Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 декабря 2002 года N 789 Об утверждении Инструкции по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел Республики Казахстан
admin 28 Августа 2009 в 17:35:35
В целях совершенствования работы дорожной полиции органов внутренних дел Респуб-лики Казахстан по осуществлению надзора за дорожным движением, обеспечению право-порядка и общественной безопасности, защиты законных прав и интересов граждан, укре-пления дисциплины и законности в ее деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел Республики Казахстан.
2. Начальникам ГУВД г. Астаны, г. Алматы, ГУВД-УВД областей:
1) организовать изучение настоящей Инструкции сотрудниками дорожной полиции с при-нятием от них зачетов;
2) организовать работу дорожно-патрульной службы дорожной полиции в соответствии с требованиями настоящей Инструкции;
3) обеспечить неукоснительное исполнение требований, что контроль за соблюдением во-дителями транспортных средств Правил дорожного движения Республики Казахстан яв-ляется исключительной компетенцией сотрудников дорожной полиции, а сотрудники дру-гих служб полиции могут осуществлять данный контроль при введении в действие специ-альных планов, а также по решению руководителя органа внутренних дел при выполне-нии совместно с сотрудниками дорожной полиции задач, связанных с обеспечением об-щественного порядка и общественной безопасности.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на вице-Mинистра внутрен-них дел Республики Казахстан генерал-майора полиции Отто И.И., Департамент дорож-ной полиции МВД Республики Казахстан (Умурзаков Б.Н.).
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Министр К.Ш. Сулейменов
21. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется карточка поста (маршрута патрулирования) в двух экземплярах. Один экземпляр карточки хранится в дежурной час-ти строевого подразделения, второй выдается сотруднику дорожной полиции на время не-сения службы.
25. Надзор за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым, скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами дорожной полиции на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скры-тый контроль - на специальных автомобилях обычной окраски без надписей и опознава-тельных знаков и только в светлое время суток.
26. Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого под-разделения по согласованию с начальником управления дорожной полиции или лицом, его замещающим, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости.
27. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из кото-рых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску. Во всех случаях несения надзора за дорожным движением специальный автомобиль и ин-спектор дорожной полиции должны быть видны участникам дорожного движения с дос-таточного расстояния. Запрещается устанавливать специальные автомобили за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность (деревья, здания и сооружения, реклам-ные щиты и т.д.), это же требование распространяется и на пешие наряды.
30. При несении дорожно-патрульной службы с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные ме-тоды:
1) движение в потоке транспортных средств - для контроля за поведением водителей в це-лях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения, в том числе в темное время суток на загородных дорогах с периодическим включением проблесковых маячков;
2) движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установлен-ную - для предупреждения превышения скорости;
3) остановка у опасных в аварийном отношении мест - для устранения опасности и пресе-чения нарушений Правил дорожного движения водителями и пешеходами, в том числе в темное время суток с включенными проблесковыми маячками;
4) остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения, с одновременным пешим перемещением ин-спектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.
33. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по про-тяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отноше-нии участках дорог.
34. При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в от-крытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор дорожной полиции был отчетли-во виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения правонарушений. Инспектору дорожной полиции запрещает-ся сидеть в автомобиле, кроме случаев составления административного протокола и уста-новленного времени кратковременного отдыха.
40. Основными способами несения дорожно-патрульной службы являются контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения проти-воправных действий, пресечение правонарушений, осуществление распорядительно- ре-гулировочных действий.
41. Контроль за поведением участников дорожного движения при несении службы заклю-чается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за со-блюдением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения Республики Казахстан и иных норм, действующих в области дорожного движения.
43. Предостережением участников дорожного движения является воздействие на их пове-дение непосредственно пребыванием сотрудника дорожной полиции на наиболее напря-женном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также пре-дупреждением водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в резуль-тате несоблюдения ими Правил дорожного движения.
6. Порядок использования специальных технических средств
45. Средства измерения для определения скорости движения транспортных средств, дру-гая аппаратура фиксации нарушений Правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в во-дительских удостоверениях, свидетельствах о регистрации транспортных средств, другие технические средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими ре-комендациями о порядке пользования этими техническими средствами. Запрещается при-менение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих про-сроченные свидетельства о поверке.
46. В целях эффективной эксплуатации средств измерения руководитель подразделения анализирует результаты влияния их применения на состояние аварийности и дисциплины водителей. Исходя из показателей аварийности на определенных участках, интенсивности транспортных потоков и дорожных условий, командир строевого подразделения опреде-ляет ежедневную расстановку личного состава, которому должны быть выданы средства измерения, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости.
К работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения.
Инспектор, получивший в пользование специальные технические средства, несет персо-нальную ответственность за их работоспособность.
47. На каждое средство измерения заводится журнал учета их использования, который за-полняется по окончании смены инспектором, применявшим прибор при контроле за до-рожным движением.
8. Организация и несение дорожно-патрульной службы
74. Заступающие в наряд сотрудники дорожной полиции должны иметь опрятный внеш-ний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипи-ровку, а также нагрудный знак, табельное оружие, жезл и другие специальные средства, карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку, служебное и води-тельское удостоверения, Правила дорожного движения РК, выписки из Кодекса РК об ад-министративных правонарушениях, бланки протоколов об административных правонару-шениях, квитанций установленного образца о наложении штрафа на месте и других необ-ходимых процессуальных документов, авторучку, карандаш, линейку, свисток, карман-ный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), служебную сумку или планшет.
9. Порядок несения службы
80. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор дорожной поли-ции должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением дол-жен быть направлен на предупреждение и пресечение грубых нарушений Правил дорож-ного движения, которые являются основными причинами дорожно-транспортных проис-шествий, исключив при этом беспричинные остановки и задержки транспортных средств.
83. Основанием для остановки транспортных средств являются:
1) визуально определимое или с использованием средств измерения нарушение Правил дорожного движения водителями или пешеходами;
2) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к соверше-нию дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, престу-пления;
3) нахождение аналогичного транспортного средства в розыске (по цвету, марке), а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения до-рожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
5) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должност-ных лиц об ограничении или запрещении движения;
6) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помо-щи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
7) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационар-ных постах дорожной полиции и контрольно-пропускных пунктах.
84. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил Правила дорожного движения, ис-пользуются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жес-ты рукой или жезлом.
85. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вер-шин подъема, перед перекрестками, пешеходными переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлага-тельной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
86. В период проведения специальных оперативно-профилактических мероприятий до-пускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз (в этих случаях у сотрудника дорожной полиции должно быть специальное предписание, подписанное руководством ГУВД, УВД, органов внутренних дел исполненное на специ-альном бланке и заверенное печатью). При введении оперативных планов органов внут-ренних дел предписания не требуются.
87. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок и в местах, не создающих помех для движения. Запрещается беспричинно останавли-вать транспортные средства.
88. Не допускается проведение проверки технического состояния транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр, кроме случаев наличия технических неисправностей, установленных Перечнем неисправностей и условий, при которых за-прещается эксплуатация транспортных средств, согласно Приложению к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года N 1650.
93. Сотрудник дорожной полиции при нарушении водителями транспортных средств Пра-вил дорожного движения, в соответствии со статьей 630 КоАП РК, а также в других слу-чаях, прямо предусмотренных законодательством, имеет право задерживать транспортные средства и доставлять их на специальные площадки до устранения причин задержания.
Статья 630. КоАП РК Задержание транспортного средства, маломерного судна
1. При совершении нарушений, указанных в статья 451, 453, 457, 460, 462, 466 - 469 настоящего Кодекса, уполномоченное должностное лицо, указанное в части второй настоящей статьи, вправе задерживать транспортные средства, маломерные суда до устранения причин задержания транспортного средства, маломерного судна.
2. Задержание транспортного средства, маломерного судна производится должностны-ми лицами дорожной полиции, военной автомобильной полиции - при совершении административного правонарушения лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Республики Казахстан, Государственной инспекции по маломер-ным судам.
3. О задержании транспортного средства, маломерного судна, изъятии государственно-го регистрационного номерного знака составляется и приобщается к протоколу об административном правонарушении акт установленной формы.
4. Хранение задержанного транспортного средства, маломерного судна производится в порядке установленном Правительством Республики Казахстан.
94. Решение о задержании транспортного средства в каждом конкретном случае принима-ется самостоятельно сотрудником дорожной полиции, исходя из конкретной ситуации, исключающей продолжение правонарушения. Управляющий транспортным средством водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он нахо-дится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления, а транспортное сред-ство задержанию. Отстранение от управления транспортным средством производится по-сле устного предупреждения о необходимости прохождения освидетельствования на со-стояние опьянения. В случае неподчинения сотрудник дорожной полиции принимает ме-ры, исключающие возможность дальнейшего движения задержанного транспортного средства. При возможности информирует об этом дежурного по строевому подразделе-нию, ближайшего органа внутренних дел, составляет в присутствии свидетелей протокол об административном правонарушении за злостное неповиновение законному распоряже-нию или требованию работника полиции в соответствии с действующим законодательст-вом, в необходимых случаях принимает меры по доставлению правонарушителя в бли-жайший орган внутренних дел.
95. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку. При невозможности присутствия водителя, транс-портное средство доставляется на специальную стоянку в присутствии его представителя или с привлечением других лиц в качестве понятых, либо сотрудником дорожной полиции самостоятельно, при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел или на площадку у стационарного поста, контрольного поста полиции.
96. Задержанное транспортное средство сдается на хранение в соответствии с норматив-ными правовыми актами, регулирующими порядок их хранения.
97. По устранению причин задержания транспортного средства (отрезвление водителя, предоставление необходимых документов, наличие лица, имеющего право на управление транспортным средством соответствующей категории и т.д.) оно возвращается водителю (владельцу) по его требованию незамедлительно.
98. Сотрудник дорожной полиции может производить в установленном статьей 627 КоАП РК порядке досмотр транспортных средств, с целью обнаружения орудий совершения ли-бо непосредственных объектов административного правонарушения.
Новая редакция:
статью 630 изложить в следующей редакции:
»Статья 630. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средст-ва, маломерного судна
1. При совершении нарушений, указанных в статьях 283-285, 287, 289, 297, 298, 298-1, 302-306, 447, 447-1, 447-2, 447-3, 447-4, 451, 453, 457, 460, 461, 463 (часть вторая и третья), 467-471 настоящего Кодекса, уполномоченное должностное лицо, указанное в части вто-рой настоящей статьи, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию
транспортных средств, маломерных судов путем доставки их для временного хранения на специальные площадки или стоянки, в том числе с использованием другого транспортно-го средства (эвакуатора), маломерного судна, или изъятия государственных регистраци-онных номерных знаков до устранения причин задержания транспортного средства, ма-ломерного судна.
Доставление (эвакуация) транспортного средства для их временного хранения на специ-альных площадках или стоянках также может быть применено в случаях нарушения води-телями транспортных средств правил остановки или стоянки в их отсутствие, а также к транспортным средствам, оставленным
водителями на дороге без присмотра, когда установить их местонахождение не представ-ляется возможным.
2. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, мало-мерного судна производятся должностными лицами дорожной полиции, военной автомо-бильной полиции при совершении административного правонарушения лицом, управ-ляющим транспортным средством Вооруженных сил
Республики Казахстан, органов транспортного контроля в пределах их полномочий, орга-нов лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, рыбо-охраны (при нарушении законодательства в области лесного, рыбного, охотничьего хо-зяйства, особо охраняемых природных территорий).
3. О задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного средства, мало-мерного судна составляется и приобщается к протоколу об административном правона-рушении акт установленной формы.
Эксплуатация транспортного средства, маломерного судна с неисправностями, с которы-ми их эксплуатация запрещена, или переоборудованных без соответствующего разреше-ния, или не зарегистрированных в установленном порядке, или не прошедших государст-венного технического осмотра, а равно без государственных регистрационных номерных знаков либо со скрытыми, поддельными или не соответствующими государственному стандарту номерными знаками запрещается.
4. Хранение задержанного транспортного средства, маломерного судна осуществля-ется на специальных площадках или стоянках, создаваемых по решению местных исполнительных органов и являющихся коммунальной собственностью.»;
Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных су-дов
1. Досмотр транспортных средств, маломерных судов производится в целях обнаруже-ния орудий совершения либо непосредственных объектов административного пра-вонарушения.
2. Досмотр транспортных средств, маломерных судов, то есть обследование, осуществ-ляемое без нарушения конструктивной целостности, производится уполномоченны-ми на то должностными лицами, перечисленными в статье 620 настоящего Кодекса, с участием двух понятых.
3. Досмотр транспортных средств, маломерных судов производится в присутствии ли-ца, во владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, они могут быть подвергнуты досмотру в отсутствие владельца.
4. В необходимых случаях с целью фиксации предметов, выявленных при досмотре транспортных средств и маломерных судов, производится их фото-, киносъемка, ви-деозапись.
5. О досмотре транспортных средств, маломерных судов составляется протокол. Копия этого протокола вручается лицу, во владении которого находятся подвергнутые дос-мотру транспортные средства, маломерные суда, его законному представителю.
6. В протоколе досмотра транспортных средств, маломерных судов указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего прото-кол, сведения о личности владельца транспортного средства, маломерного судна, подвергнутого досмотру, сведения о типе, марке, модели, государственном регист-рационном номере, иных идентификационных признаках транспортного средства, маломерного судна.
7. В протоколе досмотра делается запись о применении фото- и киносъемки, видеоза-писи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при проведении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных ус-тановленных средств фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соот-ветствующему протоколу.
8. Протокол досмотра транспортных средств, маломерных судов подписывается долж-ностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производ-ство по делу, владельцем транспортного средства, маломерного судна, подвергнуто-го досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется произ-водство по делу, владельца транспортного средства, маломерного судна, подвергну-того досмотру, от подписания протокола в нем производится соответствующая за-пись.
В необходимых случаях в соответствии со статьей 626 КоАП РК может производиться личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при фи-зическом лице
1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится в необходимых случаях в целях обнаружения орудий совершения либо непосредст-венных объектов административного правонарушения.
2. Личный досмотр производится должностными лицами, перечисленными в статье 620 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр может производиться лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
4. Досмотр вещей (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой про-дукции и иных предметов), находящихся при физическом лице, то есть обследова-ние, осуществляемое без нарушения их конструктивной целостности, производится уполномоченными на то должностными лицами, перечисленными в статье 620 на-стоящего Кодекса, в присутствии лица, в собственности или владении которого эти вещи находятся, и с участием двух понятых.
5. В исключительных случаях при наличии оснований полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью окружающих, личный досмотр, досмотр вещей может быть произведен без понятых с уведомлением об этом в течение двадцати че-тырех часов прокурора.
6. В необходимых случаях производится фото- и киносъемка, видеозапись, применя-ются иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
7. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составля-ется протокол. Копия протокола о личном досмотре вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу, его законному представителю. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, подвергнутом личному досмотру, виде, ко-личестве, иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, признаках оружия, количестве и виде боевых при-пасов, специальных технических средств для проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий и криптографических средств защиты информации.
8. В протоколе досмотра делается запись о применении фото- и киносъемки, видеоза-писи, иных способов фиксации документов. Материалы, полученные при проведе-нии осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных средств фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
9. Протокол личного досмотра, досмотра вещей подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, подвергнутым личному досмотру, владельцем вещей, под-вергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, подвергнутого личному дос-мотру, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем производится соответствующая запись.
99. Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о со-вершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть ор-гана внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.
100. В соответствии со статьей 619 КоАП РК
сотрудник дорожной полиции может доставлять граждан в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в целях пресечения правонарушения, ус-тановления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также в случаях отсутствия у гражданина документов, удостоверяющих личность, и отсутствии свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, отсутствии необходимых документов на транспортное средство.
Статья 619. Доставление
1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также со-ставления протокола об административном правонарушении при невозможности со-ставить его на месте, если составление протокола является обязательным, произво-дится при совершении:
1) нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте - уполномоченным на то лицом в орган внутренних дел (полиции), если у него нет документов, удостове-ряющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые дан-ные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство;
2) лесонарушений или нарушений правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использова-нии животного мира - работниками государственной и ведомственной охраны лесного и охотничьего хозяйства, уполномоченными на то должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охо-ты, органов рыбоохраны, должностными лицами других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и исполь-зованием животного мира, должностными лицами заповедников и других особо охраняемых природных территорий, а также сотрудниками органов внутренних дел (полицией) в орган внутренних дел (полицию) или в орган местного управле-ния;
3) административных правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое чужое имущество, - работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в орган внутренних дел (по-лицию);
4) нарушений режима Государственной границы Республики Казахстан, таможенно-го режима, режима в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы Республики Казахстан, военно-служащих иных войск, воинских формирований, сотрудника органов внутренних дел (полиции) - военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел (поли-ции) или другим гражданином, исполняющим обязанности по охране Государственной границы Республики Казахстан, в подразделение, воинскую часть, орган пограничной службы Республики Казахстан, в орган внутренних дел (полицию), орган местного управления;
5) правонарушений в сфере таможенного дела - сотрудниками таможенного органа, органа внутренних дел (полиции) в служебное помещение таможенного органа, органа внутренних дел (полицию);
6) иных административных правонарушений при наличии соответствующей прось-бы со стороны должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об ад-министративных правонарушениях, - сотрудниками органов внутренних дел в ор-ган внутренних дел (полицию) или иной государственный орган.
2. При совершении правонарушений на континентальном шельфе Республики Казах-стан нарушитель, личность которого не может быть установлена на месте, а также используемые для осуществления незаконной деятельности на континентальном шельфе Республики Казахстан суда и орудия совершения административного право-нарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, под-лежат доставке в порт Республики Казахстан (иностранные суда - в один из портов Республики Казахстан, открытых для захода иностранных судов) для пресечения правонарушения, а также для установления личности нарушителя и принадлежности задержанных судов, орудий совершения правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.
3. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.
4. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в про-токоле об административном правонарушении или административном задержании
101. По факту доставления граждан в дежурную часть строевого подразделения или орга-на внутренних дел составляется протокол либо делается соответствующая запись в прото-коле об административном правонарушении или в протоколе об административном за-держании.
13. Взаимоотношения с участниками дорожного движения
120. Взаимоотношения сотрудников дорожной полиции с участниками дорожного движе-ния должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупрежде-нии и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
121. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники дорожной полиции должны представиться, приложив руку к головному убору, называют свою должность, специальное звание и фамилию, сообщают о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъ-яснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
122. В разговоре с гражданами сотрудники дорожной полиции обязаны проявлять спокой-ствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать гру-бостью на грубость.
123. Действия сотрудников дорожной полиции должны быть понятны участникам дорож-ного движения, а сигналы водителям, во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.), - подаваться своевременно.
124. Сотрудник дорожной полиции при остановке транспортного средства обязан неза-медлительно подойти к водителю и назвать причину остановки, и в дальнейшем действо-вать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения участников дорожного движения.
125. Сотрудник дорожной полиции может предложить водителю выйти из кабины (сало-на) транспортного средства в следующих случаях:
1) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений Правил перевозки грузов;
2) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения:
3) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспорт-ного средства с записями в регистрационных документах;
4) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
5) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
6) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых доку-ментов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
127. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
128. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие тре-бования ПДД РК и другие нормативные правовые акты, действующие в области дорожно-го движения.
129. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
130. С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них ка-кие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо пред-ложить владельцу самому взять их. Документы, приобщаемые к составленным материа-лам, принимаются без обложек.
131. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорож-ного движения РК сотрудники полиции обязаны разъяснить нарушителям их права, пре-дусмотренные действующим законодательством РК об административных правонаруше-ниях:
1) знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, за-являть ходатайства;
2) при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
3) выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет язы-ком, на котором ведется производство;
4) порядок обжалования постановления по делу.
132. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участни-ков дорожного движения сотрудник сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет права и порядок обжалования сво-их действий, предлагает гражданину в письменной форме изложить свое несогласие. Обо всем этом делается запись в протоколе об административном правонарушении и дополни-тельные материалы приобщаются к основным материалам.
133. При пресечении правонарушений сотрудники дорожной полиции должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов, серьезности допущенного правонарушения и возможных последствий.
134. В случаях необходимости сотрудники дорожной полиции обязаны оказывать содей-ствие гражданам:
1) в оказании первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном про-исшествии и доставления их в лечебные учреждения;
2) в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности;
3) в разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршру-та;
4) в возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транс-портировке поврежденных транспортных средств.
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел Республики Казахстан.
2. Начальникам ГУВД г. Астаны, г. Алматы, ГУВД-УВД областей:
1) организовать изучение настоящей Инструкции сотрудниками дорожной полиции с при-нятием от них зачетов;
2) организовать работу дорожно-патрульной службы дорожной полиции в соответствии с требованиями настоящей Инструкции;
3) обеспечить неукоснительное исполнение требований, что контроль за соблюдением во-дителями транспортных средств Правил дорожного движения Республики Казахстан яв-ляется исключительной компетенцией сотрудников дорожной полиции, а сотрудники дру-гих служб полиции могут осуществлять данный контроль при введении в действие специ-альных планов, а также по решению руководителя органа внутренних дел при выполне-нии совместно с сотрудниками дорожной полиции задач, связанных с обеспечением об-щественного порядка и общественной безопасности.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на вице-Mинистра внутрен-них дел Республики Казахстан генерал-майора полиции Отто И.И., Департамент дорож-ной полиции МВД Республики Казахстан (Умурзаков Б.Н.).
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Министр К.Ш. Сулейменов
21. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется карточка поста (маршрута патрулирования) в двух экземплярах. Один экземпляр карточки хранится в дежурной час-ти строевого подразделения, второй выдается сотруднику дорожной полиции на время не-сения службы.
25. Надзор за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым, скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами дорожной полиции на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скры-тый контроль - на специальных автомобилях обычной окраски без надписей и опознава-тельных знаков и только в светлое время суток.
26. Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого под-разделения по согласованию с начальником управления дорожной полиции или лицом, его замещающим, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости.
27. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из кото-рых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску. Во всех случаях несения надзора за дорожным движением специальный автомобиль и ин-спектор дорожной полиции должны быть видны участникам дорожного движения с дос-таточного расстояния. Запрещается устанавливать специальные автомобили за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность (деревья, здания и сооружения, реклам-ные щиты и т.д.), это же требование распространяется и на пешие наряды.
30. При несении дорожно-патрульной службы с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные ме-тоды:
1) движение в потоке транспортных средств - для контроля за поведением водителей в це-лях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения, в том числе в темное время суток на загородных дорогах с периодическим включением проблесковых маячков;
2) движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установлен-ную - для предупреждения превышения скорости;
3) остановка у опасных в аварийном отношении мест - для устранения опасности и пресе-чения нарушений Правил дорожного движения водителями и пешеходами, в том числе в темное время суток с включенными проблесковыми маячками;
4) остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения, с одновременным пешим перемещением ин-спектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.
33. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по про-тяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отноше-нии участках дорог.
34. При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в от-крытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор дорожной полиции был отчетли-во виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения правонарушений. Инспектору дорожной полиции запрещает-ся сидеть в автомобиле, кроме случаев составления административного протокола и уста-новленного времени кратковременного отдыха.
40. Основными способами несения дорожно-патрульной службы являются контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения проти-воправных действий, пресечение правонарушений, осуществление распорядительно- ре-гулировочных действий.
41. Контроль за поведением участников дорожного движения при несении службы заклю-чается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за со-блюдением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения Республики Казахстан и иных норм, действующих в области дорожного движения.
43. Предостережением участников дорожного движения является воздействие на их пове-дение непосредственно пребыванием сотрудника дорожной полиции на наиболее напря-женном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также пре-дупреждением водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в резуль-тате несоблюдения ими Правил дорожного движения.
6. Порядок использования специальных технических средств
45. Средства измерения для определения скорости движения транспортных средств, дру-гая аппаратура фиксации нарушений Правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в во-дительских удостоверениях, свидетельствах о регистрации транспортных средств, другие технические средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими ре-комендациями о порядке пользования этими техническими средствами. Запрещается при-менение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих про-сроченные свидетельства о поверке.
46. В целях эффективной эксплуатации средств измерения руководитель подразделения анализирует результаты влияния их применения на состояние аварийности и дисциплины водителей. Исходя из показателей аварийности на определенных участках, интенсивности транспортных потоков и дорожных условий, командир строевого подразделения опреде-ляет ежедневную расстановку личного состава, которому должны быть выданы средства измерения, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости.
К работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения.
Инспектор, получивший в пользование специальные технические средства, несет персо-нальную ответственность за их работоспособность.
47. На каждое средство измерения заводится журнал учета их использования, который за-полняется по окончании смены инспектором, применявшим прибор при контроле за до-рожным движением.
8. Организация и несение дорожно-патрульной службы
74. Заступающие в наряд сотрудники дорожной полиции должны иметь опрятный внеш-ний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипи-ровку, а также нагрудный знак, табельное оружие, жезл и другие специальные средства, карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку, служебное и води-тельское удостоверения, Правила дорожного движения РК, выписки из Кодекса РК об ад-министративных правонарушениях, бланки протоколов об административных правонару-шениях, квитанций установленного образца о наложении штрафа на месте и других необ-ходимых процессуальных документов, авторучку, карандаш, линейку, свисток, карман-ный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), служебную сумку или планшет.
9. Порядок несения службы
80. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор дорожной поли-ции должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением дол-жен быть направлен на предупреждение и пресечение грубых нарушений Правил дорож-ного движения, которые являются основными причинами дорожно-транспортных проис-шествий, исключив при этом беспричинные остановки и задержки транспортных средств.
83. Основанием для остановки транспортных средств являются:
1) визуально определимое или с использованием средств измерения нарушение Правил дорожного движения водителями или пешеходами;
2) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к соверше-нию дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, престу-пления;
3) нахождение аналогичного транспортного средства в розыске (по цвету, марке), а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения до-рожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
5) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должност-ных лиц об ограничении или запрещении движения;
6) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помо-щи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
7) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационар-ных постах дорожной полиции и контрольно-пропускных пунктах.
84. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил Правила дорожного движения, ис-пользуются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жес-ты рукой или жезлом.
85. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вер-шин подъема, перед перекрестками, пешеходными переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлага-тельной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
86. В период проведения специальных оперативно-профилактических мероприятий до-пускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз (в этих случаях у сотрудника дорожной полиции должно быть специальное предписание, подписанное руководством ГУВД, УВД, органов внутренних дел исполненное на специ-альном бланке и заверенное печатью). При введении оперативных планов органов внут-ренних дел предписания не требуются.
87. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок и в местах, не создающих помех для движения. Запрещается беспричинно останавли-вать транспортные средства.
88. Не допускается проведение проверки технического состояния транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр, кроме случаев наличия технических неисправностей, установленных Перечнем неисправностей и условий, при которых за-прещается эксплуатация транспортных средств, согласно Приложению к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года N 1650.
93. Сотрудник дорожной полиции при нарушении водителями транспортных средств Пра-вил дорожного движения, в соответствии со статьей 630 КоАП РК, а также в других слу-чаях, прямо предусмотренных законодательством, имеет право задерживать транспортные средства и доставлять их на специальные площадки до устранения причин задержания.
Статья 630. КоАП РК Задержание транспортного средства, маломерного судна
1. При совершении нарушений, указанных в статья 451, 453, 457, 460, 462, 466 - 469 настоящего Кодекса, уполномоченное должностное лицо, указанное в части второй настоящей статьи, вправе задерживать транспортные средства, маломерные суда до устранения причин задержания транспортного средства, маломерного судна.
2. Задержание транспортного средства, маломерного судна производится должностны-ми лицами дорожной полиции, военной автомобильной полиции - при совершении административного правонарушения лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Республики Казахстан, Государственной инспекции по маломер-ным судам.
3. О задержании транспортного средства, маломерного судна, изъятии государственно-го регистрационного номерного знака составляется и приобщается к протоколу об административном правонарушении акт установленной формы.
4. Хранение задержанного транспортного средства, маломерного судна производится в порядке установленном Правительством Республики Казахстан.
94. Решение о задержании транспортного средства в каждом конкретном случае принима-ется самостоятельно сотрудником дорожной полиции, исходя из конкретной ситуации, исключающей продолжение правонарушения. Управляющий транспортным средством водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он нахо-дится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления, а транспортное сред-ство задержанию. Отстранение от управления транспортным средством производится по-сле устного предупреждения о необходимости прохождения освидетельствования на со-стояние опьянения. В случае неподчинения сотрудник дорожной полиции принимает ме-ры, исключающие возможность дальнейшего движения задержанного транспортного средства. При возможности информирует об этом дежурного по строевому подразделе-нию, ближайшего органа внутренних дел, составляет в присутствии свидетелей протокол об административном правонарушении за злостное неповиновение законному распоряже-нию или требованию работника полиции в соответствии с действующим законодательст-вом, в необходимых случаях принимает меры по доставлению правонарушителя в бли-жайший орган внутренних дел.
95. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку. При невозможности присутствия водителя, транс-портное средство доставляется на специальную стоянку в присутствии его представителя или с привлечением других лиц в качестве понятых, либо сотрудником дорожной полиции самостоятельно, при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел или на площадку у стационарного поста, контрольного поста полиции.
96. Задержанное транспортное средство сдается на хранение в соответствии с норматив-ными правовыми актами, регулирующими порядок их хранения.
97. По устранению причин задержания транспортного средства (отрезвление водителя, предоставление необходимых документов, наличие лица, имеющего право на управление транспортным средством соответствующей категории и т.д.) оно возвращается водителю (владельцу) по его требованию незамедлительно.
98. Сотрудник дорожной полиции может производить в установленном статьей 627 КоАП РК порядке досмотр транспортных средств, с целью обнаружения орудий совершения ли-бо непосредственных объектов административного правонарушения.
Новая редакция:
статью 630 изложить в следующей редакции:
»Статья 630. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средст-ва, маломерного судна
1. При совершении нарушений, указанных в статьях 283-285, 287, 289, 297, 298, 298-1, 302-306, 447, 447-1, 447-2, 447-3, 447-4, 451, 453, 457, 460, 461, 463 (часть вторая и третья), 467-471 настоящего Кодекса, уполномоченное должностное лицо, указанное в части вто-рой настоящей статьи, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию
транспортных средств, маломерных судов путем доставки их для временного хранения на специальные площадки или стоянки, в том числе с использованием другого транспортно-го средства (эвакуатора), маломерного судна, или изъятия государственных регистраци-онных номерных знаков до устранения причин задержания транспортного средства, ма-ломерного судна.
Доставление (эвакуация) транспортного средства для их временного хранения на специ-альных площадках или стоянках также может быть применено в случаях нарушения води-телями транспортных средств правил остановки или стоянки в их отсутствие, а также к транспортным средствам, оставленным
водителями на дороге без присмотра, когда установить их местонахождение не представ-ляется возможным.
2. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, мало-мерного судна производятся должностными лицами дорожной полиции, военной автомо-бильной полиции при совершении административного правонарушения лицом, управ-ляющим транспортным средством Вооруженных сил
Республики Казахстан, органов транспортного контроля в пределах их полномочий, орга-нов лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, рыбо-охраны (при нарушении законодательства в области лесного, рыбного, охотничьего хо-зяйства, особо охраняемых природных территорий).
3. О задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного средства, мало-мерного судна составляется и приобщается к протоколу об административном правона-рушении акт установленной формы.
Эксплуатация транспортного средства, маломерного судна с неисправностями, с которы-ми их эксплуатация запрещена, или переоборудованных без соответствующего разреше-ния, или не зарегистрированных в установленном порядке, или не прошедших государст-венного технического осмотра, а равно без государственных регистрационных номерных знаков либо со скрытыми, поддельными или не соответствующими государственному стандарту номерными знаками запрещается.
4. Хранение задержанного транспортного средства, маломерного судна осуществля-ется на специальных площадках или стоянках, создаваемых по решению местных исполнительных органов и являющихся коммунальной собственностью.»;
Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных су-дов
1. Досмотр транспортных средств, маломерных судов производится в целях обнаруже-ния орудий совершения либо непосредственных объектов административного пра-вонарушения.
2. Досмотр транспортных средств, маломерных судов, то есть обследование, осуществ-ляемое без нарушения конструктивной целостности, производится уполномоченны-ми на то должностными лицами, перечисленными в статье 620 настоящего Кодекса, с участием двух понятых.
3. Досмотр транспортных средств, маломерных судов производится в присутствии ли-ца, во владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, они могут быть подвергнуты досмотру в отсутствие владельца.
4. В необходимых случаях с целью фиксации предметов, выявленных при досмотре транспортных средств и маломерных судов, производится их фото-, киносъемка, ви-деозапись.
5. О досмотре транспортных средств, маломерных судов составляется протокол. Копия этого протокола вручается лицу, во владении которого находятся подвергнутые дос-мотру транспортные средства, маломерные суда, его законному представителю.
6. В протоколе досмотра транспортных средств, маломерных судов указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего прото-кол, сведения о личности владельца транспортного средства, маломерного судна, подвергнутого досмотру, сведения о типе, марке, модели, государственном регист-рационном номере, иных идентификационных признаках транспортного средства, маломерного судна.
7. В протоколе досмотра делается запись о применении фото- и киносъемки, видеоза-писи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при проведении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных ус-тановленных средств фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соот-ветствующему протоколу.
8. Протокол досмотра транспортных средств, маломерных судов подписывается долж-ностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производ-ство по делу, владельцем транспортного средства, маломерного судна, подвергнуто-го досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется произ-водство по делу, владельца транспортного средства, маломерного судна, подвергну-того досмотру, от подписания протокола в нем производится соответствующая за-пись.
В необходимых случаях в соответствии со статьей 626 КоАП РК может производиться личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при фи-зическом лице
1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится в необходимых случаях в целях обнаружения орудий совершения либо непосредст-венных объектов административного правонарушения.
2. Личный досмотр производится должностными лицами, перечисленными в статье 620 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр может производиться лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
4. Досмотр вещей (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой про-дукции и иных предметов), находящихся при физическом лице, то есть обследова-ние, осуществляемое без нарушения их конструктивной целостности, производится уполномоченными на то должностными лицами, перечисленными в статье 620 на-стоящего Кодекса, в присутствии лица, в собственности или владении которого эти вещи находятся, и с участием двух понятых.
5. В исключительных случаях при наличии оснований полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью окружающих, личный досмотр, досмотр вещей может быть произведен без понятых с уведомлением об этом в течение двадцати че-тырех часов прокурора.
6. В необходимых случаях производится фото- и киносъемка, видеозапись, применя-ются иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
7. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составля-ется протокол. Копия протокола о личном досмотре вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу, его законному представителю. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, подвергнутом личному досмотру, виде, ко-личестве, иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, признаках оружия, количестве и виде боевых при-пасов, специальных технических средств для проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий и криптографических средств защиты информации.
8. В протоколе досмотра делается запись о применении фото- и киносъемки, видеоза-писи, иных способов фиксации документов. Материалы, полученные при проведе-нии осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных средств фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
9. Протокол личного досмотра, досмотра вещей подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, подвергнутым личному досмотру, владельцем вещей, под-вергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, подвергнутого личному дос-мотру, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем производится соответствующая запись.
99. Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о со-вершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть ор-гана внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.
100. В соответствии со статьей 619 КоАП РК
сотрудник дорожной полиции может доставлять граждан в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в целях пресечения правонарушения, ус-тановления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также в случаях отсутствия у гражданина документов, удостоверяющих личность, и отсутствии свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, отсутствии необходимых документов на транспортное средство.
Статья 619. Доставление
1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также со-ставления протокола об административном правонарушении при невозможности со-ставить его на месте, если составление протокола является обязательным, произво-дится при совершении:
1) нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте - уполномоченным на то лицом в орган внутренних дел (полиции), если у него нет документов, удостове-ряющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые дан-ные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство;
2) лесонарушений или нарушений правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использова-нии животного мира - работниками государственной и ведомственной охраны лесного и охотничьего хозяйства, уполномоченными на то должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охо-ты, органов рыбоохраны, должностными лицами других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и исполь-зованием животного мира, должностными лицами заповедников и других особо охраняемых природных территорий, а также сотрудниками органов внутренних дел (полицией) в орган внутренних дел (полицию) или в орган местного управле-ния;
3) административных правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое чужое имущество, - работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в орган внутренних дел (по-лицию);
4) нарушений режима Государственной границы Республики Казахстан, таможенно-го режима, режима в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы Республики Казахстан, военно-служащих иных войск, воинских формирований, сотрудника органов внутренних дел (полиции) - военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел (поли-ции) или другим гражданином, исполняющим обязанности по охране Государственной границы Республики Казахстан, в подразделение, воинскую часть, орган пограничной службы Республики Казахстан, в орган внутренних дел (полицию), орган местного управления;
5) правонарушений в сфере таможенного дела - сотрудниками таможенного органа, органа внутренних дел (полиции) в служебное помещение таможенного органа, органа внутренних дел (полицию);
6) иных административных правонарушений при наличии соответствующей прось-бы со стороны должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об ад-министративных правонарушениях, - сотрудниками органов внутренних дел в ор-ган внутренних дел (полицию) или иной государственный орган.
2. При совершении правонарушений на континентальном шельфе Республики Казах-стан нарушитель, личность которого не может быть установлена на месте, а также используемые для осуществления незаконной деятельности на континентальном шельфе Республики Казахстан суда и орудия совершения административного право-нарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, под-лежат доставке в порт Республики Казахстан (иностранные суда - в один из портов Республики Казахстан, открытых для захода иностранных судов) для пресечения правонарушения, а также для установления личности нарушителя и принадлежности задержанных судов, орудий совершения правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.
3. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.
4. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в про-токоле об административном правонарушении или административном задержании
101. По факту доставления граждан в дежурную часть строевого подразделения или орга-на внутренних дел составляется протокол либо делается соответствующая запись в прото-коле об административном правонарушении или в протоколе об административном за-держании.
13. Взаимоотношения с участниками дорожного движения
120. Взаимоотношения сотрудников дорожной полиции с участниками дорожного движе-ния должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупрежде-нии и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
121. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники дорожной полиции должны представиться, приложив руку к головному убору, называют свою должность, специальное звание и фамилию, сообщают о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъ-яснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
122. В разговоре с гражданами сотрудники дорожной полиции обязаны проявлять спокой-ствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать гру-бостью на грубость.
123. Действия сотрудников дорожной полиции должны быть понятны участникам дорож-ного движения, а сигналы водителям, во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.), - подаваться своевременно.
124. Сотрудник дорожной полиции при остановке транспортного средства обязан неза-медлительно подойти к водителю и назвать причину остановки, и в дальнейшем действо-вать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения участников дорожного движения.
125. Сотрудник дорожной полиции может предложить водителю выйти из кабины (сало-на) транспортного средства в следующих случаях:
1) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений Правил перевозки грузов;
2) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения:
3) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспорт-ного средства с записями в регистрационных документах;
4) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
5) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
6) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых доку-ментов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
127. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
128. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие тре-бования ПДД РК и другие нормативные правовые акты, действующие в области дорожно-го движения.
129. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
130. С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них ка-кие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо пред-ложить владельцу самому взять их. Документы, приобщаемые к составленным материа-лам, принимаются без обложек.
131. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорож-ного движения РК сотрудники полиции обязаны разъяснить нарушителям их права, пре-дусмотренные действующим законодательством РК об административных правонаруше-ниях:
1) знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, за-являть ходатайства;
2) при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
3) выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет язы-ком, на котором ведется производство;
4) порядок обжалования постановления по делу.
132. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участни-ков дорожного движения сотрудник сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет права и порядок обжалования сво-их действий, предлагает гражданину в письменной форме изложить свое несогласие. Обо всем этом делается запись в протоколе об административном правонарушении и дополни-тельные материалы приобщаются к основным материалам.
133. При пресечении правонарушений сотрудники дорожной полиции должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов, серьезности допущенного правонарушения и возможных последствий.
134. В случаях необходимости сотрудники дорожной полиции обязаны оказывать содей-ствие гражданам:
1) в оказании первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном про-исшествии и доставления их в лечебные учреждения;
2) в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности;
3) в разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршру-та;
4) в возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транс-портировке поврежденных транспортных средств.
|