Казахстан попал в топ-15 стран с худшими законами о доступе к информации
GoodZone 18 Февраля 2019 в 21:51:38
Казахстан попал в топ-15 стран с худшими законами о доступе к информации, сообщается в итоговом аналитическом отчете «Обеспечение доступа граждан и профессионального медиа-сообщества к информации в Казахстане: регионы и центры», представленном министерством информации и коммуникаций.
«Согласно оценке Global Right to Information Rating (RTI), закон РК «О доступе к информации» не соответствует международным стандартам и базовым принципам в сфере свободы информации. Составители индекса оценили качество закона в 61 балл из 150 возможных. В общем рейтинге из 123 стран, где приняты аналогичные законы, Казахстан занимает 109 место. Таким образом, Казахстан попал в топ-15 стран с худшими законами о доступе к информации», - говорится в документе.
Отмечается, что казахстанские эксперты гражданского общества выразили согласие с этой оценкой.
«Так, эксперты Центра исследования правовой политики (LPRC) считают такую оценку объективной и отражающей реальные правовые пробелы и коллизии закона. Эксперты выделили, что низкому рейтингу способствуют: слабые гарантии реализации и защиты права на доступ к информации, несоответствие базовым принципам по свободе информации», - сказано в отчете.
Как добавили авторы документа, оценка специализированного международного рейтинга демонстрирует, что такое соответствие еще не достигнуто.
«Соответственно, НПО считают, данную рекомендацию не выполненной и призывают правительство Казахстана внести соответствующие дополнения и изменения в закон Республики Казахстан «О доступе к информации» и приблизить его к международным стандартам, принципам в сфере свободы информации, а также учесть все предложения гражданского общества по этому вопросу», - говорится в отчете.
По мнению экспертов, закон РК «О доступе к информации» не провозглашает принцип открытости всей информации и не устанавливает узкий перечень исключений, как того требуют базовые принципы.
«Вместо этого в законе установлены различные категории, например, «информации с ограниченным доступом», «информации, доступ к которой не может быть ограничен», что не способствует смене культуры секретности и закрытости органов государственной власти на культуру открытости и прозрачности», - отметили эксперты.
Также отмечается, что закон «О доступе к информации» не является приоритетным, в нем отсутствует трисоставный тест, который является гарантией соблюдения принципа максимальной открытости информации и пропорциональности любого ограничения права на информацию, также отсутствует перечень исключений. Отсутствие механизмов обеспечения и защиты права на доступ к информации в законе делает его, по мнению экспертов, неэффективным.
«В законе РК нет положений по созданию независимого административного органа по рассмотрению жалоб на неправомерные действия должностных лиц в сфере доступа к информации; жалоб на нарушение права на доступ к информации. Комиссия по вопросам доступа к информации, не имеет возможности рассматривать жалобы на нарушение или ограничение права на доступ к информации», - говорится в документе.
Отмечается низкий размер наказания на нарушение или ограничение права на доступ к информации, предусмотренный КоАП, что «не способствует эффективной реализации закона».
«Отсутствует уголовная ответственность за умышленное или сознательное нарушение права на доступ к информации, а также ответственности за намеренное уничтожение документов. В законе отсутствуют положения, направленные на защиту информаторов, которые предоставляют информацию, способствующую раскрытию правонарушений», - добавили авторы отчета.
Кроме того, отмечается отсутствие положений, обязывающих обладателей информации, либо государственные органы внедрять меры по продвижению закона.
«Закон изобилует отсылочными и бланкетными нормами, требующих издания подзаконных актов. Подзаконные акты, необходимые для реализации закона РК «О доступе к информации», были приняты в конце 2015 года, однако эксперты отмечали их низкое качество, противоречивость с законодательными нормами», - сказано в документе.
Напомним, закон РК «О доступе к информации» был принят в ноябре 2015 года.
По сообщению КазТАГ
https://time.kz/news/politics/2019/02/18/kazahstan-popal-v-top-15-stran-s-hudshimi-zakonami-o-dostupe-k-informatsii
«Согласно оценке Global Right to Information Rating (RTI), закон РК «О доступе к информации» не соответствует международным стандартам и базовым принципам в сфере свободы информации. Составители индекса оценили качество закона в 61 балл из 150 возможных. В общем рейтинге из 123 стран, где приняты аналогичные законы, Казахстан занимает 109 место. Таким образом, Казахстан попал в топ-15 стран с худшими законами о доступе к информации», - говорится в документе.
Отмечается, что казахстанские эксперты гражданского общества выразили согласие с этой оценкой.
«Так, эксперты Центра исследования правовой политики (LPRC) считают такую оценку объективной и отражающей реальные правовые пробелы и коллизии закона. Эксперты выделили, что низкому рейтингу способствуют: слабые гарантии реализации и защиты права на доступ к информации, несоответствие базовым принципам по свободе информации», - сказано в отчете.
Как добавили авторы документа, оценка специализированного международного рейтинга демонстрирует, что такое соответствие еще не достигнуто.
«Соответственно, НПО считают, данную рекомендацию не выполненной и призывают правительство Казахстана внести соответствующие дополнения и изменения в закон Республики Казахстан «О доступе к информации» и приблизить его к международным стандартам, принципам в сфере свободы информации, а также учесть все предложения гражданского общества по этому вопросу», - говорится в отчете.
По мнению экспертов, закон РК «О доступе к информации» не провозглашает принцип открытости всей информации и не устанавливает узкий перечень исключений, как того требуют базовые принципы.
«Вместо этого в законе установлены различные категории, например, «информации с ограниченным доступом», «информации, доступ к которой не может быть ограничен», что не способствует смене культуры секретности и закрытости органов государственной власти на культуру открытости и прозрачности», - отметили эксперты.
Также отмечается, что закон «О доступе к информации» не является приоритетным, в нем отсутствует трисоставный тест, который является гарантией соблюдения принципа максимальной открытости информации и пропорциональности любого ограничения права на информацию, также отсутствует перечень исключений. Отсутствие механизмов обеспечения и защиты права на доступ к информации в законе делает его, по мнению экспертов, неэффективным.
«В законе РК нет положений по созданию независимого административного органа по рассмотрению жалоб на неправомерные действия должностных лиц в сфере доступа к информации; жалоб на нарушение права на доступ к информации. Комиссия по вопросам доступа к информации, не имеет возможности рассматривать жалобы на нарушение или ограничение права на доступ к информации», - говорится в документе.
Отмечается низкий размер наказания на нарушение или ограничение права на доступ к информации, предусмотренный КоАП, что «не способствует эффективной реализации закона».
«Отсутствует уголовная ответственность за умышленное или сознательное нарушение права на доступ к информации, а также ответственности за намеренное уничтожение документов. В законе отсутствуют положения, направленные на защиту информаторов, которые предоставляют информацию, способствующую раскрытию правонарушений», - добавили авторы отчета.
Кроме того, отмечается отсутствие положений, обязывающих обладателей информации, либо государственные органы внедрять меры по продвижению закона.
«Закон изобилует отсылочными и бланкетными нормами, требующих издания подзаконных актов. Подзаконные акты, необходимые для реализации закона РК «О доступе к информации», были приняты в конце 2015 года, однако эксперты отмечали их низкое качество, противоречивость с законодательными нормами», - сказано в документе.
Напомним, закон РК «О доступе к информации» был принят в ноябре 2015 года.
По сообщению КазТАГ
https://time.kz/news/politics/2019/02/18/kazahstan-popal-v-top-15-stran-s-hudshimi-zakonami-o-dostupe-k-informatsii
|