Страна стоит на пороге перемен
dead 12 Сентября 2011 в 09:24:54
«Ак орда» не в состоянии справиться
с непрекращающимся ростом цен и тарифов,
а дубинки ментов ситуацию не решают
еще больше ощущают, что так дальше жить нельзя. Проблема заклю-
чается в том, что никто не знает доподлинно, что надо сделать, чтобы
перейти от назарбаевской эпохи к постназарбаевской быстро, без крови
и потерь, и самое главное, в каком направлении идти.
Нет, конечно, оракулов, пророков, самозваных лидеров в Казахстане хватает и сегодня. Но с их качеством большие проблемы. Многолетний негативный опыт приучил наших
сограждан к тому, что высовываться
опасно, поэтому они предпочитают
отмалчиваться. Это было вполне разумно, когда экономика шла на подъем – люди зарабатывали деньги и шли
на компромисс со своей совестью.
Теперь ситуация меняется кардинальным образом.
Еще царствует,
но уже не правит
Непрекращающийся рост цен
и тарифов ухудшают материальное
положение большей части казахстанцев. При этом попытки государства
компенсировать этот процесс за счет
увеличения расходов госбюджета ни к
чему хорошему не приводит. И не потому, что повышение зарплат касается
только бюджетников. В условиях,
когда собственного производства, за
исключением разве что зерна, недостаточно, чтобы покрыть платежеспособный спрос на внутреннем рынке,
дефицит товаров приводит к всплеску
цен на них, а вместе с импортом товаров мы импортируем и дополнительную инфляцию.
Противопоставить этому «Ак
орда» сегодня ничего не способна.
Инстинктивно Назарбаев пытается решить проблему за счет затаскивания в
Казахстан иностранных инвесторов и
ослабления административного давления на бизнес. Но для того, чтобы инвесторы пришли, освоились, создали
и запустили производства, требуются
годы. А их как раз у елбасы нет.
Что касается административного
давления, то ослабить его уже невозможно в принципе по многим причинам. Среди них на первом месте стоит
отсутствие у бизнеса политических
инструментов защиты своих интересов. Вот и приходится предпринимателям решать проблемы в индивидуальном порядке. Пока были «жирные»
годы, хватало всем и на все, в том числе
на взятки чиновникам. Теперь настали
«худые» времена, а аппетиты надзирающих, контролирующих, распределяющих и проверяющих даже выросли.
И сколько бы Назарбаев не давал указаний своим подчиненным не кошмарить предпринимателей, свой карман
им ближе. В результате все меньше в
Казахстане желающих делать бизнес,
особенно заниматься производством, и
все больше недовольных.
Возможно, ситуация была бы
не столь критичной, если бы в мировой экономике все было в порядке. Но
сегодня и там серьезно штормит, инвесторы бегут отовсюду, пытаясь найти надежное убежище для своих капиталов, продолжается рост мировых
цен на продовольствие. В этих условиях неизбежно дальнейшее ухудшение социально-экономического положения в Казахстане и соответственно
рост недовольства и протеста.
Как назло, все эти процессы совпали с периодом, когда Казахстан
должен пройти этап смены политического руководства страной. Более
того, он уже начался. Судя по тому,
насколько обострились межэлитные
противоречия и что Назарбаев не способен их ослабить, он еще царствует,
но уже не правит.
Если к этому добавить очевидный
развал государственного аппарата,
его неспособность адекватно реагировать на вызовы и решать злободневные проблемы, отсутствие механизма
обратной связи, не реформируемость
нынешней политической системы и
ее замкнутость на одного человека,
узкую социальную базу авторитарного режима, отсутствие национальной
или хотя бы мобилизующей идеи,
положение в котором оказались мы
даже не критическое – оно катастрофическое.
В этих условиях нет смысла рассчитывать на «Ак орду». Назарбаев
больше ни на что не способен, разве
что отвести еще одного чиновника за
руку в суд, да произнести очередную
речь перед тщательно отобранной
аудиторией. Его непосредственное
окружение, откуда и будет родом следующий «лидер нации», это собрание
тех, кто привык пресмыкаться и проводить чужую политику.
Варианты развития
будущих событий
Давайте посчитаем, нет, не сценарии, а возможные варианты развития
событий. При этом не имеет значения,
сколько еще будет жить Назарбаев,
передаст ли он кресло преемнику или
будет держаться за него до последнего вздоха. И кто конкретно и при
чьей поддержке станет следующим
главой государства. Все это не принципиально по сравнению с глубиной
и шириной пропасти, через которую
предстоит перейти стране.
Вариант первый: продолжение политического и социальноэкономического курса Назарбаева.
Это возможно, но на непродолжительное время. Новому лидеру придется
срочно решать проблему повышения
уровня и качества жизни казахскоязычного населения, что невозможно
сделать в короткий срок и по многим,
в том числе объективным причинам.
Если же это не будет сделано, то
елбасы номер два придется все чаще
и очевиднее прибегать к силе чтобы
удержаться у власти и сохранить относительную стабильность в стране.
А это уже опасно само по себе, так как
провоцирует ответную реакцию – доказательством чему уже свыше двух
десятков убитых и сотни задержанных только в этом году по подозрению
в терроризме и причастности к радикальным исламским группировкам.
Вариант второй: проведение радикальных политических и
социально-экономических реформ
сверху. Этот вариант возможен только
при условии консолидации большей
части элиты. Но на это потребуется
много времени и сил. И самое главное,
в Казахстане просто отсутствует опыт
подобной консолидации добровольно,
не под давлением сверху.
И что немаловажно, в силу отсутствия настоящих политических
партий, закостенелости политической
системы и институтов, процесс консолидации неизбежно примет характер
сговора отдельных олигархов, что
сразу оттолкнет от потенциальных реформаторов и гражданское общество,
и многие социальные группы, особенно маргинального характера.
Вариант третий: проведение
радикальных реформ снизу. Это возможно только после заметного ослабления нынешнего государственного
механизма и революционного сноса
политической системы. Невыгодность
этого варианта заключается не только
в том, что он чреват эскалацией насилия и развития в гражданскую войну,
но и тем, что созидательный этап
становится возможным только после
этапа сноса старого.
Конечно, описанные выше варианты развития событий это, так
сказать, чистая теория. В жизни будет
что-то среднее из трех. Но гражданское общество должно готовиться к
предстоящему кризису точно так же,
как готовится «Ак орда». И если Назарбаев и его окружение укрепляют
силовые ведомства, демонстрируют
силу казахстанской армии, натравляют спецслужбы на всех непокорных,
мы должны делать совершенно иное –
создавать механизм достижения национального согласия.
Пришло время искать
консенсус
К сожалению, ни один существующий в Казахстане институт
не способен обеспечить поиск этого
национального согласия. Парламент
страны давно превратился в отдел
администрации президента, куда пропускают по списку, утвержденному
елбасы. Соответственно высший законодательный орган страны не представляет граждан, и поэтому не может
выражать, защищать и продвигать
наши интересы.
Маслихаты давно превратились в
дубликаты Парламента, в органы от
которых ничего не зависит. Надеяться, что в них можно будет вдохнуть
жизнь, сделать основной достижения
национального согласия бесполезно,
они не смогли стать даже органами
местного самоуправления, не говоря
про уже более сложную задачу общенационального масштаба.
Ассамблея народа Казахстана –
это мертворожденный орган по имитации межнационального сотрудничества и согласия. Как штатное
подразделение администрации президента он еще менее приспособлен для
представления интересов широких
слоев казахстанцев.
Выборный механизм, который в
других странах позволяет привлечь
к поиску новых идей и новых людей
широкие народные массы, полностью
заблокирован «Ак ордой». Чтобы его
запустить, надо сначала сломать существующую политическую систему.
Вот и получается, что казахстанцам, чтобы преодолеть предстоящий
кризис, нужно найти новые механизмы обмена мнениями, дискуссии,
выдвижения новых идей, поиска консенсуса или хотя бы решения, устраивающего большинство.
В свое время демократические
силы несколько раз выдвигали идею
создания подобных структур, но все
они благополучно умерли. Частично
эту задачу выполняет независимая
пресса, но ее возможности ограничены как по причине мизерных тиражей,
так и в силу формата. Остается только
завидовать россиянам. У них и Парламент многопартийный, и пресса куда
более влиятельная, и телевидение все
время поднимает злободневные темы,
пусть и обходя двух национальных лидеров и вопросы, к которым те нетерпимы.
Похоже, сейчас настало время, когда гражданскому обществу
придется снова решать эту задачу.
Не важно, как будет называться этот
новый представительный орган –
Демократическое совещание, Национальное собрание, Общественная
палата или Народный Парламент.
Главное другое – необходим прямой
и непосредственный диалог русских
и казахских националистов, представителей ДУМКа и лидеров нетрадиционных мусульманских сект, чиновников и НПО.
Если мы не окажемся способными
начать договариваться, значит мы как
народ больше ни на что не способны.
Но тогда нам придется выбирать – под
кого ложится.
Мухамеджан АДИЛОВ Голос Республики
с непрекращающимся ростом цен и тарифов,
а дубинки ментов ситуацию не решают
еще больше ощущают, что так дальше жить нельзя. Проблема заклю-
чается в том, что никто не знает доподлинно, что надо сделать, чтобы
перейти от назарбаевской эпохи к постназарбаевской быстро, без крови
и потерь, и самое главное, в каком направлении идти.
Нет, конечно, оракулов, пророков, самозваных лидеров в Казахстане хватает и сегодня. Но с их качеством большие проблемы. Многолетний негативный опыт приучил наших
сограждан к тому, что высовываться
опасно, поэтому они предпочитают
отмалчиваться. Это было вполне разумно, когда экономика шла на подъем – люди зарабатывали деньги и шли
на компромисс со своей совестью.
Теперь ситуация меняется кардинальным образом.
Еще царствует,
но уже не правит
Непрекращающийся рост цен
и тарифов ухудшают материальное
положение большей части казахстанцев. При этом попытки государства
компенсировать этот процесс за счет
увеличения расходов госбюджета ни к
чему хорошему не приводит. И не потому, что повышение зарплат касается
только бюджетников. В условиях,
когда собственного производства, за
исключением разве что зерна, недостаточно, чтобы покрыть платежеспособный спрос на внутреннем рынке,
дефицит товаров приводит к всплеску
цен на них, а вместе с импортом товаров мы импортируем и дополнительную инфляцию.
Противопоставить этому «Ак
орда» сегодня ничего не способна.
Инстинктивно Назарбаев пытается решить проблему за счет затаскивания в
Казахстан иностранных инвесторов и
ослабления административного давления на бизнес. Но для того, чтобы инвесторы пришли, освоились, создали
и запустили производства, требуются
годы. А их как раз у елбасы нет.
Что касается административного
давления, то ослабить его уже невозможно в принципе по многим причинам. Среди них на первом месте стоит
отсутствие у бизнеса политических
инструментов защиты своих интересов. Вот и приходится предпринимателям решать проблемы в индивидуальном порядке. Пока были «жирные»
годы, хватало всем и на все, в том числе
на взятки чиновникам. Теперь настали
«худые» времена, а аппетиты надзирающих, контролирующих, распределяющих и проверяющих даже выросли.
И сколько бы Назарбаев не давал указаний своим подчиненным не кошмарить предпринимателей, свой карман
им ближе. В результате все меньше в
Казахстане желающих делать бизнес,
особенно заниматься производством, и
все больше недовольных.
Возможно, ситуация была бы
не столь критичной, если бы в мировой экономике все было в порядке. Но
сегодня и там серьезно штормит, инвесторы бегут отовсюду, пытаясь найти надежное убежище для своих капиталов, продолжается рост мировых
цен на продовольствие. В этих условиях неизбежно дальнейшее ухудшение социально-экономического положения в Казахстане и соответственно
рост недовольства и протеста.
Как назло, все эти процессы совпали с периодом, когда Казахстан
должен пройти этап смены политического руководства страной. Более
того, он уже начался. Судя по тому,
насколько обострились межэлитные
противоречия и что Назарбаев не способен их ослабить, он еще царствует,
но уже не правит.
Если к этому добавить очевидный
развал государственного аппарата,
его неспособность адекватно реагировать на вызовы и решать злободневные проблемы, отсутствие механизма
обратной связи, не реформируемость
нынешней политической системы и
ее замкнутость на одного человека,
узкую социальную базу авторитарного режима, отсутствие национальной
или хотя бы мобилизующей идеи,
положение в котором оказались мы
даже не критическое – оно катастрофическое.
В этих условиях нет смысла рассчитывать на «Ак орду». Назарбаев
больше ни на что не способен, разве
что отвести еще одного чиновника за
руку в суд, да произнести очередную
речь перед тщательно отобранной
аудиторией. Его непосредственное
окружение, откуда и будет родом следующий «лидер нации», это собрание
тех, кто привык пресмыкаться и проводить чужую политику.
Варианты развития
будущих событий
Давайте посчитаем, нет, не сценарии, а возможные варианты развития
событий. При этом не имеет значения,
сколько еще будет жить Назарбаев,
передаст ли он кресло преемнику или
будет держаться за него до последнего вздоха. И кто конкретно и при
чьей поддержке станет следующим
главой государства. Все это не принципиально по сравнению с глубиной
и шириной пропасти, через которую
предстоит перейти стране.
Вариант первый: продолжение политического и социальноэкономического курса Назарбаева.
Это возможно, но на непродолжительное время. Новому лидеру придется
срочно решать проблему повышения
уровня и качества жизни казахскоязычного населения, что невозможно
сделать в короткий срок и по многим,
в том числе объективным причинам.
Если же это не будет сделано, то
елбасы номер два придется все чаще
и очевиднее прибегать к силе чтобы
удержаться у власти и сохранить относительную стабильность в стране.
А это уже опасно само по себе, так как
провоцирует ответную реакцию – доказательством чему уже свыше двух
десятков убитых и сотни задержанных только в этом году по подозрению
в терроризме и причастности к радикальным исламским группировкам.
Вариант второй: проведение радикальных политических и
социально-экономических реформ
сверху. Этот вариант возможен только
при условии консолидации большей
части элиты. Но на это потребуется
много времени и сил. И самое главное,
в Казахстане просто отсутствует опыт
подобной консолидации добровольно,
не под давлением сверху.
И что немаловажно, в силу отсутствия настоящих политических
партий, закостенелости политической
системы и институтов, процесс консолидации неизбежно примет характер
сговора отдельных олигархов, что
сразу оттолкнет от потенциальных реформаторов и гражданское общество,
и многие социальные группы, особенно маргинального характера.
Вариант третий: проведение
радикальных реформ снизу. Это возможно только после заметного ослабления нынешнего государственного
механизма и революционного сноса
политической системы. Невыгодность
этого варианта заключается не только
в том, что он чреват эскалацией насилия и развития в гражданскую войну,
но и тем, что созидательный этап
становится возможным только после
этапа сноса старого.
Конечно, описанные выше варианты развития событий это, так
сказать, чистая теория. В жизни будет
что-то среднее из трех. Но гражданское общество должно готовиться к
предстоящему кризису точно так же,
как готовится «Ак орда». И если Назарбаев и его окружение укрепляют
силовые ведомства, демонстрируют
силу казахстанской армии, натравляют спецслужбы на всех непокорных,
мы должны делать совершенно иное –
создавать механизм достижения национального согласия.
Пришло время искать
консенсус
К сожалению, ни один существующий в Казахстане институт
не способен обеспечить поиск этого
национального согласия. Парламент
страны давно превратился в отдел
администрации президента, куда пропускают по списку, утвержденному
елбасы. Соответственно высший законодательный орган страны не представляет граждан, и поэтому не может
выражать, защищать и продвигать
наши интересы.
Маслихаты давно превратились в
дубликаты Парламента, в органы от
которых ничего не зависит. Надеяться, что в них можно будет вдохнуть
жизнь, сделать основной достижения
национального согласия бесполезно,
они не смогли стать даже органами
местного самоуправления, не говоря
про уже более сложную задачу общенационального масштаба.
Ассамблея народа Казахстана –
это мертворожденный орган по имитации межнационального сотрудничества и согласия. Как штатное
подразделение администрации президента он еще менее приспособлен для
представления интересов широких
слоев казахстанцев.
Выборный механизм, который в
других странах позволяет привлечь
к поиску новых идей и новых людей
широкие народные массы, полностью
заблокирован «Ак ордой». Чтобы его
запустить, надо сначала сломать существующую политическую систему.
Вот и получается, что казахстанцам, чтобы преодолеть предстоящий
кризис, нужно найти новые механизмы обмена мнениями, дискуссии,
выдвижения новых идей, поиска консенсуса или хотя бы решения, устраивающего большинство.
В свое время демократические
силы несколько раз выдвигали идею
создания подобных структур, но все
они благополучно умерли. Частично
эту задачу выполняет независимая
пресса, но ее возможности ограничены как по причине мизерных тиражей,
так и в силу формата. Остается только
завидовать россиянам. У них и Парламент многопартийный, и пресса куда
более влиятельная, и телевидение все
время поднимает злободневные темы,
пусть и обходя двух национальных лидеров и вопросы, к которым те нетерпимы.
Похоже, сейчас настало время, когда гражданскому обществу
придется снова решать эту задачу.
Не важно, как будет называться этот
новый представительный орган –
Демократическое совещание, Национальное собрание, Общественная
палата или Народный Парламент.
Главное другое – необходим прямой
и непосредственный диалог русских
и казахских националистов, представителей ДУМКа и лидеров нетрадиционных мусульманских сект, чиновников и НПО.
Если мы не окажемся способными
начать договариваться, значит мы как
народ больше ни на что не способны.
Но тогда нам придется выбирать – под
кого ложится.
Мухамеджан АДИЛОВ Голос Республики
|