Если честно, не ожидал такого интереса. Для меня он действительно – ТАКОЙ! Буду стараться. Обязуюсь Ваши замечания и предложения по блогу не только принять к сведению, но и к действию. Дайте время и наберитесь терпения. А пока очередной рассказ.
Не снимок, а снимки. И их много. В первую очередь это снимки из семейного альбома. Снятые в разное время и при разных обстоятельствах. Жена и дочки, мама и папа, родные и близкие. За каждым кадром своя история. Каждый дорог по-своему. Так и «космические» снимки. Расскажу о некоторых из них. 2007 год. Мое второе посещение МКС и первый длительный полет. Очень много снимал. И внутри станции и через иллюминаторы. Одна из фотографий очень мне дорога.
1000x664
(
318.17Кб)
«Встреча». 2007г. Снимок из модуля «Пирс» 12.06.2007. На переднем плане «Союз ТМА-10», на котором мы прибыли на станцию в составе 15 экспедиции. А в июне к нам прилетел «Атлантис», космический челнок, на котором я впервые стартовал в космос. Вот такая неожиданная и очень приятная для меня встреча двух кораблей. Не могу рассказать о небольшом приключении, произошедшем тогда с «Атлантисом». И проиллюстрировать. «Рандеву». 2007г. Снимок сделан при сближении с МКС 10 июня 2007г. во время, так называемого, манёвра RPM (Rendezvous Pitch Maneuver — встречный наклонный манёвр), в ходе которого я с Олегом Котовым фотографировали, а Сани Уильямс занималась видеорепортажем.
1000x664
(
227.18Кб)
После катастрофы «Колумбии» в 2003 году каждый шаттл перед стыковкой со станцией совершал аналогичный маневр, а экипаж станции занимался фотосъемками. Снимки необходимы были специалистам на Земле для анализа возможных повреждений обшивки космического челнока на самых ответственных участках: на кромках крыльев и на носовой части. Дальнейший анализ показал – у «Атлантиса» с этим проблем нет. Часа через три после стыковки с МКС, в свободное время, я занял привычное уже место у иллюминатора в модуле «Пирс» для съемки. Хотелось «побыстрее» заснять свой первый космический корабль в составе станции. Сделав три контрольных снимка общего плана, обратил внимание на обшивку одного из двигателей системы маневрирования шаттла.
1000x664
(
147.61Кб)
«Ба!». 2007г. Перед вами мой самый первый снимок этого «ба», размер которого 10Х15см. Использовал 800-мм объектив. Одно дело снимать Землю, а здесь расстояние близкое. В невесомости никаких штативов, и к иллюминатору не прижмешься – вибрация корпуса. Еще несколько контрольных снимков. Показал их Фредерику Стёркоу, командиру шаттла, и немедленно передал на Землю для анализа. ЦУП Хьюстона уже знал об этой проблеме и считал, что причин для серьезного беспокойства нет. Однако попросил повторить съемку несколько раз при разном освещении. Возможно, именно после получения и анализа этих снимков 12 июня руководство NASA приняло решение об изменении программы и количества выходов в открытый космос для устранения повреждения защитного покрытия «Атлантиса». В программу третьего выхода миссии STS-117 были внесены дополнения по ремонту обшивки. И добавился четвертый. Опять модуль «Пирс». Успеть бы. Ведь есть и своя работа, связанная с «нештаткой» на нашем сегменте.
1000x664
(
220.38Кб)
Иду на Вы(ход)». 2007г. Во время выхода Джон Оливас, специалист полета STS-117, и занимался ремонтом обшивки.
1000x664
(
183.88Кб)
«Техника вызывали?». 2007г. 15.06.2007г. Американский скафандр оборудован видеокамерами и светильниками. Джон, находящийся на роботе-манипуляторе, которым управляли Ли Аршамбо и Стив Свэнсон из команды «Атлантиса», «подошел» поближе для инспекции повреждения и консультаций с Землей. Вот оно – преимущество видеокамер! И вперед, за дело.
1000x664
(
202.89Кб)
«Этому не учили». 2007г. Действительно не учили. Процедура ремонта была разработана специалистами на Земле. А Джон Оливас вместе с Джеймсом Рейли, с которым и осуществлял данный выход, уже на борту МКС готовились к новой задаче, консультировались со специалистами на Земле, подбирали необходимое оборудование.
1000x664
(
157.66Кб)
«Done!». 2007г. Действительно сделано, и сделано мастерски. Специальные скобки, которыми Джон закрепил обшивку, были изготовлены самими ребятами из подручных материалов уже на борту станции. В этой новой встрече с «моим» «Атлантисом» и совместным полетом с его командой во время 15 экспедиции на МКС было еще много очень и очень неожиданного. И не только у наших партнеров. 12 июня начались проблемы с компьютерами российского сегмента, и мы потеряли возможность управлять ориентацией станции своими средствами. «Атлантис», как бы подчеркивая свое имя, взял на себя поддержку ориентации всей «связки». В связи с проведением дополнительного выхода в космос миссию шаттла продлили на двое суток. И команда российского ЦУПа использовала их для более спокойной работы с нештатной ситуацией. Мы с Олегом работали над ней по ночам, а днем – совместная программа. Только 16 июня удалось восстановить работоспособность наших компьютеров. А 18 июня, после тестирования, система навигации станции была переключена от системы навигации шаттла на компьютеры российского сегмента. Отличная работа наших специалистов. А экипаж «Атлантиса» уже паковал вещи. Вечером 18 го закрыли люки, а 19 июня шаттл отстыковался от МКС.
1000x664
(
211.54Кб)
«Счастливого пути!». 2007г. После расстыковки мы еще в прямой видимости. Олег, Клей и я наблюдаем за командой «Атлантиса» из российского сегмента. И у нас есть немного времени для нескольких фотографий и пожеланий друг другу. «Домой». 2007г. Все. Ребята завершили свою работу на станции и все мысли о предстоящей посадке. А впереди их ждали сюрпризы с непогодой во Флориде. Несколько неиспользованных возможностей приземления в Космическом центре Кеннеди и посадка на Военно-воздушной базе Эдвардс в Калифорнии.
1000x664
(
275.68Кб)
Немногим меньше девяти суток совместной работы. Очень насыщенной. С многочисленными вводными. А у нас еще хватило времени на совместный баскетбол в космосе. Спасибо Клею Андерсону, который прибыл к нам на этом шаттле. И хватило сил и желания обыграть, как Сани Уильямс перешла в команду Стеркоу. Для справки – после этого полета женский рекорд продолжительности непрерывного пребывания в космосе перешел к нашей Санечке. Встреча с Джеймсом Рейли и воспоминания о моем первом полете с мыса Канаверал во Флориде. Джеймс вместе с Марком Полански помогали нашему экипажу и нашим семьям на «кейпе». Моя семья и я помним об этом с благодарностью. И фотографии. Много самых разных фотографий. И каждая из них дорога, ведь она будоражит воспоминания.
В июле 2011 года «Атлантис» совершил свой последний полёт. И это был последний полёт по программе «Space Shuttle».