Да чтоб вы жили на одну зарплату!
dead 26 Июня 2007 в 18:45:18
Казахстан приступил к проведению масштабной административной реформы, которая включает и повышение заработной платы чиновников. По мнению разработчиков проекта, это станет способом дополнительной мотивации госслужащих к работе именно на конкретный результат
Казахстан приступил к проведению масштабной административной реформы, которая включает и повышение заработной платы чиновников. По мнению разработчиков проекта, это станет способом дополнительной мотивации госслужащих к работе именно на конкретный результат. Кроме того, многие верят, что это поможет в борьбе с коррупцией. Однако только ли в зарплате дело? К тому же, сколько получают казахстанские чиновники, до сих пор никто всенародно не сообщал. "Мегаполис" узнал эти занимательные цифры и сравнил их с зарубежными.
Агентство РК по делам госслужбы в ответ на запрос нашей газеты предоставило данные о размере зарплат отдельных госслужащих. Итак:
Министры РК – 370 244 тенге
Первые заместители министров РК – 283 202 тенге
Заместители министров РК – 261 126 тенге
Председатели агентств, не входящих в состав правительства РК, – 283 202 тенге
Председатели комитетов с правами юридических лиц – 227 697 тенге
Акимы областей, столицы и города Алматы – 296 447 тенге
Акимы городов областного значения – 148 223 тенге
Акимы городов, районов, городов в районах и районов в городах – 118 894 тенге
Акимы в селах, сельских округах, поселках, аулах – 55 820 тенге
Директор департамента центрального органа – 108 802 тенге
Получается, что в Казахстане оклад министра превышает минимальную заработную плату в республике (около 10 тысяч тенге) более чем в 30 раз. Стоит отметить, что в зарубежных странах размер жалованья чиновников не превышает этот показатель более чем в 20 раз. Для сравнения: в России оклад министра (около 20 тыс. руб. в месяц) превышает минимальную зарплату в 44 раза.
Справка "Мегаполиса"
А вот какие зарплаты у высших чиновников в некоторых странах мира. По данным за 2004 год, президент США Джордж Буш зарабатывал тогда 400 тысяч долларов в год, госсекретарь Колин Пауэлл и председатель ФРС Алан Гринспэн – по 171900 долларов, председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Уильям Доналдсон – 142500. Британский премьер-министр Тони Блэр получал 163 418 фунтов – это около 291 тысячи долларов в год.
Зарплата министров французского правительства составляла 159600 евро (191 тысяча долларов) в год, а оклад испанского премьер-министра – 72 тысячи долларов, премьер-министра и президента Эстонии – 41472 доллара в год. Зарплата президента Израиля в 2007 году была повышена на 2,3% и составила 46278 шекелей в месяц (почти 11 тысяч долларов). В 2006 году многие грузинские чиновники получали зарплату больше, чем сам президент Михаил Саакашвили. В то время как его жалованье составляло 4000 лари в месяц (2190 долларов США), заработок руководителя регулирующей комиссии по электронной связи – 20 тысяч лари (11 тысяч долларов США) в месяц, руководителя общественного телевидения Грузии, финансируемого из госбюджета, – 12 тысяч лари (6,5 тысячи долларов США). В Таджикистане заработная плата министра в 2006 году составляла 860 сомони, с другими выплатами она достигала 1300 сомони (1 сомони – 2,9 доллара). Аналогично оплачивается труд госсоветников президента. Заместители министров получают в пределах 300-400 сомони. Меньше всего в чиновничьей иерархии зарабатывают простые специалисты – 150 сомони. А вот губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, отказавшийся от зарплаты чиновника в 175 тысяч долларов в год, зарабатывает миллионы долларов в год, выполняя обязанности шеф-редактора двух журналов о бодибилдинге. Выпускающая журналы "Muscle & Fitness" и "Flex" компания American Media Operations сообщила, что за последние пять лет выплатила ему как редактору 8,15 миллиона долларов, не учитывая бонусов и премий.
И еще один интересный факт: у чиновников в западных странах, вплоть до премьер-министров, нет льгот. Они покупают машины, отдыхают и строят дома на свои деньги.
Победит ли повышенная зарплата коррупцию?
В 2003 г. в Казахстане были опубликованы результаты исследования центра Сандж о коррупции в Казахстане, подготовленного по заказу Программы развития ООН. Тогда среди основных причин взяточничества респонденты назвали низкую зарплату, безнаказанность, круговую поруку и низкий моральный уровень служащих. Снижению уровня коррупции, по мнению респондентов, может способствовать рост уровня жизни населения, соблюдение законов, повышение зарплаты чиновникам, упрощение бюрократических процедур и стабилизация экономического положения в стране. На существенном повышении заработной платы государственным служащим как одного из средств снижения и предупреждения коррупции в Казахстане настаивает и председатель Агентства по делам государственной службы Заутбек Турисбеков.
Напомним, что с 1 января этого года зарплата в бюджетной сфере уже была повышена на 30%, планируется ее дальнейшее увеличение в ближайшие годы. А в рамках административной реформы собираются внедрить новую систему оплаты труда госслужащих, которая будет базироваться "на внедрении объективной оценки работы каждого сотрудника и государственного органа в целом". Поэтапно планируется ввести бонусную систему премирования политических служащих по результатам рейтинговой оценки деятельности госоргана.
В этой связи напомним, что и в России предпринимались похожие меры. Так в 2004 году Владимир Путин подписал указ о совершенствовании оплаты труда госслужащих, повысив в несколько раз зарплаты федеральных чиновников начиная с самого президента. После принятия этого указа зарплата президента России составила почти два миллиона рублей в год, главы администрации президента и федерального министра – чуть больше миллиона. Таким образом, денежное вознаграждение министра выросло почти в пять раз, заместителя министра, начальника департамента или отдела – в 5-12 раз, денежные доходы мелких федеральных служащих увеличились в среднем в 4 раза. Премьер-министр РФ тогда откровенно признал, что президентский указ преследовал цель хоть немного снизить уровень коррупции в высших эшелонах власти. Иными словами, президент и правительство надеялись на то, что чиновники перестанут брать взятки и займутся выполнением своих должностных обязанностей, за которые им платят жалованье, надбавки, премии и поощрения.
Однако до сих пор существуют споры об эффективности увеличения зарплат в целях борьбы с коррупцией. В той же России в конце 2002 года фонд "ИНДЕМ" провел исследование с целью выяснить, какую зарплату нужно платить чиновникам, чтобы они не брали взяток. Опросили 1300 чиновников – от министров до канцелярских служащих. Оказалось, что большинство сотрудников федеральных ведомств устроила бы зарплата 600-800 долларов США в месяц. При сохранении всех косвенных выплат (служебный транспорт, медицинское обслуживание, дешевые столовые) чиновники были согласны получать в среднем 18 264 рубля, а при отмене косвенных выплат – 24 167 рублей. Однако заведующий отделом социологии фонда "ИНДЕМ" Владимир Римский остался скептичен даже после проведения этого исследования: "Часто говорят, что если чиновникам повысить зарплату, то они перестанут брать взятки. Я бы отметил, что простое повышение ее никаких проблем не решит. Просто никаких. Чиновник, судя по результатам социологических исследований, сам говорит, что зарплата не является стимулом профессиональной деятельности. Стимулирует его что-то другое. Не в зарплате дело! Вот о чем нужно задумываться законодателям".
А по словам президента фонда "ИНДЕМ" Георгия Сатарова, ни одно исследование в мире не подтверждает, что уровень зарплаты чиновников и уровень коррупции в стране - две напрямую связанные величины. Зато приводится мнение, что повышение зарплаты в высших эшелонах власти обернется новой дырой в бюджете. Чтобы понять, насколько существенной может оказаться эта дыра, достаточно сравнить оклады чиновников до и после реформы. Ведь деньги в бюджете на содержание органов исполнительной власти выделялись с учетом старых, а не новых зарплат.
Кстати, чтобы представить, сколько в Казахстане необходимо средств на зарплаты чиновников, можно вспомнить высказывание президента во время его поездки в Восточный Казахстан в 2005 году. Тогда на вопрос жителей о возможности восстановления Семипалатинской области Нурсултан Назарбаев сказал: "Если мы вернемся к тому, что было, только для того чтобы дать зарплату чиновникам, это 7 млрд тенге, общие расходы составят 20 млрд тенге".
Однако в Казахстане в отличие от России увеличение зарплат чиновников в рамках новой административной реформы будет происходить не только за счет дополнительных поступлений из бюджета, но и в результате сокращения уровней управления в государственных органах в среднем в два раза. По словам Карима Масимова, в ходе реформы планируется увеличить зарплаты государственных служащих "до уровня, сопоставимого с крупными казахстанскими частными компаниями".
Чтобы примерно представить, какой это "уровень", достаточно вспомнить выступление президента Казахстана 20 сентября прошлого года на заседании Совета безопасности, когда он выразил возмущение непомерными зарплатами ряда руководителей национальных компаний, институтов развития и акционерных обществ с участием государства. Тогда выяснилось, что президент "Казахтелекома" получает ежемесячно 365 тысяч долларов США. И это, не учитывая специальной ежегодной премии в два с лишним миллиона долларов. Камбар Шалгымбаев, президент Банка развития Казахстана, – 100 тысяч долларов в месяц, его заместитель – 40 тысяч, у руководителей "Казпочты" зарплата выросла в 2 раза. Руководитель холдинга "Самрук" получал 34 тысячи долларов, его заместители – 32,5 тысячи. Помимо этого, в расходы за счет компаний их руководители записывали телефонные разговоры, питание, прачечную…
Не думаем, что компании после этого заседания сильно подсократили свои кровные. И если до их уровня собираются повысить зарплаты чиновников, то государству действительно придется раскошелиться на приличную сумму. Тем более что численность государственного аппарата растет. Если в 2003 году в стране насчитывалось около 79 тыс. госслужащих, то в этом году – уже более ста тысяч. В то же время эффективность работы госаппарата пропорционально не возросла.
* * *
Устраивает ли вас ваша зарплата?
Председатель Комитета по работе с несостоятельными должниками Сабыржан Бекбосынов:
– Пока устраивает, но нужно учитывать, что инфляция растет, все дорожает, в таких условиях, естественно, нужно повышать зарплату чиновникам. У них ведь ненормированный рабочий день, возможности дополнительного заработка нет. Поэтому правильно делает руководство страны, когда говорит, что нужно повышать жалованье чиновников до уровня средней заработной платы бизнесменов.
Вице-министр охраны окружающей среды Зейнулла Сарсембаев:
– Зарплата низкая, даже на уровне вице-министра. Ее нужно повышать до уровня средней зарплаты в нацкомпаниях. И не должно быть уравниловки: нельзя сравнивать человека, который работал в этой сфере 30 лет, с тем, кто пришел, недавно окончив университет.
Руководитель аппарата Генеральной прокуратуры РК, экс-депутат мажилиса парламента Рамазан Сарпеков:
– Устраивает, во всяком случае, чтобы детей прокормить хватает. Я человек скромный. Когда работал в парламенте, там тоже была неплохая зарплата. Но, конечно, я был бы не против ее повышения. Тем более, что работа у нас ответственная и часто размер заработной платы не соответствует объему работы. Сейчас она у прокуроров районов колеблется в пределах 30-40 тысяч тенге. И повышение жалованья на 15-20 процентов от ставки – это совсем мало, это проблему концептуально не решит. Нужно повышать в разы, как минимум, в два раза, особенно тем, кто работает в сельской местности.
Гульсум КУНЕЛЕКОВА, "Мегаполис"
Казахстан приступил к проведению масштабной административной реформы, которая включает и повышение заработной платы чиновников. По мнению разработчиков проекта, это станет способом дополнительной мотивации госслужащих к работе именно на конкретный результат. Кроме того, многие верят, что это поможет в борьбе с коррупцией. Однако только ли в зарплате дело? К тому же, сколько получают казахстанские чиновники, до сих пор никто всенародно не сообщал. "Мегаполис" узнал эти занимательные цифры и сравнил их с зарубежными.
Агентство РК по делам госслужбы в ответ на запрос нашей газеты предоставило данные о размере зарплат отдельных госслужащих. Итак:
Министры РК – 370 244 тенге
Первые заместители министров РК – 283 202 тенге
Заместители министров РК – 261 126 тенге
Председатели агентств, не входящих в состав правительства РК, – 283 202 тенге
Председатели комитетов с правами юридических лиц – 227 697 тенге
Акимы областей, столицы и города Алматы – 296 447 тенге
Акимы городов областного значения – 148 223 тенге
Акимы городов, районов, городов в районах и районов в городах – 118 894 тенге
Акимы в селах, сельских округах, поселках, аулах – 55 820 тенге
Директор департамента центрального органа – 108 802 тенге
Получается, что в Казахстане оклад министра превышает минимальную заработную плату в республике (около 10 тысяч тенге) более чем в 30 раз. Стоит отметить, что в зарубежных странах размер жалованья чиновников не превышает этот показатель более чем в 20 раз. Для сравнения: в России оклад министра (около 20 тыс. руб. в месяц) превышает минимальную зарплату в 44 раза.
Справка "Мегаполиса"
А вот какие зарплаты у высших чиновников в некоторых странах мира. По данным за 2004 год, президент США Джордж Буш зарабатывал тогда 400 тысяч долларов в год, госсекретарь Колин Пауэлл и председатель ФРС Алан Гринспэн – по 171900 долларов, председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Уильям Доналдсон – 142500. Британский премьер-министр Тони Блэр получал 163 418 фунтов – это около 291 тысячи долларов в год.
Зарплата министров французского правительства составляла 159600 евро (191 тысяча долларов) в год, а оклад испанского премьер-министра – 72 тысячи долларов, премьер-министра и президента Эстонии – 41472 доллара в год. Зарплата президента Израиля в 2007 году была повышена на 2,3% и составила 46278 шекелей в месяц (почти 11 тысяч долларов). В 2006 году многие грузинские чиновники получали зарплату больше, чем сам президент Михаил Саакашвили. В то время как его жалованье составляло 4000 лари в месяц (2190 долларов США), заработок руководителя регулирующей комиссии по электронной связи – 20 тысяч лари (11 тысяч долларов США) в месяц, руководителя общественного телевидения Грузии, финансируемого из госбюджета, – 12 тысяч лари (6,5 тысячи долларов США). В Таджикистане заработная плата министра в 2006 году составляла 860 сомони, с другими выплатами она достигала 1300 сомони (1 сомони – 2,9 доллара). Аналогично оплачивается труд госсоветников президента. Заместители министров получают в пределах 300-400 сомони. Меньше всего в чиновничьей иерархии зарабатывают простые специалисты – 150 сомони. А вот губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, отказавшийся от зарплаты чиновника в 175 тысяч долларов в год, зарабатывает миллионы долларов в год, выполняя обязанности шеф-редактора двух журналов о бодибилдинге. Выпускающая журналы "Muscle & Fitness" и "Flex" компания American Media Operations сообщила, что за последние пять лет выплатила ему как редактору 8,15 миллиона долларов, не учитывая бонусов и премий.
И еще один интересный факт: у чиновников в западных странах, вплоть до премьер-министров, нет льгот. Они покупают машины, отдыхают и строят дома на свои деньги.
Победит ли повышенная зарплата коррупцию?
В 2003 г. в Казахстане были опубликованы результаты исследования центра Сандж о коррупции в Казахстане, подготовленного по заказу Программы развития ООН. Тогда среди основных причин взяточничества респонденты назвали низкую зарплату, безнаказанность, круговую поруку и низкий моральный уровень служащих. Снижению уровня коррупции, по мнению респондентов, может способствовать рост уровня жизни населения, соблюдение законов, повышение зарплаты чиновникам, упрощение бюрократических процедур и стабилизация экономического положения в стране. На существенном повышении заработной платы государственным служащим как одного из средств снижения и предупреждения коррупции в Казахстане настаивает и председатель Агентства по делам государственной службы Заутбек Турисбеков.
Напомним, что с 1 января этого года зарплата в бюджетной сфере уже была повышена на 30%, планируется ее дальнейшее увеличение в ближайшие годы. А в рамках административной реформы собираются внедрить новую систему оплаты труда госслужащих, которая будет базироваться "на внедрении объективной оценки работы каждого сотрудника и государственного органа в целом". Поэтапно планируется ввести бонусную систему премирования политических служащих по результатам рейтинговой оценки деятельности госоргана.
В этой связи напомним, что и в России предпринимались похожие меры. Так в 2004 году Владимир Путин подписал указ о совершенствовании оплаты труда госслужащих, повысив в несколько раз зарплаты федеральных чиновников начиная с самого президента. После принятия этого указа зарплата президента России составила почти два миллиона рублей в год, главы администрации президента и федерального министра – чуть больше миллиона. Таким образом, денежное вознаграждение министра выросло почти в пять раз, заместителя министра, начальника департамента или отдела – в 5-12 раз, денежные доходы мелких федеральных служащих увеличились в среднем в 4 раза. Премьер-министр РФ тогда откровенно признал, что президентский указ преследовал цель хоть немного снизить уровень коррупции в высших эшелонах власти. Иными словами, президент и правительство надеялись на то, что чиновники перестанут брать взятки и займутся выполнением своих должностных обязанностей, за которые им платят жалованье, надбавки, премии и поощрения.
Однако до сих пор существуют споры об эффективности увеличения зарплат в целях борьбы с коррупцией. В той же России в конце 2002 года фонд "ИНДЕМ" провел исследование с целью выяснить, какую зарплату нужно платить чиновникам, чтобы они не брали взяток. Опросили 1300 чиновников – от министров до канцелярских служащих. Оказалось, что большинство сотрудников федеральных ведомств устроила бы зарплата 600-800 долларов США в месяц. При сохранении всех косвенных выплат (служебный транспорт, медицинское обслуживание, дешевые столовые) чиновники были согласны получать в среднем 18 264 рубля, а при отмене косвенных выплат – 24 167 рублей. Однако заведующий отделом социологии фонда "ИНДЕМ" Владимир Римский остался скептичен даже после проведения этого исследования: "Часто говорят, что если чиновникам повысить зарплату, то они перестанут брать взятки. Я бы отметил, что простое повышение ее никаких проблем не решит. Просто никаких. Чиновник, судя по результатам социологических исследований, сам говорит, что зарплата не является стимулом профессиональной деятельности. Стимулирует его что-то другое. Не в зарплате дело! Вот о чем нужно задумываться законодателям".
А по словам президента фонда "ИНДЕМ" Георгия Сатарова, ни одно исследование в мире не подтверждает, что уровень зарплаты чиновников и уровень коррупции в стране - две напрямую связанные величины. Зато приводится мнение, что повышение зарплаты в высших эшелонах власти обернется новой дырой в бюджете. Чтобы понять, насколько существенной может оказаться эта дыра, достаточно сравнить оклады чиновников до и после реформы. Ведь деньги в бюджете на содержание органов исполнительной власти выделялись с учетом старых, а не новых зарплат.
Кстати, чтобы представить, сколько в Казахстане необходимо средств на зарплаты чиновников, можно вспомнить высказывание президента во время его поездки в Восточный Казахстан в 2005 году. Тогда на вопрос жителей о возможности восстановления Семипалатинской области Нурсултан Назарбаев сказал: "Если мы вернемся к тому, что было, только для того чтобы дать зарплату чиновникам, это 7 млрд тенге, общие расходы составят 20 млрд тенге".
Однако в Казахстане в отличие от России увеличение зарплат чиновников в рамках новой административной реформы будет происходить не только за счет дополнительных поступлений из бюджета, но и в результате сокращения уровней управления в государственных органах в среднем в два раза. По словам Карима Масимова, в ходе реформы планируется увеличить зарплаты государственных служащих "до уровня, сопоставимого с крупными казахстанскими частными компаниями".
Чтобы примерно представить, какой это "уровень", достаточно вспомнить выступление президента Казахстана 20 сентября прошлого года на заседании Совета безопасности, когда он выразил возмущение непомерными зарплатами ряда руководителей национальных компаний, институтов развития и акционерных обществ с участием государства. Тогда выяснилось, что президент "Казахтелекома" получает ежемесячно 365 тысяч долларов США. И это, не учитывая специальной ежегодной премии в два с лишним миллиона долларов. Камбар Шалгымбаев, президент Банка развития Казахстана, – 100 тысяч долларов в месяц, его заместитель – 40 тысяч, у руководителей "Казпочты" зарплата выросла в 2 раза. Руководитель холдинга "Самрук" получал 34 тысячи долларов, его заместители – 32,5 тысячи. Помимо этого, в расходы за счет компаний их руководители записывали телефонные разговоры, питание, прачечную…
Не думаем, что компании после этого заседания сильно подсократили свои кровные. И если до их уровня собираются повысить зарплаты чиновников, то государству действительно придется раскошелиться на приличную сумму. Тем более что численность государственного аппарата растет. Если в 2003 году в стране насчитывалось около 79 тыс. госслужащих, то в этом году – уже более ста тысяч. В то же время эффективность работы госаппарата пропорционально не возросла.
* * *
Устраивает ли вас ваша зарплата?
Председатель Комитета по работе с несостоятельными должниками Сабыржан Бекбосынов:
– Пока устраивает, но нужно учитывать, что инфляция растет, все дорожает, в таких условиях, естественно, нужно повышать зарплату чиновникам. У них ведь ненормированный рабочий день, возможности дополнительного заработка нет. Поэтому правильно делает руководство страны, когда говорит, что нужно повышать жалованье чиновников до уровня средней заработной платы бизнесменов.
Вице-министр охраны окружающей среды Зейнулла Сарсембаев:
– Зарплата низкая, даже на уровне вице-министра. Ее нужно повышать до уровня средней зарплаты в нацкомпаниях. И не должно быть уравниловки: нельзя сравнивать человека, который работал в этой сфере 30 лет, с тем, кто пришел, недавно окончив университет.
Руководитель аппарата Генеральной прокуратуры РК, экс-депутат мажилиса парламента Рамазан Сарпеков:
– Устраивает, во всяком случае, чтобы детей прокормить хватает. Я человек скромный. Когда работал в парламенте, там тоже была неплохая зарплата. Но, конечно, я был бы не против ее повышения. Тем более, что работа у нас ответственная и часто размер заработной платы не соответствует объему работы. Сейчас она у прокуроров районов колеблется в пределах 30-40 тысяч тенге. И повышение жалованья на 15-20 процентов от ставки – это совсем мало, это проблему концептуально не решит. Нужно повышать в разы, как минимум, в два раза, особенно тем, кто работает в сельской местности.
Гульсум КУНЕЛЕКОВА, "Мегаполис"
|