Есть такие партии! Или в чем сила, брат?
dead 29 Июня 2007 в 12:49:00
Итак, хотела власть этого или нет, но своими псевдодемократическими изменениями в Основной закон она заставила партии по-новому взглянуть на себя. И в стране началось самое настоящее партийное самоопределение.
Из ранее отведенных десятых ролей “партия” выходит на авансцену политической жизни и начинает играть ключевую роль.
Дело даже не в том, что Мажилис теперь будет формироваться исключительно по партийному списку. Это, безусловно, важно и многое меняет в отношении общества к такой форме политического самовыражения и организации, но, на мой взгляд, вторично. У власти хватает явных и скрытых рычагов, чтобы формировать законодательный орган по своему усмотрению и без партийного приоритета. Суть не в этом.
Первично то, что именно “партия” теперь становится главным орудием власти в реализации ее важнейших приоритетов. Таков формально демократический инструмент в недемократических ежовых рукавицах.
На первый взгляд, повышается роль партии в формировании ветвей власти и определении стратегии государства. Но только на первый взгляд. Ибо благими намерениями вымощена дорога… в мажилис. Все эти политические преференции, на самом деле, предназначены только для одной, одиозно известной партии “Нур Отан” (“НО”). Все эти годы власть только тем и занималась, что строила предварительные редуты, своеобразный плацдарм, для “НО” на случай запланированного повышения роли политических партий. В эту бюрократизированную политическую структуру рекрутированы все чиновничество и приближенная к нему формальная элита. Она владеет контрольным пакетом в действующей власти и формирующих ее структурах, в первую очередь, в избирательных комиссиях.
Я не говорю об умопомрачающей рекламной кампании “НО” по всем телеканалам, когда уже боишься включать утюг: не дай Бог, и оттуда будут славить “единственную и всенародно любимую”. И нынешняя псевдореформа напоминает мне ситуацию в спортивном беге, когда одна команда (оппозиция) находится на старте и законопослушно ждет сигнала, а вторую (“НО”) давно уже отвезли на комфортабельных джипах на середину дистанции. Представьте, каковы стартовые возможности у соперников?
Одним словом, в час “Х” осталось только заполнить цифры в заранее заполненных протоколах забега на спринтерскую, длиной в 30 дней, дистанцию…
И поэтому президент, отойдя от “над-(вне)партийного статуса”, впредь имеет право возглавлять партию (понятно какую). Видимо, не хочется такой лакомый кусок никому отдавать. Или нет достойных соратников?
Поэтому вспомнили о “хорошо забытом старом”, то есть об императивном характере депутатского мандата. Теперь “шаг влево, шаг вправо от партийного решения (не говоря о прыжке на месте)” равноценен лишению места в мажилисе. Сие условие придумано, в первую очередь, для самого “НО”. Точнее, оно нужно ему как панацея от возможных строптивцев и для более комфортного проведения своей келейной, узкопартийной политики. А там можно под демократическими лозунгами “спокойно” формировать правительство и т.д. Все равно же будет по-старому, как наверху захотят. С одной разницей – если раньше неформально ссылаясь, показывали пальцем вверх, то теперь “все чинно, благородно”, на основе решения “НО”.
В таких шикарных условиях, конечно, власти совсем не страшно пойти и на некоторую либерализацию политической жизни. К тому же, если заартачатся новоизбранные депутаты или передастся им вездесущий вирус оппозиционности, можно разогнать их без объяснения причин. Хотя, к примеру, когда порядочный парень расстается с девушкой, он из уважения к ней и ее чувствам, объясняет ей причину размолвки.
К тому же на страже интересов власти стоит сверхручной сенат, который, как ни в чем не бывало, и дальше будет штамповать нужные законы. Конвейер не будет останавливаться. Хотя о репрезентативности сената и его моральном праве принимать законы сложно говорить. Как и о мажилисе, который настолько бесправен, что не имеет права самораспуститься…
Надо отметить, что столь спешный переход к формированию мажилиса исключительно по пропорциональному принципу и отказ от мажоритарного, свидетельствует о том, что власть чувствует, что в одномандатных округах она не пользуется былым авторитетом. Бывая в регионах, сам вижу растущее недовольство поведением высшей власти не только так называемого протестного электората, но и, что немаловажно, местных элит.
Говоря о перспективах партийного строительства, практически все вынуждены констатировать, что определились два безусловных фаворита. Точнее, два полюса политической жизни.
Со стороны власти это – “Нур Отан”, со стороны демократических сил – Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). Третьи, кто рядится в тогу квазиоппозиции и радетелей власти – фактически лишние на этом политическом празднике. И предстоящая битва титанов обещает быть зрелищной.
“В чем сила, брат?”. Сила, как говорилось в одном фильме (и как следствие, победа) в правде. О которой “Нур Отан” никогда и рта не раскроет, потому что любая критика существующего положения дел бьет рикошетом по ней самой.
В правде, о которой уже столько лет во весь голос говорит оппозиция, включая ее правопреемницу – объединенную ОСДП.
Амиржан Косанов, который всегда был на стороне тех, кто выступал за Правду.
Из ранее отведенных десятых ролей “партия” выходит на авансцену политической жизни и начинает играть ключевую роль.
Дело даже не в том, что Мажилис теперь будет формироваться исключительно по партийному списку. Это, безусловно, важно и многое меняет в отношении общества к такой форме политического самовыражения и организации, но, на мой взгляд, вторично. У власти хватает явных и скрытых рычагов, чтобы формировать законодательный орган по своему усмотрению и без партийного приоритета. Суть не в этом.
Первично то, что именно “партия” теперь становится главным орудием власти в реализации ее важнейших приоритетов. Таков формально демократический инструмент в недемократических ежовых рукавицах.
На первый взгляд, повышается роль партии в формировании ветвей власти и определении стратегии государства. Но только на первый взгляд. Ибо благими намерениями вымощена дорога… в мажилис. Все эти политические преференции, на самом деле, предназначены только для одной, одиозно известной партии “Нур Отан” (“НО”). Все эти годы власть только тем и занималась, что строила предварительные редуты, своеобразный плацдарм, для “НО” на случай запланированного повышения роли политических партий. В эту бюрократизированную политическую структуру рекрутированы все чиновничество и приближенная к нему формальная элита. Она владеет контрольным пакетом в действующей власти и формирующих ее структурах, в первую очередь, в избирательных комиссиях.
Я не говорю об умопомрачающей рекламной кампании “НО” по всем телеканалам, когда уже боишься включать утюг: не дай Бог, и оттуда будут славить “единственную и всенародно любимую”. И нынешняя псевдореформа напоминает мне ситуацию в спортивном беге, когда одна команда (оппозиция) находится на старте и законопослушно ждет сигнала, а вторую (“НО”) давно уже отвезли на комфортабельных джипах на середину дистанции. Представьте, каковы стартовые возможности у соперников?
Одним словом, в час “Х” осталось только заполнить цифры в заранее заполненных протоколах забега на спринтерскую, длиной в 30 дней, дистанцию…
И поэтому президент, отойдя от “над-(вне)партийного статуса”, впредь имеет право возглавлять партию (понятно какую). Видимо, не хочется такой лакомый кусок никому отдавать. Или нет достойных соратников?
Поэтому вспомнили о “хорошо забытом старом”, то есть об императивном характере депутатского мандата. Теперь “шаг влево, шаг вправо от партийного решения (не говоря о прыжке на месте)” равноценен лишению места в мажилисе. Сие условие придумано, в первую очередь, для самого “НО”. Точнее, оно нужно ему как панацея от возможных строптивцев и для более комфортного проведения своей келейной, узкопартийной политики. А там можно под демократическими лозунгами “спокойно” формировать правительство и т.д. Все равно же будет по-старому, как наверху захотят. С одной разницей – если раньше неформально ссылаясь, показывали пальцем вверх, то теперь “все чинно, благородно”, на основе решения “НО”.
В таких шикарных условиях, конечно, власти совсем не страшно пойти и на некоторую либерализацию политической жизни. К тому же, если заартачатся новоизбранные депутаты или передастся им вездесущий вирус оппозиционности, можно разогнать их без объяснения причин. Хотя, к примеру, когда порядочный парень расстается с девушкой, он из уважения к ней и ее чувствам, объясняет ей причину размолвки.
К тому же на страже интересов власти стоит сверхручной сенат, который, как ни в чем не бывало, и дальше будет штамповать нужные законы. Конвейер не будет останавливаться. Хотя о репрезентативности сената и его моральном праве принимать законы сложно говорить. Как и о мажилисе, который настолько бесправен, что не имеет права самораспуститься…
Надо отметить, что столь спешный переход к формированию мажилиса исключительно по пропорциональному принципу и отказ от мажоритарного, свидетельствует о том, что власть чувствует, что в одномандатных округах она не пользуется былым авторитетом. Бывая в регионах, сам вижу растущее недовольство поведением высшей власти не только так называемого протестного электората, но и, что немаловажно, местных элит.
Говоря о перспективах партийного строительства, практически все вынуждены констатировать, что определились два безусловных фаворита. Точнее, два полюса политической жизни.
Со стороны власти это – “Нур Отан”, со стороны демократических сил – Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). Третьи, кто рядится в тогу квазиоппозиции и радетелей власти – фактически лишние на этом политическом празднике. И предстоящая битва титанов обещает быть зрелищной.
“В чем сила, брат?”. Сила, как говорилось в одном фильме (и как следствие, победа) в правде. О которой “Нур Отан” никогда и рта не раскроет, потому что любая критика существующего положения дел бьет рикошетом по ней самой.
В правде, о которой уже столько лет во весь голос говорит оппозиция, включая ее правопреемницу – объединенную ОСДП.
Амиржан Косанов, который всегда был на стороне тех, кто выступал за Правду.
|