НА ПРОДУКТЫ НАВЕСЯТ ЯРЛЫКИ
dead 03 Марта 2008 в 14:54:19
Сагит Оспанов
Чтобы бороться с растущими ценами, надо для начала знать их «в лицо». Правительство планирует принять документ, который запретит продажу социально-значимых товаров без указания на этикетках цены производителя.
К социально-значимым товарам, по мнению чиновников, относятся:
1. Масло растительное.
2. Сахар.
3. Соль.
4. Молоко и молочные продукты.
5. Рис.
6. Масло сливочное.
7. Майонез.
8. Томатная паста.
9. Колбаса и колбасные изделия.
Идея сделать цены прозрачными вполне здравая. Но механизм, как всегда, хромает. Социально-значимыми считаются товары первой необходимости и массового спроса, подорожание которых может привести к социальной напряженности. Перечень составлен правительством с пролетарской прямотой советских времен, когда было два сорта масла и три - колбасы. Нынче же литр некоторых видов растительного масла, как и килограмма некоторых сортов колбасы, равняется размеру средней пенсия. Даже соль появилась элитная, морская, не говоря уже о дорогих марках сахара и риса. Продуктами широкого потребления их не назовешь даже при большом желании.
Вызовет трудности и исполнение решения правительства, если оно будет принято. Ведь многие продукты лишены не то что этикеток с ценой, а самих этикеток. Особенно те, что продаются на развес - сахар, сливочное масло, майонез, колбаса. Неясно, как и в какой валюте будет проставляться цена производителя на импортных товарах. Наконец, непонятно, что вообще даст нам отпускная цена? Чтобы потребители узнали, сколько накручивает торговая сеть, и порадовались за нее?
Официальные органы статистики провели исследование потребителей. Из них к бедным себя относит 13 %. И лишь 8 % из них отметили, что их благополучие в минувшем году улучшилось. Зато этот показатель составляет 100 процентов у населения, считающего себя элитой. Богатые богатеют, а бедные беднеют. Эти цифры подтверждают, что рост цен является точечным: он метко бьет по социально незащищенным группа общества. Пример - то же растительное масло. Обычное подсолнечное масло подорожало со 180 тенге до 350, то есть почти на 100%, ощутимо ударив по кошельку потребителей. А оливковое выросло с 1100 до 1250 тенге, то есть на 10%, что на более состоятельных потребителях сказалось не так чувствительно. Тогда как для менее состоятельных покупка оливкового масла стала роскошью.
Что делает правительство? Пускает в ход свой любимый шлагбаум на таможенной границе. Недавно решено ввести пошлины на вывоз зерна, ограничить экспорт муки, продлить запрет на вывоз растительного масла (правда, не до 1 октября, как планировалось, а до 1 июня). Что касается овощей и фруктов, то премьер Карим Масимов опять поручил обеспечить насыщение ими рынка. Хотя единственное, что могут сделать чиновники - это выращивать рассаду огурцов и помидоров на широких подоконниках своих служебных кабинетов. Еще одно ноу-хау: чтобы социально-предпринимательская корпорация (СПК) в южном Казахстане закупала овощи-фрукты и поставляла их в СПК центра и севера. Вот если бы вместо СПК построили пару теплиц…
Мы очутились в положении, свойственной любой сырьевой стране. Прибыли от продажи сырья - нефти, зерна - растут, обогащая узкий слой. От дороговизны же продуктов переработки - бензина, хлеба – страдает все население. Выровнять баланс должна такая штука, как внешнеторговая политика, которой мы никак не дождемся от правительства.
Диалог
Чтобы бороться с растущими ценами, надо для начала знать их «в лицо». Правительство планирует принять документ, который запретит продажу социально-значимых товаров без указания на этикетках цены производителя.
К социально-значимым товарам, по мнению чиновников, относятся:
1. Масло растительное.
2. Сахар.
3. Соль.
4. Молоко и молочные продукты.
5. Рис.
6. Масло сливочное.
7. Майонез.
8. Томатная паста.
9. Колбаса и колбасные изделия.
Идея сделать цены прозрачными вполне здравая. Но механизм, как всегда, хромает. Социально-значимыми считаются товары первой необходимости и массового спроса, подорожание которых может привести к социальной напряженности. Перечень составлен правительством с пролетарской прямотой советских времен, когда было два сорта масла и три - колбасы. Нынче же литр некоторых видов растительного масла, как и килограмма некоторых сортов колбасы, равняется размеру средней пенсия. Даже соль появилась элитная, морская, не говоря уже о дорогих марках сахара и риса. Продуктами широкого потребления их не назовешь даже при большом желании.
Вызовет трудности и исполнение решения правительства, если оно будет принято. Ведь многие продукты лишены не то что этикеток с ценой, а самих этикеток. Особенно те, что продаются на развес - сахар, сливочное масло, майонез, колбаса. Неясно, как и в какой валюте будет проставляться цена производителя на импортных товарах. Наконец, непонятно, что вообще даст нам отпускная цена? Чтобы потребители узнали, сколько накручивает торговая сеть, и порадовались за нее?
Официальные органы статистики провели исследование потребителей. Из них к бедным себя относит 13 %. И лишь 8 % из них отметили, что их благополучие в минувшем году улучшилось. Зато этот показатель составляет 100 процентов у населения, считающего себя элитой. Богатые богатеют, а бедные беднеют. Эти цифры подтверждают, что рост цен является точечным: он метко бьет по социально незащищенным группа общества. Пример - то же растительное масло. Обычное подсолнечное масло подорожало со 180 тенге до 350, то есть почти на 100%, ощутимо ударив по кошельку потребителей. А оливковое выросло с 1100 до 1250 тенге, то есть на 10%, что на более состоятельных потребителях сказалось не так чувствительно. Тогда как для менее состоятельных покупка оливкового масла стала роскошью.
Что делает правительство? Пускает в ход свой любимый шлагбаум на таможенной границе. Недавно решено ввести пошлины на вывоз зерна, ограничить экспорт муки, продлить запрет на вывоз растительного масла (правда, не до 1 октября, как планировалось, а до 1 июня). Что касается овощей и фруктов, то премьер Карим Масимов опять поручил обеспечить насыщение ими рынка. Хотя единственное, что могут сделать чиновники - это выращивать рассаду огурцов и помидоров на широких подоконниках своих служебных кабинетов. Еще одно ноу-хау: чтобы социально-предпринимательская корпорация (СПК) в южном Казахстане закупала овощи-фрукты и поставляла их в СПК центра и севера. Вот если бы вместо СПК построили пару теплиц…
Мы очутились в положении, свойственной любой сырьевой стране. Прибыли от продажи сырья - нефти, зерна - растут, обогащая узкий слой. От дороговизны же продуктов переработки - бензина, хлеба – страдает все население. Выровнять баланс должна такая штука, как внешнеторговая политика, которой мы никак не дождемся от правительства.
Диалог
|