Вы везите - вам зачтётся!
GoodZone 21 Декабря 2016 в 14:32:12
Ситуация с пассажироперевозками в городах страны, как выяснили корреспонденты нашего издания, настолько плачевна, за исключением, пожалуй, лишь Астаны, что если и дальше ничего не предпринимать в этой архиважной сфере, то нам грозит всереспубликанский коллапс общественного транспорта. Информация комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию (МИР) только подтверждает выводы проекта нашей газеты: 60 процентов из 18,5 тыс. пассажирских автобусов требуют замены. Проблемы пассажирских перевозок обсуждали в Шымкенте на встрече представителей министерства и транспортных компаний четырех южных областей Казахстана.
Градус настроений в конференц-зале региональной палаты предпринимателей Южного Казахстана зашкаливал. Не скрывая недовольства, спикеры обменивались взаимными претензиями: перевозчики обвиняли чиновников в бездействии и создании административных барьеров, столичные же гости указывали предпринимателям на недоработки и нарушения законов и нормативных правовых актов.
Особенно жестким было выступление заместителя директора НИИ транспорта и коммуникаций Байболата БАЙМАХАНБЕТА. Эксперт изучил работу почти всех транспортных компаний страны и пришел к неутешительным выводам:
- Сегодня по пальцам можно пересчитать автобусные парки, которые придерживаются государственных норм и стандартов в своей работе. Вот автопарк в Караганде (ТОО “Автобусный парк № 3”. - Ред.): более 700 автобусов, подвижной состав постоянно обновляется, ремонтные мастерские есть, квалифицированные кадры, комнаты отдыха для водителей, пункты горячего питания. Человек (глава автопарка Артур ГРИГОРЯН. - Ред.) работает себе в убыток, но держит свой бизнес в порядке! Почему государству такого предпринимателя не поддержать?!
Нет же, складывается стойкое впечатление, что местным органам старающиеся честно работать фирмы не нужны. Так, одно из старейших и успешных в Шымкенте предприятий “Санжар моторс” сегодня оказалось на грани выживания. В 2014 году оно было признано лучшим перевозчиком региона, его руководитель получил из рук тогдашнего акима Южно-Казахстанской области Аскара МЫРЗАХМЕТОВА диплом. Однако руководство города заслуг передовика не оценило и в тот же год расторгло с ним контракт на обслуживание одного из самых прибыльных маршрутов. Сейчас по его маршрутам колесят автобусы компании “Грин бас сервис”.
- Оставили нам нерентабельные, да и на них работать толком не дают, - не скрывал обиды директор ТОО “Санжар моторс” Серик ТОКБЕРГЕНОВ. - Два года на 67-м маршруте делали дорогу, да так, что на этих ухабах и ямах легковушки за неделю в хлам превращались, а мы скрипели, но ездили. Такие расходы на ремонте машин несли! Только дорогу отремонтировали - и пошла у нас проверка за проверкой. Я не знаю, что с нами завтра будет…
- Хотя “Грин бас сервис” не имеет ни собственной базы, ни одного автобуса! - рубил правду-матку замруководителя исследовательского института Баймаханбет. - Непонятно, каким образом выиграл тендер на несколько маршрутов... Сдал их в аренду водителям с личными “ГАЗелями” и дореволюционными автобусами. Не вкладывая ни копейки, стрижет с этого выгодного дельца купоны. И ведь завтра наравне с карагандинцами тоже попросит субсидий у государства! -
резонно заметил эксперт.
Он предупреждает: если шымкентские чиновники купятся на просьбы таких перевозчиков и выделят им из госказны деньги, компетентные органы спросят не только с недобросовестного перевозчика, но и с официальных лиц, допустивших незаконное субсидирование. Подобное уже было в Актобе. Там прошлой зимой, как известно, арестовали директора городского автопарка Мейржана УНДИРГЕНОВА, чью обнаруженную наличность оперативники считали на машинке около пяти часов. Сумасшедшие деньги Ундиргенов сколотил благодаря госкомпенсациям за бесплатную перевозку льготников. Баймаханбет уверен: это стало возможным потому, что местные власти выделяли субсидии, не проверяя расчетов и представленной документации.
- Суд в отношении нескольких должностных лиц Актобе вынес частное определение, и они понесли наказание, - напомнил эксперт, отметив: - Нельзя в этом вопросе слепо доверять соискателям госдотаций! Должен быть особый контроль со стороны государства.
Отдельным пунктом обсуждения стал вопрос ценообразования. В той же шымкентской компании “Санжар моторс”, вооружившись исходными цифрами, таблицами и калькулятором, просчитали, каким должен быть перевозочный тариф. Расчет был произведен на примере двух городских маршрутов, и вышло, что на одном из них реальная цена одного проезда составляет 111 тенге, на другом - 129. Только при таких тарифах, утверждают счетоводы, перевозчики смогут не только оказывать качественные услуги, но и расширять бизнес: покупать новые автобусы, обновлять техническую базу, закупать новое оборудование для ремонта машин. А между тем в Шымкенте проезд в общественном транспорте стоит 70 тенге.
- Вот эту разницу и должны покрывать перевозчикам местные исполнительные органы, - полагает зампредседателя комитета транспорта МИР Ерлан ДЖУМАШЕВ. - Надо понимать, что пассажироперевозки всегда были убыточными. Это социально значимая отрасль, потому государство здесь регулирует тарифы. В Предпринимательском кодексе четко прописано: там, где государство регулирует тарифы, оно должно оказывать поддержку в виде субсидий. Только при таких условиях возможно развитие этой сферы, и мы над этим работаем.
Однако не только вопросы финансов волнуют предпринимателей. Они - элементарно! - не уверены в завтрашнем дне. А беспокоит их, если говорить конкретно о Шымкенте, отсутствие долгосрочных контрактов на обслуживание маршрутов. Если раньше горакимат заключал с ними договор на 10 лет, то сейчас только на три. Это сдерживает перевозчиков от покупки новых автобусов, ведь они окупаются только за 6-7 лет, и нет никакой уверенности, что за это время никто из конкурентов не отметет маршрут. Тот же “Санжар моторс” в 2006 году купил 20 автобусов в масле, в 2007-м выиграл тендер…
- Прошло пять лет, они еще не окупились. Несмотря на это, я привез еще пять машин, развиваться-то надо, - рассказывал директор этого ТОО Токбергенов. - Еще один год с небольшим прошел - и у меня маршрут отобрали. Теперь боюсь покупать автобусы. И я не один так сегодня осторожничаю.
Пользуясь редкой возможностью, транспортники четырех областей страны просили профильные власти решить вопрос с предоставлением топлива для городских автобусов по льготным ценам. Вместе с тем перевозчики сетовали на высокие цены отечественного - заметим, отверточного - автопрома, и это при том, что в Казахстане с конвейера съезжает довольно мало автобусов и очень мало штампуют запчастей к ним, хотя спрос высок.
Разговор о наболевшем и насущном длился часа четыре. Столичные гости записывали все просьбы, предложения и пообещали если не решить вопросы, то хотя бы разобраться.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА
http://www.time.kz/articles/territory/2016/12/20/vi-vezite-vam-zachtetsja
Градус настроений в конференц-зале региональной палаты предпринимателей Южного Казахстана зашкаливал. Не скрывая недовольства, спикеры обменивались взаимными претензиями: перевозчики обвиняли чиновников в бездействии и создании административных барьеров, столичные же гости указывали предпринимателям на недоработки и нарушения законов и нормативных правовых актов.
Особенно жестким было выступление заместителя директора НИИ транспорта и коммуникаций Байболата БАЙМАХАНБЕТА. Эксперт изучил работу почти всех транспортных компаний страны и пришел к неутешительным выводам:
- Сегодня по пальцам можно пересчитать автобусные парки, которые придерживаются государственных норм и стандартов в своей работе. Вот автопарк в Караганде (ТОО “Автобусный парк № 3”. - Ред.): более 700 автобусов, подвижной состав постоянно обновляется, ремонтные мастерские есть, квалифицированные кадры, комнаты отдыха для водителей, пункты горячего питания. Человек (глава автопарка Артур ГРИГОРЯН. - Ред.) работает себе в убыток, но держит свой бизнес в порядке! Почему государству такого предпринимателя не поддержать?!
Нет же, складывается стойкое впечатление, что местным органам старающиеся честно работать фирмы не нужны. Так, одно из старейших и успешных в Шымкенте предприятий “Санжар моторс” сегодня оказалось на грани выживания. В 2014 году оно было признано лучшим перевозчиком региона, его руководитель получил из рук тогдашнего акима Южно-Казахстанской области Аскара МЫРЗАХМЕТОВА диплом. Однако руководство города заслуг передовика не оценило и в тот же год расторгло с ним контракт на обслуживание одного из самых прибыльных маршрутов. Сейчас по его маршрутам колесят автобусы компании “Грин бас сервис”.
- Оставили нам нерентабельные, да и на них работать толком не дают, - не скрывал обиды директор ТОО “Санжар моторс” Серик ТОКБЕРГЕНОВ. - Два года на 67-м маршруте делали дорогу, да так, что на этих ухабах и ямах легковушки за неделю в хлам превращались, а мы скрипели, но ездили. Такие расходы на ремонте машин несли! Только дорогу отремонтировали - и пошла у нас проверка за проверкой. Я не знаю, что с нами завтра будет…
- Хотя “Грин бас сервис” не имеет ни собственной базы, ни одного автобуса! - рубил правду-матку замруководителя исследовательского института Баймаханбет. - Непонятно, каким образом выиграл тендер на несколько маршрутов... Сдал их в аренду водителям с личными “ГАЗелями” и дореволюционными автобусами. Не вкладывая ни копейки, стрижет с этого выгодного дельца купоны. И ведь завтра наравне с карагандинцами тоже попросит субсидий у государства! -
резонно заметил эксперт.
Он предупреждает: если шымкентские чиновники купятся на просьбы таких перевозчиков и выделят им из госказны деньги, компетентные органы спросят не только с недобросовестного перевозчика, но и с официальных лиц, допустивших незаконное субсидирование. Подобное уже было в Актобе. Там прошлой зимой, как известно, арестовали директора городского автопарка Мейржана УНДИРГЕНОВА, чью обнаруженную наличность оперативники считали на машинке около пяти часов. Сумасшедшие деньги Ундиргенов сколотил благодаря госкомпенсациям за бесплатную перевозку льготников. Баймаханбет уверен: это стало возможным потому, что местные власти выделяли субсидии, не проверяя расчетов и представленной документации.
- Суд в отношении нескольких должностных лиц Актобе вынес частное определение, и они понесли наказание, - напомнил эксперт, отметив: - Нельзя в этом вопросе слепо доверять соискателям госдотаций! Должен быть особый контроль со стороны государства.
Отдельным пунктом обсуждения стал вопрос ценообразования. В той же шымкентской компании “Санжар моторс”, вооружившись исходными цифрами, таблицами и калькулятором, просчитали, каким должен быть перевозочный тариф. Расчет был произведен на примере двух городских маршрутов, и вышло, что на одном из них реальная цена одного проезда составляет 111 тенге, на другом - 129. Только при таких тарифах, утверждают счетоводы, перевозчики смогут не только оказывать качественные услуги, но и расширять бизнес: покупать новые автобусы, обновлять техническую базу, закупать новое оборудование для ремонта машин. А между тем в Шымкенте проезд в общественном транспорте стоит 70 тенге.
- Вот эту разницу и должны покрывать перевозчикам местные исполнительные органы, - полагает зампредседателя комитета транспорта МИР Ерлан ДЖУМАШЕВ. - Надо понимать, что пассажироперевозки всегда были убыточными. Это социально значимая отрасль, потому государство здесь регулирует тарифы. В Предпринимательском кодексе четко прописано: там, где государство регулирует тарифы, оно должно оказывать поддержку в виде субсидий. Только при таких условиях возможно развитие этой сферы, и мы над этим работаем.
Однако не только вопросы финансов волнуют предпринимателей. Они - элементарно! - не уверены в завтрашнем дне. А беспокоит их, если говорить конкретно о Шымкенте, отсутствие долгосрочных контрактов на обслуживание маршрутов. Если раньше горакимат заключал с ними договор на 10 лет, то сейчас только на три. Это сдерживает перевозчиков от покупки новых автобусов, ведь они окупаются только за 6-7 лет, и нет никакой уверенности, что за это время никто из конкурентов не отметет маршрут. Тот же “Санжар моторс” в 2006 году купил 20 автобусов в масле, в 2007-м выиграл тендер…
- Прошло пять лет, они еще не окупились. Несмотря на это, я привез еще пять машин, развиваться-то надо, - рассказывал директор этого ТОО Токбергенов. - Еще один год с небольшим прошел - и у меня маршрут отобрали. Теперь боюсь покупать автобусы. И я не один так сегодня осторожничаю.
Пользуясь редкой возможностью, транспортники четырех областей страны просили профильные власти решить вопрос с предоставлением топлива для городских автобусов по льготным ценам. Вместе с тем перевозчики сетовали на высокие цены отечественного - заметим, отверточного - автопрома, и это при том, что в Казахстане с конвейера съезжает довольно мало автобусов и очень мало штампуют запчастей к ним, хотя спрос высок.
Разговор о наболевшем и насущном длился часа четыре. Столичные гости записывали все просьбы, предложения и пообещали если не решить вопросы, то хотя бы разобраться.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА
http://www.time.kz/articles/territory/2016/12/20/vi-vezite-vam-zachtetsja
|