Сотрудники полиции не вправе штрафовать за отсутствие зимней резины
admin 24 Ноября 2014 в 15:26:55
Сотрудники полиции не вправе штрафовать за отсутствие зимней резины зимой. Об этом на вебинаре ИС «Параграф» сообщил юрист Михаил Кленчин.
Обосновывается это тем, что технический регламент Таможенного союза к законодательству РК о безопасности дорожного движения не имеет никакого отношения, передает Zakon.kz.
То есть, как отмечает Михаил Кленчин, при разговоре о зимней резине идет ссылка на технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». И там есть такая норма, запрещающая эксплуатацию транспортного средства в случае отсутствия зимних шин.
«Но здесь нужно различать две области законодательства. Есть законодательство о дорожном движении, которое состоит из актов (Конвенция о дорожном движении, Закон о дорожном движении, ПДД РК), которые регулируют именно законодательство в области дорожного движения. И есть другие нормативно-правовые акты, в которых тоже содержатся слова: автомобиль, транспортное средство, но они регулируют иные правоотношения между другими лицами, то есть они не имеют отношения к безопасности дорожного движения, они не имеют никакого отношения к дорожно-патрульной полиции. Та норма, которая прописана в техрегламенте, она относится к законодательству о техническом регулировании. У нас есть закон "О техническом регулировании". И нарушение законодательства в области технического регулирования за продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов, влечет ответственность по п. 1) ч. 1 ст. 317 КРК об АП. Однако привлекать по ней могут не водителей, а только производителей и продавцов автомобилей. И даже возбуждать дела по этой статье и рассматривать их полиция даже близко права не имеет. Ибо это законодательство из другой области, по части Министерства индустрии и торговли, а не для Министерства внутренних дел», - так расставил все по местам юрист.
Если говорить о технических регламентах, то здесь можно вспомнить и о прописанной там силе потока воздуха, и о предусматриваемом материале обивки сидений. Это сотрудникам полиции тоже нужно проверять? Нет. Потому что это требования из другой области законодательства, не имеющие к дорожному движению и его безопасности никакого отношения.
Как отмечает М. Кленчин, ни в одном нормативно-правовом акте, относящемся к безопасности дорожного движения, не прописан запрет на управление транспортным средством при отсутствии зимних шин. У нас есть перечень неисправностей, при котором запрещается эксплуатация ТС. И только как раз за неисправности, указанные в этом перечне, полицейские могут штрафовать по ч. 4 ст. 461 КРК об АП. Но ни слова про зимние шины там нет. Есть только про высоту протектора вообще, которая для легковых – не менее 1,6 мм.
Что же будет, если полицейский все же составит акт за отсутствие зимней резины? В качестве примера Михаил Кленчин вспоминает одно дело, рассматриваемое в адмсуде Алматы, когда полицейский «на глазок» определил наличие переоборудования авто. Тогда в суде достаточно легко доказали, что не имеет права сотрудник полиции на линии проверять транспортное средство на соответствие каким-либо требованиям. Постановление инспектора полиции было отменено судом. И в случае с зимней резиной будет то же самое.
Но при этом юрист отмечает, что зимние шины нужны зимой - они обеспечивают безопасность.
«В целом это разумная норма. Но не нужно приплетать технический регламент Таможенного союза, который относится к безопасности сертификации продукции в целом. Нужно брать и конкретно прописывать это в перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС. И тогда действия сотрудников полиции будут правомерны. А на сегодняшний день я не вижу ни одного законного основания для привлечения водителя за отсутствие зимних шин зимой», - резюмирует юрист.
Zakon.kz
Обосновывается это тем, что технический регламент Таможенного союза к законодательству РК о безопасности дорожного движения не имеет никакого отношения, передает Zakon.kz.
То есть, как отмечает Михаил Кленчин, при разговоре о зимней резине идет ссылка на технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». И там есть такая норма, запрещающая эксплуатацию транспортного средства в случае отсутствия зимних шин.
«Но здесь нужно различать две области законодательства. Есть законодательство о дорожном движении, которое состоит из актов (Конвенция о дорожном движении, Закон о дорожном движении, ПДД РК), которые регулируют именно законодательство в области дорожного движения. И есть другие нормативно-правовые акты, в которых тоже содержатся слова: автомобиль, транспортное средство, но они регулируют иные правоотношения между другими лицами, то есть они не имеют отношения к безопасности дорожного движения, они не имеют никакого отношения к дорожно-патрульной полиции. Та норма, которая прописана в техрегламенте, она относится к законодательству о техническом регулировании. У нас есть закон "О техническом регулировании". И нарушение законодательства в области технического регулирования за продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов, влечет ответственность по п. 1) ч. 1 ст. 317 КРК об АП. Однако привлекать по ней могут не водителей, а только производителей и продавцов автомобилей. И даже возбуждать дела по этой статье и рассматривать их полиция даже близко права не имеет. Ибо это законодательство из другой области, по части Министерства индустрии и торговли, а не для Министерства внутренних дел», - так расставил все по местам юрист.
Если говорить о технических регламентах, то здесь можно вспомнить и о прописанной там силе потока воздуха, и о предусматриваемом материале обивки сидений. Это сотрудникам полиции тоже нужно проверять? Нет. Потому что это требования из другой области законодательства, не имеющие к дорожному движению и его безопасности никакого отношения.
Как отмечает М. Кленчин, ни в одном нормативно-правовом акте, относящемся к безопасности дорожного движения, не прописан запрет на управление транспортным средством при отсутствии зимних шин. У нас есть перечень неисправностей, при котором запрещается эксплуатация ТС. И только как раз за неисправности, указанные в этом перечне, полицейские могут штрафовать по ч. 4 ст. 461 КРК об АП. Но ни слова про зимние шины там нет. Есть только про высоту протектора вообще, которая для легковых – не менее 1,6 мм.
Что же будет, если полицейский все же составит акт за отсутствие зимней резины? В качестве примера Михаил Кленчин вспоминает одно дело, рассматриваемое в адмсуде Алматы, когда полицейский «на глазок» определил наличие переоборудования авто. Тогда в суде достаточно легко доказали, что не имеет права сотрудник полиции на линии проверять транспортное средство на соответствие каким-либо требованиям. Постановление инспектора полиции было отменено судом. И в случае с зимней резиной будет то же самое.
Но при этом юрист отмечает, что зимние шины нужны зимой - они обеспечивают безопасность.
«В целом это разумная норма. Но не нужно приплетать технический регламент Таможенного союза, который относится к безопасности сертификации продукции в целом. Нужно брать и конкретно прописывать это в перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС. И тогда действия сотрудников полиции будут правомерны. А на сегодняшний день я не вижу ни одного законного основания для привлечения водителя за отсутствие зимних шин зимой», - резюмирует юрист.
Zakon.kz
|