Идеологическая база для взрыва Узбекистана
admin 05 Августа 2013 в 13:43:10
«Узбекистан должен вступить в НАТО и предъявить территориальные и иные претензии к некоторым странам СНГ» — так называется статья профессора Рустамжона Абдуллаева из Ташкента.
Сам профессор Абдуллаев личность достаточно одарённая: издал несколько книжек, постоянно публикует свои прогнозы и выводы относительно перспектив мировой экономики, роли и месте Узбекистана в мировом распределении труда. Есть среди его трудов даже панегирик российскому президенту: статья «Путин — это национальный лидер, сделавший новую Россию великой за 8 лет» в двух частях.
Учитывая стерильность политической мысли Узбекистана, где фактически наложено табу на обсуждение внутриполитических и интеграционных процессов, кроме поддержки и славословия официальной доктрины, — профессор Абдуллаев из Ташкента явно позволяет себе лишнюю вольность. И явно неспроста.
Интересно, что статья была размещена в легальном и всячески поддерживающем государственную линию издании 12news.uz, что вообще для Узбекистана редкость. Интернет-СМИ Узбекистана представляют собой либо растиражированные сообщения пресс-службы президента и кабмина, либо похабную оппозиционную «аналитику» с сепаратистским уклоном.
Что в России, Белоруссии или Казахстане просто статья, в Узбекистане — политическое событие.
Политолог Ташпулат Юлдашев из Ташкента, эмигрировавший в США, убеждён, что появление этой статьи не могло быть не согласовано с администрацией. По его мнению, пресловутый сайт 12news.uz контролирует Дильшод Нуруллаев — бывший секретарь Совета безопасности Узбекистана и советник президента.
Кто кого контролирует в Узбекистане, и в особенности в интернете, — мы точно не знаем. Но то, что такого рода тексты, тем более не под псевдонимом, в Узбекистане просто так не появляются — факт.
Учитывая, что статья содержит аргументы и описывает действия, которые озвучивает и предпринимает официальный Ташкент, можно утверждать, что у политического класса Узбекистана в преддверии смены власти вызревает особый план.
И, понимая неизбежность изменений в регионе и риски смены власти, таким образом он высказывает свои опасения и ожидания.
Фобии и тайные желания элитариев Узбекистана
Первым делом профессор Абдуллаев объясняет, что никаких проблем в связи с выводом войск НАТО из Афганистана не будет, по крайней мере у Узбекистана. Мол, в республике и так самая сильная армия в регионе — удары талибов отражали ещё в 2000-х годах.
И для пущей убедительности цитирует Ислама Каримова: «Я прошу, передайте России, нас не надо защищать… Узбеки способны сами ответить ударом на удар… У нас уже сегодня самая сильная армия в Средней Азии…»
Оспорить тезис о боеспособности узбекской армии невозможно — информация о вооружениях закрыта, а после выхода Ташкента из ОДКБ ничего, кроме победных реляций, относительно армии Узбекистана не услышишь.
Известно лишь о тесном сотрудничестве узбеков с военными специалистами США и надеждах на получение вооружения НАТО, когда контингент покинет Афганистан.
Так что же является действительной угрозой для Узбекистана, если перспективы экспорта хаоса в Среднюю Азию в рамках проекта «Большой Афганистан» не пугают?
«Строящиеся гигантские энергетические сооружения на верховьях таких трансграничных водотоков (рек), как Сырдарья и Амударья, несут в себе ещё более высокую опасность и угрозу национальной безопасности Узбекистана, чем военная угроза, ибо они являются угрозами, имеющими непредотвратимый природно-техногенный характер», — пишет профессор Абдуллаев.
Действительно, ресурсные разборки между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном становились причиной не одного конфликта и накала страстей. Суть их предельно проста и не отличается от других конфликтов между национальными республиками Евразии. Таджикистану и Киргизии в наследство от Союза остались реки и горы, а Узбекистану — нефть, газ, полезные ископаемые и хлопководство. Но хлопок не растёт без воды. А Таджикистан не может выжить без экспорта природного газа из Узбекистана.
Поэтому Ташкент время от времени перекрывает газ, а в Душанбе обещают запрудить реки и оставить хлопководов без главного ресурса.
Эта головоломка, состоящая из сплошных взаимных претензий, не имеет решения в логике национальных государств. Единственная возможность решить проблему недостачи воды — мыслить в политэкономической логике, когда территории и города рассматриваются в рамках экономических районов, как это было в Советском Союзе. Тогда все эти республики входили в один Среднеазиатский экономический район. В логике национальных республик эта проблема в принципе не решаема и ни к чему, кроме конфликтов, не ведёт.
Но в Ташкенте совсем не хотят понимать очевидные вещи. Потому что рассматривают Узбекистан не как деградирующую республику — составную часть политэкономического района, а как державу — гордую наследницу империи Тимура и прочих Бухарских эмиратов.
Поэтому в национальной логике в Средней Азии нет места никому, кроме великого Узбекистана.
Кроме воды, национальный политолог из Ташкента к национальным угрозам относит и переизбыток трудовых ресурсов, «в решении которой (угрозы. — Прим. ред.) Российская Федерация и Казахстан просто обязаны оказывать свою всестороннюю помощь Узбекистану из-за несправедливого распределения территории СССР и его собственности», и геноцид узбеков в Киргизии.
С вызовами и рисками Узбекистана с национальной точки зрения всё понятно. Но каким видит выход из ситуации политолог из Ташкента? Какие инструменты есть у Ташкента, чтобы реализовать свои национальные претензии и занять место на карте мира, достойное «правопреемника всех узбекских государств, которых знает история, начиная с 1312 года, а также СССР, на основе международного права»?
Национальное развитие Узбекистана — прямая дорога в «Большой Афганистан»
Профессор Абдуллаев полагает, что «предотвратить нависшие над Узбекистаном военные угрозы, угрозы природно-техногенного характера, а также угрозы, связанные с межнациональными конфликтами и избытком трудовых ресурсов, возможно лишь путём вступления Узбекистана в ряды стран — членов Организации Североатлантического договора (НАТО).
Для этого необходимо изменить военную доктрину Республики Узбекистан, соответствующие законы и выйти из состава Содружества Независимых Государств (СНГ) путём отзыва своей подписи под Алма-Атинской декларацией, принятой 21 декабря 1991 года, с одновременным объявлением этой декларации незаконной сделкой.
И самое главное: для предотвращения этих угроз Узбекистан в любом случае должен предъявить большинству стран СНГ (в первую очередь Российской Федерации, Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Туркменистану) вполне законные территориальные и иные претензии».
Итак, НАТО. Вот, собственно, основная цель статьи Абдуллаева и весь её смысл. Национальное величие Узбекистана невозможно поддерживать без внешнего военного управления. Для того чтобы реализовать национальные претензии, ликвидировать национальные угрозы и стать среднеазиатским гегемоном, необходимо вступить в альянс с противниками России.
Понятно, что никто не будет принимать Узбекистан в НАТО. Потому что никто воевать за интересы Ташкента не собирается. А вот реализовать грузинский сценарий, когда за несколько лет грузинская армия была подготовлена к полномасштабной войне, — вполне возможно.
В такой логике объясняется и выход из ОДКБ, и расчёт на вооружения НАТО, и национальные претензии. Причём как в грузинском, так и в узбекском случае звучат аналогичные по своей абсурдности, но тем не менее публичные аргументы.
Никаких таджиков не существует — их выдумала советская власть и отдала им узбекские земли. Для пущей убедительности снова цитируется президент Каримов: «Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках».
Аргументация национальных претензий узбеков к таджикам аналогична национальным претензиям грузин к осетинам: заняли наши земли, пользуетесь нашими ресурсами, и вообще, вас не существует.
Бред? Безусловный бред. Но в 2008 году на Кавказе такой бред закончился войной.
В случае с Узбекистаном, Таджикистаном, взаимными претензиями и профессором Абдуллаевым мы имеем дело с более глубокой национальной травмой. Хотя бы потому, что в Узбекистане живут 30 млн человек, которые в любой момент могут стать заложниками национальных амбиций элиты.
Итак, мы не можем знать, что в действительности происходит внутри правящих элит Ташкента. Понятно лишь, что борьба за власть обостряется, и в ходе этой борьбы конкурирующие кланы будут выстраивать свои стратегии поведения.
Никаких пророссийских или просоюзных кланов в Узбекистане нет и не предвидится — конкурировать между собой будут сугубо национальные элиты.
И в ходе этой конкуренции велик соблазн обратиться к внешним управляющим. Тем более что нынешний Ташкент не связан никакими союзными обязательствами ни с Россией, ни с Киргизией, ни с Таджикистаном.
Однако главная опасность заключается в том, что интересы конкурирующих кланов Узбекистана могут совпасть с интересами США, как это было в Грузии десять лет назад, когда к власти был приведён Михаил Саакашвили.
И тогда проект «Большой Афганистан» имеет все шансы для реализации. В ходе этого проекта будут уничтожены те самые национальные элиты Узбекистана вместе со всей узбекской государственностью, которая исчисляется аж с 1312 года. Но об этом профессор Рустамжон Абдуллаев из Ташкента скромно умалчивает.
Однако
Сам профессор Абдуллаев личность достаточно одарённая: издал несколько книжек, постоянно публикует свои прогнозы и выводы относительно перспектив мировой экономики, роли и месте Узбекистана в мировом распределении труда. Есть среди его трудов даже панегирик российскому президенту: статья «Путин — это национальный лидер, сделавший новую Россию великой за 8 лет» в двух частях.
Учитывая стерильность политической мысли Узбекистана, где фактически наложено табу на обсуждение внутриполитических и интеграционных процессов, кроме поддержки и славословия официальной доктрины, — профессор Абдуллаев из Ташкента явно позволяет себе лишнюю вольность. И явно неспроста.
Интересно, что статья была размещена в легальном и всячески поддерживающем государственную линию издании 12news.uz, что вообще для Узбекистана редкость. Интернет-СМИ Узбекистана представляют собой либо растиражированные сообщения пресс-службы президента и кабмина, либо похабную оппозиционную «аналитику» с сепаратистским уклоном.
Что в России, Белоруссии или Казахстане просто статья, в Узбекистане — политическое событие.
Политолог Ташпулат Юлдашев из Ташкента, эмигрировавший в США, убеждён, что появление этой статьи не могло быть не согласовано с администрацией. По его мнению, пресловутый сайт 12news.uz контролирует Дильшод Нуруллаев — бывший секретарь Совета безопасности Узбекистана и советник президента.
Кто кого контролирует в Узбекистане, и в особенности в интернете, — мы точно не знаем. Но то, что такого рода тексты, тем более не под псевдонимом, в Узбекистане просто так не появляются — факт.
Учитывая, что статья содержит аргументы и описывает действия, которые озвучивает и предпринимает официальный Ташкент, можно утверждать, что у политического класса Узбекистана в преддверии смены власти вызревает особый план.
И, понимая неизбежность изменений в регионе и риски смены власти, таким образом он высказывает свои опасения и ожидания.
Фобии и тайные желания элитариев Узбекистана
Первым делом профессор Абдуллаев объясняет, что никаких проблем в связи с выводом войск НАТО из Афганистана не будет, по крайней мере у Узбекистана. Мол, в республике и так самая сильная армия в регионе — удары талибов отражали ещё в 2000-х годах.
И для пущей убедительности цитирует Ислама Каримова: «Я прошу, передайте России, нас не надо защищать… Узбеки способны сами ответить ударом на удар… У нас уже сегодня самая сильная армия в Средней Азии…»
Оспорить тезис о боеспособности узбекской армии невозможно — информация о вооружениях закрыта, а после выхода Ташкента из ОДКБ ничего, кроме победных реляций, относительно армии Узбекистана не услышишь.
Известно лишь о тесном сотрудничестве узбеков с военными специалистами США и надеждах на получение вооружения НАТО, когда контингент покинет Афганистан.
Так что же является действительной угрозой для Узбекистана, если перспективы экспорта хаоса в Среднюю Азию в рамках проекта «Большой Афганистан» не пугают?
«Строящиеся гигантские энергетические сооружения на верховьях таких трансграничных водотоков (рек), как Сырдарья и Амударья, несут в себе ещё более высокую опасность и угрозу национальной безопасности Узбекистана, чем военная угроза, ибо они являются угрозами, имеющими непредотвратимый природно-техногенный характер», — пишет профессор Абдуллаев.
Действительно, ресурсные разборки между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном становились причиной не одного конфликта и накала страстей. Суть их предельно проста и не отличается от других конфликтов между национальными республиками Евразии. Таджикистану и Киргизии в наследство от Союза остались реки и горы, а Узбекистану — нефть, газ, полезные ископаемые и хлопководство. Но хлопок не растёт без воды. А Таджикистан не может выжить без экспорта природного газа из Узбекистана.
Поэтому Ташкент время от времени перекрывает газ, а в Душанбе обещают запрудить реки и оставить хлопководов без главного ресурса.
Эта головоломка, состоящая из сплошных взаимных претензий, не имеет решения в логике национальных государств. Единственная возможность решить проблему недостачи воды — мыслить в политэкономической логике, когда территории и города рассматриваются в рамках экономических районов, как это было в Советском Союзе. Тогда все эти республики входили в один Среднеазиатский экономический район. В логике национальных республик эта проблема в принципе не решаема и ни к чему, кроме конфликтов, не ведёт.
Но в Ташкенте совсем не хотят понимать очевидные вещи. Потому что рассматривают Узбекистан не как деградирующую республику — составную часть политэкономического района, а как державу — гордую наследницу империи Тимура и прочих Бухарских эмиратов.
Поэтому в национальной логике в Средней Азии нет места никому, кроме великого Узбекистана.
Кроме воды, национальный политолог из Ташкента к национальным угрозам относит и переизбыток трудовых ресурсов, «в решении которой (угрозы. — Прим. ред.) Российская Федерация и Казахстан просто обязаны оказывать свою всестороннюю помощь Узбекистану из-за несправедливого распределения территории СССР и его собственности», и геноцид узбеков в Киргизии.
С вызовами и рисками Узбекистана с национальной точки зрения всё понятно. Но каким видит выход из ситуации политолог из Ташкента? Какие инструменты есть у Ташкента, чтобы реализовать свои национальные претензии и занять место на карте мира, достойное «правопреемника всех узбекских государств, которых знает история, начиная с 1312 года, а также СССР, на основе международного права»?
Национальное развитие Узбекистана — прямая дорога в «Большой Афганистан»
Профессор Абдуллаев полагает, что «предотвратить нависшие над Узбекистаном военные угрозы, угрозы природно-техногенного характера, а также угрозы, связанные с межнациональными конфликтами и избытком трудовых ресурсов, возможно лишь путём вступления Узбекистана в ряды стран — членов Организации Североатлантического договора (НАТО).
Для этого необходимо изменить военную доктрину Республики Узбекистан, соответствующие законы и выйти из состава Содружества Независимых Государств (СНГ) путём отзыва своей подписи под Алма-Атинской декларацией, принятой 21 декабря 1991 года, с одновременным объявлением этой декларации незаконной сделкой.
И самое главное: для предотвращения этих угроз Узбекистан в любом случае должен предъявить большинству стран СНГ (в первую очередь Российской Федерации, Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Туркменистану) вполне законные территориальные и иные претензии».
Итак, НАТО. Вот, собственно, основная цель статьи Абдуллаева и весь её смысл. Национальное величие Узбекистана невозможно поддерживать без внешнего военного управления. Для того чтобы реализовать национальные претензии, ликвидировать национальные угрозы и стать среднеазиатским гегемоном, необходимо вступить в альянс с противниками России.
Понятно, что никто не будет принимать Узбекистан в НАТО. Потому что никто воевать за интересы Ташкента не собирается. А вот реализовать грузинский сценарий, когда за несколько лет грузинская армия была подготовлена к полномасштабной войне, — вполне возможно.
В такой логике объясняется и выход из ОДКБ, и расчёт на вооружения НАТО, и национальные претензии. Причём как в грузинском, так и в узбекском случае звучат аналогичные по своей абсурдности, но тем не менее публичные аргументы.
Никаких таджиков не существует — их выдумала советская власть и отдала им узбекские земли. Для пущей убедительности снова цитируется президент Каримов: «Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках».
Аргументация национальных претензий узбеков к таджикам аналогична национальным претензиям грузин к осетинам: заняли наши земли, пользуетесь нашими ресурсами, и вообще, вас не существует.
Бред? Безусловный бред. Но в 2008 году на Кавказе такой бред закончился войной.
В случае с Узбекистаном, Таджикистаном, взаимными претензиями и профессором Абдуллаевым мы имеем дело с более глубокой национальной травмой. Хотя бы потому, что в Узбекистане живут 30 млн человек, которые в любой момент могут стать заложниками национальных амбиций элиты.
Итак, мы не можем знать, что в действительности происходит внутри правящих элит Ташкента. Понятно лишь, что борьба за власть обостряется, и в ходе этой борьбы конкурирующие кланы будут выстраивать свои стратегии поведения.
Никаких пророссийских или просоюзных кланов в Узбекистане нет и не предвидится — конкурировать между собой будут сугубо национальные элиты.
И в ходе этой конкуренции велик соблазн обратиться к внешним управляющим. Тем более что нынешний Ташкент не связан никакими союзными обязательствами ни с Россией, ни с Киргизией, ни с Таджикистаном.
Однако главная опасность заключается в том, что интересы конкурирующих кланов Узбекистана могут совпасть с интересами США, как это было в Грузии десять лет назад, когда к власти был приведён Михаил Саакашвили.
И тогда проект «Большой Афганистан» имеет все шансы для реализации. В ходе этого проекта будут уничтожены те самые национальные элиты Узбекистана вместе со всей узбекской государственностью, которая исчисляется аж с 1312 года. Но об этом профессор Рустамжон Абдуллаев из Ташкента скромно умалчивает.
Однако
|