Китайские ПЗРК способны обрушить афганскую миссию НАТО
admin 10 Августа 2007 в 20:59:31
Западная коалиция в Афганистане оказывается перед необходимостью радикально изменить стратегию своего контроля над афганским небом. В противном случае она, похоже, может потерять монополию на нынешнее господство в воздухе. По официальным и неофициальным данным, менее, чем за семь летних недель НАТО потеряло в Афганистане 2 боевых вертолета «Chinook» и 2 боевых самолета. Такое существенное количество потерь в частях ВВС является отличительной особенностью нынешнего афганского «боевого сезона». Получается, что в июне и июле 2007 года натовцы и американцы теряли боевые авиационные машины в среднем каждые две недели. Слишком часто для того, чтобы списать все на технические неисправности и плохую погоду.
Сначала 30 мая в районе Каджаки южной провинции Гельманд произошло крушение американского вертолета «Chinook», в результате которого погибли, по данным НАТО, 7 военнослужащих ISAF (5 американцев, один британец и канадец), а по информации Талибана – 35 солдат западной коалиции. Представители исламистов в тот же день заявили, что натовскую «вертушку» сбили они, причем, с помощью новых средств ПВО, которые якобы появились у отрядов вооруженной исламской оппозиции. Спустя 3,5 недели, 26 июня, талибы заявили о том, что они сбили два боевых иностранных самолета. Натовцы опровергли эту информацию, однако руководитель местной полиции в восточной провинции Нангархар подтвердил факт падения одного из самолетов в районе Хогиани. Наконец, через две недели после этого, 10 июля, представители Талибана вновь заявили о том, что в соседней с Нангархаром восточной провинции Лагман они сбили огнем с земли при помощи некоего «нового оружия» вертолет «Chinook». НАТО вновь опровергло эту информацию, однако талибы стояли на своем.
Авиакатастрофы натовских вертолетов и самолетов в афганском небе примечательным образом совпали как с декларациями талибов о появлении у них новых средств ПВО, так и с заявлением Пентагона о том, что у Талибана обнаружено некое новое оружие китайского производства. Представитель министерства обороны США проинформировал общественное мнение о «китайском оружейном следе» в Афганистане 8 июля, ровно за два дня до того, как талибы объявили о сбитом в Лагмане натовском боевом вертолете. Вполне возможно, что эти совпадения не случайны и у отрядов афганской вооруженной оппозиции, на самом деле, появились переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) китайского производства, которые талибы уже начали применять в боях с силами западной коалиции (прежде всего, в южных и восточных провинциях страны).
Если информация о появлении у отрядов Талибана новых средств ПВО подтвердится, это коренным образом изменит военно-политическую ситуацию в Афганистане, приведет к неизбежному кризису миссии ISAF и может резко изменить баланс сил между Кабулом и непримиримой оппозицией в пользу последней. Сегодняшняя военная стратегия НАТО в Афганистане в значительной степени строится на безусловном господстве в небе. Боевые самолеты и вертолеты американцев и англичан являются решающим аргументом в боях с отрядами Талибана. Если бы не ВВС, потери западного контингента в афганских боях были бы просто громадными. Учитывая же низкий болевой порог европейского общественного мнения, можно не сомневаться, что эти потери сделали бы дальнейшую миссию ISAF невозможной.
Другими словами, залог военного успеха афганской операции НАТО – это сохранение воздушной гегемонии западной коалиции, полный контроль с ее стороны над афганским небом. Важнейшим условием сохранения авиационного превосходства натовцев является недопущение появления у талибов эффективных средств ПВО. В Вашингтоне и Брюсселе очень остро реагируют на малейшие слухи о возможности приобретения боевиками-исламистами ПЗРК. Достаточно вспомнить историю примерно годичной давности, когда исламисты заявили о том, что они получили доступ к комплексам «Стингер», которые якобы уцелели еще со времен советской оккупации Афганистана. Тогда эти слухи активно распространял лидер Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддин Хекматияр, намекая, что именно он является счастливым обладателем американских ПЗРК, переданных ему в 80-е годы. Призрак «Стингеров» в 2006 году спровоцировал настоящую панику в США и НАТО: ведь передай Хекматияр эти ПЗРК талибам, и натовцам пришлось бы очень туго.
Однако «Стингеры» тогда так и не появились на различных площадках афганского театра военных действий. Причин здесь, очевидно, две. Первая: Хекматияр мог просто блефовать, и, на самом деле, легендарных американских ПЗРК в его распоряжении не было. Вторая причина: лидер ИПА, заинтересованный в продолжении своей политической карьеры в Кабуле, продемонстрировал вашингтонским кураторам кабульского режима свою «неотмороженность», понимание правил игры, в которой недопустимы запрещенные приемы. А «Стингер» - это именно запрещенный прием. Хекматияр дал понять, что он может сделать, но не сделает, так как не хочет сжигать все мосты, несмотря на присутствие в списке международных террористов СБ ООН.
Как бы там ни было, талибы в 2006 году эффективных средств ПВО получить не смогли. Однако ситуация, похоже, начала меняться к середине 2007 года, когда появилась информация о том, что исламские инсургенты в Ираке и Афганистане начали воевать не только иранским, но и китайским оружием. Именно с этим связано июльское заявление представителей Пентагона о поставках оружия производства КНР афганским талибам. Кстати, как известно, Китай, в отличие от некоторых других стран, отказался подписать международное соглашение, ограничивающее его право на поставки переносных зенитно-ракетных комплексов за рубеж.
В пользу вероятной связи между летними авиакатастрофами НАТО в Афганистане, антикитайским демаршем Пентагона и заявлениями талибов о получении средств ПВО говорит и еще один эпизод. Ровно через 10 дней после «наезда» министерства обороны США на Китай, 18 июля, появилась официальная информация о том, что США приступают к развертыванию ударных эскадрилий самолетов-роботов в Афганистане. До сих пор вооруженные силы США использовали беспилотные самолеты для ведения разведки и нанесения единичных ударов по специальным целям. Однако теперь на вооружение принимается новый вид самолетов-роботов «Риппер», способных проводить крупные штурмовые операции. Управление разворачиваемых в Афганистане, а также в Ираке, самолетов-роботов будет производиться на расстоянии почти 10 тысяч километров из специального компьютерного центра, находящегося в американском штате Невада. Оператор, использующий новейшую систему виртуального присутствия, имеет возможность через военный спутник связи руководить полетом самолета-робота и наносить удары по позициям и отдельным группам талибов.
Переход американцев к более активному использованию беспилотных штурмовых самолетов в Афганистане можно объяснить только одним – появлением или близкой перспективой появления эффективных средств ПВО у противника и угрозой «сброса» НАТО с афганского неба. Американцы, осознавая растущую угрозу со стороны ПЗРК талибов, не хотят рисковать своими пилотами, и намерены радикально изменить технологию контроля над воздушным пространством Афганистана за счет «неодушевленной авиации».
Однако обойтись только услугами одних самолетов-роботов миссия ISAF не может. Необходимость в обычных, пилотируемых летчиками, боевых самолетах и вертолетах остается. И здесь роль «воздушного штрафбата», очевидно, придется сыграть афганским летчикам. 20 июня в Кабуле один из представителей НАТО Роберт Дурбин, сообщил об активизации работ по созданию военно-воздушных сил Афганской национальной армии (АНА). По словам Дурбина, не сегодня-завтра заработает программа по воссозданию ВВС Афганистана, в рамках которой «в ближайшее время в распоряжение афганских вооруженных сил будет передано порядка 100 военных вертолетов». Первые 6 вертолетов будут переданы афганским ВВС уже в августе. Именно вертолеты сегодня являются незаменимым оружием в борьбе с отрядами Талибана. Ракетные удары с вертолетов, как правило, решают исход локальных стычек и многочасовых боев, в ходе которых наземные части НАТО и АНА не могут самостоятельно одержать победу над боевиками. И можно не сомневаться, что именно по этим афганским боевым вертолетам будут наносить главный удар ПЗРК талибов.
Кстати, первую самостоятельную боевую операцию против Талибана афганские ВВС уже провели. Министерство обороны в Кабуле отказалось сообщить, где именно состоялось боевое крещение афганских летчиков (ограничившись расплывчатой формулировкой «в одном из южных районов страны»). Однако, по некоторым косвенным признакам можно утверждать, что первая самостоятельная боевая операция ВВС Афганистана имела место 15 июля у деревни Сансар, расположенной вблизи Кандагара. В ходе этой операции не менее 15 боевиков Талибана были убиты в результате авиаудара.
Анализ ситуации вокруг афганского неба позволяет сделать следующие выводы.
1. В середине 2007 года в Афганистане началась трансформация сложившейся в 2001-2006 годах системы контроля над воздушным пространством страны. Эта трансформация в значительной мере обусловлена растущей угрозой доступа отрядов движения Талибан к переносным зенитно-ракетным комплексам и иным средствам ПВО.
2. Новая система западного авиационного присутствия в Афганистане будет более сложной, чем сегодня. Она предполагает широкое использование беспилотных самолетов-штурмовиков ВВС США (стратегический авиационный контроль), а также делегирование значительной части боевых функций афганским ВВС (тактический авиационный контроль). Основу ВВС АНА составят вертолеты, обеспечивающие огневую поддержку наземным частям НАТО и афганской армии при проведении операций против отрядов Талибана.
3. Западная коалиция будет стремиться сохранить свой контроль над стратегическим афганским воздушным пространством, при этом избегая потерь со стороны ВВС США и НАТО – как за счет использования самолетов-роботов, так и путем «делегирования потерь» афганским военно-воздушным силам.
4. Если новая система воздушного контроля НАТО окажется менее эффективной, чем использование Талибаном ПЗРК и других средств ПВО, то это в скором времени приведет к росту боевых потерь в наземных частях США и НАТО, снижению качества боевых операций сил Североатлантического альянса, глубокому кризису иностранного военного присутствия в Афганистане и миссии ISAF в целом. Результатом этого кризиса станет прямая угроза сноса режима президента Хамида Карзая в Кабуле.
Андрей СЕРЕНКО (Фото: wienerzeitung.at)
Сначала 30 мая в районе Каджаки южной провинции Гельманд произошло крушение американского вертолета «Chinook», в результате которого погибли, по данным НАТО, 7 военнослужащих ISAF (5 американцев, один британец и канадец), а по информации Талибана – 35 солдат западной коалиции. Представители исламистов в тот же день заявили, что натовскую «вертушку» сбили они, причем, с помощью новых средств ПВО, которые якобы появились у отрядов вооруженной исламской оппозиции. Спустя 3,5 недели, 26 июня, талибы заявили о том, что они сбили два боевых иностранных самолета. Натовцы опровергли эту информацию, однако руководитель местной полиции в восточной провинции Нангархар подтвердил факт падения одного из самолетов в районе Хогиани. Наконец, через две недели после этого, 10 июля, представители Талибана вновь заявили о том, что в соседней с Нангархаром восточной провинции Лагман они сбили огнем с земли при помощи некоего «нового оружия» вертолет «Chinook». НАТО вновь опровергло эту информацию, однако талибы стояли на своем.
Авиакатастрофы натовских вертолетов и самолетов в афганском небе примечательным образом совпали как с декларациями талибов о появлении у них новых средств ПВО, так и с заявлением Пентагона о том, что у Талибана обнаружено некое новое оружие китайского производства. Представитель министерства обороны США проинформировал общественное мнение о «китайском оружейном следе» в Афганистане 8 июля, ровно за два дня до того, как талибы объявили о сбитом в Лагмане натовском боевом вертолете. Вполне возможно, что эти совпадения не случайны и у отрядов афганской вооруженной оппозиции, на самом деле, появились переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) китайского производства, которые талибы уже начали применять в боях с силами западной коалиции (прежде всего, в южных и восточных провинциях страны).
Если информация о появлении у отрядов Талибана новых средств ПВО подтвердится, это коренным образом изменит военно-политическую ситуацию в Афганистане, приведет к неизбежному кризису миссии ISAF и может резко изменить баланс сил между Кабулом и непримиримой оппозицией в пользу последней. Сегодняшняя военная стратегия НАТО в Афганистане в значительной степени строится на безусловном господстве в небе. Боевые самолеты и вертолеты американцев и англичан являются решающим аргументом в боях с отрядами Талибана. Если бы не ВВС, потери западного контингента в афганских боях были бы просто громадными. Учитывая же низкий болевой порог европейского общественного мнения, можно не сомневаться, что эти потери сделали бы дальнейшую миссию ISAF невозможной.
Другими словами, залог военного успеха афганской операции НАТО – это сохранение воздушной гегемонии западной коалиции, полный контроль с ее стороны над афганским небом. Важнейшим условием сохранения авиационного превосходства натовцев является недопущение появления у талибов эффективных средств ПВО. В Вашингтоне и Брюсселе очень остро реагируют на малейшие слухи о возможности приобретения боевиками-исламистами ПЗРК. Достаточно вспомнить историю примерно годичной давности, когда исламисты заявили о том, что они получили доступ к комплексам «Стингер», которые якобы уцелели еще со времен советской оккупации Афганистана. Тогда эти слухи активно распространял лидер Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддин Хекматияр, намекая, что именно он является счастливым обладателем американских ПЗРК, переданных ему в 80-е годы. Призрак «Стингеров» в 2006 году спровоцировал настоящую панику в США и НАТО: ведь передай Хекматияр эти ПЗРК талибам, и натовцам пришлось бы очень туго.
Однако «Стингеры» тогда так и не появились на различных площадках афганского театра военных действий. Причин здесь, очевидно, две. Первая: Хекматияр мог просто блефовать, и, на самом деле, легендарных американских ПЗРК в его распоряжении не было. Вторая причина: лидер ИПА, заинтересованный в продолжении своей политической карьеры в Кабуле, продемонстрировал вашингтонским кураторам кабульского режима свою «неотмороженность», понимание правил игры, в которой недопустимы запрещенные приемы. А «Стингер» - это именно запрещенный прием. Хекматияр дал понять, что он может сделать, но не сделает, так как не хочет сжигать все мосты, несмотря на присутствие в списке международных террористов СБ ООН.
Как бы там ни было, талибы в 2006 году эффективных средств ПВО получить не смогли. Однако ситуация, похоже, начала меняться к середине 2007 года, когда появилась информация о том, что исламские инсургенты в Ираке и Афганистане начали воевать не только иранским, но и китайским оружием. Именно с этим связано июльское заявление представителей Пентагона о поставках оружия производства КНР афганским талибам. Кстати, как известно, Китай, в отличие от некоторых других стран, отказался подписать международное соглашение, ограничивающее его право на поставки переносных зенитно-ракетных комплексов за рубеж.
В пользу вероятной связи между летними авиакатастрофами НАТО в Афганистане, антикитайским демаршем Пентагона и заявлениями талибов о получении средств ПВО говорит и еще один эпизод. Ровно через 10 дней после «наезда» министерства обороны США на Китай, 18 июля, появилась официальная информация о том, что США приступают к развертыванию ударных эскадрилий самолетов-роботов в Афганистане. До сих пор вооруженные силы США использовали беспилотные самолеты для ведения разведки и нанесения единичных ударов по специальным целям. Однако теперь на вооружение принимается новый вид самолетов-роботов «Риппер», способных проводить крупные штурмовые операции. Управление разворачиваемых в Афганистане, а также в Ираке, самолетов-роботов будет производиться на расстоянии почти 10 тысяч километров из специального компьютерного центра, находящегося в американском штате Невада. Оператор, использующий новейшую систему виртуального присутствия, имеет возможность через военный спутник связи руководить полетом самолета-робота и наносить удары по позициям и отдельным группам талибов.
Переход американцев к более активному использованию беспилотных штурмовых самолетов в Афганистане можно объяснить только одним – появлением или близкой перспективой появления эффективных средств ПВО у противника и угрозой «сброса» НАТО с афганского неба. Американцы, осознавая растущую угрозу со стороны ПЗРК талибов, не хотят рисковать своими пилотами, и намерены радикально изменить технологию контроля над воздушным пространством Афганистана за счет «неодушевленной авиации».
Однако обойтись только услугами одних самолетов-роботов миссия ISAF не может. Необходимость в обычных, пилотируемых летчиками, боевых самолетах и вертолетах остается. И здесь роль «воздушного штрафбата», очевидно, придется сыграть афганским летчикам. 20 июня в Кабуле один из представителей НАТО Роберт Дурбин, сообщил об активизации работ по созданию военно-воздушных сил Афганской национальной армии (АНА). По словам Дурбина, не сегодня-завтра заработает программа по воссозданию ВВС Афганистана, в рамках которой «в ближайшее время в распоряжение афганских вооруженных сил будет передано порядка 100 военных вертолетов». Первые 6 вертолетов будут переданы афганским ВВС уже в августе. Именно вертолеты сегодня являются незаменимым оружием в борьбе с отрядами Талибана. Ракетные удары с вертолетов, как правило, решают исход локальных стычек и многочасовых боев, в ходе которых наземные части НАТО и АНА не могут самостоятельно одержать победу над боевиками. И можно не сомневаться, что именно по этим афганским боевым вертолетам будут наносить главный удар ПЗРК талибов.
Кстати, первую самостоятельную боевую операцию против Талибана афганские ВВС уже провели. Министерство обороны в Кабуле отказалось сообщить, где именно состоялось боевое крещение афганских летчиков (ограничившись расплывчатой формулировкой «в одном из южных районов страны»). Однако, по некоторым косвенным признакам можно утверждать, что первая самостоятельная боевая операция ВВС Афганистана имела место 15 июля у деревни Сансар, расположенной вблизи Кандагара. В ходе этой операции не менее 15 боевиков Талибана были убиты в результате авиаудара.
Анализ ситуации вокруг афганского неба позволяет сделать следующие выводы.
1. В середине 2007 года в Афганистане началась трансформация сложившейся в 2001-2006 годах системы контроля над воздушным пространством страны. Эта трансформация в значительной мере обусловлена растущей угрозой доступа отрядов движения Талибан к переносным зенитно-ракетным комплексам и иным средствам ПВО.
2. Новая система западного авиационного присутствия в Афганистане будет более сложной, чем сегодня. Она предполагает широкое использование беспилотных самолетов-штурмовиков ВВС США (стратегический авиационный контроль), а также делегирование значительной части боевых функций афганским ВВС (тактический авиационный контроль). Основу ВВС АНА составят вертолеты, обеспечивающие огневую поддержку наземным частям НАТО и афганской армии при проведении операций против отрядов Талибана.
3. Западная коалиция будет стремиться сохранить свой контроль над стратегическим афганским воздушным пространством, при этом избегая потерь со стороны ВВС США и НАТО – как за счет использования самолетов-роботов, так и путем «делегирования потерь» афганским военно-воздушным силам.
4. Если новая система воздушного контроля НАТО окажется менее эффективной, чем использование Талибаном ПЗРК и других средств ПВО, то это в скором времени приведет к росту боевых потерь в наземных частях США и НАТО, снижению качества боевых операций сил Североатлантического альянса, глубокому кризису иностранного военного присутствия в Афганистане и миссии ISAF в целом. Результатом этого кризиса станет прямая угроза сноса режима президента Хамида Карзая в Кабуле.
Андрей СЕРЕНКО (Фото: wienerzeitung.at)
|