Хватит делиться!
dead 28 Февраля 2008 в 12:50:46
[img align=left]load_theme/files/20080228130642.jpg[/img]Вместе с увеличениями поступлений в государственный бюджет в виде налогов и установлением прозрачности налогообложения добывающих компаний, намерение Казахстана отказаться от СРП (соглашений по разделу продукции) понизит инвестиционную привлекательность сырьевого сектора страны.
Правительство, после длительного рассмотрения вопроса, приняло решение отказаться от предоставления недропользователям гарантии в стабильных отчислениях налогов и других платежей, которые давали контракты, заключенные по СРП.
В настоящее время в Казахстане существует две модели контракта на недропользование - СРП и налоговый режим «налоги + роялти». Во втором варианте добывающая компания не является собственником полученного сырья и должна платить налоги, в соответствие с текущим законодательством. Основные проблемы при заключении СРП, состоят в отсутствие единого методологического подхода к составлению ТЭО (технико-экономическое обоснование проекта), влияющего на сумму затрат при реализации проекта и, следовательно на долю делимого дохода, а также при этом не учитываются текущие мировые цены на нефть и инфляционные процессы. Кроме того, отсутствует механизм по эффективному управлению передаваемых государству активов и ренты от использования невоспроизводимого ресурса. Основными рисками государства по СРП, является удорожание проекта или пересмотр начала разработки месторождения, что может оказать отрицательное влияние на долю государства в СРП в виде неполучения предполагаемой прибыли, так как уплата дополнительного платежа и доля прибыльной продукции зависит от окупаемости проекта.
Получается, что работая по существующей схеме раздела продукции, недропользователям выгодно завышать свои затраты, так как они возмещают их за счет компенсационной продукции.
Как сказал «Позиции.kz» Алмат Даумов, директор Департамента по налоговым вопросам юридической фирмы «GRATA», в основном, исходя из условий заключения соглашений о разделе продукции (СРП), налоговая нагрузка на недропользователей, как правило, лежит только в выплате КПН (корпоративный подоходный налог) и НДС.
Кроме того, положения большинства СРП недостаточно четко регулируют вопросы порядка исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет, что создает трудности для государства в контроле за финансовой деятельностью добывающих компаний, так как позволяет варьировать с налоговыми выплатами путем, например, изменения возмещаемых затрат.
Одной из основных причин отказа от СРП, по мнению юриста, является намерение государства в ближайшей перспективе ввести Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это позволит в значительной степени увеличить налоговую нагрузку на недропользователей вследствие того, что ставка налога будет зависеть от объемов добываемого сырья и мировых цен на тот или иной вид полезных ископаемых. А не как происходит сейчас, когда добывающие компании производят обязательные отчисления в госказну только в соответствие с договором о СРП без учета текущего законодательства и процессов на рынках углеводородного сырья.
Для государства отказ от модели СРП – это стратегически важное решение, так как поступления в бюджет от уплаты налогов с нефтедобывающих компаний должны значительно увеличиться, по прогнозам некоторых аналитиков в два раза.
Для недропользователей же – это крайне невыгодно. На фоне прошлогоднего ужесточения требований к сырьевым компаниям и введением дополнительных экологических норм, многие нефтедобытчики уже несут значительные экономические потери, а у иных отозваны лицензии на деятельность.
В соседней России, существование Налога на добавленную стоимость и значительные экспортные пошлины приводят к тому, что с ростом цен на нефть увеличиваются и платежи в государственный бюджет. В структуре себестоимости на данные сборы приходится порядка 50-60%, то сеть чистая цена нефти для сырьевых компаний практически не растет. Так, при цене на нефть в $50, чистая ее стоимость, без НДПИ и пошлин составляет $21, а при мировой цене в $100, за минусом обязательных отчислений - всего $27. Таким образом, при двукратном повышении цены на мировом рынке, компании получают выгоду всего порядка 22%.
Мало того, по словам юриста, пока точно не известно, как поведет себя государство по отношению к тем компаниям, с кем СРП заключены ранее. Как заявил премьер-министр республики Карим Масимов, Казахстан продолжит выполнять свои обязательства по уже заключенным договорам, однако точно не решено, будет ли, в случае введения, исчисляться Налог на добычу полезных ископаемых с компаний, работающих по СРП и контрактам на недропользование. Так, некоторые аналитики высказывают точку зрения о том, что гарантия стабильности налогового режима не будет распространяться на вводимый налог на добычу полезных ископаемых. В этом случае, баланс экономических интересов сторон (государства и недропользователя) может быть нарушен (не в пользу недропользователя), компаниям придется на долгосрочную перспективу прогнозировать свою деятельность, учитывая мировые цены, инфляцию, возможные затраты, объемы добычи.
В настоящее время из числа юристов создается специальная группа, которая намерена отстаивать права своих клиентов – недропользователей в правительстве, чтобы не допустить распространения нового налога на компании, с которыми договора уже заключены.
Как говорит Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования РК, увеличение налоговой нагрузки на недропользователей – вполне логичный и неизбежный процесс, отражающий прямые интересы государства. Сейчас республика - благодатное поле для деятельности добывающих компаний. Если в мировой практике коэффициент налоговой нагрузки в некоторых странах доходит до 75%, то в Казахстане обязательные отчисления государству составляют 30-40%, а два года назад этот показатель вообще был на уровне 15-17%.
Между тем, правительство не пугает потеря инвестиционной привлекательности, а за счет увеличения обязательных сборов в сырьевом секторе, планируется послабление налоговой нагрузки в других отраслях.
Константин КИМ Позиция
Правительство, после длительного рассмотрения вопроса, приняло решение отказаться от предоставления недропользователям гарантии в стабильных отчислениях налогов и других платежей, которые давали контракты, заключенные по СРП.
В настоящее время в Казахстане существует две модели контракта на недропользование - СРП и налоговый режим «налоги + роялти». Во втором варианте добывающая компания не является собственником полученного сырья и должна платить налоги, в соответствие с текущим законодательством. Основные проблемы при заключении СРП, состоят в отсутствие единого методологического подхода к составлению ТЭО (технико-экономическое обоснование проекта), влияющего на сумму затрат при реализации проекта и, следовательно на долю делимого дохода, а также при этом не учитываются текущие мировые цены на нефть и инфляционные процессы. Кроме того, отсутствует механизм по эффективному управлению передаваемых государству активов и ренты от использования невоспроизводимого ресурса. Основными рисками государства по СРП, является удорожание проекта или пересмотр начала разработки месторождения, что может оказать отрицательное влияние на долю государства в СРП в виде неполучения предполагаемой прибыли, так как уплата дополнительного платежа и доля прибыльной продукции зависит от окупаемости проекта.
Получается, что работая по существующей схеме раздела продукции, недропользователям выгодно завышать свои затраты, так как они возмещают их за счет компенсационной продукции.
Как сказал «Позиции.kz» Алмат Даумов, директор Департамента по налоговым вопросам юридической фирмы «GRATA», в основном, исходя из условий заключения соглашений о разделе продукции (СРП), налоговая нагрузка на недропользователей, как правило, лежит только в выплате КПН (корпоративный подоходный налог) и НДС.
Кроме того, положения большинства СРП недостаточно четко регулируют вопросы порядка исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет, что создает трудности для государства в контроле за финансовой деятельностью добывающих компаний, так как позволяет варьировать с налоговыми выплатами путем, например, изменения возмещаемых затрат.
Одной из основных причин отказа от СРП, по мнению юриста, является намерение государства в ближайшей перспективе ввести Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это позволит в значительной степени увеличить налоговую нагрузку на недропользователей вследствие того, что ставка налога будет зависеть от объемов добываемого сырья и мировых цен на тот или иной вид полезных ископаемых. А не как происходит сейчас, когда добывающие компании производят обязательные отчисления в госказну только в соответствие с договором о СРП без учета текущего законодательства и процессов на рынках углеводородного сырья.
Для государства отказ от модели СРП – это стратегически важное решение, так как поступления в бюджет от уплаты налогов с нефтедобывающих компаний должны значительно увеличиться, по прогнозам некоторых аналитиков в два раза.
Для недропользователей же – это крайне невыгодно. На фоне прошлогоднего ужесточения требований к сырьевым компаниям и введением дополнительных экологических норм, многие нефтедобытчики уже несут значительные экономические потери, а у иных отозваны лицензии на деятельность.
В соседней России, существование Налога на добавленную стоимость и значительные экспортные пошлины приводят к тому, что с ростом цен на нефть увеличиваются и платежи в государственный бюджет. В структуре себестоимости на данные сборы приходится порядка 50-60%, то сеть чистая цена нефти для сырьевых компаний практически не растет. Так, при цене на нефть в $50, чистая ее стоимость, без НДПИ и пошлин составляет $21, а при мировой цене в $100, за минусом обязательных отчислений - всего $27. Таким образом, при двукратном повышении цены на мировом рынке, компании получают выгоду всего порядка 22%.
Мало того, по словам юриста, пока точно не известно, как поведет себя государство по отношению к тем компаниям, с кем СРП заключены ранее. Как заявил премьер-министр республики Карим Масимов, Казахстан продолжит выполнять свои обязательства по уже заключенным договорам, однако точно не решено, будет ли, в случае введения, исчисляться Налог на добычу полезных ископаемых с компаний, работающих по СРП и контрактам на недропользование. Так, некоторые аналитики высказывают точку зрения о том, что гарантия стабильности налогового режима не будет распространяться на вводимый налог на добычу полезных ископаемых. В этом случае, баланс экономических интересов сторон (государства и недропользователя) может быть нарушен (не в пользу недропользователя), компаниям придется на долгосрочную перспективу прогнозировать свою деятельность, учитывая мировые цены, инфляцию, возможные затраты, объемы добычи.
В настоящее время из числа юристов создается специальная группа, которая намерена отстаивать права своих клиентов – недропользователей в правительстве, чтобы не допустить распространения нового налога на компании, с которыми договора уже заключены.
Как говорит Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования РК, увеличение налоговой нагрузки на недропользователей – вполне логичный и неизбежный процесс, отражающий прямые интересы государства. Сейчас республика - благодатное поле для деятельности добывающих компаний. Если в мировой практике коэффициент налоговой нагрузки в некоторых странах доходит до 75%, то в Казахстане обязательные отчисления государству составляют 30-40%, а два года назад этот показатель вообще был на уровне 15-17%.
Между тем, правительство не пугает потеря инвестиционной привлекательности, а за счет увеличения обязательных сборов в сырьевом секторе, планируется послабление налоговой нагрузки в других отраслях.
Константин КИМ Позиция
|