Приказ министра образования о запрете казахского кимешека в школах назвали радикальным
Гость 18 Апреля 2016 в 10:49:05
Недопущение религиозной одежды и даже её элементов вызвал протест у приверженцев ислама, которые считают, что у министерства нет полномочий на такой запрет.
Верующие засыпали блог Ерлана Сагадиева гневными сообщениями, говоря о нарушении своих прав.
Приказ №26 от 14 января 2016 года гласит, "Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается".
Религиозные активисты тут же встали на защиту кимешека - традиционного головного убора казахских женщин, называя приказ министра образования и науки РК антиконституционным.
"Ваши действия могут напрямую вызвать радикализацию всех слоев верующего населения, вплоть до самых умеренных и законопослушных. Ваш Приказ – это сугубо внутриведомственный документ, он не является нормативно-правовым актом, он не проходил как законопроект через Парламент РК и не подписывался Главой государства. Согласно ЗРК "О нормативных правовых актах (ст.3,4,6) данный Приказ не может толковаться как НПА, стоящий выше Законов РК и Конституции РК. Травля и притеснение детей, носящих кимешек, нарушает Конституцию РК (ст.14,19), ЗРК "О правах ребенка" (ст. 10,35), ЗРК "Об образовании" (ст.47), ЗРК "О религии (ст.3).", - написал на блог министра Мурат Сулейменов.
Ещё одна защитница кимешека, выразившая свой протест на блоге министра, Иман Куанышкызы в интервью shyn.kz сообщила, что осталась не удовлетворена ответом министра, который разъяснил ей свой приказ.
" Прозвучала привычная риторика о "светскости" нашего государства, хотя Президент РК в одном из своих выступлений лично объяснил, что "светское" - не означает атеистическое». В силу исторических причин у большей части населения происходит такая подмена понятий, но хочется надеяться, что в Министерстве образования и науки будут руководствоваться правильным понятийным аппаратом. В настоящее время Министерство ратует за введение трёхъязычия, обосновывая это конкуренцией на международном рынке, однако в сфере религиозной толерантности в организациях среднего образования оно сохраняет позиции советского прошлого, отвергая международный опыт. Ведь во многих развитых странах дети свободно проявляют свою национальную или религиозную идентичность и учатся терпимости на практике в повседневной жизни. Например, в Голландии также ввели единую школьную форму, но позволили дополнить ее необходимыми религиозными или национальными атрибутами. Похожим образом поступили и в Великобритании. Поэтому нам есть на кого равняться в решении этого вопроса".
Мнения казахстанцев по поводу ношения кимешека девочками и женщинами разделились. Защитники прав женщин считают, что религиозно настроенные родители часто навязывают своим детям свою точку зрения и заставляют дочерей надевать платки.
Феминистка, активистка, соосновательница казахстанской феминистской инициативы "Феминита" Жанар Секербаева относится с уважением к чувствам верующих. При этом она считает, что нашему обществу стоит смотреть на религию в более продвинутом свете с учётом современных реалий. К примеру, Жанар работает над проектом "Ислам и гомосексуальность".
"Мы очень часто встречаем среди девушек-казашек тех, кто надевает на себя платок только потому, что кто-то их убедил, что это правильно, - говорит Жанар Секербаева. - Это становится не их субъектностью, это то, что им навязывают. Быть скромным — это красиво для любого человека, быть стеснительным - возможно. Но быть послушным в любой ситуации человеку, а этот человек в данном случае мужчина — это вызывает определённые вопросы. Религия, несмотря на весь свой мировоззренческий потенциал, на призыв к любви и толерантности, в Казахстане толкуется таким образом, что это становится моделью угнетения и управления молодыми девушками. Я говорю именно об исламе. И это очень удручает. Я казашка, пусть я и больше русскоговорящая. Но у меня много друзей, которые только казахскоговорящие. И они делятся своими печалями. Мы планируем сделать проект "Ислам и гомосексуальность". Я считаю, что это вызов нашего времени. Мы не собираемся радикально или противозаконно действовать в этой сфере. Мы говорим о культурном просвещении людей. Мы бы хотели донести до верующих людей, что быть верующим и быть другой идентичности — с этим можно жить. Человек, в котором сходятся эти два момента, не чувствует себя грешником. Он находит в себе способ примиряться с вызовами, которые ему бросает общество, а именно те люди, для которых в светском государстве какая бы то ни было религия стала основным законом".
Руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков не согласен с запретом религиозных головных уборов в школе. Он считает такое решение абсурдным.
"Я говорил уже неоднократно, что Казахстан должен выработать свои собственные этические нормы, невзирая на чужие традиции, тенденции, - говорит Мурат Телибеков. - Меня удивляет нетерпимость, которую проявляют чиновники от образования. Это может показаться странным, но даже в эпоху советского тоталитаризма никому в голову не пришло срывать в школе крестики у детей-баптистов, а таких было немало. Запрет на кимешеки, конечно же, абсурден. Впрочем, так же, как и на хиджабы. Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны мы говорим о толерантном обществе, а с другой стороны проявляем агрессию и нетерпимость по отношению к тем соотечественникам, которые имеют свою собственную систему ценностей. Я согласен на запреты кимешека и хиджаба в том случае, если это несет прямую угрозу окружающему обществу. Мы должны уже с раннего детства обучать детей уважительному отношению к иному мировоззрению. В противном случае мы уже сегодня закладываем зёрна будущей враждебности и межконфессиональных столкновений".
Директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК Жаныл Жонтаева считает, что имиджевые вольности в школе неуместны.
"Школьная форма должна быть выдержана в классическом стиле и не отражать ни религиозной, ни национальной принадлежности. Следует отметить, что речь не идёт о единой школьной форме. Так, согласно Приказу Министерства, обязательная школьная форма должна соответствовать светскому характеру обучения. Выбор цвета, фасона школьной формы и длины юбки определяется организацией среднего образования и общественным советом, утверждается протоколом общешкольного родительского собрания".
Женщина намерена привлечь звонившего в полицию мужчину к ответственности за ложный донос.Последний скандал, связанный с ношением хиджаба в общественном месте, разыгрался в управлении госдоходов Караганды. Дама в полном мусульманском облачении напугала посетителей учреждения. Женщину приняли за смертницу.
http://informburo.kz/novosti/prikaz-ministra-obrazovaniya-o-zaprete-kazahskogo-kimesheka-v-shkolah-nazvali-radikalnym.html
Верующие засыпали блог Ерлана Сагадиева гневными сообщениями, говоря о нарушении своих прав.
Приказ №26 от 14 января 2016 года гласит, "Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается".
Религиозные активисты тут же встали на защиту кимешека - традиционного головного убора казахских женщин, называя приказ министра образования и науки РК антиконституционным.
"Ваши действия могут напрямую вызвать радикализацию всех слоев верующего населения, вплоть до самых умеренных и законопослушных. Ваш Приказ – это сугубо внутриведомственный документ, он не является нормативно-правовым актом, он не проходил как законопроект через Парламент РК и не подписывался Главой государства. Согласно ЗРК "О нормативных правовых актах (ст.3,4,6) данный Приказ не может толковаться как НПА, стоящий выше Законов РК и Конституции РК. Травля и притеснение детей, носящих кимешек, нарушает Конституцию РК (ст.14,19), ЗРК "О правах ребенка" (ст. 10,35), ЗРК "Об образовании" (ст.47), ЗРК "О религии (ст.3).", - написал на блог министра Мурат Сулейменов.
Ещё одна защитница кимешека, выразившая свой протест на блоге министра, Иман Куанышкызы в интервью shyn.kz сообщила, что осталась не удовлетворена ответом министра, который разъяснил ей свой приказ.
" Прозвучала привычная риторика о "светскости" нашего государства, хотя Президент РК в одном из своих выступлений лично объяснил, что "светское" - не означает атеистическое». В силу исторических причин у большей части населения происходит такая подмена понятий, но хочется надеяться, что в Министерстве образования и науки будут руководствоваться правильным понятийным аппаратом. В настоящее время Министерство ратует за введение трёхъязычия, обосновывая это конкуренцией на международном рынке, однако в сфере религиозной толерантности в организациях среднего образования оно сохраняет позиции советского прошлого, отвергая международный опыт. Ведь во многих развитых странах дети свободно проявляют свою национальную или религиозную идентичность и учатся терпимости на практике в повседневной жизни. Например, в Голландии также ввели единую школьную форму, но позволили дополнить ее необходимыми религиозными или национальными атрибутами. Похожим образом поступили и в Великобритании. Поэтому нам есть на кого равняться в решении этого вопроса".
Мнения казахстанцев по поводу ношения кимешека девочками и женщинами разделились. Защитники прав женщин считают, что религиозно настроенные родители часто навязывают своим детям свою точку зрения и заставляют дочерей надевать платки.
Феминистка, активистка, соосновательница казахстанской феминистской инициативы "Феминита" Жанар Секербаева относится с уважением к чувствам верующих. При этом она считает, что нашему обществу стоит смотреть на религию в более продвинутом свете с учётом современных реалий. К примеру, Жанар работает над проектом "Ислам и гомосексуальность".
"Мы очень часто встречаем среди девушек-казашек тех, кто надевает на себя платок только потому, что кто-то их убедил, что это правильно, - говорит Жанар Секербаева. - Это становится не их субъектностью, это то, что им навязывают. Быть скромным — это красиво для любого человека, быть стеснительным - возможно. Но быть послушным в любой ситуации человеку, а этот человек в данном случае мужчина — это вызывает определённые вопросы. Религия, несмотря на весь свой мировоззренческий потенциал, на призыв к любви и толерантности, в Казахстане толкуется таким образом, что это становится моделью угнетения и управления молодыми девушками. Я говорю именно об исламе. И это очень удручает. Я казашка, пусть я и больше русскоговорящая. Но у меня много друзей, которые только казахскоговорящие. И они делятся своими печалями. Мы планируем сделать проект "Ислам и гомосексуальность". Я считаю, что это вызов нашего времени. Мы не собираемся радикально или противозаконно действовать в этой сфере. Мы говорим о культурном просвещении людей. Мы бы хотели донести до верующих людей, что быть верующим и быть другой идентичности — с этим можно жить. Человек, в котором сходятся эти два момента, не чувствует себя грешником. Он находит в себе способ примиряться с вызовами, которые ему бросает общество, а именно те люди, для которых в светском государстве какая бы то ни было религия стала основным законом".
Руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков не согласен с запретом религиозных головных уборов в школе. Он считает такое решение абсурдным.
"Я говорил уже неоднократно, что Казахстан должен выработать свои собственные этические нормы, невзирая на чужие традиции, тенденции, - говорит Мурат Телибеков. - Меня удивляет нетерпимость, которую проявляют чиновники от образования. Это может показаться странным, но даже в эпоху советского тоталитаризма никому в голову не пришло срывать в школе крестики у детей-баптистов, а таких было немало. Запрет на кимешеки, конечно же, абсурден. Впрочем, так же, как и на хиджабы. Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны мы говорим о толерантном обществе, а с другой стороны проявляем агрессию и нетерпимость по отношению к тем соотечественникам, которые имеют свою собственную систему ценностей. Я согласен на запреты кимешека и хиджаба в том случае, если это несет прямую угрозу окружающему обществу. Мы должны уже с раннего детства обучать детей уважительному отношению к иному мировоззрению. В противном случае мы уже сегодня закладываем зёрна будущей враждебности и межконфессиональных столкновений".
Директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК Жаныл Жонтаева считает, что имиджевые вольности в школе неуместны.
"Школьная форма должна быть выдержана в классическом стиле и не отражать ни религиозной, ни национальной принадлежности. Следует отметить, что речь не идёт о единой школьной форме. Так, согласно Приказу Министерства, обязательная школьная форма должна соответствовать светскому характеру обучения. Выбор цвета, фасона школьной формы и длины юбки определяется организацией среднего образования и общественным советом, утверждается протоколом общешкольного родительского собрания".
Женщина намерена привлечь звонившего в полицию мужчину к ответственности за ложный донос.Последний скандал, связанный с ношением хиджаба в общественном месте, разыгрался в управлении госдоходов Караганды. Дама в полном мусульманском облачении напугала посетителей учреждения. Женщину приняли за смертницу.
http://informburo.kz/novosti/prikaz-ministra-obrazovaniya-o-zaprete-kazahskogo-kimesheka-v-shkolah-nazvali-radikalnym.html
|