери.
Новый вождь могавков, заменивший ей отца, люто ненавидел миссионеров и винил их в том числе в распространении оспы. Девочке пришлось скрывать свою веру - крестили ее много лет спустя, на пасху 1676 года, когда ей было уже 20 лет. Дорожка, ведущая через лес к ручью, в котором она приняла крещение под именем Катерины, и поныне есть в этом селении. Принято считать, что Катери была единственной христианкой в своей деревне, однако Аллан Грин из Университета Макгилла в Монреале полагает, что принять католичество могли не менее половины жителей деревни, поскольку могавки пытались таким образом найти компромисс с французами. Они готовы были принять их веру, пусть и условно, но не поступаться окончательно своей независимостью. Тем не менее Катери пришлось бежать от отчима - либо из-за того, что тот был против крещения, либо же потому, что она отказалась выходить замуж за предложенного им кандидата. Пешком и на каноэ она преодолела более 300 километров и добралась до Канады, где и нашла приют.
Оставшиеся дни своей жизни рябая, нелюдимая, полуслепая, но очень решительная девушка посвятила богу и страшным самоистязаниям: спала на терновнике, иногда мучила себя долгими бдениями, клала между пальцами раскаленные угли и ходила босиком по льду. В 1679 году она приняла обет вечного девичества и вскоре умерла невестой господней от туберкулеза в возрасте 24 лет.
После ее смерти начали происходить всевозможные чудеса. Да и в минувшее воскресенье индейцы восприняли как чудо объявление о том, что девочка из индейской деревни провозглашена святой самым важным католиком на самой знаменитой католической площади мира.
Мария Яблонская
|