К чему приводит торговля ноу-хау
admin 08 Мая 2008 в 15:10:03
ИОРДАНИЯ РАЗРАБАТЫВАЕТ ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
HMMWV, он же Humvee, он же "хаммер" в русской транскрипции, сегодня, пожалуй, наиболее известный армейский автомобиль в мире. Производство этих машин по заказу Вооруженных Сил США началось в 1984 г. Однако всемирную известность "хаммеры" приобрели в 1991 году во время первой войны в Персидском заливе. Постоянно мелькая в телевизионных репортажах, HMMWV стали своего рода символом победы "свободного мира" над тоталитарной диктатурой Саддама. "Хаммер", наверное, так и остался бы легендой, олицетворяющей неотвратимость победы американской демократии, если бы Буш-младший не решил довершить дело, не законченное его отцом. Вторая иракская кампания, которая почти с самого начала стала развиваться не совсем так, как того хотели американские генералы, показала, что в условиях партизанской войны HMMWV вовсе не является лучшим в мире легким тактическим автомобилем, а раскрученный брэнд, ореол крутости и легких побед совсем не защищает от гранатометных выстрелов, фугасов и даже пуль калибром 7,62 мм. В настоящее время в США проводится конкурс на легкие тактические автомобили будущего, которые заменят HMMWV. Однако пока "хаммерам" еще предстоит послужить как армии США, так и военным более чем 40 стран, которые по тем или иным причинам выбрали "хаммер" в качестве многофункционального мобильного транспортного средства для своих вооруженных сил.
Из более чем 190 тысяч HMMWV, изготовленных компанией AM General, 20 тысяч поставлены на экспорт. До недавнего времени на мировом рынке вооружения HMMWV не имел прямых конкурентов. Но сейчас доступны как копии американских машин, так и "вариации на тему". На выставке SOFEX-2008 были представлены две новые модели многоцелевого колесного транспортного средства NIMR, производство которого развернуто в Иордании. С виду NIMR очень похож на российский автомобиль аналогичного класса и назначения "Тигр". В этом нет ничего удивительного. Ведь "Тигр", он же ГАЗ-2330, первоначально создавался по заказу ОАЭ. После того как машина была спроектирована, построена и показана на выставке IDEX-2001 в Абу-Даби, компания BJG, выступавшая заказчиком разработки, отказалась от услуг ГАЗа. Подробности этого "развода" не афишируются. Однако факт остается фактом - с 2001 г. появились две ветви газовского детища - "Тигр" и NIMR, существующие теперь независимо друг от друга. В 2004 г. BJG и иорданский оборонный холдинг KADDB организовали совместное предприятие AIA, которое занялось подготовкой серийного производства машин семейства NIMR.
"Тигр" принят на вооружение МВД, возможно, поступит он и в Российскую армию. Предлагается он и на экспорт. Первым зарубежным покупателем этой машины стал Китай, куда в этом году будет поставлена партия ГАЗ-2330. Начиная с четвертого квартала этого года Арзамасский машиностроительный завод, где ведется серийная сборка "тигров", намеревается выйти на уровень производства 500 единиц ГАЗ-2330 в год. Как и у большинства других образцов российского оружия, у "Тигра" есть неплохой экспортный потенциал. Обладая вполне современными ТТХ, а по ряду показателей превосходя американский прототип, "Тигр" обойдется заказчикам дешевле, чем бронированные модификации HMMWV или такая машина, как Iveco MLV. Традиционно оружие российского производства пользуется неплохим спросом в странах Ближнего Востока, однако теперь в секторе многоцелевых тактических автомобилей "Тигру" придется конкурировать со своим "братом" под именем NIMR.
Несмотря на внешнее сходство, в конструкциях этих машин имеется одно существенное отличие. Оно состоит в том, что NIMR имеет оригинальную подвеску, в то время как в конструкции его российского прототипа использованы торсионы, рычаги и редукторы от БТР-80. Кроме того, иорданский автомобиль отличается от российского большим количеством модификаций. Заказчикам предлагаются двухосные полноприводные машины NIMR с пятью вариантами кузовов, в том числе с бронированным по классу В6, трехосным (6х6), впервые представленным на SOFEX-2008. Также на выставке демонстрировался полностью бронированный автомобиль NIMR-II, отличающийся от предыдущего варианта новым корпусом, который обеспечивает экипажу защиту по классу В6 и имеет опциональную дистанционно управляемую пулеметную установку калибра 12,7 мм разработки компании SAAB. На базе трехосной модели ведется разработка БТРа, предназначенного для транспортировки 10 человек.
NIMR комплектуется либо 6,3-литровыми дизельными двигателями MTU мощностью 280 л.с., либо Cummins ISB объемом 5,9 литра мощностью 250 л.с. Двигатели агрегируются с пятиступенчатыми АКПП Allison и двухступенчатыми раздаточными коробками. Кузовы автомобилей в базовом варианте сварены из броневых листов, обеспечивающих защиту от 7,62 мм пуль патрона образца 1943 г. Класс бронирования базовых комплектаций NIMR производителем не уточняется, однако, по всей видимости, он соответствует уровню В5.
Проектная мощность завода СП AIA, расположенного в городе Зарка, недалеко от Аммана, составляет 1000 машин в год. В настоящее время скорость сборки составляет 3 машины в день.
В рекламных материалах СП AIA указывается, что NIMR - это первый и единственный автомобиль, разработанный с учетом климатических условий Ближневосточного региона. Именно поэтому он вызывает особый интерес у представителей вооруженных сил арабских и африканских государств. Утверждение, в общем-то, весьма спорное, учитывая то, что силовые агрегаты и трансмиссия автомобиля европейского и американского происхождения, а вся конструкция имеет русские корни. Однако в сочетании с параметром "цена-качество" этот рекламный ход, похоже, работает. Помимо Иордании и ОАЭ, NIMR заказали такие страны, как Ливия и Саудовская Аравия.
Первой страной, которая примет NIMR на вооружение, станет ОАЭ. В соответствии с подписанным в феврале этого года контрактом, армия Эмиратов должна получить 500 автомобилей этого типа в четырех вариантах. Стоимость контракта составляет 41 млн. долларов. Первая партия поступит в ОАЭ уже в июне.
Помимо машин семейства NIMR, на SOFEX-2008 были представлены также небронированные тактические автомобили, предназначенные для патрулирования и разведки. Их разработчиком выступает предприятие Jordan specialized vehicle manufacturing, также являющееся подразделением оборонного холдинга KADDB. Наиболее интересные из них - боевое багги Desert Iris и автомобиль для пустынных патрулей "Аль-Саалаб".
Вооруженные Силы Иордании получили 148 машин Desert Iris. Они имеют дизельный двигатель и КПП, аналогичные устанавливаемым на Toyota HiLux, и полностью независимую подвеску. Desert Iris может использоваться в качестве носителя крупнокалиберного пулемета, ПТРК или легкой системы залпового огня. Дальность действия Desert Iris на бездорожье составляет 400 км. Эти машины уже доказали свою надежность и эффективность в ходе использования в Афганистане, где в составе Международных сил поддержания безопасности (ISAF) находится и иорданский контингент.
"Аль-Саалаб", в переводе с арабского - "лис", базируется на шасси пикапа Toyota Land Cruiser 79 и предназначен для выполнения задач дальнего патрулирования, огневой поддержки. В базовой комплектации на машине устанавливаются два пулемета калибров 12,7 и 7,62 мм, для эвакуации раненых в кузове могут быть размещены две пары носилок. "Аль-Саалаб" имеет открытую кабину и вместительный кузов, вмещающий изрядный запас боеприпасов, ГСМ, провизии и других необходимых для совершения рейдов по пустыне вещей. Машина оснащена двумя баками емкостью 90 литров, в базовой комплектации предусмотрены крепления для размещения шести 20-литровых канистр. Экономичность небезызвестного тойотовского дизеля 1HZ и запас топлива в 300 литров позволяют "лису" преодолеть полторы тысячи километров без дозаправки. "Аль-Саалаб", показав высокий уровень проходимости и живучести, выдержал полный цикл испытаний в условиях пустынной и высокогорной местности и принят на вооружение армии Иордании.
По большому счету в конструкции "лиса" нет ничего оригинального. Конфигурация автомобиля, предназначенного для ведения боевых действий в условиях пустыни, была отработана английской пустынной группой дальнего действия (LRDG) еще в ходе Второй мировой войны. Выбор в качестве базового шасси пикапа Toyota Land Cruiser - также проверенное временем решение. Этот автомобиль пользуется заслуженной популярностью как у регулярных вооруженных формирований, так и повстанцев различного рода во всех далеких от цивилизации уголках мира. Но именно к "Аль-Саалабу" больше всего подходит определение "автомобиль, созданный с учетом климатических и природных условий регионов Ближнего Востока и Северной Африки".
Конечно, такая машина не предназначена для сопровождения колонн в условиях мятежных войн, однако это, пожалуй, оптимальный вариант для таких задач, как пограничное патрулирование, пресечение контрабанды, наркотрафика в малонаселенных районах, не имеющих дорожной сети.
HMMWV, он же Humvee, он же "хаммер" в русской транскрипции, сегодня, пожалуй, наиболее известный армейский автомобиль в мире. Производство этих машин по заказу Вооруженных Сил США началось в 1984 г. Однако всемирную известность "хаммеры" приобрели в 1991 году во время первой войны в Персидском заливе. Постоянно мелькая в телевизионных репортажах, HMMWV стали своего рода символом победы "свободного мира" над тоталитарной диктатурой Саддама. "Хаммер", наверное, так и остался бы легендой, олицетворяющей неотвратимость победы американской демократии, если бы Буш-младший не решил довершить дело, не законченное его отцом. Вторая иракская кампания, которая почти с самого начала стала развиваться не совсем так, как того хотели американские генералы, показала, что в условиях партизанской войны HMMWV вовсе не является лучшим в мире легким тактическим автомобилем, а раскрученный брэнд, ореол крутости и легких побед совсем не защищает от гранатометных выстрелов, фугасов и даже пуль калибром 7,62 мм. В настоящее время в США проводится конкурс на легкие тактические автомобили будущего, которые заменят HMMWV. Однако пока "хаммерам" еще предстоит послужить как армии США, так и военным более чем 40 стран, которые по тем или иным причинам выбрали "хаммер" в качестве многофункционального мобильного транспортного средства для своих вооруженных сил.
Из более чем 190 тысяч HMMWV, изготовленных компанией AM General, 20 тысяч поставлены на экспорт. До недавнего времени на мировом рынке вооружения HMMWV не имел прямых конкурентов. Но сейчас доступны как копии американских машин, так и "вариации на тему". На выставке SOFEX-2008 были представлены две новые модели многоцелевого колесного транспортного средства NIMR, производство которого развернуто в Иордании. С виду NIMR очень похож на российский автомобиль аналогичного класса и назначения "Тигр". В этом нет ничего удивительного. Ведь "Тигр", он же ГАЗ-2330, первоначально создавался по заказу ОАЭ. После того как машина была спроектирована, построена и показана на выставке IDEX-2001 в Абу-Даби, компания BJG, выступавшая заказчиком разработки, отказалась от услуг ГАЗа. Подробности этого "развода" не афишируются. Однако факт остается фактом - с 2001 г. появились две ветви газовского детища - "Тигр" и NIMR, существующие теперь независимо друг от друга. В 2004 г. BJG и иорданский оборонный холдинг KADDB организовали совместное предприятие AIA, которое занялось подготовкой серийного производства машин семейства NIMR.
"Тигр" принят на вооружение МВД, возможно, поступит он и в Российскую армию. Предлагается он и на экспорт. Первым зарубежным покупателем этой машины стал Китай, куда в этом году будет поставлена партия ГАЗ-2330. Начиная с четвертого квартала этого года Арзамасский машиностроительный завод, где ведется серийная сборка "тигров", намеревается выйти на уровень производства 500 единиц ГАЗ-2330 в год. Как и у большинства других образцов российского оружия, у "Тигра" есть неплохой экспортный потенциал. Обладая вполне современными ТТХ, а по ряду показателей превосходя американский прототип, "Тигр" обойдется заказчикам дешевле, чем бронированные модификации HMMWV или такая машина, как Iveco MLV. Традиционно оружие российского производства пользуется неплохим спросом в странах Ближнего Востока, однако теперь в секторе многоцелевых тактических автомобилей "Тигру" придется конкурировать со своим "братом" под именем NIMR.
Несмотря на внешнее сходство, в конструкциях этих машин имеется одно существенное отличие. Оно состоит в том, что NIMR имеет оригинальную подвеску, в то время как в конструкции его российского прототипа использованы торсионы, рычаги и редукторы от БТР-80. Кроме того, иорданский автомобиль отличается от российского большим количеством модификаций. Заказчикам предлагаются двухосные полноприводные машины NIMR с пятью вариантами кузовов, в том числе с бронированным по классу В6, трехосным (6х6), впервые представленным на SOFEX-2008. Также на выставке демонстрировался полностью бронированный автомобиль NIMR-II, отличающийся от предыдущего варианта новым корпусом, который обеспечивает экипажу защиту по классу В6 и имеет опциональную дистанционно управляемую пулеметную установку калибра 12,7 мм разработки компании SAAB. На базе трехосной модели ведется разработка БТРа, предназначенного для транспортировки 10 человек.
NIMR комплектуется либо 6,3-литровыми дизельными двигателями MTU мощностью 280 л.с., либо Cummins ISB объемом 5,9 литра мощностью 250 л.с. Двигатели агрегируются с пятиступенчатыми АКПП Allison и двухступенчатыми раздаточными коробками. Кузовы автомобилей в базовом варианте сварены из броневых листов, обеспечивающих защиту от 7,62 мм пуль патрона образца 1943 г. Класс бронирования базовых комплектаций NIMR производителем не уточняется, однако, по всей видимости, он соответствует уровню В5.
Проектная мощность завода СП AIA, расположенного в городе Зарка, недалеко от Аммана, составляет 1000 машин в год. В настоящее время скорость сборки составляет 3 машины в день.
В рекламных материалах СП AIA указывается, что NIMR - это первый и единственный автомобиль, разработанный с учетом климатических условий Ближневосточного региона. Именно поэтому он вызывает особый интерес у представителей вооруженных сил арабских и африканских государств. Утверждение, в общем-то, весьма спорное, учитывая то, что силовые агрегаты и трансмиссия автомобиля европейского и американского происхождения, а вся конструкция имеет русские корни. Однако в сочетании с параметром "цена-качество" этот рекламный ход, похоже, работает. Помимо Иордании и ОАЭ, NIMR заказали такие страны, как Ливия и Саудовская Аравия.
Первой страной, которая примет NIMR на вооружение, станет ОАЭ. В соответствии с подписанным в феврале этого года контрактом, армия Эмиратов должна получить 500 автомобилей этого типа в четырех вариантах. Стоимость контракта составляет 41 млн. долларов. Первая партия поступит в ОАЭ уже в июне.
Помимо машин семейства NIMR, на SOFEX-2008 были представлены также небронированные тактические автомобили, предназначенные для патрулирования и разведки. Их разработчиком выступает предприятие Jordan specialized vehicle manufacturing, также являющееся подразделением оборонного холдинга KADDB. Наиболее интересные из них - боевое багги Desert Iris и автомобиль для пустынных патрулей "Аль-Саалаб".
Вооруженные Силы Иордании получили 148 машин Desert Iris. Они имеют дизельный двигатель и КПП, аналогичные устанавливаемым на Toyota HiLux, и полностью независимую подвеску. Desert Iris может использоваться в качестве носителя крупнокалиберного пулемета, ПТРК или легкой системы залпового огня. Дальность действия Desert Iris на бездорожье составляет 400 км. Эти машины уже доказали свою надежность и эффективность в ходе использования в Афганистане, где в составе Международных сил поддержания безопасности (ISAF) находится и иорданский контингент.
"Аль-Саалаб", в переводе с арабского - "лис", базируется на шасси пикапа Toyota Land Cruiser 79 и предназначен для выполнения задач дальнего патрулирования, огневой поддержки. В базовой комплектации на машине устанавливаются два пулемета калибров 12,7 и 7,62 мм, для эвакуации раненых в кузове могут быть размещены две пары носилок. "Аль-Саалаб" имеет открытую кабину и вместительный кузов, вмещающий изрядный запас боеприпасов, ГСМ, провизии и других необходимых для совершения рейдов по пустыне вещей. Машина оснащена двумя баками емкостью 90 литров, в базовой комплектации предусмотрены крепления для размещения шести 20-литровых канистр. Экономичность небезызвестного тойотовского дизеля 1HZ и запас топлива в 300 литров позволяют "лису" преодолеть полторы тысячи километров без дозаправки. "Аль-Саалаб", показав высокий уровень проходимости и живучести, выдержал полный цикл испытаний в условиях пустынной и высокогорной местности и принят на вооружение армии Иордании.
По большому счету в конструкции "лиса" нет ничего оригинального. Конфигурация автомобиля, предназначенного для ведения боевых действий в условиях пустыни, была отработана английской пустынной группой дальнего действия (LRDG) еще в ходе Второй мировой войны. Выбор в качестве базового шасси пикапа Toyota Land Cruiser - также проверенное временем решение. Этот автомобиль пользуется заслуженной популярностью как у регулярных вооруженных формирований, так и повстанцев различного рода во всех далеких от цивилизации уголках мира. Но именно к "Аль-Саалабу" больше всего подходит определение "автомобиль, созданный с учетом климатических и природных условий регионов Ближнего Востока и Северной Африки".
Конечно, такая машина не предназначена для сопровождения колонн в условиях мятежных войн, однако это, пожалуй, оптимальный вариант для таких задач, как пограничное патрулирование, пресечение контрабанды, наркотрафика в малонаселенных районах, не имеющих дорожной сети.
|