Ударим по высоким ценам низкими доходами!
GoodZone 03 Апреля 2014 в 10:22:42
Ну вот, февральская девальвация тенге завершилась мартовской корректировкой бюджета на 2014 год. И теперь правительство делает вид, будто никакого “черного вторника” не было. Правда, получается это у него не слишком хорошо.
Помнится, сразу после обескураживающего сообщения Национального банка о новом обменном курсе - 185 тенге за доллар - правительство заявило об удержании инфляции в коридоре 6-8 процентов. На первый взгляд несуразица - ведь если стоимость денег разово понижена примерно на 20%, то и цена любого товара, покупаемого на эти деньги, обязана повыситься на ту же величину. Однако экономика - наука не совсем точная и далеко не прямолинейная. И если правительство вознамерилось держать инфляцию, оно имеет-таки возможность исполнить свое намерение - для этого достаточно навстречу волне повышения цен пустить волну понижения покупательной способности населения. На что, собственно говоря, откорректированный бюджет и направлен.
Судите сами. Поступления увеличены с прежних 5773,7 млрд. тенге до 6206,1 млрд., или только на 7,5 процента. То есть увеличение доходной части республиканского бюджета достаточно скромно по сравнению с девальвацией. Похоже, Серик АХМЕТОВ и Ко действительно всерьез рассчитывают на созданные при акиматах и министерствах отряды “легкой кавалерии”, препятствующие необоснованным повышениям цен на автозаправках и в хлебных магазинах.
Что же касается расходной части, то она увеличена на 408,7 млрд. тенге - с 6716,0 млрд. до 7124,8 млрд., или всего на 6,1 процента. То есть прибавка по расходам откровенно втиснута в прокрустово ложе запланированного коридора инфляции. Поэтому ни пенсионерам, ни госслужащим, ни врачам-учителям с прочими бюджетниками не суждено разгуляться на свои доходы, поощряя так пугающий власти и особенно население рост цен.
Если же заглянуть дальше и глубже, то увидим: оснований раскатывать губу пенсионерам и бюджетникам еще меньше. Поскольку из этих самых 408,7 млрд. тенге на поддержку “социально уязвимых слоев населения” выделено всего 121,6 млрд. - менее тридцати процентов. И пойдут эти деньги только на добавляемые со Дня смеха 1 апреля надбавки: 10 процентов к должностному окладу работников госучреждений, не являющихся госслужащими, и работников
госпредприятий, финансируемых из местных бюджетов, а также на увеличение размера стипендий студентам, обучающимся в рамках государственного образовательного заказа. Плюс на повышение пенсионных и социальных выплат до 14 и 12 процентов соответственно.
Другие же две трети добавки в расходную часть пойдут по направлениям, где привычнее ожидать распилов, а не повышения потребительских цен. Например, на пополнение программ “Доступное жилье-2020” и “Модернизация ЖКХ” - 28,8 млрд. тенге, “Агробизнес-2020” - 17,7 млрд., на капитализацию “КазАгро” - 20 млрд. тенге, на выполнение международных обязательств - 21,8 млрд. тенге, на EXPO-2017 - дополнительно 10 млрд., на развитие транспортной инфраструктуры - 15 млрд. тенге, на поддержку и развитие городов Астана и Алматы - по 15 “ярдов”.
Еще около сотни миллиардов будут по усмотрению правительства распределено дополнительными трансфертами в областные бюджеты и бюджеты двух столиц - на разные хорошие дела: от улучшения соблюдения правил дорожного движения до развития невозобновляемых источников энергии. В том числе и на доплаты педагогам и учащимся.
С формулировкой “для своевременного реагирования на непредвиденные ситуации, в том числе вызванные изменениями в экономике”, вырастет резерв правительства - аж на 45 млрд. тенге.
И все же, повторюсь, особо обидно за пенсионеров и низкооплачиваемых. Для них компенсация февральской девальвации получается, можно сказать, символической. Так, минимальный размер пенсии с 1 апреля повышен на целых 954 тенге! - с 20 782 до 21 736.
Что же касается величины прожиточного минимума, используемой для исчисления базовых социальных выплат, то ее даже и переутверждать не стали - так и осталось 19 966 тенге. Соответственно, на месте оказалась и величина минимальной заработной платы - те же 19 966 тенге. И месячный расчетный показатель (используемый не только для начисления штрафов, но и исчисления пособий и иных социальных льгот) оставлен прежним - 1852 тенге.
Честно сказать, как-то неудобно за наших депутатов. Могли бы - хотя бы ради сохранения лица - немножко побузить, заставив “старших говорящих” из кабмина накинуть хоть по двести тенге на все эти неприлично куцые минимумы…
И еще: нельзя не сказать о самой большой обиде, причиненной девальвацией трудящимся. На 1 февраля совокупный объем пенсионных активов составлял 3796,14 млрд. тенге, из них 51,4 процента, или 1951,2 млрд., были вложены в государственные ценные бумаги Минфина и Нацбанка. Выходит, 11 февраля само же государство, держащее на ответственном хранении деньги будущих пенсионеров, “простило” им более 390 млрд. тенге своего же долга перед ними - эту потерю кто будет компенсировать?
Вообще, правительству не позавидуешь: с внешним платежным балансом ситуация неважная, с бюджетом - тем более. А перспективы (и без международных санкций против России, и уж тем более с ними) - еще тревожнее. Вот кабмин и выкручивается, корректируя тришкин кафтан казны как может.
Кто-то скажет: так, мол, всегда было. Нет, дорогие, теперича не то, что давеча. Во-первых, тешить показушные понты и распильные амбиции, заодно поддерживая социальную стабильность, как-то уже не получается. Пора бы определиться, что важнее. Вот, например, на горнолыжный курорт “Кокжайлау” предусмотрено выделить 450 миллионов бюджетных долларов - это больше 83 млрд. тенге, так не хватающих тем самым “социально незащищенным”. Допустим, это будет самый лучший в мире курорт, но до него ли сейчас? Во-вторых, вполне уже ясно, что “сырьевой” и “внешне заемные” циклы вместе с псевдолиберализацией электроэнергетики и ЖКХ себя исчерпали. Значит, нужны новые подходы. Может быть, их найдет новое правительство, которое придет на смену отправленному в среду в отставку.
Пётр СВОИК
http://www.time.kz/articles/moment/2014/04/03/udarim-po-visokim-cenam-nizkimi-dohodami
Помнится, сразу после обескураживающего сообщения Национального банка о новом обменном курсе - 185 тенге за доллар - правительство заявило об удержании инфляции в коридоре 6-8 процентов. На первый взгляд несуразица - ведь если стоимость денег разово понижена примерно на 20%, то и цена любого товара, покупаемого на эти деньги, обязана повыситься на ту же величину. Однако экономика - наука не совсем точная и далеко не прямолинейная. И если правительство вознамерилось держать инфляцию, оно имеет-таки возможность исполнить свое намерение - для этого достаточно навстречу волне повышения цен пустить волну понижения покупательной способности населения. На что, собственно говоря, откорректированный бюджет и направлен.
Судите сами. Поступления увеличены с прежних 5773,7 млрд. тенге до 6206,1 млрд., или только на 7,5 процента. То есть увеличение доходной части республиканского бюджета достаточно скромно по сравнению с девальвацией. Похоже, Серик АХМЕТОВ и Ко действительно всерьез рассчитывают на созданные при акиматах и министерствах отряды “легкой кавалерии”, препятствующие необоснованным повышениям цен на автозаправках и в хлебных магазинах.
Что же касается расходной части, то она увеличена на 408,7 млрд. тенге - с 6716,0 млрд. до 7124,8 млрд., или всего на 6,1 процента. То есть прибавка по расходам откровенно втиснута в прокрустово ложе запланированного коридора инфляции. Поэтому ни пенсионерам, ни госслужащим, ни врачам-учителям с прочими бюджетниками не суждено разгуляться на свои доходы, поощряя так пугающий власти и особенно население рост цен.
Если же заглянуть дальше и глубже, то увидим: оснований раскатывать губу пенсионерам и бюджетникам еще меньше. Поскольку из этих самых 408,7 млрд. тенге на поддержку “социально уязвимых слоев населения” выделено всего 121,6 млрд. - менее тридцати процентов. И пойдут эти деньги только на добавляемые со Дня смеха 1 апреля надбавки: 10 процентов к должностному окладу работников госучреждений, не являющихся госслужащими, и работников
госпредприятий, финансируемых из местных бюджетов, а также на увеличение размера стипендий студентам, обучающимся в рамках государственного образовательного заказа. Плюс на повышение пенсионных и социальных выплат до 14 и 12 процентов соответственно.
Другие же две трети добавки в расходную часть пойдут по направлениям, где привычнее ожидать распилов, а не повышения потребительских цен. Например, на пополнение программ “Доступное жилье-2020” и “Модернизация ЖКХ” - 28,8 млрд. тенге, “Агробизнес-2020” - 17,7 млрд., на капитализацию “КазАгро” - 20 млрд. тенге, на выполнение международных обязательств - 21,8 млрд. тенге, на EXPO-2017 - дополнительно 10 млрд., на развитие транспортной инфраструктуры - 15 млрд. тенге, на поддержку и развитие городов Астана и Алматы - по 15 “ярдов”.
Еще около сотни миллиардов будут по усмотрению правительства распределено дополнительными трансфертами в областные бюджеты и бюджеты двух столиц - на разные хорошие дела: от улучшения соблюдения правил дорожного движения до развития невозобновляемых источников энергии. В том числе и на доплаты педагогам и учащимся.
С формулировкой “для своевременного реагирования на непредвиденные ситуации, в том числе вызванные изменениями в экономике”, вырастет резерв правительства - аж на 45 млрд. тенге.
И все же, повторюсь, особо обидно за пенсионеров и низкооплачиваемых. Для них компенсация февральской девальвации получается, можно сказать, символической. Так, минимальный размер пенсии с 1 апреля повышен на целых 954 тенге! - с 20 782 до 21 736.
Что же касается величины прожиточного минимума, используемой для исчисления базовых социальных выплат, то ее даже и переутверждать не стали - так и осталось 19 966 тенге. Соответственно, на месте оказалась и величина минимальной заработной платы - те же 19 966 тенге. И месячный расчетный показатель (используемый не только для начисления штрафов, но и исчисления пособий и иных социальных льгот) оставлен прежним - 1852 тенге.
Честно сказать, как-то неудобно за наших депутатов. Могли бы - хотя бы ради сохранения лица - немножко побузить, заставив “старших говорящих” из кабмина накинуть хоть по двести тенге на все эти неприлично куцые минимумы…
И еще: нельзя не сказать о самой большой обиде, причиненной девальвацией трудящимся. На 1 февраля совокупный объем пенсионных активов составлял 3796,14 млрд. тенге, из них 51,4 процента, или 1951,2 млрд., были вложены в государственные ценные бумаги Минфина и Нацбанка. Выходит, 11 февраля само же государство, держащее на ответственном хранении деньги будущих пенсионеров, “простило” им более 390 млрд. тенге своего же долга перед ними - эту потерю кто будет компенсировать?
Вообще, правительству не позавидуешь: с внешним платежным балансом ситуация неважная, с бюджетом - тем более. А перспективы (и без международных санкций против России, и уж тем более с ними) - еще тревожнее. Вот кабмин и выкручивается, корректируя тришкин кафтан казны как может.
Кто-то скажет: так, мол, всегда было. Нет, дорогие, теперича не то, что давеча. Во-первых, тешить показушные понты и распильные амбиции, заодно поддерживая социальную стабильность, как-то уже не получается. Пора бы определиться, что важнее. Вот, например, на горнолыжный курорт “Кокжайлау” предусмотрено выделить 450 миллионов бюджетных долларов - это больше 83 млрд. тенге, так не хватающих тем самым “социально незащищенным”. Допустим, это будет самый лучший в мире курорт, но до него ли сейчас? Во-вторых, вполне уже ясно, что “сырьевой” и “внешне заемные” циклы вместе с псевдолиберализацией электроэнергетики и ЖКХ себя исчерпали. Значит, нужны новые подходы. Может быть, их найдет новое правительство, которое придет на смену отправленному в среду в отставку.
Пётр СВОИК
http://www.time.kz/articles/moment/2014/04/03/udarim-po-visokim-cenam-nizkimi-dohodami
|