Маленькие нюансы большого Казахстана. Кто все эти люди?
admin 08 Мая 2013 в 12:15:42
Не совсем верно говорить, что у Назарбаева нет преемника. Главная интрига наследования власти в Казахстане заключается как раз в том, что преемником нынешнего президента может стать любой из достаточно большого списка представителей высшей номенклатуры. Заниматься предсказаниями на этот счёт -- занятие совершенно пустое.
Хотя регулярно составляются "рейтинги преемников". Вот, например, один из последних. В нём, как и в прочих подобных ему, больше удивляет даже не список персон-номинантов, а факторы, которые берутся в расчёт. Вернее -- один фактор. Тот, что указывается в первой графе: "Доверие президента Нурсултана Назарбаева".
Не берусь судить экспертов, участвовавших в составлении этого списка, но всё же, на мой взгляд, узнать уровень доверия Назарбаева по отношению к кому-либо из его окружения можно только одним способом: позвонить Нурсултану Абишевичу и прямо спросить его об этом. Едва ли именно так и было сделано.
Все же прочие факторы, включенные в исследование, гораздо менее существенны, нежели этот, первый. Дело в том, что Назарбаев просто-напросто не может позволить себе роскоши передавать бразды правления тому, кого не считает абсолютно надёжным продолжателем своего курса. Ни "приемлемость для групп влияния", ни "влияние в силовом блоке", ни "экономическое влияние" никогда не станут для него весомыми аргументами.
В окружении президента все знают: он ценит прежде всего личную преданность ему. Но это отношение Петра Великого к Меньшикову, которого царь бил, да любил. Бил за стяжательство и вороватость, а любил за безоглядную верность. Да только вот проблема: преданный стяжатель, оставшись без объекта преданности, остаётся просто стяжателем. Да ещё и при власти.
Поэтому Нурсултану Назарбаеву нужен не тот, кто звонче всех колотит себя кулаком в грудь, клянясь в верности президенту, а тот, на кого можно оставить страну, точно зная, что он не позволит сойти ей с рельс.
О том, насколько несущественны для Назарбаева все качества претендентов, помимо его собственного отношения к ним на данный момент, можно судить хотя бы даже по ротации кадров в высших эшелонах казахстанской власти. То есть, если взять схожий рейтинг из периода позапрошлого президентского срока, то мы увидим, что за исключением двух-трёх персон, пусть и со смещениями, но всё же держащихся в топе, абсолютное большинство участников либо стабильно и неуклонно теряет позиции, либо вовсе вылетает из рейтинга – и даже из власти. Так, например, мало кто в кулуарах навскидку скажет, чем нынче занимается бывший в 2006 году премьер-министром Даниал Ахметов, фигурировавший тогда же во второй строчке рейтинга.
Собственно, даже такое понятие, как "президентская команда", совершенно нормальное для России, в отношении Казахстана мало применимо. То, что в Казахстане можно было бы назвать президентской командой – на самом деле набор президентских рук, если можно так выразиться. Кто-то из самого ближнего окружения незаменим в решении таких-то проблем, другой – лучше всех разбирается вот в таких-то вопросах, а вот на этого можно положиться, когда срочно нужно решать проблему вот эдакого характера. Это – своего рода тесный клуб универсалов-порученцев. Но и только. Да, тот же Абыкаев, тот же Тасмагамбетов, тот же Утемуратов – это старые соратники Назарбаева, опыт и решительность которых ему просто нечем и некем заменить. Но если любого из них представить на месте преемника, неизменно возникнет вопрос: в состоянии ли они будут обеспечивать консолидацию казахстанского общества и поддерживать прежний курс развития страны после ухода первого президента?
Парадокс в том, что все подобные топовые люди, будучи матерыми государственными деятелями, представляют собой эффективную силу лишь в контексте Назарбаева. Без него их частные интересы и амбиции, подкреплённые этой самой матёростью, вступят в противоборство друг с другом – противоборство, губительное для страны. Так что нужна фигура, которая не позволит этим силам стихийно распасться на всяких там Монтекки и Капулетти.
Есть ли такая фигура? А почему бы нет. Очень даже может быть. Но тогда – кто же это, почему Назарбаев не называет своего преемника? В прошлой части уже был дан ответ на этот вопрос: во вселенной Казахстана не может быть двух гравитаций. Теперь пришло время пояснить более предметно.
Фигура, официально признанная Назарбаевым в качестве преемника, даже сама того не желая, создаст новый мощнейший фокус сил, что повлечёт за собой ломку всего казахстанского государственного аппарата.
Понимаете ли, тут даже не в кланах дело (и так ясно, что в принципе любое объявление преемника спровоцирует раздрай меж почтенными семействами). Тут дело ещё в одном маленьком нюансе большого Казахстана, имя которому – "бастык".
Спросите любого казахстанца, кто ему наиболее ненавистен в системе государственного устройства республики. Вам ответят: "бастыки". В русском языке нет слова, сколь-нибудь полно воспроизводящего смысл этого казахского термина в его современной интерпретации. В узком смысле "бастык" -- это крупный чиновник, связанный непосредственно с местным руководством и использующий эту близость и своё должностное положение для решения собственных бытовых проблем. В широком же смысле – мелкий автохтонный олигарх, имеющий доступ к власти. До недавнего времени слово употреблялось в официальной речи и обозначало просто высокодолжностное лицо, но недавно было изъято из реестра должностей – как раз из-за народных ассоциаций.
Так вот, в настоящее время бастыки сидят на своих шестках, худо-бедно обеспечив себя связями и хозяевами. Что в этом хорошего? Да только то, что они, по крайней мере, сидят, привязанные к своим кормушкам.
Однако можно только предположить, какой переполох поднимется в этом бастычьем курятнике, если возникнет тот самый новый фокус сил – то есть, возможность новой кормушки, новых связей, новой власти. За овеществление новых перспектив вся эта публика будет готова ввязаться во что угодно. Межклановые разборки? – Отлично! Националистическая волна? – Замечательно, участвую! Религиозная реформация? – Иншалла!...
С большим или меньшим успехом, но предсказывать шаги матёрых назарбаевских порученцев – можно. Во всяком случае, он их воспитал под себя. Но вот действия их окружения предугадать невозможно. Бастыков слишком много, они слишком хищны и беспринципны. Их категорически нельзя спускать с шестков – их следует медленно и без особого шума убирать оттуда небольшими партиями; работа эта долгая, грязная, но категорически необходимая.
Таким образом, власть, во всей её полноте, должна находиться в руках одной-единственной фигуры, и недопущение каких-либо альтернатив – важнейшее условие функционирования казахстанского государства. Даже намёк на альтернативу несёт в себе угрозу разбалансировки системы, собранной Назарбаевым из чего Бог послал.
Боюсь, что в тот день, когда мы узнаем имя назарбаевского преемника, это будет означать только одно: Нурсултан Абишевич уходит не только из власти. Остаётся надеяться, что он будет оставаться в форме столько времени, сколько потребуется ему на воспитание своего полноценного политического наследника, если такового пока ещё нет.
Кто бы ни стал этим наследником, нет никаких сомнений в том, что после ухода Назарбаева ему придётся с первых же мгновений после обретения статуса принимать жёсткие решения (в том числе и силовые), ибо на излом характера его станут пытать все: и кланы, и националисты, и "зарубежные партнёры" -- словом, все те, у кого уже давно нет вредных иллюзий по поводу характера Нурсултана Назарбаева.
А Казахстану, такому большому внешне, но тесному и тугому, как клубок, внутренне, придётся пройти экзамен на запас прочности. Два десятка лет Назарбаев воспитывал не только своё ближнее окружение, но и страну. Рано или поздно настанет время выяснить: кто оказался лучшим учеником.
http://www.odnako.org/blogs/show_25503/
Хотя регулярно составляются "рейтинги преемников". Вот, например, один из последних. В нём, как и в прочих подобных ему, больше удивляет даже не список персон-номинантов, а факторы, которые берутся в расчёт. Вернее -- один фактор. Тот, что указывается в первой графе: "Доверие президента Нурсултана Назарбаева".
Не берусь судить экспертов, участвовавших в составлении этого списка, но всё же, на мой взгляд, узнать уровень доверия Назарбаева по отношению к кому-либо из его окружения можно только одним способом: позвонить Нурсултану Абишевичу и прямо спросить его об этом. Едва ли именно так и было сделано.
Все же прочие факторы, включенные в исследование, гораздо менее существенны, нежели этот, первый. Дело в том, что Назарбаев просто-напросто не может позволить себе роскоши передавать бразды правления тому, кого не считает абсолютно надёжным продолжателем своего курса. Ни "приемлемость для групп влияния", ни "влияние в силовом блоке", ни "экономическое влияние" никогда не станут для него весомыми аргументами.
В окружении президента все знают: он ценит прежде всего личную преданность ему. Но это отношение Петра Великого к Меньшикову, которого царь бил, да любил. Бил за стяжательство и вороватость, а любил за безоглядную верность. Да только вот проблема: преданный стяжатель, оставшись без объекта преданности, остаётся просто стяжателем. Да ещё и при власти.
Поэтому Нурсултану Назарбаеву нужен не тот, кто звонче всех колотит себя кулаком в грудь, клянясь в верности президенту, а тот, на кого можно оставить страну, точно зная, что он не позволит сойти ей с рельс.
О том, насколько несущественны для Назарбаева все качества претендентов, помимо его собственного отношения к ним на данный момент, можно судить хотя бы даже по ротации кадров в высших эшелонах казахстанской власти. То есть, если взять схожий рейтинг из периода позапрошлого президентского срока, то мы увидим, что за исключением двух-трёх персон, пусть и со смещениями, но всё же держащихся в топе, абсолютное большинство участников либо стабильно и неуклонно теряет позиции, либо вовсе вылетает из рейтинга – и даже из власти. Так, например, мало кто в кулуарах навскидку скажет, чем нынче занимается бывший в 2006 году премьер-министром Даниал Ахметов, фигурировавший тогда же во второй строчке рейтинга.
Собственно, даже такое понятие, как "президентская команда", совершенно нормальное для России, в отношении Казахстана мало применимо. То, что в Казахстане можно было бы назвать президентской командой – на самом деле набор президентских рук, если можно так выразиться. Кто-то из самого ближнего окружения незаменим в решении таких-то проблем, другой – лучше всех разбирается вот в таких-то вопросах, а вот на этого можно положиться, когда срочно нужно решать проблему вот эдакого характера. Это – своего рода тесный клуб универсалов-порученцев. Но и только. Да, тот же Абыкаев, тот же Тасмагамбетов, тот же Утемуратов – это старые соратники Назарбаева, опыт и решительность которых ему просто нечем и некем заменить. Но если любого из них представить на месте преемника, неизменно возникнет вопрос: в состоянии ли они будут обеспечивать консолидацию казахстанского общества и поддерживать прежний курс развития страны после ухода первого президента?
Парадокс в том, что все подобные топовые люди, будучи матерыми государственными деятелями, представляют собой эффективную силу лишь в контексте Назарбаева. Без него их частные интересы и амбиции, подкреплённые этой самой матёростью, вступят в противоборство друг с другом – противоборство, губительное для страны. Так что нужна фигура, которая не позволит этим силам стихийно распасться на всяких там Монтекки и Капулетти.
Есть ли такая фигура? А почему бы нет. Очень даже может быть. Но тогда – кто же это, почему Назарбаев не называет своего преемника? В прошлой части уже был дан ответ на этот вопрос: во вселенной Казахстана не может быть двух гравитаций. Теперь пришло время пояснить более предметно.
Фигура, официально признанная Назарбаевым в качестве преемника, даже сама того не желая, создаст новый мощнейший фокус сил, что повлечёт за собой ломку всего казахстанского государственного аппарата.
Понимаете ли, тут даже не в кланах дело (и так ясно, что в принципе любое объявление преемника спровоцирует раздрай меж почтенными семействами). Тут дело ещё в одном маленьком нюансе большого Казахстана, имя которому – "бастык".
Спросите любого казахстанца, кто ему наиболее ненавистен в системе государственного устройства республики. Вам ответят: "бастыки". В русском языке нет слова, сколь-нибудь полно воспроизводящего смысл этого казахского термина в его современной интерпретации. В узком смысле "бастык" -- это крупный чиновник, связанный непосредственно с местным руководством и использующий эту близость и своё должностное положение для решения собственных бытовых проблем. В широком же смысле – мелкий автохтонный олигарх, имеющий доступ к власти. До недавнего времени слово употреблялось в официальной речи и обозначало просто высокодолжностное лицо, но недавно было изъято из реестра должностей – как раз из-за народных ассоциаций.
Так вот, в настоящее время бастыки сидят на своих шестках, худо-бедно обеспечив себя связями и хозяевами. Что в этом хорошего? Да только то, что они, по крайней мере, сидят, привязанные к своим кормушкам.
Однако можно только предположить, какой переполох поднимется в этом бастычьем курятнике, если возникнет тот самый новый фокус сил – то есть, возможность новой кормушки, новых связей, новой власти. За овеществление новых перспектив вся эта публика будет готова ввязаться во что угодно. Межклановые разборки? – Отлично! Националистическая волна? – Замечательно, участвую! Религиозная реформация? – Иншалла!...
С большим или меньшим успехом, но предсказывать шаги матёрых назарбаевских порученцев – можно. Во всяком случае, он их воспитал под себя. Но вот действия их окружения предугадать невозможно. Бастыков слишком много, они слишком хищны и беспринципны. Их категорически нельзя спускать с шестков – их следует медленно и без особого шума убирать оттуда небольшими партиями; работа эта долгая, грязная, но категорически необходимая.
Таким образом, власть, во всей её полноте, должна находиться в руках одной-единственной фигуры, и недопущение каких-либо альтернатив – важнейшее условие функционирования казахстанского государства. Даже намёк на альтернативу несёт в себе угрозу разбалансировки системы, собранной Назарбаевым из чего Бог послал.
Боюсь, что в тот день, когда мы узнаем имя назарбаевского преемника, это будет означать только одно: Нурсултан Абишевич уходит не только из власти. Остаётся надеяться, что он будет оставаться в форме столько времени, сколько потребуется ему на воспитание своего полноценного политического наследника, если такового пока ещё нет.
Кто бы ни стал этим наследником, нет никаких сомнений в том, что после ухода Назарбаева ему придётся с первых же мгновений после обретения статуса принимать жёсткие решения (в том числе и силовые), ибо на излом характера его станут пытать все: и кланы, и националисты, и "зарубежные партнёры" -- словом, все те, у кого уже давно нет вредных иллюзий по поводу характера Нурсултана Назарбаева.
А Казахстану, такому большому внешне, но тесному и тугому, как клубок, внутренне, придётся пройти экзамен на запас прочности. Два десятка лет Назарбаев воспитывал не только своё ближнее окружение, но и страну. Рано или поздно настанет время выяснить: кто оказался лучшим учеником.
http://www.odnako.org/blogs/show_25503/
|